Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 29 мар 2024, 12:34

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: История русской тряпичной куклы
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 09:57 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 11576
Откуда: Краснодар
Еще в середине XX века почти в каждой семье в деревне дети играли тряпичными куклами.
Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие.
Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях жизни, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из тряпичных шариков и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскут для кукол всегда рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.
Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине XX века в деревне и малых провинциальных городах. Каждый тип в свою очередь рассыпан на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности. При всех этих этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света.
Средний (земной) мир материализован в пышной кукольной груди, которая всегда тщательно обозначалась. Прикрепляя к кукле два туго набитых ровных шарика-комочка, мастерицы не вкладывали в это действо особого смысла. Руководствовались скорее общепринятыми понятиями о женской красоте. Однако именно такая подробность в тряпичной игрушке, как грудь, возведенная в незыблемый канон, - явный признак того, что куклу породило первичное обрядовое сознание, мифологическое мышление наших предков.
В народе куклам не давали имени собственного, как это водится в городской традиции. Табуирование кукольного имени связано с магическим пониманием слова как телесной материи. Озвучивание имени могло нарушить охраняемую целостность куклы: ведь ее мог назвать и чужой недоброжелательный голос. Имя уподобляло куклу человеку, конкретному лицу. Значит, с помощью нареченной куклы можно было нанести вред, воспользовавшись сходством имен для колдовства. Называя куклу по имени, можно было потревожить и дух кого-либо из покойных родственников. В целях защиты от злых сил, из предосторожности куклы и оставляли немыми, безымянными, а если и нарекали, то собирательно: ляльки, маньки, матрешки, цацки… Чаще всего их так и называли – «куклы», обособляя тем самым от других игрушек и потешек. Условный язык безликой безымянной фигурки позволял ей выполнять разные обрядовые роли. Кукла служила оберегом, охраняя ребенка от темных сил.
Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.
В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке. Тряпичная кукла «обретает лицо», которое становится важнейшим элементом кукольного облика. В его создании участвуют средства пластики, линии, цвета. Черты лица конкретизированы с помощью рисунка, росписи, вышивки.
http://www.verizhitsa.ru/doll.php


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История русской тряпичной куклы
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 10:05 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 11576
Откуда: Краснодар
В древности куклы из трав и соломы служили защитниками от злых сил, хранительницами домашнего очага. Были куклы, предназначенные только для помощи по хозяйству. Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. У этой куклы 10 рук. При изготовлении каждой пары рук, на нее начитывались определенные слова - предназначение для этой пары рук (например, а эта пара рук - чтобы детушек качать; а эта пара рук - чтобы хлеб душистый печь; а эта пара рук - чтоб за скотинкой поспевать; а эта пара рук - чтобы в поле трудится; а эта пара рук - чтобы со стариками возиться).
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу «зерновушку», или «крупеничку». Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали ее разными зернами, украшали травой и полевыми цветами. Часто такие куклы висели у хозяев в закромах, чтобы хлеб до весны не кончался. Молодым парам славяне дарили куклы со скрещенными руками, причем две эти фигурки сшивались или скреплялись травяной «нитью», символизирующей неразрывное единство.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История русской тряпичной куклы
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 13:32 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 11576
Откуда: Краснодар
Цитата:
Из статьи Н.В.Осиповой в журнале «Народное творчество»




«Мы вспоминаем о своем детстве, о куклах, о постах и праздниках, о семейных традициях, о старине.

За восемь лет совместного творчества педагогов является результат нашей работы – 12 кукол «вятской самодельной», благодаря которой удалось выстроить гармоничную методику приобщения детей к творчеству. Каждая ступень соответствовала возрасту ребенка. Пять кукол выполняются без иголки, очень быстро и эти движения хорошо усваивались и заучивались маленькими детьми, даже мальчиками. Куклы шитые, как правило, делали только девочки, продолжая играть в них до 12 лет. Украшая и одевая в русский костюм, делая кукольное приданное девочки. Куклу рассматривали как эталон рукоделия. По ней судили о мастерстве и вкусе хозяйки. Сдавшей экзамен дозволяли посещать «посиделки». Зачастую на «посиделки» юные мастерицы брали вместе с прялкой и повозочку с куклами. Изготовление кукол и игры с ними всячески поощрялись. Считалось, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей матерью.

Все чаще говорят родители о том, что дети не расстаются с самодельными игрушками, по особому относятся к куклам наших прабабушек, изменяется к лучшему даже поведение и здоровье детей, их отношение ко взрослым, к сверстникам и малышам.

Делая куколку по правилам, мы еще и оздоравливаем себя – сам собой производится массаж акупунктурных точек ладони. Вот почему теперь в санаториях Кировской области знакомят с вятской народной игрушкой. Бывают и выставки, мастер-классы, лекции и семинары.

Интерес к народной кукле растет, она нужна! Необходима, полезна и красива, дешевый и оригинальный подарок, хранящий теплоту рук, традиций и мудрость наших бабушек и прабабушек – дарящий и нам здоровье и настроение.»

Первая кукла, которая встречает младенца в жизни – «оберег» - это кукла-скрутка, сделанная матерью во время «схваток», перед родами. Таких кукол будущая мама должна сделать 3-7 штук. Ей могла помогать мать мужа или ее мама. Кукла делалась в особых условиях, с молитвой, при свече. Такая кукла называлась «младенчик», «пеленашка».

Одна из куколок - «оберегов» вкладывалась в люльку, «обживала» место будущего младенца. Другая – вкладывалась в ручку новорожденного младенца, после появления его на свет. Размером куколку делали не больше ладони матери. Порой такой куколкой выправлялись врожденные дефекты здоровья младенца. К примеру: если большой пальчик подворачивался внутрь ладони под другие пальцы, младенец считался «не жилец», и в этом случае «оберег», вложенный в ладонь насильно выводил пальчик в правильное направление. В случае смерти ребенка, эта куколка сжигалась.

Еще одна из куколок вкладывалась в складочку головного платка младенца у личика, чтобы сберечь его от «сглаза». В этом случае хвалили младенца-куколку, а не новорожденного.

Другие куколки брались в баню, на улицу. «В гости» ребенка старались не носить. Куколки периодично менялись. В конечном итоге их сжигали. Они не хранились. Эти куколки изготавливались не из «новья», а из ткани одежды матери, отца, близких родственников, с молитвой, неся теплоту, запах, качества характера членов семьи матери и отца. Еще они несли в себе образ, который мать вкладывала в куклу с теми чертами характера, свойствами ребенка, которыми бы он должен обладать.

Другой по назначению куклой в жизни ребенка была кукла «кувадка», которую подвешивали в люльку младенца. В древние времена эти куколки учавствовали в обряде «кувада» во время родов, в бане, где развешивались, что бы отвлечь внимание «нечистой силы» от процесса родов, от матери и новорожденного. В этом обряде был задействован муж и корзина с сырыми куриными яйцами. Муж был переодет в жену, жена в мужа. В конце обряда «кувадки» сжигались, унося все плохое, негативное в процессе родов.

В дальнейшей истории этой куколки обряд забылся, а «кувадки» стали лишь яркими пятнами – куколками на краях люльки или кроватки младенца. И в наше время, как отголосок этих куколок в кроватку ребенка прикрепляются подвески, погремушки…

Еще одна кукла «бессонница» делалась 5 августа в день святого Трофима, в народе называемого «Бессонник». Делалась она из носовых платков, и когда плакал ребенок без каких-либо видимых причин, ее клали в люльку с приговором: «Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой». «Зайчик», свернутый из одного платка, либо сделанный из произвольного квадрата лоскута, с перематыванием его нитями, относится к той самой древней куколке «бессоннице». Он отвлекал ребенка от плача, был его другом, «жил» в его кулачке либо на пальчике («Зайчик на пальчик»).

В дальнейшем, когда ребенок подрастал, бабушка, мать или сестры делали кукол из платков, покрывал, всего, что было в доме «под рукой» и что можно было использовать для этой цели. Это были куклы-младенцы, куклы-близнецы из одного, двух и более платков, зайцы. Это куклы «игровые». Они были уже большего размера, примерно с локоть ребенка. Больших размеров куклы не удобны в игре ребенку. Куклы из платков просто появляются и так же просто исчезают. Но они учат ребенка играть «в дом», петь песенки, колыбельные, любить своего ребенка, как мамочка и бабушка любит их.


Когда ребенок становится на ножки, у куколок тоже появляются «ножки», ручек у тех куколок пока нет. Куколка «убоженька» сделана из 2-3 головных платков. Делалась она бабушкой совместно с внуком или внучкой. Другая кукла «убоженька» делалась из лоскутков и ниток самим ребенком без помощи взрослого. Она была очень любима ребенком, хотя была некрасива, проста и неказиста. Но общаясь с ней и с бабушкой ребенок учился смекалке, умению отвечать на бабушкины вопросы.. Бабушка задавая вопросы судила о задатках ребенка. Его умении соображать, находить выход из сложного положения.

К трем-четырем годам, когда ребенок сам начинал проситься на горшок, ему дарили рубашечку и первые штаны (мальчику), девочке – ленту в косу, бусы. До этого времени ребенок ходил в длинной рубахе, подпоясанной поясом. Не нося в одежде элементы половой принадлежности. Это был просто ребенок. И на этот подарок взрослых, ребенок вместе с бабушкой делал куклу, называемую в Вятке «отдарок-на-подарок», в знак благодарности за рубашечку, ленту. В дальнейшем, когда ребенок вырастал, покидая отчий дом, вместе с крестильным крестиком и нательным крестильным пояском, ему отдавали эту куколку(которая все это время хранилась) в назидание о том, что когда то родители станут немощны и о них надо заботиться так же, как когда то заботились о нем «маленьком».


У ребенка младшего возраста «игровые». В этом возрасте он играет куклами «Мать и дитя», «Мать», «Барыня». С ними он играет в дом, в ролевые игры: он, мать, отец, бабушка. Так дети всех времен играют в «Дочки-матери». Игра помогает отработать жизненные ситуации, сцены, связанные с общением между членами семьи, родственниками, умение выходить из «трудных» ситуаций, найти свое место в жизни общины, своего общественного статуса. Девочки, играя в «свадьбу» выучивали «причет» невесты, сватовство и весь ход свадьбы с песнями и обрядами. И когда они сами были уже невестами, специально этому их никто не учил. Они лишь вспоминали то, что запечатлели в детстве на свадьбах у своих старших сестер и братьев и проиграв это со своими куклами.


В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Каждая семья, кроме повседневных обязанностей по дому и выращивания нового урожая, имело свое ремесло, которое давало дополнительный заработок для семьи. Это были семьи: кузнецов, столяров, бондарей, маляров, плотников, народных умельцев по дереву, лозе, мочалу и т.д. старшие возили товар на ярмарку, где продавали или обменивали его на необходимые для семьи вещи. Продукты. И все члены семьи в процессе изготовления товара имели свой вид работы (операцию). Вся семья была вовлечена в этот процесс.

Наряду с «обереговой», «семейной обрядовой», «игровой» куклами, были еще «сезонные» куклы, которые делались в течение года, и были посвящены тому или иному сезонному земледельческому обряду. Это: «Масленица», «Кострома», «Коляда», «Кукушка» и т.д. Они специально изготовлялись для обряда, участвовали в нем, а затем сжигались, разбирались, разбрасывались. С ними, как считали, уходило все плохое, негативное: проблемы, несчастья, беды, нездоровье. Это элемент обновления и цикличности жизни, когда старое умирает, а новое зарождается и прорастает. Идет круговорот в природе и социальной жизни (народная психотерапия), включая сюда, конечно, и главный неотъемлемый элемент общности людей – религию.

Кукла «Зернушка» («Крупеничка») это когда мешочки с зерном (в более древние времена – гречихи, в дальнейшем – ржи, пшеницы и т.д.)

Обряжают в женщину с юбкой, фартуком, рукавами, повойником и платком. Это кукла – символ плодородия, здоровья, достатка семьи и благополучия.


«Крестец» - крест из прутьев украшенный цветными нитками, лоскутками – охранял у проруби в Крещение – праздник, когда окунались в прорубь, смывая грехи, нечистоту и нездоровье.

Кукла «Коляда» - рождественская соломенная кукла, которая «рядилась» и ставилась в «красный угол» под иконами.

Все эти сезонные обрядовые куклы помогали маленькому человеку понять мир взрослых, мир их веры.. Кукла с момента рождения была рядом и до момента смерти. Она периодически менялась, появлялась и исчезала по потребности в ней человека. Но ребенок вместе со взрослыми делал ее для сообщества людей, связанных определенным процессом, для сына, дочери, внуков. Малыши заботились о ней, как родные заботятся о нем, как Бог заботится о каждом человеке. Малыш делился с куклой своими радостями, проблемами, горем, когда рядом не было взрослых. Кукла всегда была рядом, она была родной, понятной и любимой. Через игру с ней приходили образы «добра и зла», «радости и горя», «любви и ненависти». Через игру ребенок получал морально-нравственные основы человеческой сущности.

С запретом на религию в нашей стране был запрет изготовление, хранение и коллекционирование кукол. Но со снятием запрета на религию и разрешения свободного вероисповедания появился и новый интерес к традиционной самодельной кукле и созданию кукольных коллекций. Через этих кукол мы получаем информацию о наших «корнях», вере, традициях, обрядах наших предков. Через них мы знакомим современного ребенка с историей и культурой Родины. Кукла в данном случае является связующим звеном между поколениями. Игрушка - есть отражение жизни современной и «старинной». Мысленно сравнивая два этих мира игрушек, для себя, можно сделать определенный вывод, не в пользу прогресса.

Игрушки, сделанные мамой, бабушкой из их одежды были теплыми, родными, неповторимыми, неся теплоту родных рук, любовь близких, заботу, молитву о своих детях и внуках, являлись «оберегом» для маленького человека. И, считалось, что до четырех лет в кулачке у ребенка должна быть какая-то матерчатая теплая игрушка. Холодное прикосновение блокировало жизненно-необходимые центры ребенка (через ладонь), неся проблемы в будущем здоровье и его судьбе. Поэтому, в традициях, работа с глиной разрешалась только с четыре-летнего возраста, с соломой, лыком, мочалом – с 10-12-летнего возраста.


Говоря о крестьянской девочке 7-8 лет, можно отметить, что она полная хозяйка, помощница по дому, по ведению домашнего хозяйства. Это нянька младшим братьям и сестрам. Это работница. К 12-ти годам она уже обретала все необходимые практические навыки, связанные с женскими ремеслами, изготовление одежды для себя, своего «приданного». С которым она войдет в дом мужа из своего родительского дома. И ее куклы уже сшитые, так называемые в Вятке «На выхвалку» - показывали уровень ее мастерства, являясь ее «визитной карточкой». Таких кукол было четыре штуки. Они отличались сложностью изготовления: от простой к самой красивой и сложной (лоскутки в наряде такой куклы были самыми красивыми, нарядными, они береглись и даже выменивались). К такой кукле изготовлялось и кукольное приданное. На этих куклах девочка училась крою одежды, вышивке, плетению и ткачеству поясов, вязанию. Она готовит «приданное» для кукол, в дальнейшем делает «приданное» для себя, посещая «вечерки», находясь в подростковом возрасте. Кроме этого, она должна была приготовить подарки для родственников жениха на свадьбу: полотенца, пояса, и т.д.

Лучшая кукла «На выхвалку» шла в ее настоящее приданное, которое она брала в дом жениха. И на девичьи посиделки приглашалась лучшая кукольная мастерица, но пока без «права голоса». А уж «посиделки», «вечерки» - это такая форма молодежного досуга, где парни видели девушку, как мастерицу, песельницу, плясунью. И таким образом выбирали себе невест.

«Свадебные неразлучники» - кукла, которая дарилась молодоженам на свадьбу, особо береглась и вешалась в «красный угол», под иконами. Современные свадебные куклы – отголосок тех самых традиционных «Свадебных неразлучников».

А кукла «Свадебная роща» - на ветке-рогатке – эта кукла вставлялась в свадебный каравай с фигурками животных (с пожеланиями). Этот каравай относили в храм, где он освящался во время венчания молодых, затем его переносили в дом жениха. После свадьбы каравай делился на доли и раздавался «дружкой» гостям. Ветку-рогатку выбирали из плодового дерева «без сучка и задоринки». Длинный ее конец символизировал пожелание молодой семье длинной и ровной совместной жизни, а лоскутки и ленты в месте срастания ветки – пожелание продолжения рода и большого количества детей.

А на колени к невесте во время свадьбы бабкой-повитухой клался «младенчик-пеленашка» - куколка, которая являлась пожеланием благополучного зачатия ребенка для продолжения рода.

Так замыкался «кукольный » круг. И новый «младенчик», что на коленях невесты, будет сделан будущей мамочкой во время схваток в родах. Жизнь продолжается…


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История русской тряпичной куклы
СообщениеДобавлено: 12 фев 2013, 08:14 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 11576
Откуда: Краснодар
Цитата:
В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол.

До наших дней дожила в Воронежской области удивительная традиция изготовления «зольной» куклы. Голову куклы они делают из твердого шарика золы, завернутого в большую тряпицу. Толстенькое туловище пеленают, накладывают груди и плотных шариков ваты и обряжают куклу в яркую юбку и передник.

В Орловской губернии делали тряпичную куклу небольшого размера, с ладошку высотой, из туго набитой прямоугольной подушечки с пришитыми к ней трубочками – ручками и ножками. Наряжали ее исключительно в клетчатые одежды: поневу, передник, платок.

В Смоленском уезде можно было встретить тряпичную куклу, голова и туловище которой были набиты песком или опилками.

В Нижегородской, Архангельской губерниях, в Приуралье делали более сложные тряпичные куклы. В них выдерживались пропорции фигур человека

(с руками, ногами, а позже – лицом). Это были куклы-образы: парень, барыня, царица.

С давних времен множество кукол мастерили на Руси. На протяжении нескольких столетий центром изготовления игрушки был подмосковный город Сергиев Посад.



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История русской тряпичной куклы
СообщениеДобавлено: 12 фев 2013, 08:15 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 11576
Откуда: Краснодар
Цитата:
Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и этнографические; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и несшивную (закрутку):



- кукла - пеленашка – из обычного женского платка. Теплая, мягкая, удобная в руках ребенка (тактильная память), сохраняла ощущение присутствия матери

(2 – 3 года).

- кукла – скатка - за основу этой игрушки бралась полонянка (низ сложить вдвое) плотно скрутить, Все заматывалось нитками; голова охватывалась белой тряпочкой.

- кукла – закрутка – безликая (либо вышивался крест). Мужские персонажи заменяли прутиком. И только к Х1Х в. стали мастерить мужские игрушки.



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История русской тряпичной куклы
СообщениеДобавлено: 12 фев 2013, 08:17 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 11576
Откуда: Краснодар
Цитата:
Русский народный костюм – неотъемлемая часть народной культуры. Из поколения в поколение передавались знания и опыт работы над костюмом.

Основные элементы женского народного костюма: сарафан и панева, рубаха, передник, головной убор. Мужской костюм существенно проще, его основу составляли порты и рубаха. Обязательная деталь костюма – пояс.

Праздничный народный костюм, как правило, многослойный и сложный в отделке, отличающийся сочностью цвета и обилием украшений. Повседневная одежда значительно скромнее и по цвету, и по характеру украшения.

Головной убор: для девушек – повязка и венец; для женщин – повойник, кокошник, кичка, платок. Для украшения головных уборов использовались бисер, вышивка золотой нитью, жемчуг.



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История русской тряпичной куклы
СообщениеДобавлено: 12 фев 2013, 08:19 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 11576
Откуда: Краснодар
Цитата:
Цвет в народном костюме


Красный цвет многие народы наделяли магической, обереговой силой. Красный - цвет огня, крови, солнца; обещание долголетия, плодородия, силы и власти. В традиционных костюмах на Руси использовались до 33 оттенков этого цвета.

Белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали; черный – олицетворением земли, покоя, постоянства, отрешения и скорби. Широко использовались в крестьянском костюме неокрашенные и неотбеленные ткани разнообразных оттенков.

По цвету народной одежды можно было определить возраст ее владельцев: самым скромными были костюмы старух, стариков, детей, а самыми красочными – костюмы девушек и молодых женщин до рождения первого ребенка.

Цвет народного костюма указывал и на место проживания человека. В каждом регионе России крестьянский костюм имел свои особенности.



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История русской тряпичной куклы
СообщениеДобавлено: 12 фев 2013, 08:28 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 11576
Откуда: Краснодар
Цитата:
1) В сентябре в крестьянской деревне игрались свадьбы. Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами, в том числе и изготовлением кукол.

Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты утром в день венчания. Обычно в его приготовлении участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Они же приносили продукты для будущего пирога.

Когда пирог был готов, подруги невесты украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В оформлении главного свадебного угощения часто включались и выпеченные человеческие фигурки, символизирующие дружек жениха и подруг невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая берёзовая рогатка, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Как и другие магические свадебные атрибуты, рогатина из свадебного пирога имела глубокое символическое значение.

В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство. Ствол – мир живых людей, а крона – небеса. В легендах и сказаниях его называли Мировым деревом. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, где становился украшением праздничного стола. Куски пирога раздавались родне жениха и невесты, в чём виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с «Мировым деревом» почали молодые.

2) 27 октября – Берегиня Рода.

В русских игрушках отразились народные представления о мире, добре, красоте. Особенно ярко они проявляются в тряпичных куклах. Основа куколки- туловище и голова. Их изготавливали из белой ткани. Голова символизировала духовную сущность человека. Одежду куколке делали красивую, ярко и празднично украшали. Кукла эта обережная, берегиня, хранительница доброго духа. Берегиню помещают в комнате так, что бы она смотрела в глубину комнаты, а не на окно или дверь, таким образом кукла-берегиня будет беречь теплоту и доброту в доме. Наличие куклы в доме будет отпугивать нечистую силу и злых духов.

3) На Руси 14 ноября отмечался праздник, который именовался «Кузьма и Демьян – ремесленники, курятники». Это старинный русский народный праздник, праздник урожая, праздник Рода, первый зимний праздник, начало зимы. В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь. О доме, в котором отмечался праздник, гласила пословица: «Кто пустит Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать».

По народному поверию Кузьма и Демьян слывут мастерами кузнечного дела. Эти куклы обережные, ими не играли, а традиционно помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника.

4) Спиридон-Солнцеворот.

Люди говорили: «Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет». Праздник Спиридона – это праздник зимнего солнцестояния – 22 декабря, праздник нарождающегося солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы.

На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!».

В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни.

Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон-Солнцеворот хозяину дома «рулить» в своих делах.

5) Какой праздник наступает 7 января?

7 января наступало Рождество Христово. Этот день считается одним из самых великих праздников. Он установлен в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. В этот день дети ходили группами по дворам и славили Христа. Колядовщиков обязательно одаривали, а обмен подарками между родственниками обещал достаток в будущем году. В этот день обязательно изготавливали символ Рождества Рождественского ангела.

Ангелочек, образно говоря – ангел-хранитель – друг наш, он любит нас и бережёт.

6) С праздником Масленицы связано изготовление куклы Костромы.

В имени Костромы слышны старинные русские корни «костерь», «костра», что значит «кора растений». «Кострома» – женское воплощение плодородия, в древности так назывался языческий обряд. Во время празднества сжигали «Кострому» – огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженное в разноцветные одежды и украшенное зеленью. Огонь в народе всегда считался очистительной силой.

7) С обрядами заклинания весны было связано изготовление кукол «мартиничек».

Обряды приходились на начало весны, поэтому кукол называли – «мартиничками».

Обрядом «закликания» весны начинался цикл весеннее – летних праздников в русской литературе. Наряду со сложными ритуальными действиями, в которых главными участниками были сельская детвора и молодёжь, обязательным атрибутом являлись маленькие куколки из мочала.



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История русской тряпичной куклы
СообщениеДобавлено: 12 фев 2013, 08:29 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 11576
Откуда: Краснодар
Цитата:
На всяких праздниках было принято приглашать скоморохов, весельчаков.

От всех дверей,
От всех ворот
Подходи скорей,
Торопись народ.

Ой, вы, куколки-игрушки,
Сувенирчики мои!
Мы их делали, старались,
Что б вы довольными остались!

Оберег для малышей-
Куколка «Куватка»-
От злого глаза ворожей
Повесьте у кроватки!

Бояре и боярыни!
Судари и сударыни!
У нас учиться поспешите,
Шейте, вяжите, творите!
Мы зовём к себе всех,
Кто любит весёлый смех
И веселье и игрушки,
И чудесны безделушки!
Кукла эта «День и ночь»
Всю беду прогонит прочь!
Днём «Белая» дом сторожит,
Ночью «Синяя» за ним приглядит!

Солнце яркое встаёт,
Спешите к нам, честной народ,
Здесь обереги симпатичные,
Куколки отличные!

Праздник наш душе отрада,
И стесняться здесь не надо!
К нам поближе вы садитесь,
Старинному ремеслу учитесь!




Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История русской тряпичной куклы
СообщениеДобавлено: 12 фев 2013, 08:31 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 11576
Откуда: Краснодар
Разминка для рукодельниц:

Цитата:
Я ими платьице крою, (туловище вправо, прямо, влево)
Узоры вырезаю.
Сама и штопаю, и шью, (вращение головой вправо, влево)
Иль маме помогаю.
Для дочек, бабушек и мам (руками «ножницы»)
Хорошие помощницы,
Наверное, знакомы всем.
Это чудо – НОЖНИЦЫ!
На стол кладу я ножницы (стоя прямо, показывая правила передачи ножниц)
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы
Должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми –
Может быть беда.



Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron