Иван Шишкин
Первый снег1875 г., х.м., 140 х 200 см., Киевский музей русского искусства, Украина
Зима1890 г., х.м., 126 х 204 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зима в лесу (Иней)1877. Холст, масло. 40,8 x 25,3. Киевский музей русского искусства
И.И. Шишкин - не только один из крупнейших, но едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. В этом с ним может соперничать лишь И.К. Айвазовский. Шишкин знал природу "ученым образом" (И.Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли "лесной богатырь-художник", "царь леса", "старик-лесовик".
Проведя детство и юность в диких лесах Вятской губернии, Иван Шишкин запечатлел величественный и монументальный их строй во многих произведениях. Этот опыт позволял ему угадывать и тщательно выписывать характер каждого дерева.
Наряду с ясностью, ярким солнечным светом, полнотой жизни есть у художника и лесная зимняя чаща, вызывающая у зрителя некоторый трепет, как если бы он оказался на самом деле один в этой звонкой тишине леса. Этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный деталей он рассчитан на долгое внимательное рассматривание.
***
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова было выбрано Иваном Ивановичем Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта.
Иван Иванович исполнил два рисунка к произведениям Лермонтова - по мотивам стихотворений «Сосна»и «Родина».
Заказчиком был петербургский издатель П.П. Кончаловский, один из пайщиков известного книгоиздательства И.Н. Кушнерева. В подготовке богато иллюстрированного издания приняли участие Врубель, Серов, Васнецов, Поленов…
Работа над рисунками навела на мысль написать и картину маслом «На севере диком…». Когда ее увидит художник Бялыницкий-Бируля, он, человек требовательный, скажет: «Помните М.Ю. Лермонтова «На севере диком» - лунная ночь, сосна как ризой одета. Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив».
В зиму 1890/91 года Иван Иванович несколько раз выезжал в Мери-Хови. Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты заинтересовали его. На мызе у дочери им написаны были «Морозный день», «На севере диком», «К вечеру».
Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Это было время тесной дружбы двух художников. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью; Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек; после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Религия имеет силу убеждения и влияния на человека, искусство располагает этими же качествами, выраженными в специфической форме прекрасного. Может быть, куинджиевские отвлечения в поисках вечной, космической красоты, обращенной к земле, к миру людей, являлись некоторыми попытками создать религию прекрасного и вечного.