В мае 2015 года в Центральном музее Великой Отечественной войны состоялось награждение финалистов международного фестиваля «Планета детства». В финал попали работы воспитанниц кружка «Узелки на память»: «Сорока-ворона кашку варила» и «Куколки на выхвалку». Что позволило добиться высоких результатов? Оказывается, это не так сложно, если следовать нескольким простым правилам. 1. Правило номер один – выбрать темой своей работы (проекта) то, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО вызывает интерес, то, что по-настоящему нравится. На этом этапе важно предложить детям выбор и внутри интересующей их темы. Если идея находит живой отклик, если горят нетерпением детские глаза, значит, мы на верном пути. «Доброе начало полдела откачало». Наша тема «Народная тряпичная кукла». В кружок ходят те, кому нравится своими руками создавать милых, тёплых куколок, чтобы играть ими, дарить их, любоваться ими. В первом случае - первоклассницы. Как все дети, они любят играть. Игровые куклы их действительно интересуют. Раскрываем «бабушкин сундучок», где хранятся самодельные народные тряпичные куклы. Выбираем, что именно будем мастерить. Зайчик-на-пальчик? С этим уже наигрались и подарили младшим сестрёнкам и братишкам. Куклака – кулачника? Пожалуй, это больше подойдёт мальчикам. Куклу – перевёртыш «Девку – бабу»? Пока сложновато. Может быть, игровую птичку Каркушу? Сразу вспоминаются потешки, связанные с известной героиней «Сорокой – вороной». У детей появляется желание разыграть их и придумать свои истории, свою игру. Выбор сделан. Во втором случае выбор делает четвероклассница. Что интересует её? Куклы, в которые она будет играть или куклы, которыми захочется любоваться. Есть немало красивых народных кукол, но большинство из них – женские образы. А хочется куклу- девочку, девушку, невесту… Ходим на выставки кукол, листаем книги, заглядываем на сайты, общаемся с народными мастерами. Ищем то, что поразит воображение и вдохновит. Нашли. «Куколки на выхвалку» от вятской мастерицы Нины Васильевны Осиповой. Это куклы девочки, которая, овладевая некоторыми видами рукоделия, демонстрирует своё умение: шьёт кукле нарядную рубашку, вышивает рукава крестиком, сарафан – «козликом». С каждой куколкой мастерство прибавляется, каждая следующая куколка ещё наряднее и пригожей. Куколки как будто говорят: «Посмотри на меня, какая я! Полюбуйся мной! Похвали меня!» И здесь нашлась интересная тема. Что дальше? 2. НЕ ОТКЛАДЫВАЯ, приступаем к осуществлению идеи. Если работа большая, разбиваем её на несколько этапов, но устанавливаем сроки, в которые должен быть сделан проект В первом случае работа длится недолго, включает всего 3 этапа: нужно смастерить игрушку «Каркушу», подготовить необходимый для инсценировки инвентарь (кукольную мебель, посуду) и, наконец, устроить «театр на столе». [youtube]http://www.youtube.com/watch?t=1&v=uR6BuMZYHZI[/youtube] Во втором случае требуется продолжительная работа: сшить куклу, одеть и обуть её, вышить лицо, причесать и украсить. И так с каждой из четырёх кукол. В старину на это уходило у девочки 2 года. Мы тоже не стали спешить. За год наша четвероклассница сшила двух кукол, постепенно набираясь умения шить, вышивать, вязать, и демонстрируя эти умения при изготовлении костюма кукол. 3. Очень важный этап – выставка, презентация своей работы. Важно, чтобы результат труда был представлен и небольшой аудитории: одноклассникам, сверстникам, родителям, друзьям, и на интернет-ресурсах, где эту работу увидят многие. Получив одобрение или дельные замечания, прислушиваемся к конструктивной критике и, если это необходимо, корректируем презентацию. А дальше – дерзайте! Дорогу осилит идущий. Участвуйте в конкурсах, выставках, фестивалях и побеждайте! [youtube]http://www.youtube.com/watch?v=8iy3z4d596Q[/youtube]
|