Заголовок сообщения: Музыкальный урок к новому году
Добавлено: 21 дек 2009, 00:59
Модератор
Зарегистрирован: 27 апр 2009, 14:29 Сообщения: 294 Откуда: Украина Черкассы
Звонкая погода, снега кутерьма, Это время года мы зовем... (В. Данько)
C.Козлов ЗИМНЯЯ СКАЗКА
С утра падал снег. Медвежонок сидел на опушке леса на пеньке, задрав голову, и считал, и слизывал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали сладкие, пушистые и прежде, чем опуститься совсем, привставали на цыпочки. Ах как это было весело! "Седьмая",- прошептал Медвежонок и, полюбовавшись всласть, облизал нос. Но снежинки были заколдованные: они не таяли и продолжали оставаться такими же пушистыми у Медвежонка в животе.
"Ах, здравствуйте, голубушка! - сказали шесть снежинок своей подруге, когда она очутилась рядом с ними.- В лесу так же безветренно? Медвежонок по-прежнему сидит на пеньке? Ах какой смешной Медвежонок!" Медвежонок слышал, что кто-то в животе у него разговаривает, но не обращал внимания.
А снег все падал и падал. Снежинки все чаще опускались Медвежонку на нос, приседали и, улыбаясь, говорили: "Здравствуй, Медвежонок!" "Очень приятно,- говорил Медвежонок.- Вы - шестьдесят восьмая". И облизывался. К вечеру он съел триста снежинок, и ему стало так холодно, что он едва добрался до берлоги и сразу уснул. И ему приснилось, что он - пушистая, мягкая снежинка...
И что он опустился на нос какому-то Медвежонку и сказал: "Здравствуй, Медвежонок?" - а в ответ услышал: "Очень приятно, вы - триста двадцатая..." "Лам-па-ра-пам?" - заиграла музыка. И Медвежонок закружился в сладком, волшебном танце, и триста снежинок закружились вместе с ним. Они мелькали впереди, сзади, сбоку и, когда он уставал, подхватывали его, и он кружился, кружился, кружился...
Всю зиму Медвежонок болел. Нос у него был сухой и горячий, а в животе плясали снежинки. И только весной, когда по всему лесу зазвенела капель и прилетели птицы, он открыл глаза и увидел на табуретке Ежика. Ежик улыбался и шевелил иголками. - Что ты здесь делаешь? - спросил Медвежонок. - Жду, когда ты выздоровеешь,- ответил Ежик. - Долго? - Всю зиму. Я, как узнал, что ты объелся снегом - сразу перетащил все свои припасы к тебе...
- И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке? - Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушеную травку... - Не помню,- сказал Медвежонок. - Еще бы! - вздохнул Ежик.- Ты всю зиму говорил, что ты - снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне…
Озвучиваем стихи
Скажите ребенку, что хотите ему прочитать стихи про снежинки, но стихи музыкальные. Чтобы снежинки могли танцевать, нужна музыка. Предложите малышу импровизировать на металлофоне или глокеншпиле (если их нет подойдут хрустальные рюмки и бокалы по разному наполненные водой) танец пушистых снежинок, соответственно содержанию сопровождая его чтением стихотворения А. Липецкогоо:
Снежинки пуховые, Веселые, живые! Вы кружитесь, мерцаете В молчании лесном И землю устилаете Блестящим серебром.
Но когда сердитый Дед Мороз стукнет своим волшебным посохом, снежинки из пушинок превращаются в «хрустики»: хруп-хруп – слышится под ногами... Для озвучивания стихотворения И. Токмаковой «Снег, снег» используйте целлофан. Ритмично сминая его на слова «снег, снег», ребенок создает красочный аккомпанемент к стихам. Поэкспериментируйте с целлофаном разной толщины. Спросите малыша, какой вариант звучания больше похож на скрип настоящего снега. Для озвучивания храпа медведя подойдут рубель, расческа и т.п. В конце стихотворения необходимо сделать диминуэндо, ритмично сжимая целлофан — дети как будто тихо уходят от опасного места.
Снег, снег
Как на горке – снег, снег, И под горкой – снег, снег, И на елке – снег, снег, И под елкой – снег, снег, Хр-р-р! А под елкой спит медведь, Тише, тише, не шуметь.
Сегодня мы будем слушать Танец феи Драже из балета «Щелкунчик» П. И.Чайковского. Я долго подбирала музыку к этому уроку и остановилось на этом произведении, так как оно наиболее подходит для передачи волшебного новогоднего настроения. В произведении солирует челеста, прочитать о которой можно ниже. Я предлагаю совместить слушание этого произведения или с рисованием или с движением (в зависимости от настроя ребенка), а можно послушать и просто так.
Справка для мамы
Щелкунчик
«Щелкунчик» является волшебным балетом в двух действиях, трех таблицах Петра Ильича Чайковского, написанного в 1891–92 годах, на основе «Щелкунчика и Мышиного Короля», сказке Гоффана (1816). Александр Дюма-отец адаптировал сказку для музыки Чайковского (после того, как либретто, возможно написанное Мариусом Петипа и уполномочило администратора Имперского Театра Ивана Всеволожского в 1891 году). В Западных странах этот балет стал одним из самых популярных балетов, прежде всего в период Рождества. Выбор восьми из наиболее популярных номеров из балета был сделан композитором перед премьерой балета, формируя сюиту «Щелкунчик», Oпус 71a, предназначенную для постановки. Эта сюита сразу же стала популярной, полный балет не достигал большой популярности приблизительно до середины 1960-х. Между прочим музыкальное сопровождение «Щелкунчика» отмечено за использование челесты, инструмента, который композитор уже использовал в его намного менее известной симфонической поэме «Воевода» (1891). Хотя инструмент известен в «Щелкунчике» как солирующий в "Танце Феи Драже" из Акта II, он также используется в другом месте в том же самом акте. История История была издана во многих книжных версиях, включая красочные детские экземпляры. История вращается вокруг немецкой девочки по имени Клара Штальбаум или Клара Силверхос. В некоторых вариантах «Щелкунчика», Клару называют Мэри. (В рассказе Гоффманна имя девочки – Мэри или Мария, в то время как Клара – это имя одной из ее кукол.) Акт I Балет начинается краткой “Миниатюрной Увертюрой”, которая также открывает и Сюиту. Музыка устанавливает волшебное настроение использованием верхних регистраторов оркестра исключительно. Занавес открывается, чтобы показать дом Штальбаума, где вечер Сочельника в разгаре. Клара, ее маленький брат Фриц и их мать и отец празднуют с друзьями и семьей, когда таинственный крестный отец, Дроссельмайер, приходит. Он быстро раскрывает большую сумку подарков для всех детей. Все очень счастливы, за исключением Клары, которая должна все же получить подарок. Дроссельмайер затем достает три куклы в натуральную величину, каждая из которых начинает танцевать. Когда танцы заканчиваются, Клара приближается к Дроссельмайеру и просит свой подарок. Оказывается, что у него уже нет подарков, и Клара бежит к матери в приступе слез. Дроссельмайер тогда, как по волшебству, заставляет появиться игрушечного Щелкунчика, в традиционной форме солдата в полных регалиях. Клара вне себя от радости, но ее ревнивый брат Фриц ломает Щелкунчика. Дроссельмайер выгоняет его и исправляет игрушку. Вечер закончен и семья Штальбаум ложится спать, но Клара заинтересована своим Щелкунчиком, и выходит к Рождественской елке, чтобы увидеть его. Она заснула под деревом с Щелкунчиком в руках. Когда часы бьют полночь, Клара слышит шорох мышей. Она просыпается и пробует убежать, но мыши останавливают ее. Или возможно Клара находится все еще во сне: Рождественская елка внезапно начинает расти до огромного размера, заполняя комнату. Щелкунчик приходит в себя, он и его рота солдат защищают Клару, и Король Мышей ведет своих мышей в сражение. Здесь Чайковский продолжает миниатюрный эффект Увертюры, устанавливая музыку сражения преобладающе в верхних регистраторах оркестра. Конфликт продолжается, и когда Клара помогает Щелкунчику, бросая свою комнатную туфлю в Короля Мышей, Щелкунчик получает возможность нанести ему удар. Мышиный король погибает. Мыши отступают, забирая своего мертвого лидера с собой. Щелкунчик тогда превращается в принца. (В оригинальной истории Гоффманна, и в 1985 и 2001 года версии Королевского Балета, принц фактически является племянником Дроссельмайера, который был превращен в Щелкунчика Королем Мышей, и все события после Рождественского вечера были устроены Дроссельмайером, чтобы разрушить колдовство.) Клара и принц путешествуют в мир, где танцующие Хлопья Снега встречают их и танцы фей и королев приветствуют Клару и принца в их мире. Занавес падает. Конец Акта I. Акт II Клара и принц достигают земли Феи Драже. Фея Драже и люди Земли Конфет танцуют для Клары и принца в танцах Феи Капли, танце испанских балерин (иногда Шоколада), китайских балерин (иногда Чая), аравийских балерин (иногда Кофе), российских балерин (иногда Леденца - их танец называют Трепак), Имбирной Матушки и ее Шутов (иногда Клоуны Ирисок, или Придворные Шуты в постановке Барышникова), Тростниковой Флейты (иногда пастухов Марципан), Феи Драже и Вальсе Цветов. Танцы на земле Феи Драже не всегда исполняются в этом порядке. После празднеств, Клара просыпается под Рождественской елкой с игрушкой Щелкунчиком в ее руках и занавес опускается. (В версии Баланчина, однако, ее никогда не показывают, пробуждаясь после того, как все танцы в Королевстве Конфет закончились, она едет прочь со Щелкунчиком/Принцем на летящих салазках, запряженных северным оленем и занавес падает. Это дает впечатление, что "мечта" фактически случается в действительности, как в оригинальной истории Гоффманна. Королевская версия Балета 1895 года, кажется, подразумевает ту же самую вещь, с тех пор в конце племянник Дроссельмайера, который действительно был превращен в Щелкунчика, вновь появляется в человеческом обличье в магазине дяди.) История балета Состав Сам Чайковский был наименее удовлетворен этим своим последним балетом. Хотя он принял плату, предоставленную Иваном Всеволожским, он особенно не хотел писать этот балет (хотя он действительно писал другу, сочиняя музыку к балету: "я ежедневно становлюсь все более настроенным на мою задачу") Премьера балета была проведена как двойная премьера вместе с последней оперой Чайковского «Иоланта»18 декабря 1892 года в Мариинском Театре в Санкт-Петербурге, России. Балет проводился Риккардо Дриго и был поставлен Левом Ивановым и Мариусом Петипа.
Челе́ста (итал. celesta — «небесная»)
— небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков. Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм молоточков напоминает фортепианный, но более упрощён). Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах. Диапазон челесты ― от c1 (до первой октавы) до c5 (до пятой октавы). Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году Ч. Клаггетом из Лондона. В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеста». Первым челесту в оркестре применил Эрнест Шоссон в музыке к пьесе Шекспира «Буря» (1888). Во время своего визита в Париж челесту услышал Пётр Ильич Чайковский и был так очарован её волшебным звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» (1891) и балет «Щелкунчик» («Танец феи Драже»; 1892). Челеста используется почти исключительно как оркестровый инструмент для создания особого колорита. На челесте также исполняется партия стеклянной гармоники ― инструмента, вышедшего из употребления, но предусмотренного в сочинениях некоторых композиторов XIX века. Как правило, на челесте играет штатный пианист оркестра (в случае отсутствия челесты её партия может быть исполнена на фортепиано). Случаи применения челесты в качестве самостоятельного инструмента единичны (Барток ― Музыка для струнных, ударных и челесты, 1936). Ноты для челесты пишутся на двух нотоносцах на октаву ниже действительного звучания. В партитуре симфонического оркестра её партия располагается под партией арфы, над партиями струнных инструментов.
Пение
Зима
1. Вот повеял ветерок, Холодом пахнуло. Это бабушка-Зима Рукавом махнула.
2.Полетели с высоты Белые пушинки. На деревья и кусты Сыплются снежинки.
Заголовок сообщения: Re: Музыкальный урок к новому году
Добавлено: 21 дек 2009, 10:18
Модератор
Зарегистрирован: 27 апр 2009, 14:29 Сообщения: 294 Откуда: Украина Черкассы
maminsite, я сначала думала музыку дать, но потом мне показалось, что не надо. Это сказка прелюдия к уроку, она должна вдохновить ребенка начать озвучивать стихи