Своим
опытом развития малыша с нами поделилась Анна
Чернова:
"Моей доченьке
Катюше 11,5 месяцев.
Хочу рассказать
как мы растем - развиваемся. Начну где-то с 6 месяца. До
этого времени у нас в ходу были обычные русские погремушки,
крышечки от детского питания, мобиле над кроваткой.
Хранение
игрушек.
Игрушки храним
четырьмя частями:
1)Развивающие
– играем только со мной;
2) и 3) разделяю игрушки на 2 части – чтобы успела соскучиться;
4) то, что требует воплощения фантазии - переработки.
Игрушки с которыми
играемся, храним в ящике из под овощей – такой большой пластмассовый
с дырочками. Ребенок подползает, опирается об него, становится,
и стоя в нем роется, ящик достаточно тяжелый и не переворачивается.
Развитие.
Началось все с
крышечек от детского питания.
А на сегодняшний
момент имеем такие развивающие игрушки:
1.Развивающая
книжка (пока 3 листа) сшитая бабушкой.
Первый
лист: с одной стороны мягкое солнышко с глазками,
с другой – дерево и ромашка. Травка сделана из ниток для
вязания.
Второй
лист: зайчик в кармашке с молнией, цветочек, с
другой стороны – мячик мягкий из разных тканей, пуговички
и бляшка от ремня.
Третий
лист: кармашек на молнии, а внутри голова бегемота
– нажимаешь на нее и слышишь «I love you» (из другой игрушки
вытащили). Отличие от предыдущей молнии в том, что эта крупнее
и она берет двумя пальчиками за замочек, а на предыдущей
страничке – всей ладошкой. Есть еще пуговички с петелькой,
но дочка ими пока не заинтересовалась. На другой стороне
– шнуровка и кармашек на липучке, там внутри мышка с пищалкой.
2. Пластиковая
пробка с дырочкой – продет шнурок с пуговичками на концах
– гоняет туда-сюда, грызет пуговички.
3.
Заводная машинка, очень любит садиться ко мне на колени
и смотреть, как машинка ездит.
4.Ожерелье из
пуговиц, в ходу где-то с 7 месяцев по 8 месяц было.
5. Юла, нравится,
когда папа раскручивает.
6. Пианино детское
– научилась нажимать только к 10 месяцам на маленькие кнопочки,
хотя было куплено в 4 месяца.
7. Книги
А)
Карточки Домана – пока 8 штук – зверушки, печатали сами
на цветном принтере, потом наклеила на картон и продела
шнурок .
Б) Про Курочку
Рябу - Ряба выпуклая резиновая.
В) С пластиковыми
глазками стишки. Любит ковырять глазки.
Г) Любимая книжка
про Мишку. Очень любит картинку, где Мишка упал в воду.
Д) Маленькая книжечка
со стишками. Нравится стишок про лягушку, все время обыгрывала
этот стих и в итоге в 11 месяцев начала квакать.
8. Кубики, особенно
которые разные геометрические фигурки. К 11 месяцам ставит
2-3 кубика один на один.
9.Стаканчики
пластиковые – снимаем- одеваем один на другой.
10. Крышечки из
под детского питания – вставила внутрь вырезанные картинки.
Планирую в будущем их к холодильнику примагничивать, там
всякие буквы, цифры рисовать. А сейчас просто играет с ними
– вытряхивает из коробки, запихивает под диван, складывает
в кастрюлю.
11.Коробочки –
внутрь кладу игрушки или крышечки, любит тарахтеть и открывать.
12. Кастрюли.
13. Ложки, особенно
пластиковые.
14. Вода в чашке.
15
Открывать закрывать крышечки на бутылках. Пыталась насыпать
в бутылки гречку и макароны, игрушки от «киндеров», не особенно
заинтересовало, может где-то в 5-6 месяцев на чуть-чуть.
16. Листать журналы.
17. Рулон туалетной
бумаги – разматывает, обматывается, отрывает по кусочкам.
18.
Коробка с дырочками – вытягивать ленточку
19. Лопатка с
ведерком (в ведерко складывает всякие предметы, в том числе
не совсем подходящие по размеру).
20. Мамина шапка
(одевать, снимать, одевать на игрушки, на маму).
21. Носки, любовь
к ним проявилась практически с рождения, сейчас складываем
туда крышечки, шарики для пинг-понга и вытаскиваем, просто
играемся.
22 .Коробка большая
картонная – залазить в нее.
23. Кухонные безопасные
принадлежности – лопатки там всякие и т.д.
24. Мяч большой
– где-то в диаметре 30см.
25. Бусы пластмассовые
26. Обожает куклу
с волосами, за волосы о пол лупит. К 11 месяцам – укачивает
(а-а-а ляля), расчесывает, кормит с ложки, прикладывает
к моей груди.
27.Пирамидка,
нанизываем всякие колечки.
28. После 11 месяцев
стала интересоваться гитарой со струнами. Очень заинтересовала
настоящая гитара.
29. Мячик с шипами.
30. Неваляшка,
заинтересовалась тоже где-то к 11 месяцам – кидает ее и
наблюдает, как качается.
31.
Очень любит вот такое пианино, купили в 9 месяцев, сразу
освоила – очень легко кнопочки нажимаются.
32.Сувенирные
статуэтки – гномик, лошадка, петушок – стараюсь в моем присутствии
так как разбить может – все таки подарки от друзей.
33. Музыку с сотового
любит – танцует под нее, вообще любит играть с телефоном,
говорит Алло.
34. Шарик на резинке.
35. Гусеничка
– взята с сайта Е.Даниловой. Нравится играть только с зелеными
крышечками - лапками, сама гусеничка не впечатлила.
36.
Вот такая пластиковая разборная кукла – самая любимая.
37. Молоток пищащий.
38. Пищащие резиновые
игрушки, с таким мишкой засыпаем. Очень удобно – можно погрызть
на ночь (чтобы маму не кусала).
39. Была у нас
еще мягкая собака, пела песенку, но пришлось отказаться
– жутко лезла шерсть, как у настоящей.
40. Расчески всякие.
41.
Петух со спиральным туловищем.
Был сделан из поломанной пружинки.
Другие
развлечения:
1. Читает книжки
(чаще вверх ногами)
2. Вытаскивает
постельное белье из шкафа (с 8 по 10 месяц, сейчас уже надоело,
сейчас любимое занятие в ванной вытаскивать грязное белье
из корзины).
3. Скидывает с
дивана постиранное белье стопочкой
4. Смотреться
к зеркалу подползает по сто раз на дню.
5. Стучит по телевизору.
6. С 4 по 7 месяц
любили играть с кулечками, сейчас в сумки любит залазить
и все оттуда вытряхивать.
7. Ставлю таз
с бельем чистым на пол – вытряхивает все из него и сама
в него залезает.
8. Шнурочки-веревочки
любим на одежде тянуть (маминой, папиной, своей)
9. Бирочки – любые
бумажные, тканевые, особенно на подушках.
10. Клавиатура
старая поломанная, но обязательно без шнура
11. Колокольчики
– остались с последнего звонка
12. Ленточки тоненькие,
с 5-6 месяцев любили слюнявить, вертеть.
13. Очень нравилось
одно время - резиновую перчатку медицинскую надувала, завязывала
и давала играться.
14.Есть книжки-
раскладушки, но мы пока до них не доросли.
15. Очень любим
смотреть фотоальбом
16. Играем в кегельбан
из пластиковых бутылок
Предостережения
1. Шнуры – все
время попытки на шее затянуть
2. Игрушки с шариками
– чтобы не выпали – маленький шарик чуть не проглотили
3. Даю играться
ручки без стержней – когда помыла, не заметила что внутри
железные детали ржавчиной стали покрываться
4. Та же беда
что и в п.3 с колокольчиками
5. Давала играть
тушь закрытую и баночки с кремами, пока не прочла как детенок
отравился кремом
6. Цепочки металлические
та же песня что и в п.1
7. Пластиковые
тарелки имеют свойства ломаться и там очень острые края
8. Бумага для
принтера – режет пальчики
9. Брелки - на
них цепочки с острыми краями бывают, они сейчас обо все
зубы чешут, ну и …
а еще у нас был
брелок утка прозрачная, там внутри плавало сердечко и блестюльки.
Мелкой так нравилось играть с ней. Приехала племянница и
грохнула о пол. Благо я ее сразу убрала, а когда мыть стала,
оказывается там трещина пошла и оттуда стала жидкость маслянистая
вытекать по запаху напоминающая керосин. Жуть просто.
10. Тонкие книжки
рвет и время от времени пытается съесть.
11. В журнале
«Мой ребенок» была статья о развивающих игрушках, там предлагалось
в ванночке играть с пластиковыми стаканами. Но так как наш
ребенок с 6 месяцев пьет из кружки, сразу же была попытка
попить из стакана.
12. В год дети
начинают пытаться засовывать разные мелкие предметы в нос,
уши, рот и девочки во влагалище.
По совету
форумчанок «Родительства» kuban.ru завела блокнот развития
ребенка (10-12 месяцев).
Получилось следующее:
А) Познавательное
развитие
1. Игра с пирамидкой
– одевать кольца
2. Крышечки –
открывать/закрывать
3. Ставить кубик
один на другой
4. Действия с
куклой – кормить, вытирать, причесывать, убаюкивать
5. Играть в мяч
6. Толкать игрушку
на колесах
7. Смотреть в
окно (с комментариями мамы)
8. Игра с погремушками
9. Игра с ложками
10.Рассматривать
фотографии
11. Производить
действия с картинками на стене, в книжках, сравнивать соответствующие
картинки с подобными игрушками
12. Отвечать на
вопрос «это кто?»
13.Учить классифицировать
предметы – шарики, кубики, кирпичики и по цветам
14. Переливать
воду из одного предмета в другой
15.Скатывать шарик,
другие предметы, машинки с наклонной поверхности
16. «Найди пару»
- носков, туфель и т.д
17. Наблюдение
с комментариями за другими детьми
18. Путешествие
с мамой по дому с комментариями
Б) Речевое
развитие
1.Действия с игрушкой
с комментариями (вкладывать, открывать, возить)
2. Показывать
игрушки по просьбе мамы
3. Показывать
части лица по просьбе мамы
4. Просьба/действие
– положи, отдай, отнеси, закрой, открой
5. Учить название
одежды, предметов быта
6. Невербальная
коммуникация: учить махать на прощание (до свидания, пока-пока),
разводить руками на слово «нет», показывать как сидеть,
летать, лежать
7. Играть в ладушки
9. Играть в ку-ку
10. «Вытирать»
лицо полотенцем, нос платком
11. Подражать
словам взрослых, других детей
12. Подражать
звукам: плакать, смеяться, кашлять, петь, кричать за животных
13. «Говорить»
по телефону
14. Подражать
интонациям песенок
15. Активная речь
8-12 слов
16. Карточки Домана
17.Чтение книжек-раскладушек
18. Чтение стишков
19. Называть цвета,
особенно новых предметов
20.Учить имена
членов семьи, знакомых
21. Мультики простенькие
с мамой с комментариями
22. Разыгрывать
сценки с игрушками
23. Учить понимать
предлоги
24. Учим выражать
эмоции
25. Описание предмета
– какой он
26. Постепенно
увеличивать описательные фразы
27. Все считаем,
пересчитываем
В)Бытовые
навыки
1. Пить из чашки,
придерживая рукаим
2. Откусывать
хлеб, печение
3.При одевании
поднимать руку, ногу
4.Приносить вещи
при одевании, если их назвать
5. Тянуть руки
к воде при умывании
6. Проситься на
горшок
Г)Физическое
развитие
1. Ползать под
препятствиями
2. Вползать по
наклонной поверхности, сползает с нее
3. Залезать, карабкаться
на диван, спускается с него на пол
4. Стоят без опоры
5. Приседать,
наклоняться, выпрямляться
6. Ходить держась
одной рукой, без поддержки делать несколько шагов
7.С помощью взрослого
подниматься по лесенке детской горки
8. Подражать знакомым
движениям взрослого
9. Подражать простым
движениям сверстников: хлопать, трясти, стучать
10. Занятия с
большим гимнастическим мячом.
11. Ортопедическая
зарядка
12. Развивать
чувство равновесия – ступеньки, бордюры
13. Висеть на
перекладине
Д) Мелкая
моторика
1. Развивающая
книжка
2. Макароны-бабочки
3. Маленький мячик
вкладывать, доставать
4. Массаж кисти,
пальчиков
5. Уничтожение
журнала
6.Катание машинки
7.Растягивание
резиновой перчатки
8.Игра с рулоном
туалетной бумагой
9.Игра с кульком
10. Крутить колечко
на пальчике
Е) Слуховое
восприятие
1. Колокольчики,
бубен, барабан, музыкальное пианино
2 Прослушивание
музыки (классическая, детская, современная)
3.Танцевать под
музыку с мамой
4. Звукоподражание:
топ-топ, баю-бай, ля-ля, тук-тук, цок-цок
Вот несколько
советов психолога:
При игре с ребенком
всегда необходим контакт глаз и располагаться надо напротив
него.
Учить ребенка доделывать все действия до конца – если складывает
предметы в ведерко, нужно положить все предметы (конечно
по настроению)
Особая система чтения: в этом возрасте детки не могут долго
фокусировать внимание, поэтому надо успевать рассказать
о картинке при достаточно быстром перелистывании, но если
все же ребенок остановился и заинтересовался картинкой –
помимо стишка нужно еще обыграть картинку и успеть показать
глазки, ушки и т.д. – так ребенку будет гораздо интереснее,
ведь выдержки хватает только на 2 строчки стишка.
Постепенно в этом возрасте ребенку следует получать опыт
оставаться без мамы с другим человеком, засыпать без мамы
Единственное что
упустила, не начали заниматься по методике Зайцева и Домана,
но у нас еще все впереди.
Надеюсь, что мой
опыт поможет еще кому-нибудь."
©Анна
Чернова.
Поделиться:
|