Мама в сети  

Мама в сети, главная, новости

 

Наши странички

 

Растем и развиваемся

 

поделки своими руками

 

Маленький гурман

 

Семейные праздники

 

Отдых с детьми

 

Детская комната

 

Школа креативных мам

 

Красивая мама

 

Клуб "Мама в сети"

 

 Форум Мамин град - территория вдохновения

Главная/Наши странички/Школьная пора/Родовое дерево. Шаблоны/Герб семьи. Шаблоны/Портфолио ученика/Портфолио дошкольника/Детское портфолио/

Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ

Проектная деятельность школьников

Что такое учебный проект для ученика и для учителя

Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.
А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности для начальной школы - это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.

Организация проектной деятельности

Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Виды проектов

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Выбор темы и постановка цели проекта

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное )

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Рейтинговая оценка проекта

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5, 10, 20

Объём разработок и количество предлагаемых решений

5, 10, 20

Практическая ценность

5, 10

Уровень самостоятельности участников

10, 20

Качество оформления записки, плакатов и др.

5, 10, 15

Оценка рецензентом проекта

5, 10

Оценка защиты

Качество доклада

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5, 10

Ответы на вопросы учителя

5, 10

Ответы на вопросы учителя

5, 10


180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

Общий вид и структура пояснительной записки проекта

Титульный лист.
Оглавление (содержание).
Введение.
Главы основной части.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Структурные элементы пояснительной записки.

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").

Оглавление

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.

Список используемой литературы

После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки..

Рецензия на проектную работу ученика - образец

РЕЦЕНЗИЯ
На работу обучающегося класса
МБОУ СОШ №
_________________
(фамилия, имя, отчество)
По теме:
(название проектной работы)

Структура рецензии:
1. Актуальность или востребованность: (поставленная в работе проблема, попытки ее ре¬шения; почему данная работа интересна).
2. Каким образом автор пытается решить эту проблему (выполнить поставленную цель). Краткое содержание работы, основные выводы, результаты работы.
3. Личная значимость работы ее автора,социальная значимость (чем данная рабо¬та может быть интересна другим. Образовательный потенциал работы (предмет¬ные знания, универсальные умения: какие использовались в работе, какие были приобретены). «Данная работа имеет практическую значимость» и вкратце, в чем она заключается.
4. Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе. «Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской/проектной работы» и далее описывается ее структура и примерное содержание - что в 1 главе, что во 2-й, что в 3-й. Обычно эта информация также присутствует во введении (обычно в конце).
5. Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме, возможные направления дальнейшей работы.

Вывод: проектная работа
(фамилия, имя ученика)
По теме:
(название темы)
Отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется(не может быть рекомендована)к защите.

Примерные темы проектных работ

Экология

1. Раздельный сбор мусора
2. Автомобильный транспорт в городе: проблемы и пути их решения.
3. Влияние изменения климата на живую природу.
4. Атомная энергетика — плюсы и минусы.
5. Жизнь пластиковой бутылки.
6. Здоровый образ жизни как социальная проблема.
7. Изучение экологического состояния водоемов города.
8. Продукты, которые вредны.
9. Проблемы сохранения лесов.
10. Воздействие выбросов загрязняющих веществ на атмосферу и здоровье человека.

Биология

1. Биоритмы жизни.
2. Загадочная плесень.
3. Коралловые рифы.
4. Вода — основа жизни на Земле.
5. Водоросли и их роль в жизни человека.
6. Научно-исследовательская работа «Полезные птицы для сада».
7. Защита бездомных животных.
8. Изучение влияния музыкальных звуков на человека и животных.
9. Природные катастрофы.
10. Способы выживания в дикой природе.
11. Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растений.
13. Зимующие птицы моего края.
14. Есть ли у птиц музыкальный слух?

Информатика

1. Криптография и методы ее практического применения
2. Исследовательская работа по информатике «Облачные технологии»
3. Киберпреступность.
4. Мультфильм своими руками (Windows Movie Maker)
5. Компьютерные технологии: создание видеоролика в выбранной программной среде по выбранной учебной теме (Microsoft PowerPoint,Windows Movie Maker)
6. Разработка сайта по интересующей тематике (Язык html, Web PageMaker)
7. Интерактивные элементы Web-страниц и скрипты.
8. Использование компьютерных технологий для построения графиков функций (Microsoft Excel)
9. Создание 3D-модели объекта. (Например: дом моей мечты, игровая площадка, парк) (Blender, FreeCad, Wings3D,SolidWorks, 3ds max)
10. Автономные движущиеся роботы. Разработка программ управления движущимися роботами (Arduino)
11. Проект робота из фильма «Звездные войны» на основе Lego EVE 3
12. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.

Математика

1. Различные способы доказательства теоремы Пифагора
2. Чем геометрия Лобачевского отличается от геометрии Евклида.
3. Математика – царица или слуга для других наук.
4. Путешествие в историю математики.
5. Частота и вероятность событий.
6. Теория игр. Кубик Рубика.
7. Использование тригонометрических формул при измерительных работах.
8. Удивительное рядом. Числовые ряды Фибоначчи и Золотое сечение.
9. Геометрическая иллюзия и обман зрения.
10. Геометрия в огранке драгоценных камней.
11. Лента Мёбиуса — загадка современности.
12. Геометрия в архитектуре.
13. Древние меры длины

Обществознание

1. Безопасное общение учащихся в социальных сетях
2. Герб, гимн, флаг – как символы объединения общества (на примере символики России).
3. История появления Конституции РФ.
4. Влияние СМИ на формирование общественного мнения.
5. Связь поколений как основа непрерывности истории и культуры.
6. Способы, пути предупреждения преступлений.
7. Мировой экономический кризис: причины и последствии.
8. Конфессии в России.
9. Благотворительность и меценатство в истории России
10. История моей фамилии.

Естествознание

1. Мифы и легенды звездного неба
2. Игрушки на основе гироскопического эффекта.
3. Измерительные приборы - наши помощники.
4. Волшебные кристаллы.
5. Вечный двигатель.
6. Как проявляется влияние природных условий на характер жилищ человека?
7. Модель Земли
8. География на денежных знаках
9. История изобретения полетов
10. Черные дыры и кротовые норы - секреты квантового пространства-времени

Пример проектной работы ученика "Волшебный мир шахмат"

Скачать >>>

Проектная работа Волшебный мир шахмат

Пример проектной работы ученицы 5 класса "Дымковская игрушка"

Скачать >>>

Проектная работа Дымковская игрушка

Пример проектной работы ученика 7 класса "Компьютерная графика на службе человека"

Скачать >>>

Проектная работа Компьютерная графика на службе человека

Пример проектной работы ученика 7 класса "Черная дыра и вся Вселенная в ней"

Скачать >>>

Проектная работа Черная дыра

Пример проектной работы ученицы 10 класса "Информационные войны"

Скачать >>>

Проектная работа Информационные войны

© Мама в сети.

Поделись с друзьями:



Наши странички


Школьная пора

ЕГЭ
Реформа школьной формы
Школьная одежда
Сколько стоит собрать ребенка в школу?
Портфолио портфолио дошкольника - выпускника детского сада, скачать шаблоны
Детское портфолио - шаблоны
Как правильно выбрать ранец для первоклассника
Адаптация первоклассника к школе
Трудности адаптации первоклассников (презентация ppt)
Портфолио ученика начальной школы, портфолио школьника - скачать шаблоны
Портфолио ученика старших классов. Структура и рекомендации по составлению портфолио школьника. Готовые шаблоны
Родовое дерево. Шаблоны
Герб семьи. Как нарисовать фамильный (семейный) герб для школы и детского сада. Шаблоны бесплатно.
Родовое семейное дерево. Гинеалогическое дерево. Родословная. Шаблоны для скачивания
Правила дорожного движения для детей
Коллекция готовых рефератов для школы.
Выпускные платья
Тестовые задания по ЕГЭ
Обсуждаем проблемы подросткового периода


Яндекс.Метрика
Главная::Наши координаты::Форум:::Реклама на сайте