Занятие 14. Звук и буква 3
Задание 1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других: Под зонтом гуляет Зоя, Зоя прячется от зноя.
Задание 2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [3] из этого стихотворения (зонтом, Зоя, зноя).
Задание 3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [3] и [3'] ([/i]замок, зонт, забор, зубы, зима, зелень).
Задание 4. Предложите ребенку дать характеристику звуков [3] и [З']. Звук [3] — согласный твердый звонкий. Звук [3'] - согласный мягкий звонкий.
Задание 5. Поупражняйте ребенка в различении звуков [3] и [З'], [3] и [С]. Для этого используйте игру «Разноцветные флажки»: пусть он поднимает красный флажок, услышав звук [3]. и синий флажок, услышав звук [3'], или пусть поднимает желтый флажок, услышав звук [3], и зеленый флажок, услышав звук [С]. В игре используйте ряды слов: зоя, зима, зеленеть, коза, корзина, возить, заноза, воздух, розовый, разевать (для различения звуков [3] и |3']); звон, стук, пастух, воздух, красный, познать, стучать, нос, ноздри, морозный (для различения звуков [3] и [С]).
Задание 6. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов: зу, зи, ваза, комментируя свои действия. Например: В слове ваза всего четыре звука; первый звук [В] - твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [А] - гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [3] - твердый согласный, я обозначу его синим кружком; четвертый звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком.
Задание 7. Предложите ребенку определить место звука [3] в словах зубы, воздух, поезда. Напомните, что звонкие согласные звуки никогда не встречаются в конце слов.
Задание 8. Вырежьте полукруги разного размера из цветной бумаги и сложите из них большую и маленькую буквы 3 з. Обратите внимание, что «открытой стороной» буквы направлены влево. Пусть ребенок поупражняйся в складывании букв из полукругов, выкладывании из шнурка, печатании на бумаге и магнитной доске.
Задание 9. приклейте с малышом картинки со звуками [3] и [3'J в названиях. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву 3 в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.
Задание 10. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?», поупражняйте в выкладывании слогов и слов из букв на магнитной доске.
Задание 11. Крупно напишите фломастером:
за зо зу зы чуб таз воз ваза зима зош коза тазы заноза мимоза магазин У Зины заноза. У Зои мимоза.
Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.
Профессии на стройке.
Задание 1. Познакомьте ребенка с профессией строителя. Гуляя по улице, покажите ему строящиеся дома, работающие на стройке краны, подъезжающие к стройке машины с кирпичом и цементом. Отработайте четкое произношение названий строительных специальностей: каменщик, крановщик, маляр, стекольщик, штукатур, кровельщик, сантехник, сварщик, электрик. Помогите ребенку ответить на вопросы по каждой из этих специальностей. Например: Каменщик (чти делает?) кладет стены. Маляр (что делает?) красит стены, окна, двери. Электрик (что делает?) проводит свет. Крановщик (что делает?) управляет подъемным краном.
Задание 2. Можно поиграть с ребенком в игру с мячом «Кто, чем пользуется?». Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу. Ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например: Маляр пользуется... — кистью. Штукатур пользуется... — мастерком. Электрик пользуется... отверткой. Сантехник пользуется... — плоскогубцами. Стекольщик пользуется... - стеклорезом.
Задание 3. Выучите с ребенком стихотворение: Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Он приходит в старый дом С кистью, краской и ведром.
Задание 4. Предложите ребенку разделить на слоги названия строительных, специальностей: ма-ляр, шту-ка-тур, плот-ник, ка-мен-щик, кро-вель-щик.
Задание 5. Прочитайте ребенку стихи из книги В. Степанова «Строители». Пусть он расскажет, о каких профессиях вы прочитали.
|