Портал »
Текущее время: 19 сен 2019, 16:19

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Математика - это легко!
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2009, 03:53 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 21:10
Сообщения: 851
Откуда: Украина Одесса
Математический стиль мышления – это не всегда сложно. Математика вполне может быть легкой, интересной забавой для малыша, она может стать изящной игрой, войти в жизнь естественно, создавая предпосылки для изучения точных наук в дальнейшем.

Ошибочно полагать, что для успешного постижения математики ребенок должен как можно раньше научиться считать до ста или делить в столбик. Вовсе нет. Ребенок лишь должен как можно раньше усвоить основные математические идеи и понятия. В игре это происходит особенно легко.

Начальный счет

Играйте с совсем маленьким малышом в математику на… лестнице. Лестница прекрасно помогает выразить идеи роста, иерархии, сортировки и многое другое. Разложите на ступеньках большие цветные цифры. Помогите ребенку (или его игрушке) перепрыгивать со ступеньки на ступеньку и громко считайте вместе с ним. Можно еще говорить: "Вот мы на ступеньке два, а поднимемся на три, и попадем на ступеньку «пять» - потому что два плюс три равно пять." И с вычитанием так же. Умножение: "Прыгаем с самого низа, с нуля, три раза по две ступеньки - попали на ступеньку шесть! Потому что три умножить на два равно шесть." Деление показать тяжелее, но можно: "Со ступеньки шесть прыгаем до самого низа по две ступеньки - получилось три прыжка. Потому что шесть разделить на два равно три." Усложняйте задачу при желании (идея сортировки), разложите на ступеньках игрушки по классам: на первой ступеньке - одна машинка, на второй – две куколки, на третьей – три ракушки.

Для детей старше двух лет хороша игра в управление роботом. На уже размеченной числами лестнице взрослый (это смешнее) становится на ступеньку с заданным ребенком числом, скажем, 5. Потом ребенок говорит, например: "Плюс три!" и "робот" скачет вверх на три ступеньки и говорит механическим голосом: "Пять плюс три равно восемь." Ребенку - веселье и математика, а взрослому - зарядка. Потом можно поменяться местами. Возьмите с собой толстый фломастер и бумагу, потому что цифр обязательно не хватит!

Идея количеств

Построить ее вам помогут не соединительные (как порядковый счет), а базовые метафоры. Чаще используйте в играх цельные, давно знакомые ребенку образы: рука - это пять пальцев, человечек: это всегда две руки, ноги, два глаза, уха. Делить что-то (яблоко, пиццу, пирог) проще всего пополам, и так далее.

Идея всеобщего эквивалента

Известное определение: "Деньги - всеобщий эквивалент ценности". Можно использовать его для занимательной игры. Выбираете какой-нибудь хорошо известный ребенку предмет с "круглой" ценой, например упаковку конфет. И про все предметы рассказываете, сколько они стоят «в конфетах». "За цену игрушки можно купить пять конфет. А за цену вон той игрушки - целых двадцать конфет!" Можно дать ребенку кошелечек с мелочью и помогать ему расплачиваться за небольшие покупки в магазине. А еще можно дать малышу одну монету или купюру, ходить по магазину с ней в руках и показывать, что на нее можно купить: "Вот 10 рублей, на них можно купить вот эту банку сока, а можно эту булку, или четыре этих конфеты..."

Идея символа и развитие абстрактного мышления

Говорите с ребенком о том, как одно символизирует другое и играйте с ним в символы в одежде, в разговоре, в поведении. Обращайте его внимание на общеизвестные графические символы - красный (зеленый) крест, кирпич, инь-янь и так далее. Обсудите дорожные знаки и пиктограммы в транспорте, говорите о том, что они обозначают, и почему были выбраны именно такие символы, а не другие. Расскажите малышу, что такое логотип, эмблема, товарный знак, для чего все это нужно. Рисуйте свои домашние символы, эмблемы и пиктограммы. Это прекрасная «зарядка» для абстрактного мышления ребенка.

Идея "неизвестного" и его нахождение из косвенных данных (дедукция)

Для двухлетки подойдет такая игра: возьмите несколько знакомых игрушек, положите на стол, закройте одну. Пусть ребенок скажет, какую. Другой вариант: две игрушки положите рядом на стол, покажите ребенку, и скажите, полностью накрыв игрушки платком, что они "в домике". Третья игрушка, скажем куколка, у вас в кулаке, и не видно, что это. Постучите по столу рядом с "домиком" кулаком с игрушкой: "К вам можно?", внесите игрушку под платок в кулаке, и оставьте там. Поднимите платок, чтобы видно было все три игрушки, и спросите: "Кто пришел последним?". Для четырехлетки игра усложняется: из кучки одинаковых предметов прикрываете несколько, и пусть малыш скажет, сколько? Шестилетка уже способен делать то же самое в картинках и символах, т.е. – решать простенькие уравнения.

Идея "алгоритма"


Играйте в повторения одного и того же действия с разными способами. Раздавайте за столом каждому по 1 тарелке, двум мандаринкам, трем конфеткам.

Играйте в «машинку-нарезалку» пополам: что туда ни положи, нарезает пополам. Кусочек хлеба положишь - пополам, две половинки будут. Два кусочка положишь - пополам, четыре половинки будут. А если мандарин туда положить? А если три мандарина? А если половинку мандарина? Избегайте слов, делайте все в действиях и образах.

Идею алгоритма хорошо помогает отразить… зеркало, в прямом смысле слова. Играйте в «клонирование»: рисуете половинку цветка, подносите к зеркалу – зеркало возвращает уже целый цветок. Рисуете целый цветок - получается два цветка. Рисуете два – получается четыре.

Дети пяти-шести лет уже вполне могут играть в такие же машинки, но "абстрактно": такая волшебная машинка просто добавляет (отнимает) две фишки к любому данному количеству. Или же – умножает, делит.

С таким ребенком уже можно играть в знакомого нам программируемого робота. Придумываете алгоритмы - действия, описывающие всем известные задачи: как почистить зубы, как налить воды в стакан. Смешнее, когда роботом командует ребенок, а взрослый слушается.

Играйте в «паттерны» - узоры, которые повторяются или изменяются по заданным правилам. Рисуйте такие узоры. Придумывайте, как Винни-Пух, забавные кричалки, представляющие из себя паттерн: «Хрю-Кря-Кря! Хрю-Кря-Кря!». Двухлетний малыш с удовольствием включится в игру, не подозревая о том, что постигает идею алгоритма.

Идея множеств

Играйте с малышом в простенькие классификации, множества и подмножества: табуретка – это мебель, а ботинок – это обувь. Кошка – зверь, а канарейка – птица. Табуретка и ботинок – неживые, а кошка и канарейка – живые.

Играйте в пересечения множеств: это яблоко – большое, но не красное. Это – красное, но не большое. А это яблоко – и большое и красное. Играйте в отрицание с «ужасными двухлетками»: попросите малыша дать вам Неяблоко или Незеленое яблоко – окажется, что под это определение подходят все предметы в доме, кроме зеленых яблок.


Ребенку будет проще включиться в такие игры, если вы поощряете свободное фантазирование малыша во всех его проявлениях. Не запрещайте ему придумывать «свои» особенные слова и вымышленных персонажей, населяющих ваш дом. Беседуйте о них, стараясь лишь, чтобы ребенок верно склонял свои неологизмы. Расспрашивайте малыша о том, какого цвета выдуманный персонаж, чем он питается, где и как живет. Рассказывайте ребенку сказки про его придуманных друзей. Тренируйте память ребенка: читайте ему стихи, поощряя заканчивать строчку самому, расширяйте его активный словарь. Математический стиль мышления гораздо проще приобретается в раннем детстве, и тем проще это происходит, чем лучше подготовлена почва раннего развития. Никогда не заставляйте ребенка заниматься.

Журнал "Kinder-bazaar", 2003 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика - это легко!
СообщениеДобавлено: 14 авг 2012, 22:15 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июл 2009, 01:33
Сообщения: 1933
летом мы часто путешествуем. а с таким активным ребенком, как Валера, это достаточно сложно. поэтому приходится придумывать разные развлекалочки в пути. в этом году пошила такой вот волшебный математический мешочек.

ИзображениеИзображениеИзображение

шьется за час из старых джинсов. специально обстрепывается. карточки шьются чуть дольше, их просто много. внутри карточек немного синтепона, цифры из бумаги, сверху нашиты кусочки пленки. дальше на фото постаралась показать как сделаны карточки.

ИзображениеИзображение

шарики: обвязанные деревянные бусы из слингобус, просто вязаные бусины и маленький вязаный мяч.

как играть:
1. просто пересчитать шарики.
2. найти нужную цифру
3. выложить цифры в прямом и обратном порядке
4. положить шарики возле цифр и учить порядковый счет

Изображение

5. цифры лежат, шарики отнимать или добавлять и учить примеры на "+1"
6. учить знаки "<", ">", "=". тут поначалу цифры выкладывались лестницей: чем выше лежит цифра, тем она больше.

Изображение

7. изучить часы. это придумалось по ходу и на 11 не хватило 11, поэтому использовали подручный материал. пока с часами просто: если большая стрелка стоит на 12, то времени сейчас столько, на которую цифру показывает маленькая стрелка. потом можно изучить половину и четверть часа. но мы пока не продвинулись в эту сторону.

ИзображениеИзображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика - это легко!
СообщениеДобавлено: 14 авг 2012, 22:52 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 31621
Откуда: РФ, Краснодар
О, Галя, как просто и как здорово!
Замечательная идея!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика - это легко!
СообщениеДобавлено: 15 авг 2012, 09:14 
Не в сети
Сенсей

Зарегистрирован: 25 дек 2010, 14:07
Сообщения: 3615
Откуда: Москва
спокойствие писал(а):
изучить часы

О, спасибочки!!! :Rose: :Rose: :Rose: Хорошая идея!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика - это легко!
СообщениеДобавлено: 15 авг 2012, 13:30 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 13541
Откуда: Краснодар
спокойствие писал(а):
в этом году пошила такой вот волшебный математический мешочек.

Галя, твоей фантазии нет предела!!!!! Respekt Отличная идея!!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



.