Цитата:
Из статьи Н.В.Осиповой в журнале «Народное творчество»
«Мы вспоминаем о своем детстве, о куклах, о постах и праздниках, о семейных традициях, о старине.
За восемь лет совместного творчества педагогов является результат нашей работы – 12 кукол «вятской самодельной», благодаря которой удалось выстроить гармоничную методику приобщения детей к творчеству. Каждая ступень соответствовала возрасту ребенка. Пять кукол выполняются без иголки, очень быстро и эти движения хорошо усваивались и заучивались маленькими детьми, даже мальчиками. Куклы шитые, как правило, делали только девочки, продолжая играть в них до 12 лет. Украшая и одевая в русский костюм, делая кукольное приданное девочки. Куклу рассматривали как эталон рукоделия. По ней судили о мастерстве и вкусе хозяйки. Сдавшей экзамен дозволяли посещать «посиделки». Зачастую на «посиделки» юные мастерицы брали вместе с прялкой и повозочку с куклами. Изготовление кукол и игры с ними всячески поощрялись. Считалось, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей матерью.
Все чаще говорят родители о том, что дети не расстаются с самодельными игрушками, по особому относятся к куклам наших прабабушек, изменяется к лучшему даже поведение и здоровье детей, их отношение ко взрослым, к сверстникам и малышам.
Делая куколку по правилам, мы еще и оздоравливаем себя – сам собой производится массаж акупунктурных точек ладони. Вот почему теперь в санаториях Кировской области знакомят с вятской народной игрушкой. Бывают и выставки, мастер-классы, лекции и семинары.
Интерес к народной кукле растет, она нужна! Необходима, полезна и красива, дешевый и оригинальный подарок, хранящий теплоту рук, традиций и мудрость наших бабушек и прабабушек – дарящий и нам здоровье и настроение.»
Первая кукла, которая встречает младенца в жизни – «оберег» - это кукла-скрутка, сделанная матерью во время «схваток», перед родами. Таких кукол будущая мама должна сделать 3-7 штук. Ей могла помогать мать мужа или ее мама. Кукла делалась в особых условиях, с молитвой, при свече. Такая кукла называлась «младенчик», «пеленашка».
Одна из куколок - «оберегов» вкладывалась в люльку, «обживала» место будущего младенца. Другая – вкладывалась в ручку новорожденного младенца, после появления его на свет. Размером куколку делали не больше ладони матери. Порой такой куколкой выправлялись врожденные дефекты здоровья младенца. К примеру: если большой пальчик подворачивался внутрь ладони под другие пальцы, младенец считался «не жилец», и в этом случае «оберег», вложенный в ладонь насильно выводил пальчик в правильное направление. В случае смерти ребенка, эта куколка сжигалась.
Еще одна из куколок вкладывалась в складочку головного платка младенца у личика, чтобы сберечь его от «сглаза». В этом случае хвалили младенца-куколку, а не новорожденного.
Другие куколки брались в баню, на улицу. «В гости» ребенка старались не носить. Куколки периодично менялись. В конечном итоге их сжигали. Они не хранились. Эти куколки изготавливались не из «новья», а из ткани одежды матери, отца, близких родственников, с молитвой, неся теплоту, запах, качества характера членов семьи матери и отца. Еще они несли в себе образ, который мать вкладывала в куклу с теми чертами характера, свойствами ребенка, которыми бы он должен обладать.
Другой по назначению куклой в жизни ребенка была кукла «кувадка», которую подвешивали в люльку младенца. В древние времена эти куколки учавствовали в обряде «кувада» во время родов, в бане, где развешивались, что бы отвлечь внимание «нечистой силы» от процесса родов, от матери и новорожденного. В этом обряде был задействован муж и корзина с сырыми куриными яйцами. Муж был переодет в жену, жена в мужа. В конце обряда «кувадки» сжигались, унося все плохое, негативное в процессе родов.
В дальнейшей истории этой куколки обряд забылся, а «кувадки» стали лишь яркими пятнами – куколками на краях люльки или кроватки младенца. И в наше время, как отголосок этих куколок в кроватку ребенка прикрепляются подвески, погремушки…
Еще одна кукла «бессонница» делалась 5 августа в день святого Трофима, в народе называемого «Бессонник». Делалась она из носовых платков, и когда плакал ребенок без каких-либо видимых причин, ее клали в люльку с приговором: «Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой». «Зайчик», свернутый из одного платка, либо сделанный из произвольного квадрата лоскута, с перематыванием его нитями, относится к той самой древней куколке «бессоннице». Он отвлекал ребенка от плача, был его другом, «жил» в его кулачке либо на пальчике («Зайчик на пальчик»).
В дальнейшем, когда ребенок подрастал, бабушка, мать или сестры делали кукол из платков, покрывал, всего, что было в доме «под рукой» и что можно было использовать для этой цели. Это были куклы-младенцы, куклы-близнецы из одного, двух и более платков, зайцы. Это куклы «игровые». Они были уже большего размера, примерно с локоть ребенка. Больших размеров куклы не удобны в игре ребенку. Куклы из платков просто появляются и так же просто исчезают. Но они учат ребенка играть «в дом», петь песенки, колыбельные, любить своего ребенка, как мамочка и бабушка любит их.
Когда ребенок становится на ножки, у куколок тоже появляются «ножки», ручек у тех куколок пока нет. Куколка «убоженька» сделана из 2-3 головных платков. Делалась она бабушкой совместно с внуком или внучкой. Другая кукла «убоженька» делалась из лоскутков и ниток самим ребенком без помощи взрослого. Она была очень любима ребенком, хотя была некрасива, проста и неказиста. Но общаясь с ней и с бабушкой ребенок учился смекалке, умению отвечать на бабушкины вопросы.. Бабушка задавая вопросы судила о задатках ребенка. Его умении соображать, находить выход из сложного положения.
К трем-четырем годам, когда ребенок сам начинал проситься на горшок, ему дарили рубашечку и первые штаны (мальчику), девочке – ленту в косу, бусы. До этого времени ребенок ходил в длинной рубахе, подпоясанной поясом. Не нося в одежде элементы половой принадлежности. Это был просто ребенок. И на этот подарок взрослых, ребенок вместе с бабушкой делал куклу, называемую в Вятке «отдарок-на-подарок», в знак благодарности за рубашечку, ленту. В дальнейшем, когда ребенок вырастал, покидая отчий дом, вместе с крестильным крестиком и нательным крестильным пояском, ему отдавали эту куколку(которая все это время хранилась) в назидание о том, что когда то родители станут немощны и о них надо заботиться так же, как когда то заботились о нем «маленьком».
У ребенка младшего возраста «игровые». В этом возрасте он играет куклами «Мать и дитя», «Мать», «Барыня». С ними он играет в дом, в ролевые игры: он, мать, отец, бабушка. Так дети всех времен играют в «Дочки-матери». Игра помогает отработать жизненные ситуации, сцены, связанные с общением между членами семьи, родственниками, умение выходить из «трудных» ситуаций, найти свое место в жизни общины, своего общественного статуса. Девочки, играя в «свадьбу» выучивали «причет» невесты, сватовство и весь ход свадьбы с песнями и обрядами. И когда они сами были уже невестами, специально этому их никто не учил. Они лишь вспоминали то, что запечатлели в детстве на свадьбах у своих старших сестер и братьев и проиграв это со своими куклами.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
Каждая семья, кроме повседневных обязанностей по дому и выращивания нового урожая, имело свое ремесло, которое давало дополнительный заработок для семьи. Это были семьи: кузнецов, столяров, бондарей, маляров, плотников, народных умельцев по дереву, лозе, мочалу и т.д. старшие возили товар на ярмарку, где продавали или обменивали его на необходимые для семьи вещи. Продукты. И все члены семьи в процессе изготовления товара имели свой вид работы (операцию). Вся семья была вовлечена в этот процесс.
Наряду с «обереговой», «семейной обрядовой», «игровой» куклами, были еще «сезонные» куклы, которые делались в течение года, и были посвящены тому или иному сезонному земледельческому обряду. Это: «Масленица», «Кострома», «Коляда», «Кукушка» и т.д. Они специально изготовлялись для обряда, участвовали в нем, а затем сжигались, разбирались, разбрасывались. С ними, как считали, уходило все плохое, негативное: проблемы, несчастья, беды, нездоровье. Это элемент обновления и цикличности жизни, когда старое умирает, а новое зарождается и прорастает. Идет круговорот в природе и социальной жизни (народная психотерапия), включая сюда, конечно, и главный неотъемлемый элемент общности людей – религию.
Кукла «Зернушка» («Крупеничка») это когда мешочки с зерном (в более древние времена – гречихи, в дальнейшем – ржи, пшеницы и т.д.)
Обряжают в женщину с юбкой, фартуком, рукавами, повойником и платком. Это кукла – символ плодородия, здоровья, достатка семьи и благополучия.
«Крестец» - крест из прутьев украшенный цветными нитками, лоскутками – охранял у проруби в Крещение – праздник, когда окунались в прорубь, смывая грехи, нечистоту и нездоровье.
Кукла «Коляда» - рождественская соломенная кукла, которая «рядилась» и ставилась в «красный угол» под иконами.
Все эти сезонные обрядовые куклы помогали маленькому человеку понять мир взрослых, мир их веры.. Кукла с момента рождения была рядом и до момента смерти. Она периодически менялась, появлялась и исчезала по потребности в ней человека. Но ребенок вместе со взрослыми делал ее для сообщества людей, связанных определенным процессом, для сына, дочери, внуков. Малыши заботились о ней, как родные заботятся о нем, как Бог заботится о каждом человеке. Малыш делился с куклой своими радостями, проблемами, горем, когда рядом не было взрослых. Кукла всегда была рядом, она была родной, понятной и любимой. Через игру с ней приходили образы «добра и зла», «радости и горя», «любви и ненависти». Через игру ребенок получал морально-нравственные основы человеческой сущности.
С запретом на религию в нашей стране был запрет изготовление, хранение и коллекционирование кукол. Но со снятием запрета на религию и разрешения свободного вероисповедания появился и новый интерес к традиционной самодельной кукле и созданию кукольных коллекций. Через этих кукол мы получаем информацию о наших «корнях», вере, традициях, обрядах наших предков. Через них мы знакомим современного ребенка с историей и культурой Родины. Кукла в данном случае является связующим звеном между поколениями. Игрушка - есть отражение жизни современной и «старинной». Мысленно сравнивая два этих мира игрушек, для себя, можно сделать определенный вывод, не в пользу прогресса.
Игрушки, сделанные мамой, бабушкой из их одежды были теплыми, родными, неповторимыми, неся теплоту родных рук, любовь близких, заботу, молитву о своих детях и внуках, являлись «оберегом» для маленького человека. И, считалось, что до четырех лет в кулачке у ребенка должна быть какая-то матерчатая теплая игрушка. Холодное прикосновение блокировало жизненно-необходимые центры ребенка (через ладонь), неся проблемы в будущем здоровье и его судьбе. Поэтому, в традициях, работа с глиной разрешалась только с четыре-летнего возраста, с соломой, лыком, мочалом – с 10-12-летнего возраста.
Говоря о крестьянской девочке 7-8 лет, можно отметить, что она полная хозяйка, помощница по дому, по ведению домашнего хозяйства. Это нянька младшим братьям и сестрам. Это работница. К 12-ти годам она уже обретала все необходимые практические навыки, связанные с женскими ремеслами, изготовление одежды для себя, своего «приданного». С которым она войдет в дом мужа из своего родительского дома. И ее куклы уже сшитые, так называемые в Вятке «На выхвалку» - показывали уровень ее мастерства, являясь ее «визитной карточкой». Таких кукол было четыре штуки. Они отличались сложностью изготовления: от простой к самой красивой и сложной (лоскутки в наряде такой куклы были самыми красивыми, нарядными, они береглись и даже выменивались). К такой кукле изготовлялось и кукольное приданное. На этих куклах девочка училась крою одежды, вышивке, плетению и ткачеству поясов, вязанию. Она готовит «приданное» для кукол, в дальнейшем делает «приданное» для себя, посещая «вечерки», находясь в подростковом возрасте. Кроме этого, она должна была приготовить подарки для родственников жениха на свадьбу: полотенца, пояса, и т.д.
Лучшая кукла «На выхвалку» шла в ее настоящее приданное, которое она брала в дом жениха. И на девичьи посиделки приглашалась лучшая кукольная мастерица, но пока без «права голоса». А уж «посиделки», «вечерки» - это такая форма молодежного досуга, где парни видели девушку, как мастерицу, песельницу, плясунью. И таким образом выбирали себе невест.
«Свадебные неразлучники» - кукла, которая дарилась молодоженам на свадьбу, особо береглась и вешалась в «красный угол», под иконами. Современные свадебные куклы – отголосок тех самых традиционных «Свадебных неразлучников».
А кукла «Свадебная роща» - на ветке-рогатке – эта кукла вставлялась в свадебный каравай с фигурками животных (с пожеланиями). Этот каравай относили в храм, где он освящался во время венчания молодых, затем его переносили в дом жениха. После свадьбы каравай делился на доли и раздавался «дружкой» гостям. Ветку-рогатку выбирали из плодового дерева «без сучка и задоринки». Длинный ее конец символизировал пожелание молодой семье длинной и ровной совместной жизни, а лоскутки и ленты в месте срастания ветки – пожелание продолжения рода и большого количества детей.
А на колени к невесте во время свадьбы бабкой-повитухой клался «младенчик-пеленашка» - куколка, которая являлась пожеланием благополучного зачатия ребенка для продолжения рода.
Так замыкался «кукольный » круг. И новый «младенчик», что на коленях невесты, будет сделан будущей мамочкой во время схваток в родах. Жизнь продолжается…