Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 28 мар 2024, 22:26

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 118 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 01 июл 2011, 18:55 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
6.08 - Яблочный Спас

Изображение

Второй Спас - 6 августа (серпня) называют яблочным, поскольку в начале августа начинается сбор яблок и овощей, в то время как до этого дня есть садовые яблоки запрещалось. "Пришёл второй Спас - всему час: плоды зреют", "У Спаса не без припаса". Православные христиане отмечали в этот день праздник Преображения Господня. В народе существовало поверье, что у того, кто съест яблоко раньше Спаса, умершие дети не получат яблока в Ирии (Раю).



До Преображения на Руси особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. "Второй Спас яблочком разговляется".



В день второго Спаса, совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки, после чего произносили благодарности и славления Матери Земле и волхв благословлял собранный урожай. Только после благословления плоды разрешалось употреблять в пищу. Хозяева жертвовали в пользу нищих "начатки", небольшие порции каждого из собранных ими плодов. Отсюда возникла поговорка: "На Второй Спас и нищий яблочко съест". Также после освящения раздавались плоды всем прихожанам, посылали их на дом больным. Тех, которые не исполняли этого старого обычая, считали людьми недостойными, о них говорили: "А не дай-то боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил свои добром хворого и бедного". Уборка урожая сопровождалась приговорами: "Вовремя собрать - вовремя убрать", "После Второго Спаса дождь - хлебогной". В день яблочного Спаса пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, иначе же говоря всем, чем одаривает людей сад, лес и огород.



Обычай, запрещающий есть яблоки до сего дня, имеет и назидательное значение: вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают; так и человек в земной жизни развивается и преображается по мере своего нравственного (духовного) развития, проникается светом Божьим. В конце жизненного пути он может стать Светым, Светлым, Просветлённым [прим. а не Святым]. Самый же главный плод - наше духовное преображение и совершенствование.



Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень. Не случайно день второго Спаса называли также "Осенинами": "Со Спаса-Преображения - погода преображается!", "Второй Спас - встреча осени, первые Осенины", "Пришёл второй Спас - бери рукавицы про запас!"



Считалось также, что какой погода будет в этот день, таким будет и Покров: "Каков день во второй Спас, таков и Покров (1 октября)".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 01 июл 2011, 18:55 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
8.08 - Стрибог Летний

Изображение

8 августа (серпеня) отмечается Ветрогон (Стрибог Летний) - буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени... В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: "Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут", "Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету", "Каков Мирон Ветрогон, таков и январь".



Вскоре после Мирона Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 августа) - "На Михея дуют ветры тиховеи - к ведренной (погожей) осени", "Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается", "Михей с бурей - к ненастному сентябрю".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 01 июл 2011, 18:57 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
15.08 - Спожинки (Дожинки, Обжимки)

Изображение

К 9 августа (серпня, жнивеня) на на большей части Земли Славянской заканчивается жатва, отсюда и название праздника - Спожинки (дожинки, обжимки). Спожинки - праздник окончания жатвы, который отмечается 15 августа (серпня). В этот день благодарят Дажьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая) и заплетают на поле из последних колосьев "бороду" Велесу. Православные христиане отмечали в этот день Успение Пресвятой Богородицы (Успение Златогорки). В народе говорили: "Успенский пост спожинками разрешается", "Успение кончает дожинки". Последний сноп ("пожинальник") жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой, - завивают "перепелицу" ("бороду Велесу"). Вокруг "бороды" тщательно выпалывают траву, а внутрь кладут требу: хлеб с солью.



"Уж мы вьём, вьём бороду

У Велеса на поле...

Завиваем бороду

У Велеса да на широком...

На ниве великой

Да на горе высокой,

На земле чернопахотной...

Вейся, вейся, борода

Бородушка, вейся

Сусек наполняйся!"



По окончании жатвы женщины катаются по ниве, приговаривая:



"Нива, нива, отдай мою силу,

Я тебя жала, силу теряла,

Нива, нива, отдай мою силу,

На пест, на колотило,

На молотило, да криво веретено."



При помощи этого заклинания они возвращали отданную ими Земле (ниве, жниве) силу.



Пожинальник посвящается Мокоши (Макоши), его одевают в праздничный женский наряд и ставят на стол, где он и стоит во время пира. На зачине волхвы (жрецы) славят Велеса, поднимая над головой горшок с просом:



"Щедры Велесе

Зри на ны с небеси

Житом одари

Поле возроди

Благо дари веси.

То Влес ущаше праотце наше

Земе раяте, а злаки сеяте,

А жняте вена венища

А цтеть го яко отце божска."



Это Велес учил праотцев наших землю пахать, и злаки сеять, и жать венки на полях страдных, и ставить снопы в жилище, и чтить Его как Отца божьего (из "Велесовой Книги"). В этот день освещают мёд, яблоки и зерно. После зачина вершиться весёлый пир (запрещено употреблять в пищу мясо). Страва: каша, мёд, яблоки, хлеб и квас. С этого дня начинаются осенние хороводы и игрища, ибо лето ушло...



Следует отметить что дата празднества может различаться в зависимости от области и урожая в разные годы (где то Спожинки могут отмечаться и 7.08 и 12.08), но согласно народному календарю:



7.08 - Праздник урожая - Хлеба. Последний сноп "Волосу на бородку".

8.08 - Начало жатвы.

10.08 - Спожинки. Окончание сенокоса.

15.08 - Спожинки. Завершение уборки хлеба.



В некоторых губерниях "Спожинки" праздновались в один день с Хлебным Спасом (16 августа).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 01 июл 2011, 18:59 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
15.08-28.08 Ладино Полетье

Изображение

С 15 по 28 августа (серпеня) отмечается Ладино Полетье - "молодое бабье лето", череда святодней, посвящённых Богине Ладе, одни из последних тёплых дней лета. "Бабье лето" - период тёплой сухой погоды в преддверии осени. Оно наступает после значительного похолодания, и может сопровождаться вторичным цветением некоторых растений, обычно цветущих только 1 раз в год. Продолжительность погожих дней "бабьего лета" бывает различная, также как и время его начала. Обычно это одна-две недели, приходящихся на середине августа или сентября. В Центральной части России "бабье лето" начиналось в Семен-день или день Симеона-летопроводца (1 сентября - старый стиль, 14 сентября - новый стиль). На юге Дальнего Востока "бабье лето" наступает в начале октября. На юге Сибири резкое потепление часто наступает в конце сентября - начале октября. Согласно Толковому словарю Даля, "бабье лето" (Марфино лето) начинается в Семен-день (1 сентября - старый стиль, 14 сентября - новый стиль) и заканчивается на Аспосов день (8 сентября - старый стиль, 21 сентября - новый стиль), или в день Воздвиженья (15 сентября - старый стиль, 28 сентября - новый стиль). Там же у Даля, встречается и молодое бабье лето, имеющие место с 28 августа по 11 сентября (новый стиль) или же с 15 по 28 августа по старому истинному стилю.



Исходное значение словосочетания "бабье лето" - "пора, когда на осеннем солнце ещё могут погреться старые женщины". Также выражение связывают с тем периодом в жизни крестьян, когда заканчивались полевые работы и женщины принимались за домашние дела: мочили лён, трепали его и ткали. В старину в дни молодого "бабьего лета" начинали солить огурцы и следовали обычаю с началом молодого "бабьего лета" мириться и улаживать все конфликты. На Руси эти дни отмечались, как сельские праздники. По вечерам пряли, пели, устраивали посиделки. После "бабьего лета" женщины возились с холстами, брались за веретено, рукоделья. По другой версии, сочетания "бабье лето", "бабьи дни", "бабьи холода" в старину имели смысл, основанный на суеверии: женщины обладают силой возвращать назад времена года и вообще влиять на погоду. В народе говорят, что "только женщина может так согреть, когда уже почти всё потеряно".



Приметы "бабьего лета": В день начала бабьего лета, по обычаю, надо было посадить на коня отрока и выехать с ним на охоту. Люди верили, что от выезда в этот день лошади смелеют, собаки добреют и не болеют; Если в дни молодого "бабьего лета" появится радуга - будет затяжная и тёплая осень; Если молодое "бабье лето" дождливое - жди ненастья на старое; "Бабье лето" сухое - осень мокрая, "бабье лето" ненастно - осень сухая; Много тенетника на "бабье лето" - к ясной осени и холодной зиме.



Крылатые фразы о бабьем лете: "Лен стели к "бабьему лету"; "Бабий праздник" и "бабьи работы"; Бабам в августе праздник, жатва, а с сентября и "бабье лето"; "Молодое "бабье лето" начинается, а Солнце засыпается"; "Какие бабы, такое и лето"; "Бабье лето" - поздняя любовь; "Бабье лето" и мужику в радость; "Бабье лето" как мужик одето; "Бабье лето" - время худеть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 01 июл 2011, 19:00 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
16.08 - Хлебный Спас

[img]http://www.slavlib.ru/images/spas_hlebnyi.jpg[/img]

Третий Спас - 16 августа (серпня) в народе называли хлебным, поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. В народе сей праздник именовали также "Спас на полотне" или "Спас на Холсте" ("Холщовый Спас"), ибо в местах больших ярмарок со дня третьего Спаса начинался полотняный торг, продажа полотна и холстов. Чтобы обеспечить успешную торговлю, на ярмарках совершали особый обряд. Особенно знаменитой была ярмарка в селе Зелёные Горы Нижегородского уезда. В большинстве мест России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних сельскохозяйственных работ до наступления дождей.



Называли Третий Спас и ореховым, ибо к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор с последующей заготовкой. Так, в Зарайском у Рязанской губернии при имении, где рядом находилось много ореховых лесов, в лес отправлялась "старостиха" для пробного сбора; собранное ею за один день считалось мерою для всех женщин, впоследствии идущих собирать орехи. В назначенный день в лесу расстилали ковёр и "веретья", от которых все крестьянские бабы, дворовые люди, горничные девушки расходились для сбора орехов, которые складывались в фартуки, а позже высыпались на разостланные предметы. Работа по сбору орехов могла продолжаться и несколько дней. По народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи.



В народе говорили: "Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки едят; Третий Спас - на зелёных горах холсты продают". В другом варианте звучало: "Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки светят; Третий Спас - именинный сноп встречают", так как к Третьему Спасу в некоторых местах совершались дожинки и обряды, связанные с последним именинным снопом, поэтому и называли Третий Спас - "Хлебным". Говорили: "Третий Спас - хлеба припас"; "Хорошо коли Спас на полотне - хлебушко на гумне"; "Хорош Третий Спас - зимой будет квас".



В день Третьего Спаса или около него крестьяне совершали "досевки", то есть сеяли озимую рожь. После благословления хозяйки провожали мужей на поля с хлебом и солью; при этом на телегу укладывали три снопа, а сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. После посева озимого хлеба пирог и каша съедались всей семьёй.



На Третий Спас происходил последний отлёт ласточек и журавлей. Предки приметили, что ласточки отлетают на зимовку в три Спаса. Журавли отлетают к третьему Спасу: "Кто когда хочет, а журавль к Третьему Спасу отлетает"; "Если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет - так зима позже".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 01 июл 2011, 19:00 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
18.08 - Хорояр или Лошадиный праздник

Изображение

18 августа (серпня) отмечается праздник "Хорояр" - день почитания двух солнечных братьев, Хорса и Ярилы - покровителей коней.



В эпоху двоеверия на Руси отмечали о сию пору день Флора (Фрола) и Лавра - покровителей лошадей: "На Фрола и Лавра - лошадиный праздник", "Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра".



В калужской губернии в этот день ещё в первой половине XIX века селяне приносили "некоему языческому божеству Хораяру" в жертву коня. Да и вообще весь день проводили со своими лошадями: купали их в реке, украшали гривы лентами, окропляли "святой водой".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 июл 2011, 08:44 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
22.08 - Именины Лешего

Изображение

22 августа (серпеня, жнивеня) отмечаются Именины Лешего - чествование Лесного Хозяина и принесение ему особливых треб. В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Агафона Огуменника. По поверьям, в ночь под Агафона Леший (если его предварительно не задобрить) раскидывает снопы по гумнам и вообще творит всякие бесчинства, празднуя свои Именины. В народе говорили: "На Агафона Леший из лесу в поле выходит". В некоторых губерниях для предупреждения потехи Лешего крестьяне всю ночь сторожили гумна с кочергою в руках и в тулупах, вывороченных наизнанку, дабы оберечься от творимого Лешим озорства.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 июл 2011, 08:46 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
1.09-7.09 - Макошино Полетье

Изображение

В период с 1 по 7 сентября (вересеня) отмечается Макошино Полетье - "старое бабье лето", череда святодней, посвящённых Богине Макоши-Прародительнице, последние тёплые дни уходящего лета. Православные христиане отмечали 1 сентября день Симеона Летопроводца. В народе говорили о сём так: "Семён лето провожает, бабье лето начинает".



Начинается бабье лето. На этот день приходится удивительный славянский языческий обряд - похороны мух и тараканов. До наших дней дошли народные пословицы и народные приметы, посвящённые сему дню: "Семен-день - севалка с плеч!", "Семен-день - и семена долой!", На Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши!", "Счастливое новоселье - сухая осень, коли на Семена сухо!", "Бабье лето ненастное - осень сухая".



По старому традиционному календарю, этот день приходился на 1 сентября (по новому приходится на 14 сентября) и был началом нового года. С этот дня начинались первые холода. Это день запашек - опахивания полей для ограждения от нечисти. Если луга в этот день опутаны тенетником, если гуси гуляют стадами, если скворцы не летят - то вся осень будет сподручной для деревенский работ. С Симеона мяли и трепали пеньку, молотили лён и начинали ткать, затевали супрядки - посиделки, на которых и пряли. С Летопроводца до Гурия (28 ноября) правили свадьбы. Родившимся в этот день следует носить амазонит (драгоценный камень) в виде оберега.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 июл 2011, 08:48 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
8.09 - Праздник Рода и Рожаниц (Осенины, Оспожинки)

Изображение

8 и 9 сентября (рюеня, вересеня) отмечается праздник РОДа (соРОДичей) и Рожаниц, посвящённый урожаю и связанному с этим семейному благополучию. Время подведения итогов. Встреча осени - чествование Макоши как Матушки Осенины. В этот день приносят требу Роду Все-Держителю (Все-Богу) и Роду Небесному (Предкам-Пращурам нашим), а тако же прославляют РОД Земной (всех сородичей по Прави живущих): "Богу (РОДу) вовек слава, нам хвала по делам"... Православные христиане отмечали в этот день Рожество Богородицы. Осенины праздновались, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: "Если погода на Малую Пречистую (Богородицу) хорошая - осень будет хорошая".



На зачине произносят славления РОДу, Ладе и Леле, освещают хлебы каждой семье. После зачина начинается обряд "похороны мух". Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение и спячку насекомых во время наступающей зимы. После "похорон" - обрядовая охота на "лосих". Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную "лосиху" сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где затем также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.



В народе на этот день приходился Праздник Урожая и Благодарения Матери Земли. В земледельческом календаре этот день называли "осенинами" или "оспожинками" и отмечали как праздник урожая. Ведь в это время завершались последние сельскохозяйственные работы, которые должны были обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.



С "Осенин" основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего крестьяне заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся семья. Для празднества из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-Сыру-Землю за то что родила хлеб, овощи и фрукты. Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие моменту игровые песни:



"Вейся хмель, перевейся,

На нашу сторонку,

Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье - то большое, мужики богаты!

Что мужики - то богаты, камены палаты!

Что камены палаты, двери золотые,

Что маковки литые!"



Праздник заканчивается рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, мёд, квас, ягодное вино) и игрищами. На пиру чаша пускается по кругу посолонь. Каждый произносит славления. Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных. После праздника Рода и Рожаниц наступает бабье лето.



Всех нас объединяет РОДство по Крови, сходные древние национальные традиции и похожий взгляд на мир, суть которого - "жить по правде и справедливости, творить хорошее, хранить в чистоте тело и душу, стоять на стороне сил Добра". Это мировоззрение Русского народа и всех братьев Славян дошло и до наших дней, и составляет основу духовности нашего народа, для которого "чистота духовная паче телесной". Русичи считали себя потомками своих Богов, которых надо быть достойными".



На Руси считали, что дети - от Бога, поэтому, чем больше их, тем лучше. Это - потомки наших РОДных богов. К тому же, это будущие воины - защитники, работники, матери ("Дети - благодать божья"). Наличие в славянской семье 7-12 детей было обычным явлением.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 июл 2011, 08:50 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
14.09 - Змейник Осенний (День Волха Змеевича) / Закрытие Сварги (Вырий)

Изображение

14 сентября (вересеня, рюеня) отмечается Змейник Осенний - осенний змеиный праздник; один из святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары. Православные христиане отмечали в этот день Воздвиженье Креста (Симеон Столпник). В народном календаре с этим днём связывали начало осенних работ и окончание жатвы. Считается, что с этого дня начинается отлёт птиц, медведь ложиться в берлогу, а змеи празднуют свадьбу своего царя, после чего начинают впадать в зимнюю спячку.



В этот же день строго настрого запрещалось ходить в лес, ибо считалось, что активизировались все лешие и лесовики (лесные духи). Они бесились, бегали по лесу, проверяя всё ли готово к зиме, а потом проваливались под землю, где спали до самой весны (до дня пробуждения Лешего).



После этого дня уже можно было спокойно начинать делать заготовки, собирать осенние грибы и убирать капусту. В течении последующих недель в деревнях проходили капустники или капустинкие вечера. Женщины собирались в домах и рубили собранную капусту. Работа сопровождалась песней: "Вейся ты, вейся капустка".



Во многих местностях в этот день совершался обход посевов, который чаще совершали дети с особыми песнями и закличками. После завершения обхода, хозяйка поля обсыпала детей зерном, подбрасывая его высоко со словами: "Чтобы так же высоко росла пшеница".



Также на этот день приходилось совершение обряда похорон мух, блох и тараканов (схоже с таким же ритуалом во время празднования дня Рода и Рожаниц, который справлялся 8-9 или 11 числа - примерно в то же время, что подтверждает древние корни празднества в эти святодни). Из репы или другого овоща вырезали маленькие гробики, в которые помещали пойманных муж и тараканов, затем гробики выносили из избы и хоронили в огороде.



Обряд похорон совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе; "Ой, таракан наш помер, ой-ой-ой, наш таракашенька, да наш батенька, да наш соколинька, да как мы тебя хороним". Сей обряд сохранился глубокой древности и носил оберегающий характер. Сам ритуал тщательно имитировал основные действия и элементы погребального обряда: обряжение в саван, положение в гроб, оплакивание, отпевание, похоронные действия, погребение и поминки.



Во многих местностях таракана не хоронили, а подвешивали в гробике к ветке дерева. Известно, что подобным образом хоронили умерших многие первобытные народы. Реже подобные обряды проводили летом. Так, для вызывания дождя совершали похороны лягушки. При этом могилу обязательно поливали водой. День Волха Змеевича открывал цикл осенних праздников. Именно после него начинались приготовления к Святкам - Велесовым дням и Коляде: изготавливались костюмы, маски, звёзды для колядования.



В народе о сём дне так говаривали: "Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает", "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает", "На Воздвиженье птица в отлёт двинулась", "Двинулись над Русью птиц вереницы", "На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся - уходят под Землю", "Около Воздвиженья змеи цепенеют, уходят под Землю перед зимней спячкой", "На Воздвиженье ни змей, ни гад по Земле Сырой не движется", "На Воздвиженье медведь в берлогу уходит".



Сие празднество называлось тако же и Днём Огненного Волха Змеевича. Огненный Волх - Бог войны у древних славян, страж Ирийского (Райского) сада и муж Богини Лели. Он был рождён от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он являлся потомком Великого Чёрного Змея, владыки тёмных сил, а Мать Сыру Землю всегда связывали с представлениями о подземном мире, в мифах и легендах разных народов она непременно рождала чудовищ.



Когда Волх подрос, он убил своего отца Индрика-зверя, унаследовав от него власть над силами тьмы, а затем захотел покорить и небесное царство, всю Вселенную. У Волха для этого было больше возможностей, чем даже у самого Чёрного Змея, которого удалось обмануть Сварогу и Симарглу. Молодой Бог обладал не только силой, но и хитростью.



Обернувшись Соколом (кстати, Финист Ясный Сокол - молодой богатырь из русских сказок - это и есть прообраз Волха. А по некоторым источникам, упоминаемый в сказаниях Серый Волк - этот же персонаж), он проник в небесный сад и хотел склевать золотые яблоки - вкусивший их сразу получал бессмертие и власть над всем Миром. Но случайно он услышал как поёт в Ирийском (Райском) саду Леля, и заслушался он этой песней, и забыл обо всём на свете. Тогда впервые увидел Волх, как Леля "по небесному саду похаживает, золотыми кудрями встряхивает и сплетает венок из лилий, напевая песню печальную..." И Волх забыл о своём желании захватить Вселенную, что неизбежно привело бы мир к погибели. Он стал тайным любовником Лели.



Но не мог Волх стать "официальным" супругом Лели, ибо он принадлежал Подземному миру, и должен был быть враждебен силам Света. Узнав, что Лелю по ночам навещает некий гость, её сёстры: Жива и Марена, истыкали иглами окно, через которое влетал Сокол-Волх. Волх прилетел, ранил крылья, и потому вынужден был вернуться в Пекельное царство.



И тогда Леля ушла из небесного царства, долгие годы искала она Волха. Нашла же Леля его, лишь когда "изломала три пары железных башмаков, изломала три чугунных посоха и изжевала три каменных хлеба". Когда Леля шла босиком по острым камням, она изранила свои ноги, и из капель крови богини Любви родились розы. Леля нашла Волха и освободила его от власти подземного мира. Враг небесного мира, грозный и властолюбивый герой, любовью Лели был превращён в главного его защитника и войну сменил мир...



В этот день тако же закрывается Сварга (Вырий). Землю покидает богиня Жива. Дух предков с этого дня не опускаются на землю. Птицы улетают в тёплые края. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 июл 2011, 08:50 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
20.09 - Листобой (Стрибог Осенний)

Изображение

20 сентября (вересеня) отмечается Листобой, или Стрибог Осенний. В этот день холодные ветры, Стрибожьи внуки, приносят осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями. В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Евстафия (Астафия) Листобоя. В народе говорили: "На Астафия примечай ветры: северный - к стуже, южный - к теплу, западный - к мокроте, восточный - к вёдру", "На Астафия ветряк дует всяк, дуют ветры-листобои", "Коли на Астафия туман и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина, то осень благоприятная и снег не скоро выпадет". Примечали: "Если шишки на ели растут низко - жди ранних морозов, высоко - к холодам в конце зимы".



В народе Астафия называли ещё - Астафий Мельник, поэтому сей день отмечали тако же как праздник мельников и водяных мельниц. Мельница всегда считалась в народе чуть ли не мистическим существом зависимым от стихии. То отпугнёт запоздалого путника мерцающим огоньком в узких окошках, то привидится в дурном сне, предвещающем лихие заботы. В метель мельница, что ведьма разгуляется - скрип, вой, страшные вздохи. Крылья мельницы ходят во времени пуще часов. А на солнце она словно крылатый змей, мечтающий разбушеваться. Не ходят дети играть на мельницу. А уж заночевать на ней - пережить свой страх и забыть себя на веки вечные. Праздник сей почитался также и днём проводов Водяного, ибо верили, что Водяной Хозяин засыпает о сию пору до будущей весны.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 июл 2011, 09:02 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
21.09 - День Сварога

Изображение

21 сентября (рюеня, вересеня) отмечается День Сварога - праздник Небесного Кузнеца, Бога Сварога. Прошли уже обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землёй). Землю сковывает от хляби мороз, уменьшается влияние светлых Богов. Земля остаётся на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжёлое (зимнее) время, Сварог подарил им искусство ковки железа, из которого они могут изготавливать всевозможные орудия охоты и труда. Потому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур, а первых приносят Сварогу в жертву.



Девки находят избу, где устраивают братчину, иногда собирают её по всей деревне, и в течение трёх дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечёрках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, устраивают озорные игры с поцелуями.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 июл 2011, 09:05 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
24.09 - Радогощ (Родогощ, Таусень, Световид

24 сентября (вересеня, рюеня) славяне празднуют великий праздник - Радогощ, (Таусень), приуроченный к осеннему равноденствию. Собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. Это самый крупный осенний праздник урожая, во время коего жрец или старейшина "прячется" за яствами (в старину за огромным медовым пирогом), сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: "Зрите ли мя, детушки?". Если ответ будет: "Не зрим, батюшка (отче)", то это означает богатый урожай, а если: "Зрим", то худой, после чего жрец благословляет народ словами: "Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!" или "Так дай же Боги, чтобы на следующий год было больше!" После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чащей с сурьей, начинается "пир горой" (еда на праздничном столе складывается горкой, которая к концу пира значительно уменьшается). Согласно славянским верованиям, о сию пору "закрывается" Сварга, куда "уходят" из Яви светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в сердцах людей, живущих по Прави.



Православные христиане отмечали в этот день Фёклу Заревницу, прозванную так в народе из-за палов сухой травы на полях. С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб (замолотки), зажигали огонь в овинах ("Именины Овина"). Говорили: "На Заревницу хозяину - хлеба ворошок, а молотильщикам - каши горшок". Примечали: "С Заревницы - зори становятся багряными", а день быстро идёт на убыль - "убегает лошадиным скоком".



В этот день разыгрывается сказка о богатыре и поземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей зиме, Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми по раскалённым углям, припевая: "Яже, Яже, потоптаже!" Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежании ожогов. Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен. Праздник заканчивается игрищами.



Слово Малое об общем ходе обрядных действ волхва Велеслава:

1. Принеся общую требу Всебожью Родову, восславить особливо Рода и Рожаниц - яко Все-Единого Все-Отца сущего и Все-Многих Матерей живота всякого.

2. Тако же - восславить Велеса и Макошь - покровителей урожая. Велеса уместно почтить радетельно украшенным снопом в Красном Куту, а Макошь - обережным обходом поля (Родовой Нивы) посолонь да требным (жертвенным) караваем (короваем).

3. Сотворить мистериальное действо, изображающее переход светлых Богов через Калинов Мост в Сваргу. Тако же - проводить Предков-пращуров в Ирий, возложив в огнь соломенную птицу (кою уместно украсить перьями перелётных птиц).

4. Разыграть весёлую скоморошину - "Похороны Мухи" (муха шутейно "хоронится" в "домовине", представляющей собой выдолбленную изнутри морковь).

5. Почтить Предков братчиной, зачин коей положить уместно благословлением урожая на будущий год. Вся страва (еда) складывается горкой на край стола, за ней прячется волхв (старейшина) и спрашивает остальных: "Зрите ли мя, детушки?" Коли урожай был собран обильный, и горка сложена изрядная, ему отвечают: "Не зрим, отче!" Тогда старейшина распрямляется в полный рост и речёт: "Да буи так, чтобы и на следующий год было больше!" Среди обрядовой стравы (еды) уместны: яблоки, орехи и мёд.

6. В заключении празднества - лепо прославить Родных Богов весёлыми песнями да играми со всякими забавами молодецкими. А ещё - по углям горячим походить, дабы на зиму силою Огненною-Божскою с-Правно преисполниться - Богам Родным во славу, а нам во здраву!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 09 июл 2011, 14:21 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
1.10 - Покров

Изображение

1 октября (листопада) отмечается праздник встречи Осени с Зимой, называемый в народе Покровом. Корнями сие празднество уходит очень глубоко в изначальную языческую Русь, и, возможно, назывался ранее Первым или Малым Осенним Сварожьем. В этот день Сварог кроет Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На земле же - конец осенних хороводов и игрищ, начало зимних девичьих посиделок и свадеб. Девушки просили Ладу и Сварога о замужестве: "Покрой, Сварог, Мать Сыру Землю снежком, а меня женишком!" О сём в народе говорили: "Придёт Покров. девке голову покроет" (девичья голова покроется платком - символ замужества), "Если снег Землю покрывает на Покров - счастливое предзнаменование для обручённых". Пора, когда осень "перемалывается" на зиму. Срок начала осенне-зимних сельскохозяйственных работ. Крестьяне переходили на зимнее житьё в избах, начинали держать скотину дома - на зимнем корме. О сию пору земля засыпает на зиму, одеваясь в белое снежное покрывало. Начинается зазимье. По наступлению зазимья Леший начинает подыскивать себе зимовье.



Само название праздника народные верования связывали с первым инеем, который "покрывал" землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точно названия праздника не сохранилось. Примерно с этого дня начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи. В этот день Домовой спать укладывается и в связи с этим в избах совершался ритуал "запекания углов". Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные "блинцы" (блины небольшого размера), а первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.



Православные христиане отмечали в этот день Покров Пресвятой Богородицы. В народе говорили: "На Покров до обеда осень, а после обеда - зима", "Покров кроет Землю где листком, а где и снежком", "Не удивляйся снегу на Покров". Примечали: "Какова погода на Покров, такова будет и зима", "Если на Покров ветер дует с севера или востока, то зима будет холодная и многоснежная; если с юга - зима тёплая; если с запада - снежная".



На следующий день после Покрова отмечали день Киприана и Иустины - 2 октября. В этот день обращались к Велесу и Макоши с просьбой защитить от нечистой силы, колдовских чар и злых наваждений. От злого очарования девушки просили Макошь (Устинью), а парни - Велеса (Куприяна).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 09 июл 2011, 14:23 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
4.10 - Проводы Лешего

Изображение

4 октября (листопада) отмечаются Проводы Лешего - прощание с Лесным Хозяином до будущей весны и благодарение за все его дары, собранные в лесу за лето. Леший - олицетворённая душа леса. Когда приходит зима, Леший и подвластный ему лес засыпают. Впрочем, верование в то, что Лешие спят всю зиму до весны - было распространено на Руси не повсеместно.



В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился Иерофеев (Ерофеев) день. По поверьям, с этого дня перестают бродить по лесам последние Лешие (те, что не ушли под землю на Змейник Осенний). Чуя, что выходит их срок, Лешие порой ломают в лесу деревья, на полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам. Весь этот день по лесам воют ветры и слышатся стоны Леших. Леший зазывал к себе людей, аукал и свистел, потому знающие люди не советовали ходить в лес в этот день. С первыми петухами Лешие проваливаются сквозь землю, чтобы вновь вернуться лишь будущей весной.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 09 июл 2011, 14:25 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
21.10-27.10 - Осенние Деды (Дзяды)

Осенние Деды (Навья Седмица) - череда святодней, предшествующих Осеннему Макошью, седмица (неделя) поминовения Предков - с 21 по 27 октября (листопада, жёлтня), проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий (до будущей весны) которые крепя собой Род Небесный становятся Духами - Охранителями РОДа Земного. В их честь подаётся поминальная еда, которая должна быть горячей, чтобы духи могли вдыхать поднимающийся от пищи пар. Кроме того, на столе кладут больше ложек и ставят больше стаканов - для Предков (этот обычай сохранился и до сегодняшних дней). Каждого умершего предка называют по имени.



В пору двоеверия на Руси субботу перед Дмитрием Солунским (26 октября) называли Дмитриевскими Дедами и посвящали поминовению умерших родителей и предков. Отсюда и другое название праздника - Родительский день или Дмитриевская родительская суббота. Согласно легендам в этот день Дмитрий Донской положил справлять тризны по воинам, павшим на Куликовом поле. Кузьминскими дедами называли поминальную субботу перед днём святых Космы и Дамиана (1 ноября), а Михайловскими Дедами называлась субботу перед днём Михаила Архангела (8 ноября).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 09 июл 2011, 14:26 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
28.10 - Осеннее Макошье

Изображение

28 октября (листопада, жёлтня) [в ближайшую к 1 ноябрю пятницу] отмечается Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) - святодень, когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода "засыпают" до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у них прощения за "всё, чем досадили" им в завершающемся году. Тако же святодень сей посвящён Матери Макоши - Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей (Нитей Судеб) всего сущего. В этот день жрицы Макоши моют (обрядовое вопрошание: "Что бабы, деете?" И ответ: "Мокриды творим, батюшка!") и расчёсывают Кудели Судеб - распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговоренной водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают судьбу.



Женщины готовятся к предстоящим работам зимними вечерами. Поэтому обавница начинает зачин приветствием:



"Хозяйка, открывай двери!

Стоят гости на твоём дворе.

Открывай двери все тесовые,

Стели дорожки новые.

Пришли к тебе гости светлые,

До тебя пришла Мокошь-матушка.

Дарует тебе как матушка,

В избёнку идёт закутную,

Открывает ларцы малёванные,

В один кладёт ткань тонкопрядную,

В другой кладёт белое полотно,

В третий кладёт доброе сукно."



Жрица в венке и с рогом в руке собирает в требу хлеб, вино и мёд. В жертву приносится курица. После зачина обязательны гадания на предстоящую зиму.



Для пира женщины варят кашу из пшена с молоком и мёдом, а также жарят курицу. Обряды начинают в личинах, которые впервые надевают после летнего перерыва.



Этот праздник ныне известен на западных окраинах Европы и в Новом Свете как "Хэллоун" (Духов день, День всех святых). С наступлением темноты начинается буйство духов - силы тьмы радуются наступлению зимы. Чтобы отпугнуть злых духов и не дать им помешать празднику, люди надевают страшные личины (наряды). Ещё одна особенность праздника: водят двух кольцевой хоровод. Одно кольцо (большее), закручивается посолонь (т.е. по Солнцу, по часовой стрелке) - на жизнь, а другое противосолонь (т.е. против Солнца, против часовой стрелки) - на смерть. Это означает приближающуюся зиму. С этого дня начинаются большие зимние домашние работы: прядение, ткачество, шитьё, вышивание.



В пору двоеверия на Руси отмечали две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, почитаемой в народе Земляной и Водяной Матушкой, покровительницей браков и целительницей болезней (особенно, происходящих от колдовства): 14 октября - день Параскевы Грязнихи, Параскевы Порошихи, или Параскевы Трепальницы (ибо лён трепали), и 28 октября - день Параскевы Пятницы или Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая "льняные смотрины".



Образ святой великомученицы Параскевии в народном сознании связался с остатками культа древней языческой богини Макоши. Основой для слияния стала общность функций - и Макошь, и Параскева покровительствовали браку и родам, а также всем женским занятиям. Днём поминовения Макоши считалась считалась Пятница. Но и после принятия христианства пятый день недели - Пятница связывался со святыми женского пола. Не случайно культ Пятницу постепенно заслонил собой архаичную Макошь. Вероятно, со временем все обычаи чествования Пятницы соединились с образом святой великомученицы Параскевии (в чём немалую роль сыграло и созвучие наименований: параскеон - пятница по-гречески). Согласно библейской легенде Иисус Христос был распят в пятницу, с чем связана вера в исключительное значение этого дня недели. Однако, исследования показывают, что пятницу почитали на Руси задолго до принятия христианства. Видимо, тогда же возникла вера в 12 пятниц в году, в которые необходимо поститься. Эта вера отразилась в апокрифическом сказании "О 12 пятницах" и в соответствующем духовном стихе. Культ пятницы зафиксирован и у многих народов Европы.



Почитание Пятницы у славян было настолько глубоким, что в древности лик Параскевы Пятницы часто изображали на оборотной стороне икон Богородицы. Посвящённый Макоше - Параскеве праздник отмечался 28 октября и именовался Пятницей, хотя далеко не всегда он приходился на пятницу. В этот день женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а также купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нити на веретене. В христианских быличках рассказывается о том, что Параскева Пятница появлялась около больных или рожающих женщин в этот день и облегчала им страдания.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 09 июл 2011, 14:28 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
31.10 - 1.11 - Велесова Ночь

Изображение

Велесова (Марина) Ночь - чародейная ночь с 31 октября (листопада) на 1 ноября (груденя), когда Белобог окончательно передаёт Коло Года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь. Следующий день (1 ноября) иногда называют Мариным днём.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 09 июл 2011, 14:29 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
1.11 - Сварогов День

Изображение

1 ноября (груденя) отмечается Сварогов День, день Бога Сварога, который является Праотцем всего рода Богов. Именно он выковал для русичей первый плуг и золотое обручальное кольцо, потому является небесным кузнецом (Творцом Мира и людей), покровителем земледелия и брака, а также Богом Небесного Зодиака - Круги Сварожого. Согласно киевским легендам, в этот день он начинает изготавливать плуг, который сбросит с неба русичам на Коляду. Поэтому "Хвалимо Сварога, который этому Роду Божескому является началом, и всему роду колодец вечен, который вытекает летом от источника своего, и зимой никогда не замерзает" (Велесова книга).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 09 июл 2011, 14:31 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
1.11 - 7.11 - Сварожки (Сварожьи святки)

Изображение

Второе, или Великое Осеннее Сварожье, именуемое тако же Сварожками - череда святодней, посвящённых Сварогу, Ковалю Небесному и Отцу Светлых Богов - Сварожичей. Сварожья седмица (неделя): с 1 по 7 ноября (груденя). Пора окончательного "закрытия" Сварги, а также время, когда Земля начинает сковываться на зиму льдом. На капище в жертву приносится петух.



В пору двоеверия на Руси 1 ноября отмечали день святых Космы и Дамиана - Кузьму-Демьяна Зимнего (Кузьминки). Святые Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян) почитались в народе как родные братья-бессребреники, целители, покровители домашнего очага, устроители браков, мастера и труженики. Тако же Кузьму и Демьяна почитали как покровителей кур. В деревнях в этот день хозяйки непременно звали священника отслужить у курятника молебен и окропить кур святой водой. В народных представлениях петух и курица были тесно связаны с плодородием и свадебной обрядностью. Девушки просили Кузьму-Демьяна в этот день о женихах, поэтому Кузьминки почитались в народе и как девичий праздник.



В народе говорили: "Кузьма и Демьян - проводы осени, встреча зимы, первые морозы", "Кузьминки - курьи именины, девичий праздник", "Батюшка Кузьма-Демьян - Куриный Бог", "На Кузьму-Демьяна - курицу на стол". О сию пору обычно устанавливается первый (непрочный) зимний путь: "Кузьма-Демьян с осеннего перепутья путь правит", "Демьянов путь - не путь, а только зимы перепутье".



Очень много Кузьминских приговоров связано с началом зимы и первыми морозами: "Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идёт", "Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь Святую в ней ледяные цепи куются", "Закуёт Кузьма-Демьян, до весны не расковать", "Кузьма и Демьян с гвоздём", "Кузьма-Демьян - скуй воды", "Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна" и т.п.



Тако же о сию пору отмечались: 2 ноября - Акиндин и Пигасий ("Акиндин разжигает овин, Пигасий Солнце гасит", "Акиндин и Пигасий осматривают житницы"); 6 ноября - Павел Исповедник и Варлаам Хутынский - Ледоставы ("Если на Ледоставов снегопад, зиму надо ждать снежную, хорошую для озимых", "Если лёд на реке становится грудами, то и хлеба будет гладко", "На Ледоставов встречаются два друга - мороз да вьюга"); и 8 ноября - Михаил Архангел, пора кратковременных Михайловских оттепелей: "Кузьма закуёт, а Михайло раскуёт". Если же оттепелей не было, говорили: "С Михайлина дня зима стоит, земля мёрзнет", "День Михайла - с полумостом", "Михайло мосты мостит", "Со дня Михайла Архангела зима морозы куёт".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 118 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron