Реферат по картине «Утро в сосновом
лесу», И.И. Шишкин
«Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Ивановича Шишкина и Константина Апполоновича Савицкого в 1889 году. Савицкий написал медведей, но коллекционер П. М. Третьяков, приобретя картину, стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один И.И. Шишкин.
В 80-е годы 19 века Шишкин создает много картин,
в сюжетах которых он обращается преимущественно к
жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая
и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты
его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается
неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых
годов.
Такие полотна, как "Ручей в лесу (На косогоре")
(1880), "Заповедник. Сосновый бор" (1881), "Сосновый
лес" (1885), "В сосновом лесу" (1887) и другие
по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако
трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах
Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного
искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением
работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами,
воспевающими просторы родной земли. Теперь все ощутимее его стремление
к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры.
Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации,
он использует принципы тональной живописи.
Глухой уголок соснового бора. Тихое утро. Неуклюжие медвежата.
Кто не знает этой картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу"!
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью
пользуется именно эта картина. Замысел ее подсказал Шишкину К.
А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению
этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом
лесу", написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом",
после поездки в вологодские леса. Видимо, "Туман в сосновом
лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке
в Москве (ныне в частном собрании) породил у Шишкина
и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж
с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися
медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как
раз и является туман в сосновом лесу.
Занимательный жанровый
мотив с медведями, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности,
но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное
состояние природы.
Это не просто глухой сосновый лес, а именно
утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими
вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется
глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося
на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности
и глухости дикого леса.
«Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище… Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы…», — говорил И. И. Шишкин
Поделись с друзьями:
|