Мама в сети  

Мама в сети, главная, новости

 

Наши странички

 

Растем и развиваемся

 

поделки своими руками

 

Маленький гурман

 

Семейные праздники

 

Отдых с детьми

 

Детская комната

 

Школа креативных мам

 

Красивая мама

 

Клуб "Мама в сети"

 

Наши друзья

 

 Форум Мамин град - территория вдохновения

Главная / Растем и развиваемся/Пособия по раннему развитию

 

Как работать с карточками Домана?

Почему нужно учить ребенка читать в таком раннем возрасте

Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям, к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?

В своих наблюдениях ученые, занимающиеся исследованием человеческого мозга, пришли к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Давно идут споры: формирует ли человека наследственность или то образование и воспитание, которое он получает. Но до сегодняшнего дня ни одна более или менее убедительная теория не положила конец этим спорам.

Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга   в решающие годы ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.  

Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим  и ласковым,  а  когда он  начинает развиваться  сам постепенно научиться уважать его волю, его "Я". Выражаясь точнее, родительское    влияние    должно    прекратиться    до    детского    сада.  Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

Самый эффективный способ помочь ребенку добиться высоких целей в жизни - научить его читать до трех лет. Именно обучение раннему чтению дает ребенку огромный интеллектуальный потенциал, который в дальнейшем не только подготовит его к школе, но и к жизни в целом.

Основные правила работы с карточками
1. Начинайте с самого раннего возраста. Чем меньше ребенок, тем   легче его всему учить.
2.      Искренне   радуйтесь    и   хвалите   малыша   за   каждое достижение. И взрослые, и дети любят слышать похвалы. Радуйтесь каждому успеху своего ребенка, тогда он будет счастлив снова доставить Вам радость.
3.      Демонстрируете карточки не более 1-2 секунд. Карточки  со словами нужно показывать настолько быстро, насколько можно охватить всю длину слова. Примерно по времени короткое слово - 1  секунду, длинное     2 секунды. Это общие рекомендации, а вообще - смотрите за тем, как ребенок пробегает карточку глазами, тогда вы сами выработаете нужный темп. Но не держите карточку слишком долго, иначе ребенок потеряет к занятиям интерес.
4. Не показывайте одно и то же слово больше 3-х раз за день.
5. Как можно чаще вводите новый материал. Ребенок способен  впитывать в себя новое, как губка, в особенности в первые годы жизни, поэтому не бойтесь чаще вводить новый материал. Ваш ребенок готов усвоить гораздо больше, чем вы себе представляете. Если ребенок хочет смотреть большее количество карточек – идите у него на поводу, пусть он устанавливает правила, тогда ему самому будет интереснее по ним играть.
6.      Успевайте остановиться прежде, чем Ваш ребенок сам этого захочет.   Не  в  коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься с карточками, если он устал, капризничает или просто хочет поиграть. Материал не будет усвоен, а ребенок будет воспринимать «в штыки» дальнейшие демонстрации  карточек.  Как только Вы понимаете, что малыш начал отвлекаться, теребить свою одежду, разглядывать стены и прочее - остановитесь и отложите занятие.
7.      Занимайтесь регулярно. Регулярность очень важна, поскольку даже при маленьком объеме подачи нового материала такие занятия дадут больше, чем хаотичные. Желательно установить режим занятий, чтобы ребенок уже ждал их. Начав заниматься, не останавливайтесь. Вспомните сказку про 2-х лягушек, которые попали в молоко. Чем все
закончилось? Одна лягушка сдалась и утонула, а та, которая усердно гребла лапками, все-таки добилась своего - взбила молоко в масло и
оказалась на свободе. Так и вы должны усердно и терпеливо день за днем
заниматься с вашим ребенком, если вы действительно хотите достигнуть положительного результата!
8. Готовьтесь к занятиям заранее. Карточки со словами нужно разложить в нужном порядке (не забывая каждый раз менять их последовательность) и подписать с другой стороны, чтобы вы сами не отвлекались во время занятий на ненужные вещи. Помните - важен темп занятия.
9. Не награждайте ребенка после занятий сладостями и не обещайте сладости за уроки. Если хотите дать ребенку конфету, то лучше сделать это через некоторое время после занятия, чтобы у него не возникала ассоциация: учеба - сладости.
10. Помните: Вам и ребенку должно быть весело вместе. Начинайте занятия в хорошем настроении, и когда ребенок бодр и весел.

