Портал »

Морской семинар 2024 - семейный лагерь "Робинзонада". 16-23 июня 2024

Текущее время: 08 дек 2024, 13:04

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Система Эльконина-Давыдова.
СообщениеДобавлено: 25 ноя 2009, 07:54 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 21:10
Сообщения: 714
Откуда: Украина Одесса
Система Эльконина-Давыдова

Системой, ставшей популярной в школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.
!!!Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений.

У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Система Эльконина-Давыдова.
СообщениеДобавлено: 25 ноя 2009, 07:57 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 21:10
Сообщения: 714
Откуда: Украина Одесса
Чем образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова отличается от других систем?

Чем же отличается обучение по Эльконину-Давыдову от других развивающих систем? Тем, что основной задачей обучения является построение научной системы понятий и освоение наиболее общих принципов решения классов задач. Имея такой багаж знаний, ученики с небольшой помощью учителя решают частные задачи, одновременно уточняя и углубляя свои знания. Но и первоначальное общее понятие (способ) тоже никогда не преподносится учителем как истина, которую надо просто выучить назубок: и здесь учитель организовывает работу так, чтобы подвести учеников к самостоятельному «открытию» нового понятия, пониманию его свойств и т.д.

В системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:
Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в "чистом виде".

Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления. Так, например, в начальном курсе математики эти принципы наиболее ярко проявляются при формировании центрального понятия – понятия (действительного) числа.

Число выступает и осваивается в первую очередь как средство оперирования с другим математическим объектом – величиной. В отличие от всех традиционных программ математического образования здесь исходным является понятие величины. Его освоению посвящено первое полугодие первого класса. Число появляется в ситуациях, когда невозможны прямые действия с величинами: задание величины, сравнение величин.

Исходно число выступает как реальное предметное действие – измерение величины. Затем это действие представляется с помощью различных модельных средств – цифровых и буквенных обозначений, чертежей, схем. Различные виды чисел (натуральные, дробные, отрицательные) и разные операции с ними (сложение, вычитание, умножение и деление) возникают в результате развития и конкретизации измерения.

В итоге учащийся не только знает о числах и операциях с ними, но и понимает их смысл. По-новому в таком подходе вводятся и основные арифметические действия.

Исследования показывают, что учащиеся, обучающиеся по этой программе, отличаются тем, что могут:
конструировать разные виды чисел и употреблять различные модели как средства разрешения учебных и математических проблем;
решать круг практических задач, выходя за пределы применимости открытых учащимися способов действия, т.е. решать задачи в новых условиях;
освоить вычислительные навыки и способы решения задач за более короткий отрезок времени.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Система Эльконина-Давыдова.
СообщениеДобавлено: 25 ноя 2009, 08:07 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 21:10
Сообщения: 714
Откуда: Украина Одесса
Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова

В классах, где обучение проходит по системе Эльконина-Давыдова, дети из «объектов обучающего воздействия» превращаются в исследователей, а учитель – в научного руководителя. Ученики являются активными участниками учебного процесса. Уроки часто проводятся в форме дискуссий, в которых учителю отводится лишь вспомогательная направляющая роль. Дети учатся самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы, аргументированно их доказывать, критически оценивать свои и чужие предположения.

Исходя из вышесказанного, можно отметить следующие преимущества развивающей системы обучения Эльконина-Давыдова:
- приобретаемые в школе знания становятся более прочными благодаря активному исследованию, а не пассивному запоминанию;
- дети учатся не теряться, попадая в новую для себя ситуацию, они способны самостоятельно проанализировать сложившиеся обстоятельства и найти решение для преодоления возникших трудностей (обычная фраза «стандартных» школьников «мы этого не проходили!» естественным образом исключается);
- дети становятся более уверенными в своих знаниях и способностях, в том числе из-за того что высказанная на уроке даже неверная гипотеза становится не предметом резкой критики, а шагом к более глубокому пониманию изучаемых предметов и явлений.

Чтобы лучше понять, как удается достигать таких результатов в обычной школе с обычными детьми, обратим ваше внимание на методические приемы, разработанные Элькониным, Давыдовым и их последователями для достижения развивающего эффекта обучения: так называемые побуждающий и подводящий диалоги.

Побуждающий диалог, целью которого является формулирование проблемы (постановка задачи), строится в три этапа:
1) создание «ситуации успеха»: дети решают задачу, опираясь на прошлый опыт;
2) создание ситуации «интеллектуального разрыва», когда детям предлагается задача, внешне схожая с предыдущей, но решить они ее не могут, так как требуются дополнительные знания;
3) фиксация «разрыва», т.е. формулирование проблемы.

Подводящий диалог используется для поиска решения, когда дети анализируют создавшуюся проблему, а учитель замечает наиболее интересные версии и помогает из развивать, совместно подводя итог дискуссии. Так как в общеклассном обсуждении менее активные ученики часто не принимают участия, общей дискуссии может предшествовать работа в небольших группах. Тогда каждая группа разрабатывает свою гипотезу, а затем предлагает ее для общего обсуждения.

Для максимальной эффективности развивающего обучения очень важно, чтобы учитель не просто хорошо владел методическими приемами и не навязывал свое авторитетное мнение, но был предельно внимателен к высказываниям детей, чтобы ни в коем случае не пропустить рождение верной идеи, зацепиться за нее и развить вместе с остальными учениками, таким образом полностью раскрывая потенциал школьников.

В классах, где обучение ведется по системе Эльконина-Давыдова, задают мало домашних заданий по сравнению с традиционной схемой. Отметок также не ставят – присутствует лишь качественная оценка усвоения материала каждым учеником.

Источник


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Система Эльконина-Давыдова.
СообщениеДобавлено: 25 ноя 2009, 08:15 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 21:10
Сообщения: 714
Откуда: Украина Одесса
У многих возникает вопрос по поводу приемственности начальной и средней школы...

Учат детей рассуждать, свободно мыслить...в начальной школе...а дальше? неужели стоит тратить 4 года для того, чтоб в среднем звене это все потерялось?
Если никому, кроме учителей начальной школы это не интересно, зачем начинать вводить принципы, которыми не будут пользоваться учителя средней школы? А ведь все предметы могут быть построены по замечательным принципам такого развивающего обучения.
Результаты ведь сногсшибательные!!!


Насколько я знаю система Эльконина-Давыдова развивается, и разрабатываются учебники для средней и старшей школы. Мне очень нравится эта система обучения.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти: