ИВАН БЕЗТАЛАННЫЙ И ЕЛЕНА ПРЕМУДРАЯЖила в одной деревне крестьянка, вдова. Жила она долго и сына своего Ивана растила.
И вот настала пора - вырос Иван. Радуется мать, что он большой стал, да худо, что он у неё безталанный вырос. И правда: всякое дело у Ивана из рук уходит, не как у людей: всякое дело ему не в пользу и впрок, а всё поперёк. Поедет, бывало, Иван пахать, мать ему и говорит:
- Сверху-то земля оплошала, поверху она хлебом съедена, ты её, сынок, поглубже малость паши!
Иван вспашет поле поглубже, до самой глины достанет и глину наружу обернёт; посеет потом хлеб - не родится ничего, и семенам извод. Так и в другом деле: старается Иван сделать по-доброму, как лучше надо, да нет у него удачи и разума мало. А мать стара стала, работа ей непосильна. Как им жить? И жили они бедно, ничего у них не было.
*Как и в любой русской народной сказке, несущей в себе потаённый смысл, Иван является олицетворением всего Русского народа (да и Славянского Рода в целом), который оказался оторванным от своих корней, но в глубине души сохранил память о забытой Древней Мудрости. Потому и стали называть русичей "безталанными", ибо они суть "Иваны, родства не помнящие". Вот доели они последнюю краюшку хлеба, самую остатнюю. Мать и думает о сыне: как он будет жить, безталанный?
Нужно бы женить его: у разумной жены, гляди-ко, и неудельный муж в хозяйстве работник и даром хлеба не ест. Да кто, однако, возьмёт в мужья её безталанного сына? Не только что красная девица, а и вдова, поди, не возьмёт!
*Ивану (а значит - всему Русскому Народу) всегда напоминали, что он "безталанный". И относились соответственно. Подобное отношение привело к тому, что Иван сам стал считать себя безталанным. А желание женить сына у матери возникло в результате её стремления хоть как-то пристроить Ивана, который сам, по её мнению, выжить не способен. Подобное отношение к Русскому Народу наблюдалось всё последнее тысячелетие, а потому и отобразилось в русских народных сказках соответствующим образом. Покуда мать кручинилась так-то, Иван сидел на завалинке и ни о чём не горевал.
Глядит он - идёт старичок, собою ветхий, обомшёлый, и земля въелась ему в лицо, ветром нагнало.
- Сынок, - старичок говорит, - покорми меня: отощал я за дальнюю дорогу, в суме ничего не осталось.
Иван ему в ответ:
- А у нас, дедушка, крошки хлеба нету в избе. Знать бы, что ты приедешь, я бы давеча сам последний краюшки не ел, тебе бы оставил. Иди, я тебя хоть умою и рубаху твою ополощу.
Истопил Иван баню, вымыл в бане прохожего старика, всю грязь с него смыл, веником попарил его, а потом и рубаху и порты его начисто ополоскал и спать в избе положил.
Вот старик тот отдохнул, проснулся и говорит:
- Я твоё добро упомню. Коли будет тебе худо, пойди в лес. Дойдёшь до места, где две дороги расстаются, увидишь, там серый камень лежит, - толкни тот камень плечом и кликни: дедушка, мол! Я тут и буду.
*Образы перехожих старцев (былинных калик) присутствуют в большинстве русских сказок. В старину именно перехожие старики были носителями Древней Сокровенной Мудрости. По этой причине обычные жители им всегда были рады и с глубоким почтением относились к их просьбам. Степень их знания была столь велика, что образы перехожего Мудреца и Бога, явившегося в образе старца, в сказках отождествлялись. В данном случае под Старцем подразумевается Бог Мудрости Велес, живущий на распутье дорог и, согласно данным Родноверов, никогда не покидающий своих потомков славян, более того - всегда их испытывающий, достойны ли они его покровительства. По некоторым данным, именно Велес чаще всего являлся в Явь в образе перехожего старика. Это отобразилось в сказках, хотя настоящее имя мудреца они не сохранили. Сказал так старик и ушёл. А Ивану с матерью совсем худо стало: все поскрёбышки из ларя собрали, все крошки поели.
- Обожди меня, матушка, - сказал Иван. - Может, я хлеба тебе принесу.
- Да уж где тебе! - ответила мать. - Где тебе, безталанному, хлеба взять! Сам-то хоть поешь, а я уж, видно, не евши помру... Невесту бы где сыскал себе, - глянь, при жене-то, коли разумница окажется, всегда с хлебом будешь!
*И снова подобные слова матери Ивана дают нам возможность понять состояние Русского Народа и отношение к нему. Мол, своих мозгов нет, надо бы к чужим пристроить. Вздохнул Иван и пошёл в лес. Приходит он на место, где дороги расстаются, тронул камень плечом, камень и подался. Явился к Ивану тот дедушка.
- Что тебе? - говорит. - Аль и гости пришёл?
Повёл дедушка Ивана в лес. Видит Иван - в лесу богатые избы стоят. Дедушка и ведёт Ивана в одну избу - знать тут он хозяин.
Велел старик кухонному молодцу да бабке-стряпухе изжарить на первое дело барана. Стал хозяин угощать гостя. Поел Иван, да ещё просит.
- Изжарь, - говорит, - другого барана и хлеба краюху подай.
Дедушка-хозяин велел кухонному молодцу другого барана изжарить и подать ковригу пшеничного хлеба.
- Изволь, - говорит, - угощайся, сколь у тебя душа примет. Аль не сыт?
- Я-то сыт, - отвечает Иван, - благодарствую тебе, а пусть твой молодец принесёт мне хлеба краюшку да барана моей матушке, она не евши живёт.
Старый хозяин велел кухонному молодцу снести матери Ивана две ковриги белого хлеба и целого барана. А потом и говорит.
- Отчего же вы с матерью не евши живёте? Смотри, вырос ты большой, гляди - женишься, чем семейство прокормишь?
Иван ему в ответ:
- А незнамо как, дедушка! Да нету жены у меня.
- Эко горе какое! - сказал хозяин. - А отдам-ка я свою дочь тебе в замужество. Она у меня разумница, её ума-то вам на двоих достанет.
Кликнул старик свою дочь. Вот является в горницу прекрасная девица. Такую красоту и не видел никто, и неизвестно было, что она есть на свете. Глянул на неё Иван, и сердце в нём приостановилось.
Старый отец посмотрел на дочь со строгостью и сказал ей:
- Вот тебе муж, а ты ему жена.
Прекрасная дочь только взор потупила.
- Воля ваша, батюшка.
*На первый взгляд Велес здесь стремится как-то пристроить безталанного Ивана, пропадёт ведь сам. То есть его отношение на первый взгляд такое же, как и у матери Ивана. Однако мудрый Бог прекрасно осознаёт, как будет чувствовать себя Иван, живя на всём готовом и ничего при этом не делая… Вот поженились они и стали жить-поживать. Живут они сыто, богато, жена Ивана домом правит, а старый хозяин редко дома бывает: он ходит по миру, премудрость там среди народа ищет, а когда найдёт её, возвращается ко двору в книгу записывает. А однажды старик принёс волшебное круглое зеркальце. Принёс он его издалече, от мастера-волшебника с холодных гор, - принёс да и спрятал.
*Образ волшебного зеркальца, в котором отображается всё желаемое его хозяином, пронизывает большинство русских народных сказок. Более чем очевидно, что это определённый символ, несущий в себе более глубинный смысл. В данном случае следует обратить внимание на этимологическое сходство русских слов "видеть" и "ведать". Кто видит, тот и ведает. В конце концов, 90 % всей информации человек получает через зрение. Мать Ивана жила теперь сыта и довольна, а жила она, как прежде, в своей избе на деревне. Сын звал её жить к себе, да мать не захотела: не по душе ей была жизнь в доме жены Ивана, у невестки.
- Боюсь я, сынок, - сказала матушка Ивану. - Ишь она, Еленушка, жена твоя, красавица писанная какая, богатая да знатная, - чем ты её заслужил! Мы-то с отцом твоим в бедности жили, а ты и вовсе без судьбы родился.
И осталась жить мать Ивана в своей старой избушке. А Иван живёт и думает правду говорит матушка; всего будто довольно у него, и жена ласковая, слова поперёк не скажет, а чувствует Иван, словно вполжитья-вполбытья, а нет чтобы вовсе хорошо.
*Вот так и жил Иван на всём готовом. Пристроили его к жене-разумнице, а он и не существует будто. Человек с душой никогда не будет чувствовать себя уютно в таких условиях. Это доказывает, что Иван хоть и безталанным родился, да душу свою чистой сохранил. Вот приходит однажды старик к Ивану и говорит:
- Уйду я далече, далее, чем прежде ходил, вернусь я не скоро. Возьми-ко, на тебе, ключ от меня; прежде я при себе его носил, да теперь боюсь потерять; дорога-то мне дальняя. Ты ключ береги и амбар им не отпирай. А уж пойдёшь в амбар, так жену туда не веди. А коли не стерпишь и жену поведёшь, так цветное платье ей не давай. Время придёт, я сам ей выдам его, для неё и берегу. Гляди-ко запомни, что я тебе сказал, а то жизнь свою в смерти потеряешь!
Сказал старик и ушёл.
*Приём в стиле хитрого Бога Велеса. Запретить делать то, что желаешь, чтобы было сделано. Запретный плод всегда сладок. А потому к тайнам у людей всегда возросший интерес. А тайна сия - сиречь сокрытое знание. Стоял себе амбар, и внимания-то на него Иван не обращал. Слова же Старика, обращённые к Ивану, лишь пробудили интерес мужика к запретному плоду. Прошло ещё время. Иван и думает:
"А чего так! Пойду-ка я в амбар да погляжу, что там есть, а жену не поведу!"
Пошёл Иван в тот амбар, что всегда взаперти стоял, открыл его, глядит - там золота много, кусками оно лежит, и камни, как жар, горят, и ещё добро было, которому Иван не знал имени. А в углу амбара ещё чулан был либо тайное место, и дверь туда вела. Иван открыл только дверь в чулан и ступить туда не успел, как уже крикнул нечаянно:
- Еленушка, жена моя, иди сюда скорее!
В чулане том висело самоцветное женское платье; оно сияло, как ясное небо, и свет, как живой ветер, шёл по нему. Иван обрадовался, что увидел такое платье: оно как раз впору будет его жене и придётся ей по нраву.
*Образ платья также символичен. Оно сияет, как ясное небо. Свет, словно живой ветер, идёт по нему. Платье это - образ самой Природы и её божественной красоты. Потому и сияет оно словно небо и делает красивым даже того, кто красотой от Природы не одарён. Также сие - образ ведания самой Природы - суть проявления многоликого Бога. Вспомнил было Иван, что старик не велел ему платье жене давать, да что с платьем станется, если он его только покажет! А Иван любил жену: где она улыбнётся, там ему и счастье.
Пришла жена. Увидела она это платье и руками всплеснула.
- Ах, - говорит, - каково платье доброе!
Вот она просит Ивана:
- Одень меня в это платье да пригладь, чтоб ладно сидело.
А Иван не велит ей в платье одеваться. Она тогда и плачет.
- Ты, - говорит, - знать, не любишь меня: доброе платье такое для жены жалеешь. Дай мне хоть руки продеть, я пощупаю, каково платье, - может, не годится.
Иван велел ей.
- Продень, - говорит, - испытай, каково тебе будет.
Жена продела руки в рукава и опять к мужу:
- Не видать ничего. Вели голову в ворот сунуть.
Иван велел. Она голову сунула, да и дёрнула платье на себя, да и оболоклась вся в него. Ощупала она, что в одном кармане зеркальце лежит, вынула его и погляделась.
- Ишь, - говорит, - какова красавица, а за безталанным мужем живёт! Стать бы мне птицей, улетела бы я отсюда далеко-далеко!
Вскрикнула она высоким голосом, всплеснула руками, глядь - и нету её. Обратилась она в голубицу и улетела из амбара далеко-далеко в синее небо, куда пожелала. Знать, платье она надела волшебное.
*Завладев волшебным платьем и зеркальцем, Елена впала в гордыню. "От радости в зобу дыханье спёрло". Приобрела она всё и сразу, притом усилий совершенно не прилагая. Это и вскружило ей голову. В отличие от того же Ивана, который также в один прекрасный миг также завладел будто бы всем, не прилагая особых усилий и этого не заслужив. Загоревал тут Иван. Да чего горевать - некогда ему было. Положил он в котомку хлеба и пошёл искать жену.
- Эх, - сказал он, - злодейка какая, отца ослушалась, с родительского двора без спросу ушла! Сыщу её, научу уму-разуму!
Сказал он, да вспомнил, что сам живёт безталанным, и заплакал.
Вот идёт он путём, идёт дорогой, идёт тропинкой, плохо ему, горюет он по жене. Видит Иван - щука у воды лежит, совсем помирает, а в воду влезть не может.
"Гляди-ко, - думает Иван, - мне-то плохо, а ей того хуже".
Поднял он щуку и пустил её в воду. Щука сейчас нырнула в глубину до обратно кверху, высунула голову и говорит:
- Я добро твоё не забуду. Станет тебе горько - скажи только: "Щука, щука, вспомни Ивана!"
Съел Иван кусок хлеба и пошёл дальше. Идёт он, идёт, а время уж к ночи. Глядит Иван и видит: коршун воробья поймал, в когтях его держит и хочет склевать.
"Эх, - смотрит Иван, - мне беда, а воробью смерть!"
Пугнул Иван коршуна, тот и выпустил из когтей воробья.
Сел воробей на ветку, сам говорит Ивану:
- Будет тебе нужда - покличь меня: "Эй, мол, воробей, вспомни моё добро!"
Заночевал Иван под деревом, а наутро пошёл дальше.
И уже далеко он от своего дома отошёл, весь приустал и телом стал тощий, так что и одежду на себе рукою поддерживает. А идти ему было далече, и шёл Иван ещё целый год и полгода. Прошёл он всю землю, дошёл до моря, дальше идти некуда.
Спрашивает он у жителя:
- Чья тут земля, кто тут царь и царица?
Житель отвечает Ивану:
- У нас в царицах живёт Елена Премудрая: она всё знает - у неё книга такая есть, где всё написано, и она всё видит - у неё зеркало такое есть. Она и тебя сейчас видит небось.
*Интересен подход жителя царства Елены: она мудрая, потому что у неё есть книга и зеркальце. То есть, умна она не своим умом, а лишь благодаря внешним средствам. И правда, Елена увидела Ивана в своё зеркальце. У неё была Дарья, прислужница. Вот Дарья обтёрла рушником пыль с зеркальца, сама взглянула в него, сначала собой полюбовалась, а потом увидела в нём чужого мужика.
- Никак, чужой мужик идёт! - сказала прислужница Елене Премудрой. - Издалека, видать, идёт: худой да оплошалый весь и лапти стоптал.
Глянула в зеркальце Елена Премудрая.
- И что, - говорит, - чужой! Это муж мой явился.
Подошёл Иван к царскому двору. Видит - двор тыном огорожен. А в тыне колья, а на кольях человечьи мёртвые головы; только один кол пустой, ничего нету.
Спрашивает Иван у жителя: чего такое, дескать?
А житель ему:
- А это, - говорит, - женихи царицы нашей, Елены Премудрой, которые сватались к ней. Царица-то наша - ты не видал её - красоты несказанной и по уму волшебница. Вот и сватаются к ней женихи, знатные да удалые. А ей нужен такой жених, чтобы её перемудрил, вот какой! А кто её не перемудрит, тех она казнит смертью. Теперь один кол остался: это тому, кто ещё к ней в мужья придёт.
- Да вот я к ней в мужья иду! - сказал Иван.
- Стало бы, и кол пустой тебе, - ответил житель и пошёл туда, где изба стояла.
Пришёл Иван к Елене Премудрой. А Елена сидит в своей царской горнице, и платье на ней одето отцовское, в которое она самовольно в амбаре оболоклась.
- Чего тебе надобно? - спросила Елена Премудрая. - Зачем явился?
- На тебя поглядеть, - Иван ей говорит, - я по тебе скучаю.
- По мне вон и те скучали, - сказала Елена Премудрая и показала на тын за окном, где были мёртвые головы.
Спросил тогда Иван:
- Аль ты не жена мне более?
*Начинается состязание. С одной стороны Иван, будто бы безталанный, но который начал, в конце концов, своим сердцем постигать мудрость Природы. С другой стороны - возгордившаяся дочь мудреца Елена, завладевшая книгой и зеркальцем, которые сделали её будто бы мудрой. - Была я тебе жена, - царица ему говорит, - да ведь я теперь не прежняя. Какой ты мне муж, безталанный мужик! А хочешь меня в жёны, так заслужи меня снова! А не заслужишь, голову с плеч долой! Вон кол пустой в тыне торчит.
- Кол пустой по мне не скучает, - сказал Иван. - Гляди, как бы ты по мне не соскучилась. Скажи: чего тебе исполнить?
Царица ему в ответ:
- А исполни, что я велю! Укройся от меня где хочешь, хоть на краю света, чтоб я тебя не нашла, а и нашла - так не узнала бы. Тогда ты будешь умнее меня, и я стану твоей женой. А не сумеешь в тайности быть, угадаю я тебя - голову потеряешь.
- Дозволь, - попросил Иван, - до утра на соломе поспать и хлеба твоего покушать, а утром я исполню твоё желание.
Вот вечером постелила прислужница Дарья соломы в сенях и принесли хлеба краюшку да кувшин с квасом. Лёг Иван и думает: что утром будет?
И видит он - пришла Дарья, села в сенях на крыльцо, распростёрла светлое платье царицы и стала в нём штопать прореху. Штопала-штопала, зашивала-зашивала Дарья прореху, а потом и заплакала.
Спрашивает её Иван:
- Чего ты, Дарья плачешь?
- А как мне не плакать, - Дарья отвечает, - если завтра смерть моя будет! Велела мне царица прореху в платье зашить, а иголка не шьёт его, а только распарывает: платье уж таково нежное, от иглы разверзается. А не зашью, казнит меня на утро царица.
*Отправившись на поиски Елены, Иван стал постигать своим сердцем всю мудрость Природы. Начал с нуля. Обладая искренней и чистой душой, он безкорыстно помог щуке и воробью, не ища никакой выгоды. Только из-за того, что им было хуже, чем ему. То есть он помог просто из чувства достижения равновесия. В будущем он будет вознаграждён за своё добро по закону Кармы. - А дай-ко я шить попробую, - говорит Иван, - может зашью, и тебе умирать не надо.
- Да как тебе платье такое дать! - Дарья говорит. - Царица сказывала: мужик ты безталанный. Однако попробуй маленько, а я погляжу.
Сел Иван за платье, взял иглу и начал шить. Видит - и правда, не шьёт игла, а рвёт: платье-то лёгкое, словно воздух, не может в нём игла приняться. Бросил Иван иглу и стал руками каждую нить с другой нитью связывать.
Увидела Дарья и рассердилась на Ивана:
- Нету в тебе уменья! Да как же ты руками все нитки в прорехе свяжешь? Их тут тыщи великие!
- А я их с хотеньем да с терпеньем, гляди, и свяжу! - ответил Иван. - А ты иди спать ложись, к утру-то я, гляди, и отделаюсь.
*Платье, как уже было сказано выше - символ Природы, и её красоты. Игла же - приспособление неприродное, искусственное, созданное человеком. Потому и не могла заштопать прореху Дарья-прислужница, поскольку искусственными средствами делала то, что следует делать естественным путём. Платье-то не обычное. Иван не знал этого. Однако наличие чистой души и Совести подсказало ему выход. Этот эпизод призван ещё раз показать то, что хоть и считают Ивана все безталанным, да он всё же поумней иных будет, ибо в глубине души он всё же сохранил понятия об Истине. Всю ночь работал Иван. Месяц с неба светил ему, да и платье светилось само по себе, как живое, и видел он каждую его нить.
К утренней заре управился Иван. Поглядел он на свою работу: нету больше прорехи, повсюду платье теперь цельное. Поднял он платье на руку и чувствует - стало оно словно бы тяжёлым. Оглядел он платье: в одном кармане книга лежит - в неё старик, отец Елены, записывал всю мудрость, а в другом кармане - круглое зеркальце, которое старик принёс от мастера-волшебника из холодных гор. Поглядел Иван в зеркальце - видно в нём, да смутно; почитал он книгу - не понял ничего. Подумал тогда Иван: "Люди говорят, я безталанный, - правда и есть".