Старайтесь превратить учебу в игру.  Чем  старше  Ваш малыш, тем сложнее удержать его на месте.
Поэтому в  наш  комплект карточек включены стишки  Агнии Барто,  которые можно прочитать,   а потом выучить вместе, развивающие игры и игры-действия. Придумывайте
с нашими карточками новые игры. Главное - не скучать!   

Это наши рекомендации, но помните, что главное заинтересовать ребенка, поэтому смело отступайте от наших рекомендаций, если видите, что ребенку это нравится. Экспериментируйте, так как каждый ребенок индивидуален. Прислушивайтесь к его настроениям и пожеланиям.

С чего начать
Естественно, нужно идти от простого к сложному. Начинайте со слов. Из знакомых слов составляете словосочетания или берите готовые карточки со словосочетаниями. Далее, составляйте простые предложения или берите уже готовые    карточки    с        предложениями.    Затем, распространенные предложения.    Проще    всего    понимать    основы построения   предложений,   используя   известные   стишки,   потешки   и сказки. Заключительный этап - книжки.

  • Слова
  • Словосочетания
  • Простые предложения
  • Сложные предложения
  • Книга

 

Особенности обучения чтению детей разного возраста
3-6 месяцев
Этот период самый благодарный для обучения ребенка чтению. Все что ребенок познает сейчас для него очень интересно и оседает в памяти надолго. В этом возрасте ребенку еще безразлично, что изучать, поэтому, на этом этапе нужно показывать слова быстро и часто обновлять новые слова.
Ребенок еще не говорит и мало двигается, но как раз сейчас у него хорошо работают сенсорные (чувствительные) навыки. Ребенок хорошо воспринимает информацию, но еще не может ее воспроизводить с помощью речи. Понимание слова как текста и слова как звука - один и тот же процесс. Поэтому, ребенок может научиться читать раньше, чем разговаривать.

7       месяцев - год
В      это время ребенок только научился ползать, ходить и сидеть, очень    сложно    удержать    его    внимание    на    карточках. Поэтому
постарайтесь, чтобы занятия были короткими и проводите их чаше.
1-1,5 года
В это время занятия должны быть максимально короткими. Ребенок научился бегать и начинает общаться с другими детьми, одним словом, превращается в «вихрь». В этот период старайтесь показать хотя бы 5 слов за занятие. И не забывайте остановиться раньше, чем ваш ребенок устанет и сам потеряет интерес к занятию.
1,5-2,5 года
В этот период также сложно продвигаться вперед. Нужно выбирать любимые, интересные слова и начинать изучение постепенно. Не нажимая на ребенка. В этот период ребенок уже может демонстрировать свой характер, поэтому, чем быстрее вы перейдете к этапу словосочетаний и предложений - тем лучше.
2,5—4 года
Несмотря на то, что ребенку захочется сразу перейти к словосочетаниям и предложениям, нужно соблюсти все этапы обучения - от простого к сложному. Ребенку можно давать достаточно сложные слова.
4-6 лет
Ребенку в этом возрасте достаточно сложно воспринимать информацию так же,   как и малышу. Ему уже что-то нравится, а что-то нет. Программа обучения детей этого возраста должно быть тщательно проработана. Выбирайте только те слова, которые нравятся ребенку, которые ему хочется  читать.

Его  нужно  быстро знакомить  с   парными  словами, фразами, книгами, чтобы лучше закрепить знание отдельных слов. Не проверяйте успехи ребенка и не разрешайте проверять это другим, так как дети  в этом возрасте очень ранимы. Неудачи будут огорчать их. Чем больше они будут чувствовать контроль, тем меньше они проявят желания учиться.

Этапы обучения
Первые семь дней - период привыкания, в течение которого вы постепенно увеличиваете количество наборов карточек, стимулируя интерес ребенка и вырабатывая удобный режим занятий (время суток, скорость показа и т.д.).

1-ый день
Нужно начать в то время суток, когда у ребенка хорошее настроение, и он полон сил. Скорее всего, это будет момент после пробуждения (ранее утро или после полуденного сна). В это время ребенок еще не вошел в пик своей активности и его проще всего привлечь к карточкам.

Используйте комнату,  где  нет  посторонних шумов,  игрушек и  других отвлекающих объектов.
В первый день вы занимаетесь с 5-ю карточками (выберите самые любимые и знакомые слова ребенка, желательно в первый набор включить его имя). Постарайтесь, чтобы слова первого комплекта не были очень длинными. Улыбаясь, начинайте показывать карточки со скоростью 1-2 секунды, на расстоянии около полуметра. Пусть ребенок посмотрит на карточку, только потом вы четко произносите название слова. Затем, показывайте 4 других карточки. Важно начать именно со зрительного изучения карточки ребенком, чтобы он привык, в дальнейшем вы так и будете демонстрировать карточки. Когда ребенок уже будет различать слова, это даст ему возможность самому подумать, какое слово вы ему показываете. Представьте его радость, когда он поймет, что правильно прочитал слово. Это равносильно открытию! С другой стороны, неправильно прочитав про себя слово, ребенок не   будет чувствовать себя неловко, а просто решит, что недостаточно внимательно посмотрел на карточку.
После показа всех пяти слов порадуйтесь его успеху: прижмите к себе, поцелуйте, скажите ему ласковые и ободряющие слова.
В течение первого дня повторите все это еще 3 раза, с перерывом не менее получаса. На втором и третьем занятии не забудьте перемешать карточки, чтобы получить случайную очередность показа. Не забудьте! Старайтесь не покатывать одно за одним слова, начинающиеся с одной и той же буквы.
Всего 5 слов! За день вы потратите на занятия 3 раза по 5-10 секунд, что составит 15-30 секунд!

2-й день
Повторите вчерашнее занятие и добавьте новый комплект из пяти слов. Всего 10 слов.
3-й день
Первых 2 комплекта и новый комплект из пяти слов. Каждый комплект показываем по 3 раза в день. Всего 15 слов.

4-й день и 5-й день
Повторяем 3 комплекта по 3 слова. Всего 15 слов.

6-й день
Добавляем 4-й комплект из пяти слов. В 1-3 комплектах можно заменить по одному слову. Всего 20 слов.

7-й день
Добавляем 5-Й комплект из пяти слов. В первых 4-х комплектах меняем по одному слову. Всего 25 слов.

8-й день и далее
Из каждого комплекта убираем по 1 слову, заменяя его новым.

Итак, обобщим:

Начиная с 8-го дня

5 наборов слов

Одно занятие

1 набор из 5-ти слов, показанный 1 раз

Частота показа

Каждый набор по 3 раза в день (5 наборов* 3 раза = 15 слов)

 

 

Продолжительность показа одного слова

1 -2 секунды                        

Продолжительность 1-го занятия

5-10 секунд

Введение новых слов

5 слов ежедневно, по одному в каждый набор

Убранные слова

5 слов ежедневно, по одному из каждого набора

Количество демонстраций каждого слова

3 раза в день в течение 5 дней,
итого - 15 раз

Подготовка слов в наборах карточек
1. На оборотной стороне карточки карандашом подпишите большими буквами разборчиво название слова с правой стороны. С левой стороны ставить даты показа слова и количество показов, чтобы знать, когда убирать слова из комплекта.
2. Подберите слова по темам. Например:
1 -й набор - одежда
2-й набор - предметы ребенка
3-й набор - действия и т.д.

Подбор слов можно также осуществлять по месту. Например:
1-ый набор - одеваемся (подбираем слова, характеризующие одежду и действия)
2-й набор - купаемся (подбираем карточки со словами, характеризующими действия, предметы и обстановку в ванной) и т.д.

Характеристика комплектов
1-я часть
Слова данной части напечатаны большими красными буквами, поэтому начинать занятие нужно именно с данной части комплекта. Буквы в словах именно такой величины, которая нужна для концентрации внимания на начальном этапе обучения. В данную группу входят наиболее употребляемые по статистике слова.
На наш взгляд, группа «части тела» должна включаться в первые уроки. Поскольку ребенок ничего не знает о своем теле, и эту группу слов проще всего «показать» на ребенке, себе или игрушках. Обращаем ваше внимание, что слова этой группы специально написаны не в уменьшительно-ласкательном варианте, а в сокращенном, с использованием
только корня, таким образом, мы пытались максимально сократить длину слов, чтобы вашему ребенку было проще на первых этапах охватить все слово целиком. Если вы начали заниматься с ребенком в самом раннем возрасте (3-6 месяцев) рекомендуем показывать, в первую очередь, слова, описывающие части головы, так как ребенок больше смотрит на ваше лицо и голову, соответственно, к этой части тела проще привлечь внимание ребенка. А потом, когда ребенок уже втянется в занятия, увеличить зрительный обзор демонстрации предметов. Если же вашему ребенку уже 1-3 года, он умеет сидеть, ползать, ходить, то можете самостоятельно выбирать, как построить список показываемых слов

  • часть тела
  • предметы ребенка
  • одежда ребенка
  • действия
  • объекты в доме
  • в лесу (парке)
  • на улице вне дома)
  • животные
  • цвета

В данной части 210 слов

2-я часть
Слова данной части напечатаны красными буквами меньшего формата. Это более сложная группа.
Слова антонимы лучше показывать парами, перемешивая карточки в одном наборе, старайтесь, чтобы они всегда находились рядом. Эти слова проще всего «показать» ребенку жестами и мимикой, так чтобы ребенок почувствовал их противоположность.
Группа Люди помогает разобраться ребенку в окружающих, в их возрасте и половой принадлежности.
В данной части присутствуют уменьшительно-ласкательные слова. Они помогают освоить ребенку построение слов с помощью суффикса. Эти слова более длинные, нежели слова из первой части, их сложнее охватывать целиком, поэтому мы намеренно даем их позже. Можете играть словами первой и второй группы. Например, показывать малышу поочередно и говорить: у мамы - «нога», а у малыша - «ножка» и т.д., вовлеките ребенка в игру, пусть сам поищет пару слова из корня и слова с добавлением суффикса.

  • антонимы
  • люди
  • уменьшительно-ласкательные
  • продукты

В данной части 121 слово

3-я часть
Эта часть слов составлена  из черных  букв.  Она  подготавливает ребенка    к    следующему    этапу    -    составлению словосочетаний и
предложений.   
Местоимения  достаточно  сложная   часть   речи   в  любом  языке. Местоимение может использоваться вместо имени и «гуляет» от человека к человеку. Чем больше вы будете составлять предложений и словосочетаний с местоимениями, тем легче ребенок освоит эту тему. Чтобы лучше понять употребление слов мы также составили карточки местоимений в паре предлогами.   Это   позволит   освоить   ребёнку   правила:   местоимения с предлогами пишутся отдельно.
Также особую группу составляют имена, лучше всего выбирать имена самого ребенка и родителей, друзей ребенка, тогда их написание будет лучше запоминаться, кроме того  это даст ребенку возможность освоить написание заглавных букв. Если нужных имен нет в нашем наборе, изготовьте их сами с помощью маркеров той же высоты и ширины, что и другие имена. Постарайтесь, чтобы ваши карточки практически не отличались от остальных, чтобы ребенок не выделял их из общего числа по манере написания.

  • местоимения
  • глаголы в повелительном наклонении
  • местоимения с предлогом
  • наречия
  • имена

В данной части 63 слова

4-я часть
Слова также составлены из букв черного цвета.
Похвалы можно прочитать ребенку несколько раз. А потом, просто показывать или награждать ими после уроков, например, за то, что ребенок придумал новую игру со словами, и т.д.
В этой части имеются уже готовые словосочетания и простые предложения. Также вы можете использовать слова из первых частей для самостоятельного составления словосочетаний и предложений. Словосочетания и простые предложения написаны по два слова на карточке. После того, как вы прочитаете словосочетания и предложения по 15 раз, можете разрезать эти карточки так, чтобы на каждой карточке
осталось только одно слово, и составлять из полученных слов новые словосочетания и простые предложения.  
Превратите эти занятия в игру, составляйте с ребенком самые смешные или самые несуразные словосочетания и предложения. В этой части имеются словосочетания для игры в действия. Показываете несколько раз, проговаривая по уже описанным правилам карточки, a спустя несколько занятий просто показываете карточки, и пусть малыш выполняет действия. Пример: покажите карточку «спрятали глазки», затем «показали ручки». Таким образом, вы позанимаетесь с ребенком, поиграете и заставите его подвигаться.
Игра мама-сынок, найди пару, кто как разговаривает, тоже интересна. Ребенок может сам выбирать пары «мама-сынок». Показывать голосом, какие звуки издает каждое животное и находить нужную карточку
с этими звуками.        Очень полезны карточки, составляющие стихи. Стихи легко учатся и интересны всем детям.

  • Все эти карточки можно использовать для составления новых предложений, идей и игр.
  • похвалы
  • словосочетания
  • простые предложения
  • поиграем - действия
  • игра звуки - предметы
  • игра - мама - сынок (найди пару, кто как разговаривая-)
  • стихи

В данной части 302 слова
Всего в наборе: 696 слов

 

Когда переходить от слов к словосочетаниям и простым предложениям?
Родители должны сами решить, готов ли их ребенок к переходу от слов к словосочетаниям. Это зависит от возраста и заинтересованности ребенка. Если вы начали учить ребенка читать с 3-х месяцев, тогда словосочетаниям  можно переходить после 5-7 месяцев. Так ребенку проще будет улавливать смысл сразу нескольких слов. К этому возрасту
уже сможете играть с ребенком с помощью карточек. Если Вы начали учиться читать  позже   1,5 лет, и многие слова ребенку на слух уже известны, то к словосочетаниям можно перейти уже тогда, когда из прочитанных карточек можно сделать 10 словосочетаний.  В этом случае в первых    группах    карточек   можно   давать   и  существительные, и прилагательные, и глаголы. Это очень важный этап, поскольку    ребенок начинает понимать, что из знакомых слов можно составлять новые         идеи.
Чем отличаются словосочетания от простых предложений? В словосочетаниях одно слово главное, другое зависимое. Пример: маленький мальчик (мальчик - главное слово, маленький – зависимое). В простых предложениях  оба слова главные (дерево растет).   Простые предложения ребенок усваивает очень легко, как фразы, сообщения.  Чтобы    научить    ребенка    различать    словосочетания    и    простые предложения, можете развести их по времени показа. Так ребенок будет самостоятельно осмыслять законы структуры русского языка

Как заменять слова на словосочетания и простые предложения?

Как мы уже знаем, слова показываются 5-ю наборами, по 5 слов. Когда перейдете к словосочетаниям, сформируйте 2 набора из 5 словосочетаний. Замените 2 набора со словами на 2 набора со словосочетаниями.
Далее, заменяйте 1 набор словосочетаний на 1 набор простых предложений. В результате у вас получится следующая картина:

 

За весь день

5 наборов

Частота показа

Каждый набор по 3 раза в день (5 наборов * 3 раза = 15 показов)

Продолжительность показа одного набора

1-3 секунды (немного увеличится, так как показ словосочетания и простого предложения может быть чуть больше, но старайтесь сильно не затягивать время)

Состав наборов

3 набора с пятью словами
1 набор с пятью словосочетаниями,
1 набор с простыми предложениями

Продолжительность 1 занятия

5-15 секунд

Введение нового материала

3 слова ежедневно, по одному в каждый набор со словами, 1 простое предложение, 1 словосочетание

Убранный старый материал

3 слова ежедневно, по одному из каждого набора со словами, 1 простое предложение, 1 словосочетание

 

Книги
Теперь ребенок может читать настоящие книги, но не те, которые читают взрослые, чтобы не испортить зрение ребенка, нужно самим изготавливать книги.
Буквы в данной книге должны быть высотой 2.5 см, если вашему ребенку нет еще двух лет и не менее 1 см, если вашему ребенку уже больше 2-х лет. Если ребенку уже больше 3-х лет, то вы смежите найти книги 1-0,8 см в продаже.
На одном листе книги вы можете писать простые или сложные предложения, на другом листе рисовать или приклеивать картинку, изображающую данное действие. Желательно, чтобы слов в книге было около 100. А на одной странице должно располагаться только одно предложение. Слова в книге должны быть знакомыми по написанию. Сначала должен идти текст, потом картинка! Чтобы ребенок действительно читал слова. А не пытался угадать написанное, глядя на картинку.
Можно сделать книжку из известной сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.

Как читать?
Посадите ребенка на колени и читайте ему книгу выразительно, не торопясь. Не просите ребенка читать вслух, если он этого не хочет. Читайте книгу 2-3 раза в день. Прочитанную книгу поставьте на полку к ребенку, пусть ребенок читает ее сам, например, своим игрушкам или друзьям. Детям очень нравится быть первыми, и они с радостью продемонстрируют своим знакомым, что уже умеют читать.
Пополняйте библиотеку ребенка постоянно, не останавливайтесь на достигнутом результате!

Желаем успехов Вам и Вашему ребенку!


 

Поделись с друзьями:



Растем и развиваемся

Игры с ребенком:

Раннее развитие:

Пособия по раннему развитию:

Творческая мастерская

Идеи для поделок:

Осень (Поделки из природных материалов, Хеллоувин, аппликации из бумаги и пр)
Зима (Новогодние поделки, Рождество, поделки ко Дню святого Валентина, поделки к 23 февраля)
Весна (Поделки к 8 марта, поделки к Пасхе и пр.)
Лето (Морские поделки, поделки из овощей и фруктов и пр.)


Школа он-лайн

Присылайте нам свои работы на info@maminsite.ru

Яндекс.Метрика
Главная::Наши координаты::Форум:::Реклама на сайте