Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 19 апр 2024, 01:25

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Пальчиковые игры
СообщениеДобавлено: 11 май 2009, 02:12 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Е.Селезнева Мамина книга, М.: Издательский дом МСП,1997.


Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выпол¬няются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддержи¬вать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК
Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.
"Красим забор" движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
"Погладим котенка" плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
"Курочка пьет водичку" локти опираются на стол, паль¬цы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
"Музыканты" движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
"Солим суп" локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

УДЕРЖАНИЕ ПОЗЫ КИСТИ РУКИ
Те упражнения, которые делают одной рукой, ребенок должен научиться выполнять каждой рукой, сначала поочередно, затем двумя руками одновременно.
Выполнение каждого упражнения можно предварить стихотворением или загадкой.

КОЛЬЦО
Рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сна¬чала выпрямляются большой и указательный пальцы, со¬единяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны (рис. I).

ДОМ
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя пря¬мую линию: балкон Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.

ОЧКИ
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам (рис. 3).
На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает, А грамоты не знает.

ФЛАЖОК
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе (рис. 4).
Горит на солнышке
флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
А.Барто

ЛОДКА
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы при¬жаты к ладоням как ковшик (рис. 5).
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

ПАРОХОД I
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх (рис. 6).
Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!

СТУЛ
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз" (рис. 7).

Есть у него спина,
А не лежит никогда,
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Но всегда он стоит,
Всем сидеть велит.

СТОЛ
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" (рис. 8).
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг себя посадил.

ГРАБЛИ
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут" (рис. 9).
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.



ЦЕПОЧКА
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, боль¬шой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики (рис. 10).
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

СКВОРЕЧНИК
Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь (рис. 11).
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

ШАРИК
Все пальчики обеих рук сжаты в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение (рис. 12 а, б).

Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели нет игрушки, Сели и заплакали...А.Шибаев

ЕЛКА
Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются (рис. 13).
Весной цветет,
Летом плод дает,
Осенью не увядает,
Зимой не умирает.

КОРЗИНКА
Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку (рис. 14).
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

КОЛОКОЛЬЧИК
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает (рис. 15 а, б).
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы... А ты?Е. Серова

СОБАКА
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается (рис. 16).
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.

КОШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх (рис. 17).
У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печи греется,
Без водички моется.

МЫШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам (рис. 18).
Маленький шарик
Под полом шарит.

ЗАЙКА И УШКИ
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед (рис. 19).
Маленький,
Беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.

ЗАЙКА В НОРКЕ
Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат (рис. 20 а, б).
Зайка, заинька дружок!
Посиди со мной часок. –
Ни минуты не могу –
В гости к ежику бегу.
Он вчера меня встречал,
Есть морошку приглашал.
Ф.Бобылев

ЗАЙКА И БАРАБАН
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу (рис. 21 а, б).
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пальчиковые игры
СообщениеДобавлено: 11 май 2009, 02:14 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
КОЗА
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим (рис. 22).
Тили-тили, тили-тили,
Три козы траву косили
По лугам-лужочкам,
По зеленым кочкам,
Козушки молоденькие,
Хвостики коротенькие.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее на¬кладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны (рис. 23).
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

ЛОШАДЬ
Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши (рис. 24).
Четыре ноги,
Пятая грива,
Шестой хвост,
Погоняй, не бойсь.

ГУСЬ
Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клю¬ва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу (рис. 25).
В воде купался,
Да сух остался.

ПЕТУШОК
Ладонь вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх (рис. 26).
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это? Петушок.

КУРОЧКА
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указа¬тельный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накла¬дываются друг на друга в полусогнутом положении (рис. 27).
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
Т. Волгина

ШМЕЛЬ
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны (рис. 28).
Жужужу, жужужу,
На лужайке я жужжу!
На лужайке я жужжу!
Над ромашками кружу!
Безобидно я жужжал,
Что ж ты. Женя, убежал?
Ю.Какотов

ЖУК
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими (рис. 29).
Идет воин,
Землю роет,
А сам воет.
Два рога не бык,
Шесть ног без копыт.

ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить (рис. 30).
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
В. Тумайский

КРАБ
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую (рис. 31).
Краб ползет, ползет по дну,
Выставив свою клешню

ЗАМОК
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими (рис. 32).
Висит калач,
Укусить нельзя
И пройти нельзя.

СЛОН
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной сторо¬ны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указа¬тельным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью (рис. 33).
Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей.
Б.Заходер

ДЕРЕВО
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами (рис. 34).
У красы-березки
Платье серебрится.
У красы-березки
Зелены косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы.
Стали грызть березку,
А березка в слезы.
П.Воронько


ПТИЦА
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы крылья. Помахать ими (рис. 35).
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица грач.

ФИЛИН
Руки в кулачки, прижаты. Большие пальчики вверх (ушки), указательные пальцы вместе и вперед: они образуют клюв филина (рис. 36).
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.

ВОЛК И ЛИСА
Волк. Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" верхнюю и нижнюю челюсти (рис. 37).
Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы бьла острее. Большие пальцы чуть сгибаем.
Одна фигурка превращается в другую (рис. 38).
"Лизавета, здравствуй!"
"Как дела, зубастый?" –
"Хорошо идут дела,
Голова пока цела!"

КРОКОДИЛ
Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Боль¬шой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянно¬му (рис. 39)
Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки, до хвоста.

Тонкие движения рук также хорошо развивают занятия в теневом театре.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ

Упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соответствует ритму выполняемого упражнения.
ПАЛЬЧИКИ ПОЗДОРОВАЛИСЬ
Кончик большого пальца последовательно прикасается к кончикам остальных пальцев. Упражнение можно выполи пять иначе: кисти обеих рук подняты вверх и обращены ладонями друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг друга.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро.
-Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!-
- Улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Н. Красилышков

ЧЕЛОВЕЧЕК БЕЖИТ
Указательный и средний пальцы "бегают" по столу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой, наконец - двумя руками вместе.
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.

ЦВЕТОК РАСПУСТИЛСЯ
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке. 3. Александрова

Источник: Е.Селезнева Мамина книга, М.: Издательский дом МСП,1997.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пальчиковые игры
СообщениеДобавлено: 12 авг 2009, 14:13 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Упражнения на развитие мелкой моторики в первые 6 месяцев



Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди.


Программа развития мелкой моторики

Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.

Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:
Тренируйтесь с малышом ежедневно ( по возможности 2-3 раза в день ). Упражнение занимает 2-3 минуты.
Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.


Мелкая моторика в 3-4 месяца


Упражнение на развитие мелкой моторики: 1

Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.


Пальчиковые игры «Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:
Ручки, ручки, не скучайте!

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.
Где вы были? Отвечайте!

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.
Посидели дома?

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.
И пошли к знакомым!

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.



Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:
Ручка, ручка, где была?

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.
Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.
Мы тебя сейчас найдем!

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.
И играть скорей пойдем!

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.


Упражнение на развитие мелкой моторики: 2


Малыш захватывает рукой свою ножку.


Пальчиковые игры «Ручки и ножки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит на спинке.

Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.
Ручки-ножки, не скучайте!

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.
Где вы были? Отвечайте!

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.
Поиграть вам хочется?

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.
Так пора знакомиться!

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.


Мелкая моторика в 4-4,5 месяца


Упражнение на развитие мелкой моторики: 3

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.


Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики ( по три штуки ).

Условия: малыш лежит на животе ( под грудью у него валик ).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:
Колобок, колобок,
Отчего ты одинок?
Тесто бабушка месила,
На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:
Нет, хватило теста ей!
Вот второй!
Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:
Вот и третий колобок!
До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.



Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:
Колобочки-колобки,
Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.



Занятие 3: вновь положите три шара и кубик ( с края ). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.



Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:
Вот веселый колобок!
Вот стоит в лесу пенек!
А теперь еще пенек!
А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками ( кисти раскрыты ), захватывает его пальцами, поворачивает.


Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.


Пальчиковые игры «Домики для гномиков»


Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе ( под грудь можно подложить валик ).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:
Будем-будем строить дом,
Чтоб просторно было в нем!
Нам бруски с тобой нужны,
Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:
Раз брусок, да два брусок,
Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:
Ну а если третий взять,
Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.



Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус ( он в центре ) и вновь «стройте дом»:
Три брусочка у нас были,
Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.



Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус ( он с края ). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.



Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:
Вот бруски для домиков,
Домиков для гномиков.
Крыши есть для домиков,
Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету ( кисти рук раскрыты ), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.


Мелкая моторика в 4,5-5 месяцев


Упражнение на развитие мелкой моторики: 5

Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.


Пальчиковые игры «Пианист»

Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.

Игрушки: игрушечное пианино.

Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент ( под грудь положите валик ).

Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.
Вот какой у нас артист,
Знаменитый пианист!
Заиграет он сейчас,
Пустит всех в веселый пляс!

Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.


Мелкая моторика в 5-6 месяцев


Упражнение на развитие мелкой моторики: 6

Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.


Пальчиковые игры «Мячик»

Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.

Игрушки: шарик диаметром 3 см.

Условия: малыш лежит на животе.

Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:
Вот такой прыгучий мяч!

Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.
Он готов пуститься вскачь!

Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.
Так и просится играть!

Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.
Трудно будет удержать!

Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.
Мячик прыгал и скакал,
В руки снова к нам попал!

Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.



Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:
Так и просится играть!

Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.
Трудно будет удержать!

Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.
Мячик прыгал и скакал,
В руки к мамочке попал!

Мягко возьмите шарик из рук ребенка.

Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Результат: малыш ( лежа на животике или сидя ) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пальчиковые игры
СообщениеДобавлено: 12 авг 2009, 14:20 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Пальчиковая гимнастика.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

____________________________________
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
- Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.

___________________________________________
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

_____________________________________________________
Взять руку ребенка и пощекотать:
Здесь пень (запястье),
Здесь колода (локоть),
А здесь ключевая водица (подмышки).

_______________________________________________________
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

___________________________________________________
Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.

____________________________________________
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

_____________________________________________
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

________________________________________________
Флажок.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
- Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».

_________________________________________________
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

_________________________________________________
Четыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.
- Ладонь расположена вертикально, указательный, средний, безымянный и мизинец прижаты друг к другу, большой палец смотрит в сторону. На последней строчке четыре сложенных вместе пальцев начинают сгибаться (звать к себе).

_______________________________________________
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

___________________________________________
- Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
Чмок, чмок, чмок.
- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

____________________________________________
У печи, печи, печи
Испечем мы пироги.
- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.

______________________________________________
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
- Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.

______________________________________________
Дом стоит с трубой и крышей.
На балкон гулять я вышел.
- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

__________________________________________________
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
- Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.

_________________________________________________
Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
- Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперёд. Локти слегка развести.

________________________________________
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пальчиковые игры
СообщениеДобавлено: 06 дек 2009, 23:39 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 21:10
Сообщения: 714
Откуда: Украина Одесса
Автор: Екатерина Железнова

Рыбки

Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке,
Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко !"
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала: "Мне хочется спать !"
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
Быстро качаем ладонями (дрожь).
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).

________________________________________________________

ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
А за ним ходили детки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Дождик с неба вдруг полил, Хлопок ладонями по столу/коленям.
Паучков на землю смыл. Ладонями трем ножки, смывающие движения
Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. "Паучки" ползают на голове.
________________________

ВЕТЕР

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.

А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила. Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).


А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пальчиковые игры
СообщениеДобавлено: 04 сен 2010, 11:55 
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 6975
Осенние пальчиковые игры

КЛЕН
Загадка
Огнем осенним опален
Под окном зарделся...

Попросите ребенка изобразить дерево. Подуйте на пальцы ветви и слегка покачайте руками из стороны в сторону. Прокомментируйте свои действия. «Подул ветер - зачался клен».
Предложите малышу показать, как качается на ветру дерево.

ЛИСТОПАД
Скажите ребенку - «Подул ветерок зашелестели листочки на дереве». Вот послушай...
Поднесите кисти к ушам и быстро пошевелите пальцами Эффект шуршания получается за счет трения пальцев друг о друга.

Попросите ребенка изобразить как шуршат листочки на ветру и послушать их шорох. Скажите ребенку: «А ветер дует все сильней, один за другим облетают листья с дерева, начинается осенний листопад». Поднимите руки на уровень плеч и начните плавно сближать и разводить их в стороны постепенно опуская ниже и ниже.

Дует - дует ветер, дует задувает Желтые листочки с дерева срывает

ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ
Спросите ребенка: «Почему птицы раскричались? Да ведь они в стаи собираются! Спешат птицы в теплые края. Крыльями машут, с нами до весны прощаются.»
Ладони поверните к себе сцепите к себе сцепите большие пальцы это голова птицы. Остальными пальцами начинайте помахивать так словно это крылья птицы.

Птицы сбиваются в стаи
Птицы на юг улетают


ДОЖДИК
Спросите ребенка: «Но что это капает? Кажется дождик начинается?» Расслабьте кисти и ударяйте кончиками пальцев по столу, изображая падающие на землю капли дожд. Говорите при этом: «Кап-кап- кап»

Загадка Приходил стучал по крыше
Уходил никто не слышал

Попросите ребенка показать как идет дождик Темп может меняться: сначала идет сильный дождь, быстрые движения, потом дождь слабее, движение постепенно замедляются, наконец дождь закончился. Разведите руки в стороны. Дождик кончился.

ЗОНТИК

Скажите ребенку: «Дождь идет, а мы не боимся, потому что у нас есть …» Изобразите зонтик и попросите ребенка угадать задуманный предмет. Для этого поднимите левую ладонь и согните ее так, чтобы получился купол. Указательным пальцем правой руки упритесь в середину левой ладони - это ручка зонтика

источник


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron