Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 28 мар 2024, 12:29

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Система Глена Домана
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2009, 02:41 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 21:10
Сообщения: 714
Откуда: Украина Одесса
В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным "Институтом ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга.

Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. В первую очередь, больных детей (кроме слепых) учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Со слепыми детьми дело обстояло сложнее – первый шаг их программы состоял в том, чтобы дать им возможность видеть хотя бы очертания.

В результате, когда такие дети начинали читать, параллельно с этим, постепенно, понемногу, они начинали и двигаться. До обучения по методике Домана эти дети отставали по всем показателям физического развития детей, а спустя некоторое время после начала обучения – по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходили обычных детей!

И опять же возникает вопрос, который задавала себе еще Мария Монтессори: "что же надо делать с обычными детьми, чтобы мои бедные малютки их перегоняли?"

Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми.
Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.

Целью, которую поставил себе Доман, является – "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей."
Доман хорошо знает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но сильней всего он растет в первые три года. Исходя из этого, свою систему он построил для трех-четырехлетних малышей.

В первую очередь, считает Доман, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей ребенка. Конечно, надо обучать так, чтобы это было психологически комфортно ребенку, надо стараться исподволь развить его врожденные рефлексы.

Мне кажется, что дети, которых пеленали, в большинстве своем более апатичны, не позволяют себе сделать того, что они хотят, в более старшем возрасте, чем дети, которым позволяли и помогали двигаться так, как они хотят. Вы когда-нибудь видели, какая радость написана на личике трехмесячного малыша, которому помогают стоять и ходить? Если да, то после этого Вы никогда не скажете, что такое раннее развитие вредно.

Доман разработал целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует учить его делать все, что только возможно и вертеть и крутить его различными способами. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Когда ребенку исполнится год, надо параллельно с физическим развитием начинать развивать и такие способности, как лингвистические, математические и другие.

По мнению Домана, лингвистические способности – врожденная функция человеческого мозга. Он считает, что все младенцы обладают невероятными способностями к языкам.

Глен Доман выделяет факты, из которых состоят языки. Они называются словами, числами или нотами, в зависимости от того, о каком языке идет речь. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить все, что мы им дадим. Более того, чем они моложе, тем легче они заучивают. Исходя из этого, идея "готовности к чтению" (а также все другие "готовности") является полнейшим вздором. Утверждение о том, что ребенок готов к чтению в пять или шесть лет, не только абсурдно, но и опасно. Готовность созидается в детях, а если не созидается – случайно или с какой-то целью – она не появится вообще.

Доман считает, что если учить ребенка фактическому материалу в математике, а факты, на которых основывается математика, - это числа, такие как один, два, три, четыре, пять, шесть, - то он откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д. Из этого он делает вывод, что математические способности – также неотъемлемые функции человеческого мозга.

Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман показывает количество точками, а не цифрой, для того, чтоб ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры.

Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме цифр, начинают показывать примеры. Большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через пару месяцев могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.

Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать и энциклопедические знания. Для этого родители делают подборку карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого. Было бы, наверное, неплохо, если бы ребенку не просто давали энциклопедические знания, но еще и рассказывали, где и как они применяются, как они взаимосвязаны между собой, подкрепляли бы примерами из жизни (тогда информация становится менее безликой, а, значит, и более интересной для ребенка).

Доман рекомендует показывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1 - 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 5 - 10 секунд. Мне же кажется, что лучше показывать настолько быстро, насколько ребенок успевает охватить взглядом все составляющие образа, т. е. слова и точки – быстро, а картины – медленно.

Для обучения чтению Доман берет старинную англо-германскую систему: предъявление и озвучивание целого слова. Он рекомендует показывать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне. Доман советует начать обучение как можно раньше, лучше – до года. Но в этом возрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае он узнает их из карточек, причем узнает только название, без образа предмета. Если же у него уже сформировалась взаимосвязь между образом и предметом, то он, скорей всего, все равно не представит себе за словом предмет (т. к. слишком быстро показывают и часто меняют слова, он не успевает к ним привыкнуть). Получается, что мы, с самого раннего возраста, учим ребенка мыслить абстрактно. А может, лучше образно? Кстати, дети с образным мышлением эту методику плохо воспринимают. Мне кажется, что было бы лучше, если бы показывали одновременно на одном листе сверху – картинку, снизу – подпись.

По мере взросления ребенка Доман предлагает увеличивать продолжительность и количество занятий. По достижение ребенком возраста 1,5 - 2 лет с ним начинают, например, изучать японский язык, знакомить его с современным искусством или обучать игре на скрипке.

Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него "ходячую энциклопедию"), но не учат думать (использовать полученные знания). Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. "Факт" надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими "фактами", определить ему место в мире.

С другой стороны, эта методика хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики. И, к тому же, большой плюс в том, что Глен Доман воспитывает родителей, объясняет им, что с детьми надо много заниматься. Качество методики подтверждается еще и ее результатами: в мире существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Система Глена Домана
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2009, 03:58 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июл 2009, 01:33
Сообщения: 1931
по поводу "во время обучения ребенок пассивен". а кто мешает показывать карточки ребенку, пока он качается на перекладине? я показываю Валерке точки, в двойном "лотосе" :) (у меня ноги накрест,а он у меня между ногами в том же положении) и раскачиваюсь из стороны сторону. А когда презенташки с фруктами-ягодами на компе смотрим, то стараюсь немного вращаться на стуле. Ведь это , по-моему, было в методике Зайцева: лучшее запоминание именно в движении. чуть подрастет - будем поощрять самостоятельное движение.
методика нам обоим очень нравится.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Система Глена Домана
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2009, 10:52 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 21:10
Сообщения: 714
Откуда: Украина Одесса
спокойствие писал(а):
методика нам обоим очень нравится.

Про движение вы здорово придумали! Молодцы. :good:
имелось, правда, в виду другое, что ребенок просто пассивно усваивает знания, не так как, допустим, в игре, где этот процесс проходит более активно. Но при этом у методики столько плюсов!!! ^*^


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Система Глена Домана
СообщениеДобавлено: 22 ноя 2009, 07:24 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июл 2009, 01:33
Сообщения: 1931
я так понимаю, опыт работы по методике у вас есть. вопросы:
1. как долго вы работаете? (какие результаты?)
2. использовали ли вы методики бумажных карточек или толкьо комппрезенташки?
3. у меня ребенок очень расстраивается когда его отрываешь от монитора (стараюсь соблюдать рекомендации поповоду не более 15 мин в день), даже если переключаешь внимание на интересную игрушку, помнит о мониторе. Что посоветуете?
4. немного запуталась - по Доману демонстрируем всегда только 1 бит инфы. если на карточке рисунок (изображение предмета) и название, то ведь это 2 бита?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Система Глена Домана
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2009, 01:30 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 21:10
Сообщения: 714
Откуда: Украина Одесса
спокойствие писал(а):
я так понимаю, опыт работы по методике у вас есть.

НУ, опытом это можно назвать с большой натяжкой! :> Пытаюсь работать... :oops:
Нам сейчас полтора года, начали примерно с полугода. Сначала просто картинки, без слов, потом презентации, потом карточки сама сделала...
спокойствие писал(а):
у меня ребенок очень расстраивается когда его отрываешь от монитора

И мой поначалу тоже требовал "продолжения банкета" , а сейчас, ничего, привык! Знаешь уже, что делов то на несколько минут, и я стараюсь так все организлвать, что поменьше отрицательных эмоций...
спокойствие писал(а):
4. немного запуталась - по Доману демонстрируем всегда только 1 бит инфы. если на карточке рисунок (изображение предмета) и название, то ведь это 2 бита?

Я так глубоко в нюансы, честно говоря не вдаюсь, не заморачиваюсь, может и неправильно, но делаю так, как чувствую...

Хотя, на мой опыт опираться не стоит. Я когда темку создавала, в первую очередь для себя инфу собирала... Так, что будем теперь вместе друг дружке советовать... :!

ПыСы А давай на ты?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Система Глена Домана
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2009, 04:26 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июл 2009, 01:33
Сообщения: 1931
ок, на ты. :D

vikusik писал(а):
начали примерно с полугода.

мы начали с полугода с математики - точки показываем. и сейчас ввожу презенташки с картинками дялознакомления с названиями предметов.
а чтение планирую с года. чтоб можно было читать, когда уж говорить начнет неплохо.

vikusik писал(а):
Сначала просто картинки, без слов, потом презентации, потом карточки сама сделала...

а здесь поподробнее , пжлста. на презентациях что было- картинка +слово? а почему одни слова не показывала на презенташках? почему карточки?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Система Глена Домана
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2009, 04:30 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 21:10
Сообщения: 714
Откуда: Украина Одесса
спокойствие писал(а):
а здесь поподробнее

Сначала не было у меня материала по Доману, а работать с ребенком хотелось. Нашла выход: свои наглядные пособия школьные сюда применяла. овощи, фрукты, животные ит.д.... Потом нашла презентации со словами, ими пользовалась, ну а теперь сама мастерю всё...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Система Глена Домана
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2009, 04:55 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июл 2009, 01:33
Сообщения: 1931
бумаги то сколько! а на какой, кстати бумаге? обычная, 80г/кв. м. не подходит по формату. ..хотя.. может А3 формата, но все равно она очень тонкая для таких больших карточек. у меня сейчас нарубили из остатков тонкого гофрокартона 100 карточек, но для чтения нужно намного больше...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron