Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 28 мар 2024, 11:25

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Геометрия и мозаика
СообщениеДобавлено: 20 апр 2009, 21:38 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
Шестиугольная геометрия для малышей
Источник

Для очень многих словосочетание "детская мозаика" ассоциируется прежде всего с круглой коробочкой-планшетом и пластиковыми гвоздиками с шестиугольными шляпками. Не знаю, кто и когда додумался до такой игрушки, но идея оказалась достойной самых высоких слов. Прежде всего, сам процесс втыкания, вставления, вдевания гвоздика в отверстие донышка стимулирует развитие точности движений рук и ловкости пальцев. Удержание гвоздика - зарядка для хватетельных навыков, и в первую очередь для очень важного навыка взаимодействия большого и указательного пальца. И, разумеется, сама геометричность игрушки и форм получающегося рисунка создает поле для легкого восприятия некоторых вроде бы само собой разумеющихся геометрических понятий, которые тем не менее зачастую весьма затруднительны для понимания в абстрактном представлении.
Изображение

Обычно на коробке с мозаикой указывается ограничение от трех лет, связанное с относительно мелкими размерами самих гвоздиков. Но если мама или иной ответственный человек готовы сидеть рядом и заниматься с ребенком, можно попробовать мозаичные игры и раньше. Есть в продаже и крупноформатные гвоздики, но на мой взгляд они слишком громоздки, и за размерами теряется часть смысла - гвозлик сам по себе становится объектом внимания ребенка, и им вполне можно играть без дополнительных обременений по составлению мозаики.

Самое главное в детских развивающих играх - не фиксироваться на том, что это - развитие, занятие, задание. Игра должна в первую очередь быть игрой. И это верно как для трехлеток, так и для школьников. Поэтому в действительности для игр с малышом не нужны планы, тематические и методические указания. Поиграйте сами, позвольте малышу проявить фантазию, а то, что является научно-познавательно-развивающей информацией должно быть фоном этой игры.
Изображение

Итак, что можно показать малышу на примере шестиугольной мозаики? Первое - это, конечно, цвета. Разноцветные фигурки одинаковой формы наглядны и просты в восприятии. Малыши часто стремятся к дополнению фигурки, сложенной мамой, гвоздиками того же цвета. И отлично - пусть тренируются.

Второй очень простой и наглядный пример - размеры и формы. Маленький и большой шестиугольник (и любая другая фигура), помимо сравнения размеров дают четкое визуальное представление о геометрическом понятии подобия - то есть схожести форм. Можно легко продемонстрировать, что по разному развернутые фигуры являются в действительности одинаковой формы. Но самое главное - малыш учится этому исподволь, без отягощения строгими определениями и формулами.

Соединение трех понятий формы, размера, цвета - фактически определяет наше визуальное восприятие мира. Для самых маленьких, еще не говорящих, хорошо просто четко проговаривать: "Это большо-о-ой, это ма-а-аленький". Для 3-4 леток можно повторять названия фигур - треугольник, шестиугольник и т.п. Для дошколят 5-6 лет уже можно делать сравнения ("Этот синий треугольник меньше, чем красный, но больше, чем зеленый), ранжировать ряд картинок по каким-либо признакам (например, выстраивать по размеру) и проводить аналогии фигур с известными понятиями и предметами (треугольник как крыша дома, круг как серединка цветка и т.п.) Младших школьников можно учить устному счету и арифметическим действиям, используя гвоздики аналогично счетным палочкам. И в этом случае наглядность создания определенной фигуры на плоскости из заданного количества точек формирует четкое образное представление об основах геометрии еще до того, как ребенку вручат линейку, циркуль и произнесут что-нибудь вроде "докажем теорему".
Изображение

Одним из занимательных моментов для детей в шестиугольных мозаиках часто становится невозможность построить сплошными линиями правильный квадрат или прямоугольник. Мозаика рассчитана таким образом, чтобы можно было замостить плоскость шестиугольниками, и поэтому любой образ нужно реализовывать с углами, кратными 60 градусам (30 получается, только если мысленно выстраивать треугольник вместо ломаной линии ряда шестиугольных элементов мозаики). Такая особенность очень показательна для малышей, часто привыкающих рисовать шаблонные домики квадрат+треугольник и воспринимать мир согласно неписанным правилам прямоугольных комнат, прямоугольных домов, прямоугольных улиц и перекрестков. Еще хорошо, если у родителей есть возможность, показать ребенку пчелиные соты и подтолкнуть его к пониманию идентичности геометрических форм сот и шестиугольного мозаичного мощения.
Изображение

Отсутствие прямых углов не мешает созданию множества интересных форм и рисунков. Полностью закрыть поверхность планшета можно не только трех и шестиугольниками - можно выстроить и четырехугольники, причем разных размеров. Переход от понятия квадрата к понятию четырехугольник часто становится излишне проблематичным для школьников как раз в силу начального обучения, когда 3=треугольник, 4=квадрат, и так далее. Между тем, четырехугольники - очень интересные фигуры, к тому же это многоугольники, которые могут быть не только выпуклыми.
Изображение

На примере треугольников, четырехугольников и шестиугольников легко объяснить принципы построения геометрического паркета Необязательно (и даже нежелательно) задействовать формулы - достаточно элементарного представления: так получается, а вот так - нет. Некоторые дети стремятся во что бы то ни стало заполнить все дырочки, некоторые используют пустые места как часть общего рисунка. Соответственно, и тем, и другим можно показывать примеры иных решений.

Если отвлечься от чисто геометрических фигур, то лучше всего из шестиугольников получаются различные звездочки и цветочки. Сама форма из 7 гвоздиков - 1 в центре, 6 вокруг способствует составлению цветочных ковров. И в составлении композиций начинает играть свою роль ограниченность пространства для создания рисунка. Причем это пространство опять-таки имеет шестиугольную форму. Во многом, сами собой получающиеся формы цветов и звезд способствуют возникновению симметрии - как осевой, так и центральной. Принципы отражения или поворота - не в чертежах, а в мозаике многим детям кажутся естественными - они охотно составляют симметричные картины, в том числе и на собственные сюжеты. И даже неважно, будут ли дети знать само слово "симметрия" - важно их умение создать зеркальную картинку, воспроизвести рисунок в определенном месте с некоторыми заданными условиями.
Изображение

Нет ничего невозможного в том, чтобы "копнуть поглубже" и дать малышу представления о некоторых геометрических понятиях от диагонали, биссектрисы и медианы до пространственной геометрии и понятий о трехмерных фигурах и структурах. Главное здесь - не перестараться. Да, дети многое впитывают как губки (это расхожий штамп, но он настолько отражает суть детского познания, что удержаться от его употребления невозможно), дети рады-радешеньки осмысленному вниманию со стороны взрослых, но детство должно быть все-таки счастливым, а не устремленным к вундеркиндству. Золотая середина у каждого родителя свое, но все же нет смысла перегружать ребенка заведомо сложными для произнесения словами и абстрактными понятиями. Лучше пусть чуть позже, познакомившись на новом уровне с давно понятными вещами, школьник с успехом воспримет эту информацию.
Изображение

В большинство мозаик обычно вкладывается листочек или целая книжечка с образцами для копирования. Неплохо, если дети правильно копируют эти образцы. Копирование - полезный навык и занятие, развивающее наблюдательность и внимание. Но наряду с копированием малыша обязательно поощрять к собственному творчеству. Неважно, что его мозаичные каля-маля мало напоминают цветочный ковер или узор из звездочек. Важно дать ему проявить собственную фантазию и - в самом прямом смысле - выразить эту фантазию действием, создать нечто собственными руками. Опять же - на собственном опыте ребенок научится составлять те или иные фигуры и подбирать цвета, сам усвоит принципы мощения плоскости теми или иными фигурами.
Изображение

Часто родители совершают ошибку, давая оценку творчеству ребенка - причем как критика ("что это ты нагородил - ничего не понятно"), так и слащавость ("это лучшее произведение искусства, что было создано от начала времен") не способствуют развитию в ребенке чувства достоинства и осознания важности собственного художественного восприятия. Лучше всего дать ребенку рассказать самому о том, что изображено и почему именно так, а не иначе. (Это еще и развитию речи способствует, и умению выражать свои мысли). Но если ребенку мозаика уже надоела - просто займитесь чем-нибудь другим.
Изображение

В детских мозаиках заложен еще один почти философский аспект бытия, обычно игнорируемый родителями и воспитателями. По окончании занятий взрослые легким движением руки сметают элементики мозаики в коробку - и дети учатся принимать и переживать уничтожение своих творческих идей и плодов своего труда. Если нарисованную картинку родители могут сложить в альбом или даже повесить в рамку на стену, если поделка может годами пылиться в шкафу, то мозаика изначально предназначена для создания и последующего разрушения. В этом дети проходят такую же школу терпения и понимания, что и тибетские монахи, насыпающие мозаики из песка. И подчас взрослым следует внимательнее относится к детским эмоциям относительно созданных своими руками вещей.

И общее резюме - общайтесь с детишками, слушайте их, говорите сами и учите их геометрии с помощью мозаики.

Надежда Ласточкина.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Геометрия и мозаика
СообщениеДобавлено: 15 сен 2009, 07:55 
Ученик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 сен 2009, 12:51
Сообщения: 97
Откуда: Зауралье
У нас из цветного картона много-много вырезано различных плоских геометрических фигур. Из них мы делаем различные предметы. Чем не мозаика? Плюс к этому еще и цвет в свое время изучали.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Геометрия и мозаика
СообщениеДобавлено: 15 сен 2009, 08:10 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
Да, мы тоже так делали :) Но мы больше не как мозаику использовали, а как составление композиций или картинок, сюжета какого-то


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти: