Чур. «Чур, мое!» - кричат дети, когда не могут поделить какую-нибудь игрушку. «Ну, это чересчур», - говорят, когда кто-то выходит за пределы допустимого.
И невдомек ни детям, ни их родителям, к какой седой древности они обращаются в этот момент и какого древнего бога поминают.
У наших предков-язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений.
На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество.
Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура.
Несмотря на грубость работы и ничтожность того материала, из которого вырубались, они почитались священными и неприкосновенными.
Олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубочка толщиной в руку. На нем вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили древнее название свое в известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка, чурбашка.
Также, Чур, охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих - прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: "Чур, меня!", то есть попросить:
"Чур, побереги меня!"
Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: "Чур тебе на язык!" — и злое пожелание не сбудется. Ну а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же скажи: "Чур, мое!" — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.
С 8 по 15 января на Руси наступала Чурова неделя. В это время хозяева, для защиты своего богатства, метили свои вещи и скотину, чтобы у вора не было соблазна их украсть.