Где вы и когда, в начале мая, в районе Северского Донца видели траву по пояс, тем более полынь? В Казахских степях, ближе к югу, в начале мая трава густая. В Монгольских тоже, но даже там, в начале лета, полыни, в том виде, как мы её представляем, нет. Она только начинает расти, а горьких запах приобретет, под палящими лучами солнца, в середине лета. Так что, согласно Сулейменову, поход князя Игоря состоялся, не весной, как всем известно, а летом. Вот к какому выводу можно прийти, читая нелепицу о разврате русских дружин на поле боя. Стал бы об этом писать Курский князь Всеволод Святославич, рыцарь по натуре, уважающий человеческое достоинство других людей, и прилюдно признающийся в любви к своей жене? Как бы не так! Ему, такая глупость, и в голову не пришла бы. Так в чем же дело? То, что не понятно нам, было вполне ясно тем слушатели и читателям, для кого сочинялось Слово о полку Игореве. Читая эти строчки, надо помнить, что шестнадцатилетний княжич Владимир, находясь в плену, влюбился в молоденькую дочь хана Кончака, и вскоре у них родилась дочь. А следуя Слову о полку Игореве, следующий куплет должен исполнять именно он. Так что строчка о половецких девушках, которых пленили русские воины, имеет отношение только к княжичу Владимиру, и ни о каком разврате на поле боя не говорит. Курский князь Всеволод Святославич специально ставит молодого княжича Владимира в неловкое положение, как бы дополнительно еще говоря, что, не стоит на поле боя гоняться за молодыми девушками. Чревата такая погоня непредсказуемыми последствиями, когда соколенок, увлеченный погоней за добычей, сам становится жертвой и оказывается «опутанный красной девицей». По замыслу автора, пока предыдущий певец перечислял захваченную добычу, и что с ней делали дружинники, слушатели невольно должны были перевести взгляд на княжича Владимира, которому предстоит исполнять следующий куплет. Вспомнить то, что с ним произошло в плену и задать себе вопрос, как он вывернется из такой, довольно смешной ситуации, в которую его поставил Курский князь Всеволод Святославич? Вывернулся из неловкой ситуации княжич Владимир. Нашел выход. Да еще какой убедительный! Слава то, не в серебре и золоте, не в бархате и красивых девушках, а в том, как:
Боевые знамена, половецкие на серебряном древке, Бросили под ноги храброму Святославичу.
После такого ответа княжича Владимира, образно говоря, в зале должны звучать аплодисменты и возгласы: - Молодец! Еще раз Курский князь Всеволод Святославич ставит в неловкое положение своего племянника в сцене диалога половецких ханов Кончака и Гзы.
Сказал Гза, тогда, Кончаку: Если, сокол ко гнезду летит, Расстреляем соколика своими злаченными стрелами.
Ответил, тогда, Кончак Гзе: Если, сокол ко гнезду летит, Лучше, соколика опутаем красивой девушкой.
И сказал Гза, тогда, Кончаку:
Если, его опутаем красивой девушкой, То не будет у нас соколика, не будет у нас И красивой девушки, и тогда начнут нас Соколы бить во поле половецком.
Вставка о разговоре двух половецких ханов, это продолжение той темы о красивых девушках половецких, за которыми погнался соколенок. Как результат, его самого опутали красивой девушкой. Те слушатели и читатели, для которых сочинял свое Слово о полку Игореве Курский князь Всеволод Святославич, перипетии женитьбы княжича Владимира знали довольно хорошо. Наш современный читатель, с такими деталями в судьбе княжича Владимира совершенно не знаком, и поэтому воспринимает разговор двух половецких ханов однобоко. Мол, один хан, обозленный побегом князя Игоря, пожелал смерти его сыну, а второй воспротивился этому. Но на сцене, данный разговор выглядит совершенно иначе. Княжич Владимир, а вернее профессиональный певец, загримированный под княжича Владимира, только что исполнил заключительную, лирическую, часть побега князя Игоря из плена:
То не сороки за стрекотали, По следу Игоря едут Гза со Кончаком. Тогда вороны не каркали, и галки примолкли. Сороки не стрекотали, а полозы ползали только. Дятлы, стуком, путь к реке указывали. Соловьи, веселыми песнями, рассвет возвещали. После этого, он должен отойти в сторону, уступая место другому певцу, а именно самому Курскому князю Всеволоду Святославичу. Затем, следуя той очередности, присущей всему Слову о полку Игореве, будет петь князь Игорь. Но неожиданно Курский князь Всеволод Святославич фразой «Млъвитъ Гза къ Кончакови», больше похожей на вопрос, (а что там сказал Гза Кончаку?), меняет очередность, тем самым, ставя опять княжича Владимира в неловкое положение. Отвечать то надо ему. Ему, а не отцу, рассказала дочь Кончака о разговоре ханов. Происходит подмена одного диалога другим. Зритель слышит, о чем говорили половецкие ханы Кончак и Гза после их неудачной погони за князем Игорем, а на сцене видят совершенно другое действие. Князь Всеволод, короткими репликами, как бы задает вопросы княжичу Владимиру, а тому приходится отвечать на них. Вот тут зритель и начинает понимать, что на самом деле, это не диалог половецких ханов Кончака и Гзы, а реальный разговор князя Всеволода с Владимиром, когда тот, при встрече, рассказал своему дяде, о чем ему поведала, влюбленная в него дочь Кончака, став невольной свидетельницей беседы отца и хана Гзы. Курский князь Всеволод Святославич, с присущим ему мастерством, и в стиле характерным для многих эпизодов Слова о полку Игореве, наложил одно действие на другое. Получился парадокс, где он явно выказывает свое неодобрение поступком княжича Владимира, решившего связать свою судьбу с дочерью хана Кончака, неоднократно нападавшего и грабившего Русские земли. Различные мнение высказывают ученые и исследователи Слова о полку Игореве об Олеге Тьмутороканском и Черниговском. Одни считают его зачинателем княжеских усобиц наравне с Всеславом Полоцким. Другие возражают против такого упрощенного взгляда на события конца Х1 века, доказывая, что Олег Святославич был вынужден мечом защищать свои исконные права на Черниговское княжество, которое пытался отобрать у него Всеволод Ярославич. Но самое интересное упускают и те, и другие, забывая о том, что Олег Святославич доводился дедом Великому Киевскому князю Святославу Всеволодовичу. А Слово о полку Игореве, сочинялось, в первую очередь, для исполнения непосредственно перед самим Великим Киевским князем Святославом Всеволодовичем. Уже одно это говорит о том, кем бы ни был автор Слова о полку Игореве, он не мог об Олеге Святославиче писать что-нибудь плохое. Во все времена, и при всех владыках, такую вольность не смог бы позволить себе ни один певец. Можно вспомнить автора «Моления Даниила Заточника», угодившего в монастырь и за менее крамольные высказывания. Тем более не мог дурное говорить об Олеге Тьмутороканском и Черниговском Курский князь Всеволод Святославич. Это же и его дед, родоначальник всех Олеговичей. Даже в летописях потомки Олега Святославича названы его именем, и в третьем, и в четвертом поколении. Да и нет в Слове о полку Игореве негативного отношения автора к Олегу Святославичу. Наоборот, Курский князь Всеволод Святославич гордится тем, что он из храброго Олегова гнезда и неоднократно это подчеркивает в своем произведении. А в одном случае, он о своем дедушке отозвался с большим почтением, назвав его «молодым и храбрым князем». Негативное отношение к Олегу Тьмутороканскому и Черниговскому появилось у современного читателя в результате неправильно интерпретированного отчества Гориславлич, которым неожиданно наградил своего деда Курский князь Всеволод Святославич. Манера обыгрывать слова, присущая творческому стилю автора, и которым так восхищаются все исследователи, неожиданно стала камнем преткновения в понимании образа Олега Святославича. Отчество –Святославич- состоит из двух слов –Свято- и –Славичь-. Что обозначает слово –Славить- понятно всем, а вот слово –Свято- имеет много синонимов. Таких, например, как безгрешно, непорочно, возвышенно, высоко, благородно, священно и так далее. Отчество –Гориславличь- тоже составлено из двух слов –Гори- и –Славичь-. Слова –гори-, -горt-, -гора- переводится с древнерусского, как высоко, или то, что наверху, сверху. Украинское горище, переводиться, как чердак; то, что сверху дома. В плаче Ярославны, когда она обращается с заклинанием к ветру, слово –горt-, всеми переводиться, как вверху, наверху:
Мало ли тебе, наверху, Дел под облаками? Вой же, и раскачивай Корабли на синем море!
Так что слова –Гори- и –Свято- синонимы. Оказывается, Курский князь Всеволод Святославич русский язык знал лучше наших современников, придавших отчеству Гориславлич негативный оттенок, подобный слову беда. Беда, состояла в том, что Олег Святославич, упоенный славой, забыл о простых людях и стал жить по принципу: - Это моё, и то – моё же. Отвоевав свои законные права на Черниговское княжество, он на этом не остановился и захватил Владимиро-Суздольское княжество. Но если Черниговское княжество было его, то Владимро-Суздальское княжество было чужое. Делать этого Олегу Святославичу было нельзя. Контраст между ним, сияющего славой, и жизнью простого пахаря, столь разителен, что только диву даешься таланту Курского князя Всеволода Святославича. Он, заменив всего лишь одно слово на другое, к тому же одинаковое по смыслу, показал, какая пропасть лежит между князьями, упоенных междоусобицей и жизнью обыкновенного человека.
Тогда, при Олеге, Сияющего славой, сеялись И всходили усобицы, а погибала Жизнь Даждьбожа внука. Во княжеских крамолах Жизнь человека сокращалась. Тогда, по Русской земле, Редко пахари покрикивали, Но часто вороны каркали, Трупы деля, да галки Друг друга созывали, Собираясь лететь на поживу.
Грустью веет от этих строк. Маховик междоусобиц, раскрученный Всеславом Полоцким, набрал бешеные обороты и стал сокращать жизнь не только простых людей, но и губить самих князей. В 1066 году в Тьмуторокане отравлен Ростислав Владимирович, внук Ярослава Мудрого. В 1067 году произошла известная по Слову о полку Игореве битва не Немизе:
На Немизе снопы стелют головами. Молотят цепями булатными на току. Жизнь кладут, и веют душу от тела. После битвы на Немизе, где полегло немало сынов русских, Ярославичи, вдобавок, учинили жесточайшую расправу над жителями Минска. В 1068 году киевляне ставят Великим князем Всеслава, а Изяслав Ярославич убегает в Польшу. В 1069 году Изяслав Ярославич навел на Русь поляков и учинил в Киеве неправедный суд, где было казнено много невиновных. В этом же году, в Полоцке неожиданно умирает его сын Мстислав, который и творил по поручению отца в Киеве неправедный суд. Видно, кто-то свел с ним счеты. В 1073 году Святослав Ярославич выгнал из Киева своего брата Изяслава, заподозрив его в сговоре с Всеславом Полоцким. А подговорил его на это другой брат Всеволод Ярославич. В 1076 году, в расцвете сил, от резей в желудке, умирает и сам Святослав Ярославич. Симптомы явно говорят об отравлении. Великим Киевским князем становится Всеволод Ярославич. В 1077 году Изяслав Мстиславич снова наводит поляков на Русь и отвоевывает свое право считаться Великим князем. Всеволод Ярославич незаконно захватывает Черниговское и Смоленское княжества и «всю страну на восток до Мурома». В 1078 году, при не выясненных обстоятельствах, убит Новгородский князь Глеб Святославич, брат Олега Тьмутороканского и Черниговского, а его место занял сын Изяслава Святополк. В этом же году, в октябре месяце, были убиты сразу два князя: 24-летний Борис Всеславич и Великий Киевский князь Изяслав Ярославич. Причем, Изяслав Ярославич был убит предательски. Как пишет летописец, кто-то выехал из своего войска и ударил его в спину копьем. Великим Киевским князем вновь стал Всеволод Ярославич. В 1079 году, после каких-то переговоров Всеволода Ярославича с половцами, ими был убит еще один Святославич - Роман, а его брат Олег схвачен и отправлен в Византию. Таким образом, и Тьмутороканское княжество перешло во владение Всеволода Ярославича. Он, в нарушение заповеди своего отца Ярослава Мудрого, к тем волостям, что достались ему по праву, а именно, Переяславль, Ростов, Суздаль, Белоозеро и всё Поволжье, прихватил еще Черниговские и Смоленские земли вплоть до Мурома, Киев и все города правобережья Днепра. Всеволод Ярославич, для достижения своей цели, как видно не брезговал ни чем. Ни подкупом хазар, греков и половцев. Ни оговором своего старшего брата. В ход шли предательские удары в спину, яд, нарушение крестного целования, приглашались наёмные убийцы. Можно сказать, что за эти годы, пышным цветом, на Руси расцвел весь арсенал придворных интриг и заговоров, столь присущих западным королевствам в более позднее время. За каких-то 15 лет из жизни, не по своей воле, ушло 10 князей, из них 2 Великих Киевских князя, Изяслав Ярославич и Святослав Ярославич. И всё это на фоне беспрерывных набегов половцев, которые хозяйничали на Руси, как у себя дома. Они появились в степях в начале шестидесятых годов, именно в те годы, когда Всеслав Полоцкий начал свои рати. Пользуясь тем, что русским князьям, занятых междоусобицей, было не до них, сходу принялись грабить и жечь русские города и села. Крупные отряды половцев была замечены даже на границе Смоленского княжества, беспрепятственно пройдя перед этим через Переяславское, Новгород-Северское и Черниговские княжества. На правом берегу Днепра, вокруг Киева не было ни одного села, которое не пострадало бы от набегов степняков. Однажды половцы даже сам Киев попытались взять штурмом. Правда, безуспешно, но, в отместку, ограбили и сожгли монастырь рядом с Киевом. В результате междоусобиц, Русь оказалась на грани порабощения. С востока на неё шли Мордва и Булгары, с юга половцы, западные княжества не прочь были присоединить к себе Поляки и Венгры, а на Новгородское княжество, как всегда шли прибалты. Апогеем кровавых разборок стала битва в 1093 году на реке Стугне, где, наскоро собранная, объединенная русская рать потерпела сокрушительное поражение от половцев. Курский князь Всеволод Святославич, сравнивая две реки: тихий Донецк и бурливую, после дождей, Стугну, снова возвращает слушателя и читателя во времена междоусобиц. Делает он это, как всегда, гениально.
Тихая и мелководная, Разбухнув от дождей, Бурным потоком, затянула Под куст юного князя. Ростислава затворила на дне У тёмного берега. Плачет мать Ростислава По юному князю Ростиславу. Поникли цветы от жалости, И дерево, от горя, К земле наклонилось.
Опутанный кустами, и лежавший в темной воде недалеко от берега, 18 летний князь Ростислав Ярославич видится, как живой, и кажется, вот-вот придет сестричка Аленушка и позовет своего братика. Нет, не придет сестричка Алёнушка и не позовет своего братика. Слишком жестокими были на кровопролитие их отцы, а их грехи приходится замаливать их детям. Притом, самой дорогой ценой - своими жизнями.
Продолжение в пятой части
(мать Ростислава, Владимир Мономах, сестричка Алёнушка, река Стугна, поволжье, Муром, Нижний Новгород, Глеб Святославич, Олег Святославич, Всеслав Полоцкий)
|