*Зеркальце да книга - внешние приспособления. Настоящая же мудрость постигается лишь своим вещим сердцем, а не внешними средствами. Потому и не увидел Иван ничего в зеркальце, потому и не понял ничего в книге, поскольку его ведание природное, не нуждающееся ни в чём материальном. А вещи старика предназначены для тех, кто сам постичь мудрости не может. Того они сделают умным лишь внешне. Внутри человек останется таким же, как был. Иван же стал постигать Мудрость сам. А потому в зеркальце да книге нет ему нужды. Наутро пришла Дарья-прислужница, взяла она готовое платье, осмотрела его и сказала Ивану:
- Благодарствую тебе. Ты меня от смерти спас, и я твоё добро упомню.
Вот встало солнце над землёю, пора Ивану уходить в тайное место, где царица Елена его не отыщет. Вышел он во двор, видит - стог сена сложен стоит; залёг он в сено, думал, что вовсе укрылся, а на него дворовые собаки брешут, и Дарья с крыльца кричит:
- Экой безталанный! Я и то вижу тебя, не токмо что царица! Вылезай оттуда, сено лаптями не марай!
Вылез Иван и думает: куда ему податься? Увидел - море близко. Пошёл он к морю и вспомнил щуку.
- Щука, - говорит, - щука, вспомни Ивана!
Щука высунулась из воды.
- Иди, - говорит, - я тебя на дно моря упрячу!
Бросился Иван в море. Утащила его щука на дно, зарыла там в песок, а воду хвостом замутила.
*Здесь мы видим проявление небесного закона Кармы. Иван безпристрасно помог Щуке, и это добро к нему вернулось. "Что посеешь, то и пожнёшь".
Взяла Елена Премудрая своё круглое зеркальце, навела его на землю: нету Ивана; навела на небо: нету Ивана; навела на море, на воду: и там не видать Ивана, одна вода мутная. "Я-то хитра, я-то умна, - думает царица, - да и он-то не прост, Иван Безталанный!"
Открыла она отцовскую книгу мудрости и читает там: "Сильна хитрость ума, а добро сильнее хитрости, добро и тварь помнит". Прочитала царица эти слова сперва по писанному, а потом по неписанному, и книга сказала ей: лежит-де Иван в песке на дне морском; кликни щуку, вели ей Ивана со дна достать, а не то, мол, поймаю тебя, щуку, и в обеде съем.
Послала царица Дарью-прислужницу, велела ей кликнуть из моря щуку, а щука пусть Ивана со дна достанет.
Явился Иван к Елене Премудрой.
- Казни меня, - сказывает, - не заслужил я тебя.
Одумалась Елена Премудрая: казнить всегда успеется, а они с Иваном не чужие друг другу, одним семейством жили.
Говорит она Ивану:
- Поди укройся сызнова. Перехитришь ли меня, нет ли, тогда и буду казнить тебя либо миловать.
Пошёл Иван искать тайное место, чтобы царица его не нашла. А куда пойдёшь! У царицы Елены волшебное зеркальце есть: она в него всё видит, а что в зеркальце не видно, про то ей мудрая книга скажет.
Кликнул Иван:
- Эй, воробей, помнишь ли моё добро?
А воробей уже тут.
- Упади на землю, - говорит, - стань зёрнышком!
Упал Иван на землю, стал зёрнышком, а воробей склевал его.
*Здесь более чем очевиден закон реинкарнации - закон перевоплощений из одного тела в другое. В русских сказках подобный приём распространён довольно широко. А Елена Премудрая навела зеркальце на землю, на небо, на воду - нет Ивана. Всё есть в зеркальце, а что нужно - того нет. Осерчала Премудрая Елена, бросила зеркальце об пол, и оно разбилось. Пришла тогда в горницу Дарья-прислужница, собрала в подол осколки от зеркальца и унесла их в чёрный угол двора.
Открыла Елена Премудрая отцовскую книгу. И читает там: "Иван в зерне, а зерно в воробье, а воробей сидит на плетне".
Велела тогда Елена Дарье позвать с плетня воробья: пусть воробей отдаст зёрнышко, а не то его самого коршун съест.
Пошла Дарья к воробью. Услышал Дарью воробей, испугался и выбросил из клюва зёрнышко. Зёрнышко упало на землю и обратилось в Ивана. Стал он как был.
Вот Иван является опять пред Еленой Премудрой.
- Казни меня теперь, - говорит, - видно, и правда я безталанный, а ты премудрая.
- Завтра казню, - сказывает ему царица. - Завтрашний день я на остатний кол твою голову повешу.
*Постигнув закона Кармы и реинкарнации, Иван одержал первую победу над возгордившейся Еленой. В результате она лишилась своего зеркальца, в котором могла видеть всё. Лежит вечером Иван в сенях и думает, как ему быть, когда утром надо помирать. Вспомнил он тогда свою матушку. Вспомнил, и легко ему стало - так он любил её.
Глядит он - идёт Дарья и горшок с кашей ему несёт.
Поел Иван кашу. Дарья ему и говорит:
- Ты царицу-то нашу не бойся. Она не дюже злая.
А Иван ей:
- Жена мужу не страшна. Мне бы только успеть уму-разуму её научить.
- Ты завтра на казнь не спеши, - Дарья ему говорит, - а скажи, у тебя дело есть помирать, мол, тебе нельзя: в гости матушку ждёшь.
Вот наутро говорит Иван Елене Премудрой:
- Дозволь ещё малость пожить: я матушку свою увидеть хочу, - может, она в гости придёт.
Поглядела на него царица.
- Даром тебе жить нельзя, - говорит. - А ты утаись от меня в третий раз. Не сыщу тебя, живи, так и быть.
Пошёл Иван искать себе тайного места, а навстречу ему Дарья-прислужница.
- Обожди, - велит она, - я тебя укрою. Я твоё добро помню.
Дунула она в лицо Ивана, и пропал Иван, превратился он в тёплое дыхание женщины.
*Опять же - перевоплощение. Сказка даёт нам понять, что воздух, ветер и дыхание - суть живые существа, с которыми мы постоянно контактируем. Вдохнула Дарья и втянула его себе в грудь. Пошла потом Дарья в горницу, взяла царицыну книгу со стола, отёрла пыль с неё да открыла её и дунула в неё: тотчас дыхание её обратилось в новую заглавную букву той книги, и стал Иван буквой. Сложила Дарья книгу и вышла вон.
*Данное перевоплощение следует отметить отдельно. В старину, ещё до принятия христианства на Руси было распространено руническое письмо. Каждая руна была не просто знаком, обозначающим определённый звук речи. Руна в первую очередь передаёт частичку Божественного Смысла, это суть Божественный Образ, обладающий огромной и неизмеримой ничем энергетикой. Руна - это также и живая Божественная Сила, исходящая из неё. Таким образом, здесь мы видим не просто то, что Дарья спрятала Ивана от Елены. Иван стал частичкой книги мудрости старика Велеса. Он стал руной. И не просто руной, а заглавной руной. Заглавная руна всегда несёт в себе гораздо больший смысл, обладает ещё большей энергетикой и влияет на смысл всех последующих рун. Можно констатировать как факт - что Иван безталанный постиг Божественную Мудрость, что дало ему возможность стать руной, которая суть - Божественный Смысл. Он стал частичкой Божественного Разума, а потому, в какой-то мере, Иван стал Богом из-за того, что сам своим сердцем постиг всю Сокровенную Мудрость. Пришла вскоре Елена Премудрая, открыла книгу и глядит в неё: где Иван? А книга ничего не говорит. А что скажет, непонятно царице; не стало, видно, смысла в книге. Не знала того царица, что от новой заглавной буквы все слова в книге переменились.
Став заглавной буквой, Иван изменил смысл книги мудрости Велеса. Он занял в ней достойное место. Однако Елена не была столь мудра, как Иван, и своим умом мудрость изначально не постигала. Потому изменившийся под энергетикой заглавной руны смысл книги стал ей непонятен.
Захлопнула книгу Елена Премудрая и ударила её оземь.
Все буквы рассыпались из книги, а первая, заглавная, буква как ударилась, так и обратилась в Ивана.
Глядит Иван на Елену Премудрую, жену свою, глядит и глаз отвести не может. Засмотрелась тут и царица на Ивана, а засмотревшись, улыбнулась ему. И стала она ещё прекраснее, чем прежде была.
- А я думала, - говорит она, - муж у меня мужик безталанный, а он и от волшебного зеркала утаился, и книгу мудрости перехитрил!
*Вот так и перехитрил Иван жену свою, и от гордыни избавил. А всё потому, что чужим умом мудрее не станешь. Иван жил по велению своего сердца, за что и был вознаграждён. Он изначально обладал чистой душой, которая и подсказала ему верный путь. А если принять, что Иван есть образ всего Русского народа, то здесь мы поймём весь сокровенный смысл этой на первый взгляд обычной русской сказки… Стали они жить в мире и согласии и жили так до поры до времени. Да спрашивает однажды царица у Ивана:
- А чего твоя матушка в гости к нам не идёт?
Отвечает ей Иван:
- И то правда! Да ведь и батюшки твоего нету давно! Пойду-ка я наутро за матушкой та за батюшкой.
А наутро чуть свет матушка Ивана и батюшка Елены Премудрой сами в гости к своим детям пришли. Батюшка-то Елены дорогу ближнюю в её царство знал; они коротко шли и не притомились.
Иван поклонился своей матушке, а старику в ноги упал.
- Худо, - говорит, - батюшка! Не соблюдал я твоего запрету. Простите меня безталанного!
Обнял его старик и простил.
- Спасибо тебе, - говорит, - сынок. В платье заветном прелесть была, в книге - мудрость, а в зеркальце - все видимость мира. Думал я, собрал для дочери приданое, не хотел только дарить его до времени. Всё я ей собрал, а того не положил, что в тебе было - главного таланту. Пошёл я было за ним далече, а он близко оказался. Видно, не кладётся он и не дарится, а самим человеком добывается.
Заплакала тут Елена Премудрая, поцеловала Ивана, мужа своего, и попросила у него прощения.
С тех пор стали жить они славно - И Елена с Иваном, и родители их - и до сей поры живут.
Заключение
На том заканчивается сказка про Ивана безталанного и Елену Премудрую. Мораль её понять русскому человеку не сложно. Сколько б нас безталанными не называли, сколько б мы не думали, что действительно являемся такими, какими нас хотят видеть, всё равно внутренняя чистота и искренность помыслов подскажут нам правильный путь. И сколько б не старались найти нам надёжного покровителя, свой ум всегда окажется лучше. Потому что он свой. Чужим умом жизнь не проживёшь, и мудрее не станешь. Истинная Мудрость - жизнь по Законам Природы. А когда живёшь в единстве с Природой, никакие волшебные предметы не заменят чистоты сердца.
От редактора
Русские народные сказки - очень богатый пласт всей многотысячелетней русской культуры и истории. В условиях тотальной борьбы на уничтожение всего Славянского именно Русские Сказки сохранили в себе всю мудрость нашего народа, его величие и славу, всю его душу. После принятия христианства на Руси они стали зашифрованным посланием всем грядущим поколениям, в том числе и тем, кому суждено увидеть конец Лютой Эпохи Рыб. В этих сказках сокрыто всё самое ценное, что могло бы стать основой для грядущего общеславянского Возрождения.
Со времён раннего христианства на Руси тотально уничтожались все письменные источники, Древние Книги Вед, а также волхвы, носители Древней Мудрости. Однако уничтожить русские народные сказки христианизаторам оказалось не по зубам. Наш народ выстоял это Тёмное Время, и сумел сохранить Древние Веды, спрятанные, в том числе, и в сказках. Ныне же пришло время извлечь Древнюю Мудрость из тысячелетнего забвения. Открывая серию "Русские народные сказки", мы покажем Вам на примере возможность реконструкции одного из сказов, который зовётся "Иван Безталанный и Елена Премудрая".http://www.rodolad.ru/?p=skazka