Часть вторая. В НОВОМ МИРЕ. (От Рождения до 3-х Месяцев)
Все, что постигает малыш за первые три месяца своей жизни - это источник радости родителей, изумления ученых и огромного удовольствия самого ребенка. Именно в это время ребенок превращается из младенца, действиями которого управляют в основном рефлексы, в совершенно определенную личность, с ярко выраженным темпераментом и своим режимом поведения: он улыбается, поднимает и держит голову, реагируя на попытки родителей играть с ним или успокоить его, издает звуки, когда с ним разговаривают, и пытается схватить различные предметы. В этот период жизни ребенок начинает запоминать определенные вещи, тянется к общению и пытается осознать собственное существование.
Однако даже у новорожденных обнаруживаются такие способности, о которых прежде никто и не подозревал. Лишь в течение нескольких последних лет ученые заинтересовались этим и провели ряд экспериментов. Раньше бытовало мнение, что младенцы едят, спят, плачут. Но оказалось, что уже через десять минут после рождения дети локализуют звук, видят на расстоянии от 8 до 12 дюймов (примерно от 11 до 17 см) перед собой и следят за медленно движущимися - из стороны в сторону или вверх и вниз предметом. Новорожденным больше нравится цветное изображение, чем одноцветное, но больше всего они любят смотреть на лицо взрослого и слушать звук голоса, причем предпочтительнее высоких тонов (интересно, что взрослые, как правило, и стараются говорить с младенцами на более высоких тонах).
Младенец наделен и бессознательными защитными рефлексами. Например, движение головы из стороны в сторону предохраняет ребенка от удушья, руками ребенок может защитить себя от какого-либо предмета; от холода может спастись, свернувшись в клубок, дрожа и громко плача - для улучшения циркуляции крови, от резкого света может избавить себя, зажмурив глаза, а от перенапряжения - уснув. Когда ребенок чем-то недоволен, голоден или просто хочет обратить на себя внимание, он плачет.
Рефлекс, носящий название "Моро" - это ответная реакция малыша на внезапную смену положения, громкий звук или яркий свет: от испуга голова ребенка наклоняется назад, спинка изгибается, руки выбрасываются вперед, а затем быстро прижимаются к телу. Впечатление такое, будто ребенок хочет уцепиться за что-то твердое и удержаться от падения. А вот момент, о котором вряд ли догадываются многие родители: дети часто пугаются собственного крика, и под действие эффекта "Моро" ребенок начинает плакать еще громче. Чтобы успокоить малыша достаточно взять его на руки и спокойно, нежно помассировать его тельце.
Ребенок рождается также с рефлекторным позывом плыть и ходить. Вскоре эти рефлексы исчезают, чтобы проявится позже и уже в качестве сознательных действий. Плавательный рефлекс может заставить ребенка проползти, как амфибия через всю кроватку к ванне с водой. Если подержать ребенка в вертикальном положении, он поднимет ножки и опустит их, нажимая на ступни, перебирая ногами, будто шагает. Младенец также способен очень крепко держать какой-нибудь предмет пальцами.
Уже в первые недели жизни ребенок стремится поднять головку (иногда безуспешно), но ко второму месяцу жизни ребенок уже держит ее под углом 45 градусов, лежа на животе. А концу третьего месяца малыш уже может поворачивать голову вполне осознанно, долго держит ее поднятой.
Руки младенца - еще один "индикатор" его развития. В течении первых нескольких недель они сжаты в кулачки, но к восьми неделям пальчики разжимаются, особенно в те часы, когда ребенок бодрствует. Это означает, что время рефлексов прошло, и ребенок готов к хватательным движениям, хотя держать предмет еще не может. Для многих младенцев в это время их собственные руки являются открытием! Они с изумлением вглядываются в каждое движение своих маленьких пальчиков, находя удовольствие в прикосновении одной руки к другой, с наслаждением запихивают их в рот, или весьма небрежно помахивая в сторону предметов, находящихся в поле их зрения. Наблюдение и игра с руками - огромный шаг в развитии младенца, связанный с огромными усилиями с его стороны и концентрации всех, еще невеликих, сил.
Первые три месяца жизни ребенок в основном использует касательные, зрительные и слуховые рефлексы, а также обоняние. К трем месяцам он уже видит на расстоянии от трех до двадцати дюймов (от 4 до 28 см), ему по-прежнему нравится смотреть на лица людей (предпочтительнее лица красивые!).
Трехмесячный ребенок способен сконцентрировать свое внимание на предмете, который находится на уровне глаз, проследить направление его движение глазами и поворотом головы. Одни и те же предметы начинают надоедать ему. К этому времени ребенок узнает членов семьи, впрочем он узнает их с самого рождения по запаху! С самого рождения на развитие ребенка влияет огромное количество игрушек и уделяемого ему внимания, а с трех месяцев "аппетит" малыша к визуальной стимуляции обычно возрастает. Родители, занимающиеся с ребенком и ежедневно наблюдающие за ним заметят его явно растущий интерес к окружающей среде.
Сегодня медиками доказано, что ребенок слышит уже во чреве матери. Многие беременные женщины, оказавшись на концерте, замечали активное движение ребенка в животе во время громких аплодисментов. К моменту рождения у ребенка уже хорошо развит слух, а к 12 неделям он достигает уровня развития слуха взрослого. Малыш затихает, заслышав музыку или другие ритмические звуки, но в тоже время ничто не действует на него так успокаивающе, как голос матери, который он уже различает на втором месяце своей жизни.
Между вторым и третьим месяцами многие дети начинают издавать звуки, когда с ними говорят, особенно если лицо говорящего находится на близком расстоянии от лица ребенка. Многие дети так любят "разговаривать", что способны болтать сами с собой - без слушателей вообще.
Родители очень ценят такой знак внимания со стороны ребенка, как улыбку. Она появляется с самого рождения, но лишь через десять - двенадцать недель приобретает осмысленный характер. Возникает счастливый круг - улыбка малыша вызывает улыбку родителей, в ответ ребенок улыбается снова и так далее.
К трем месяцам малыш улыбается уже не только лицом, но и "телом": изгибается и тянется к родителям. Он ищет родителей взглядом, четко определяет их место нахождение и выражает целую гамму эмоций сменой выражения лица.
Пронаблюдать, как у ребенка развивается осязание, труднее, но необходимо. Нежное прикосновение играет огромную роль в его жизни, чуть ли не большую, чем прием пищи. Опыты показали, что дети, которых кормят, но не ласкают, фактически теряют в весе. Дети кожей чувствуют, в каком состоянии находится человек, общающийся с ним - злой он и напряженный или добрый и заботливый. Прикосновение для маленького ребенка - это познание окружающего мира. Вот почему так велико значение массажа для младенца.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАСТЯЖКУ РУК. Растяжка рук придаст гибкость и силу рукам вашего ребенка, а также его плечикам и спине. Учтите совет: никогда не тяните ребенка за руки, не заставляйте его принимать то положение, которое вы считаете правильным. Если ручки ребенка полностью не достают до пола, пусть вас это не смущает. Ребенок немного подрастет, и у него все получится. Каждое управление повторить 4 раза. 1. Положите ребенка на коврик перед собой, возьмите его за руки и осторожно потяните руки вверх, к голове. 2. Положите руки малыша вдоль тела. Поднимайте их и опускайте их в ритм какой-нибудь песенки. Или произнося слова "вверх-вниз", чередуя высокие и низкие тона голоса. 3. Поднимите сначала одну, потом другую ручку ребенка.
УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ. Эти упражнения способствуют развитию гибкости и координации движений вашего малыша, что в дальнейшем поможет ему научиться ползать и ходить. 4. Положите ребенка на спинку перед собой. Осторожно потяните левую руку и правую ногу. Ни в коем случае не применяйте силу. 5. Рука ребенка касается его ступни. Упражнения выполняйте в заданном ритме - под песню или чтение стихов. Упражнение повторите по четыре раза для каждой пары "рука - нога".
УПРАЖНЕНИЯ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ. Это очень важный цикл упражнений, он способствует укреплению мускулов живота, шеи, спины и рук ребенка. Вначале советую вам поддерживать голову ребенка. Позднее, когда ребенок начнет справляться с этим самостоятельно, просто держите его руки. 6. Положите малыша на спину. Одну ладонь - под голову, другой придерживайте обе его руки. 7. Осторожно приподнимите ребенка - так, чтобы он сел. Вознаградите его за усилия улыбкой и поцелуями. 8. Осторожно опустите малыша на пол. Упражнения повторите четыре раза.
УПРАЖНЕНИЕ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ. Упражнения укрепляют мышцы спины, шеи и глаз, увеличивают способность ребенка задерживать свое внимание и следить за каким-либо предметом. Чем младше ребенок, тем более рассеянно его внимание, взгляд может быстро перемещаться на более интересные предметы. Это совершенно нормально. 9. Положите ребенка на спинку. Держите ярко раскрашенную игрушку перед глазами до тех пор, пока он не остановит на ней свое внимание. 10. Медленно двигайте игрушку направо, в центр и налево, следите, чтобы ребенок соответственно поворачивал голову и глаза. Повторите упражнение два раза.
УПРАЖНЕНИЕ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ ЖИВОТА. Эти упражнения совсем несложные. Мышцы живота сжимаются при прикосновении вашей руки к телу ребенка и разжимаются, когда вы убираете руку. 11. Положите ребенка на спину. Пальцем осторожно проведите невидимые горизонтальные линии по его животу, около пупка. Каждое ваше движение заставит мышцы живота сокращаться. 12. А теперь проведите вертикальные линии. После каждого своего движения дождитесь, чтобы мышцы живота сократились. 13. Дотроньтесь до живота ребенка всей рукой: вы почувствуете, как мышцы напряглись. Теперь отпустите руку они расслабились. Каждое прикосновение повторить 5 раз.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАСТЯЖКУ РУК МАМЫ. Это упражнение снимет вашу усталость, распрямит плечи. 14. Сядьте перед лежащим малышом, скрестите ноги. Руки сложите в "замок", отведите их назад и вверх. Нагнитесь к ребенку и оставайтесь в этой позе, считая про себя до 5. 15. Руки сзади. Медленно переходите в положение сидя. Распрямите спину, напрягите мышцы живота, поднимите голову и подбородок вверх. Сосчитав до 5, вернитесь в исходное положение. Повторить каждое упражнение 4 раза. УПРАЖНЕНИЕ - "КОШКА" Это упражнение снимет напряжение со спины матери, послужит хорошим тонусом для работы желудка. 16. Встаньте на четвереньки. При выдохе напрягите мышцы живота так, чтобы он стал плоским. Теперь медленно выгните спину - как кошка. Поцелуйте своего малыша, и пусть ваши волосы пощекочут живот ребенка. 17. Медленно вдохните и распрямите спину, не выгибая нижнюю часть спины. Повторите 6 раз. УПРАЖНЕНИЕ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ ЖИВОТА МАМЫ. Это упражнение укрепит мышцы живота матери, расслабляя и придавая гибкость спине. 20. Лежа на спине, согните колени. Посадите ребенка на свои бедра. Вдохните, потом выдохните, сделайте живот плоским и поднимите голову от пола. Теперь вдохните и опустите голову на пол. 21. Выдохните, напрягите живот и поднимите бедра. Опуская спину обратно на пол, дышите равномерно. Упражнение повторите 6 раз.
УПРАЖНЕНИЕ "КАЧАНИЕ НА ЦИЛИНДРЕ". Это движение укрепит спину и шею малыша, разовьет чувство баланса. Оно же поможет малышу научится сидеть. 22. Посадите ребенка на надувной цилиндр, придерживая его за бедра. 23. Медленно наклоните цилиндр назад - к себе, одновременно развернув ребенка в сторону. 24. Теперь поверните тело ребенка в другую сторону. Дайте малышу время сбалансировать свои движения. Повторить упражнение три раза в каждую сторону.
УПРАЖНЕНИЕ "НОЖКУ К НОСУ". Это упражнение укрепляет мышцы живота, увеличивает гибкость ног и бедер ребенка. Дети любят это упражнение - они часто играют собственными пальцами. 1. Положите ребенка перед собой. Легко потяните его ноги к себе. 2. Поверните пальцы ног малыша к носу. Повторите 5 раз.
ПОЛЗКОМ НА ДЮЙМ. Это упражнение укрепит мышцы ног и рук вашего малыша и будет хорошей подготовкой к ползанию. Положите на небольшом расстоянии от головы ребенка его любимую игрушку. Это облегчит продвижение ребенка вперед с поднятой головкой и грудью. 5. Положите ребенка на живот, ноги вместе, пятка к пятке. Слегка нажмите на подошвы его ног. 6. Cопротивляясь нажиму вашей ладони, ребенок начнет двигаться вперед, выпрямляя ноги. Повторите 4 раза.
ВАНЬКА - ВСТАНЬКА. Это упражнение (подготовка к последующим упражнениям серии "сели-встали") укрепляет мышцы живота, шеи и спины . 7. Положите ребенка перед собой, возьмите его руки в свои. 8. Помогите малышу сесть. 9. Если захочет, помогите ему встать на ножки. Дайте ему возможность осмотреться, привыкнуть к новой позе. Затем медленно опустите ребенка на пол в прежнее положение. Повторить 4 раза.
КРЕСТИК ИЗ НОГ. Это упражнение увеличивает гибкость и силу мышц ног, бедер и нижней половины спины. Полезно оно и как подготовка к перевертыванию. БУДЬТЕ ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНЫ с коленями малыша - выбирайте положение, удобное для ребенка. Гибкость приходит со временем, силу применять нельзя! Повторить 6 раз. 10. Возьмите ребенка за ноги. Осторожно перекрестите ножки. Пятки "смотрят" вниз к полу. 11. Исходное положение. 12. Повторите движение с другой ноги.
ОБНИМИ СЕБЯ. Упражнение способствует развитию гибкости плечей, рук и спины. 13. Медленно разведите руки ребенка в стороны. Не прикладывайте силу - исходите из возможностей малыша. 14. Скрестите руки ребенка на груди, как будто он сам себя обнимает. Повторите 6 раз.
БЕДРА. Упражнение способствует укреплению мышц спины, груди, шеи и рук. 15. Положите ребенка на живот, руками обхватите его за бедра. Осторожно приподнимите бедра малыша. Спина должна быть прямая. Если спина провисает - значит, вы держите ниже бедер, или поднимаете слишком высоко над полом. 16. Подержите ребенка в таком состоянии несколько секунд, потом опустите вниз. Повторите 5 раз.
КРЕСТИК ИЗ НОГ - 2. Это упражнение увеличивает гибкость и силу мышц ног, бедер и нижней части спины. Полезно оно и как подготовка к перевертыванию. 17. Положите ребенка на живот. Осторожно перекрестите руками его ножки. Верните в исходное положение. 18. Повторите движение, делая крестик.
ВЕРХОМ НА МАМИНЫХ КОЛЕНЯХ. Все дети любят ездить верхом. Упражнение полезно как подготовка для серии "лошадь-качалка". 19. Лягте на спину. Положите ребенка на голени своих согнутых ног, придерживая его. 20. Поднимите ноги вместе с ребенком на счет "раз-два-три" или короткого стихотворения.
СВИНГ. Это упражнение для рук и ног доставит удовольствие вашему ребенку. Кроме того он получит возможность увидеть мир с непривычного для него ракурса. 21. Твердо упираясь ногами, отведите руки с ребенком назад. 22. Одна ваша нога выпрямлена, другая согнута. Руки с ребенком движутся вперед. Спойте какую-нибудь веселую песенку. Повторите 6 раз.
|