Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова В классах, где обучение проходит по системе Эльконина-Давыдова, дети из «объектов обучающего воздействия» превращаются в исследователей, а учитель – в научного руководителя. Ученики являются активными участниками учебного процесса. Уроки часто проводятся в форме дискуссий, в которых учителю отводится лишь вспомогательная направляющая роль. Дети учатся самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы, аргументированно их доказывать, критически оценивать свои и чужие предположения.
Исходя из вышесказанного, можно отметить следующие
преимущества развивающей системы обучения Эльконина-Давыдова:
- приобретаемые в школе знания становятся более прочными благодаря активному исследованию, а не пассивному запоминанию;
- дети учатся не теряться, попадая в новую для себя ситуацию, они способны самостоятельно проанализировать сложившиеся обстоятельства и найти решение для преодоления возникших трудностей (обычная фраза «стандартных» школьников «мы этого не проходили!» естественным образом исключается);
- дети становятся более уверенными в своих знаниях и способностях, в том числе из-за того что высказанная на уроке даже неверная гипотеза становится не предметом резкой критики, а шагом к более глубокому пониманию изучаемых предметов и явлений.
Чтобы лучше понять, как удается достигать таких результатов в обычной школе с обычными детьми, обратим ваше внимание на
методические приемы, разработанные Элькониным, Давыдовым и их последователями для достижения развивающего эффекта обучения: так называемые побуждающий и подводящий диалоги.
Побуждающий диалог, целью которого является формулирование проблемы (постановка задачи), строится в три этапа:
1) создание «ситуации успеха»: дети решают задачу, опираясь на прошлый опыт;
2) создание ситуации «интеллектуального разрыва», когда детям предлагается задача, внешне схожая с предыдущей, но решить они ее не могут, так как требуются дополнительные знания;
3) фиксация «разрыва», т.е. формулирование проблемы.
Подводящий диалог используется для поиска решения, когда дети анализируют создавшуюся проблему, а учитель замечает наиболее интересные версии и помогает из развивать, совместно подводя итог дискуссии. Так как в общеклассном обсуждении менее активные ученики часто не принимают участия, общей дискуссии может предшествовать работа в небольших группах. Тогда каждая группа разрабатывает свою гипотезу, а затем предлагает ее для общего обсуждения.
Для максимальной эффективности развивающего обучения очень важно, чтобы учитель не просто хорошо владел методическими приемами и не навязывал свое авторитетное мнение, но был предельно внимателен к высказываниям детей, чтобы ни в коем случае не пропустить рождение верной идеи, зацепиться за нее и развить вместе с остальными учениками, таким образом полностью раскрывая потенциал школьников.
В классах, где обучение ведется по системе Эльконина-Давыдова, задают мало домашних заданий по сравнению с традиционной схемой. Отметок также не ставят – присутствует лишь качественная оценка усвоения материала каждым учеником.
Источник