Систематические занятия пением по специальной методике помогают малышу лучше развиваться умственно и физически еще в материнской утробе. Рассказывает автор программы "Сонатал" - доктор медицинских и кандидат психологических наук, профессор, руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского Научного центра восстановительной медицины и курортологии Михаил Львович ЛАЗАРЕВ.
У нас создано огромное количество песен, которые рекомендуется петь женщинам при вынашивании детей. Они распределены на каждый период беременности. Разные песни предназначены и для определенной части дня, например для утреннего пробуждения, кормления или сна.
Напевая, беременная женщина должна обязательно прислушиваться к реакции малыша на те или иные песни, на различные слова и звуки. Постепенно мама научится понимать, нравятся они ему или нет. Положительный "ответ" может проявиться, скажем, в мягком барахтании. В обратном случае мама порой может ощутить резкие удары в живот. Опираясь на эти наблюдения, постепенно можно выбрать как раз то имя для ребенка, в котором есть привлекательные для него звукосочетания и буквы. Хорошо бы поиграть с именами, со словами и со звуками под мелодию, выделяя то одни, то другие.
Особое внимание в программе уделяется песням, сопровождающим отход ко сну. Сон плода постоянно перемежается с бодрствованием, а они помогают ему найти свой ритм существования. Это не просто "усыплялки". Колыбельные традиционно богаты как интонацией, так и содержанием. Они мелодичны и эмоциональны, создают определенный настрой, кроме того, содержат свою философию. Программа включает 28 колыбельных песен. Это оптимальное число для того, чтобы сделать репертуар достаточно разнообразным и доступным для усвоения ребенком. К моменту родов желательно разучить все песни.
Во время пения надо обязательно прикасаться к животу руками. Так происходит тактильное общение с ребенком. За каждой из песен должен быть закреплен свой особый жест. Некоторые колыбельные сами подсказывают, каким он должен быть: "Где вы, ушки? На подушке./ Где вы, глазки? Смотрят сказки./ Ну а губки? Прячут зубки./ Язычок? На замок". Пока не известно, в какой области живота расположено лицо малыша. Но, называя какую-то его часть, можно прикасаться пальцами к месту, в котором оно может находиться. Другая песня сопровождается массажем: "Глажу деточку нежно я./ Моя крошечка нежная./ Тихо песенку я пою./ Глажу ласково милую". Поглаживая живот, надо следовать интонациям мелодии. Там, где звук идет вверх, провести рукой вверх, и так же под музыку вниз. Где-то больше подойдет круговое движение, где-то стоит просто подержать руку на животе.
Тем временем необходимо следить за своим дыханием. Некоторые песни рассчитаны на счет 1:8, то есть на один вдох приходится 8 выдохов. Такой темп сложнее, чем 1:4 или 1:6. Но текст иногда не позволяет перевести дыхание раньше. Это не всегда расслабляет ребенка. Воздух к нему поступает с задержкой, и он дает об этом знать беспокойным шевелением. Поэтому, приспосабливаясь к малышу, лучше поменять темп. Тогда он, в совокупности с движениями и дыханием, будет действовать на ребенка успокаивающе.
Во время колыбельной песни можно, как бы прижав дитя к груди, делать укачивающие движения, вперед-назад, из стороны в сторону. Ритм песни надо соизмерять с собственным пульсом, который в момент расслабления должен быть около 60 ударов в минуту. Концы некоторых фраз замедляются, давая малышу время угомониться.
В колыбельных песнях должно быть больше шипящих, мягких звуков, в отличие от пробуждающих утренних песен, в которых преобладают гремящие буквы: "утр-ро", "здр-равствуй". Содержание и мелодии первых колыбельных довольно простые. Затем она становится сложнее. Колыбельные 2-го триместра беременности уже намного ярче расцвечены интонациями. В них появляются образы, которыми уже очень богаты песни конца беременности. К этим образам хорошо бы подобрать стишки. В них должны встречаться те же слова и звукосочетания. Но для того, чтобы ребенок их достаточно хорошо слышал, лучше всего обзавестись так называемым аудиофоном. Он состоит из двух воронок, соединенных гибким полым проводом. Одна - поменьше - прикладывается ко рту, большая - к животу. С помощью аудиофона можно рассказывать сказки, читать малышу книги или просто беседовать с ним.
- Михаил Львович, как действуют на беременную женщину и ее ребенка занятия вокалом?
- После курса занятий состояние будущей мамы заметно улучшается. Сердце работает более ритмично, приходит в норму артериальное давление. Благодаря тому, что пение упражняет дыхательный аппарат, будущие мамы меньше подвержены респираторным заболеваниям во время вынашивания ребенка.
Детишки, прошедшие дородовое обучение, значительно реже болеют на первом году жизни. Снижается вероятность появления у них хронических заболеваний в течение нескольких следующих лет. Эти малыши, как правило, обладают более высоким коэффициентом умственного развития. К тому же они рождаются физиологически более зрелыми. Их организм легче
приспосабливается к окружающей среде сразу после появления на свет. А ведь главная проблема сегодняшней педиатрии именно незрелый ребенок, который особенно подвержен различным заболеваниям и нередко впоследствии плохо учится в школе. Таким детям во взрослой жизни чаще всего грозят алкоголизм и наркомания. Потому что они не в силах противостоять агрессивности среды обитания. От этого надежно защищены детишки, прошедшие подготовку до рождения.
- Каким образом мамины вокальные упражнения влияют на здоровье ребенка?
- Любая болезнь во многом связана с деятельностью мозга. Когда нет нормальной системы управления, организм не может справиться ни с переохлаждением, ни с инфекциями. Известно, что чем больше нейронов, тем шире резервы мозга. В мозге плода их закладывается достаточно много - с запасом. Но во внутриутробной жизни далеко не все используются. К моменту рождения у каждого здорового ребенка почти половина нейронов отмирает. Регулярные занятия позволяют сохранить их основную часть. Звуки, информация, постоянно меняющиеся интонации, мелодии и звукосочетания стимулируют мозг к работе, и нейроны не погибают. Благодаря этому ребенок рождается с более развитым мозгом, который не только обладает довольно большой информацией, но и способен справляться с множеством негативных воздействий.
В ответ на мамино пение ребенок начинает шевелиться, что заставляет ее организм интенсивнее функционировать для жизнеобеспечения плода. Улучшается кровообращение как в плаценте, так и у ребенка. Более полноценным становится его питание. Плацента прекрасно справляется с защитной ролью и предохраняет плод от внутриутробных инфекций. Сейчас, наконец, стало понятно, что госпитальный штамм, из-за которого якобы ребенок получает различные заболевания при рождении, это миф. Изучая плаценту после родов, в ней обнаруживают ту или иную микрофлору, носителем которой является мама. Это показывает, как велика вероятность внутриутробного инфицирования плода. Вокальные упражнения мамы ее намного снижают.
Пение служит и кислородным тренингом для ребенка. Женщина вдыхает то больше, то меньше воздуха, задерживая на какой-то период дыхание. Она сама регулирует поступление кислорода к плоду. Для него это очень глубокая тренировка на уровне клеток. Совмещение звуковых вибраций и окислительных процессов улучшает его обмен веществ.
- Существует мнение, что звуки извне не доносятся до плода - их гасят околоплодные воды. Слышит ли он пение мамы?
- То, что плод слышит, полностью доказывают показания приборов. Если женщина просто изменяет глубину и частоту дыхания, ребенок не всегда явно реагирует на это. А когда она поет, его сердцебиение заметно изменяется и становится более гармоничным. Реакция на звук наблюдается у плода уже на 10-й неделе беременности, иногда даже раньше, не говоря о последнем триместре. Нельзя не считаться с тем, что это уже личность, способная многое воспринимать.
- Занятия с ребенком необходимо продолжать и после его рождения. Но уже, наверное, по другой программе?
- На первых порах ему не стоит забывать то, что он усвоил во внутриутробной жизни. После рождения вся информация, которую он получил, должна закрепиться в его сознании. Поэтому ему по-прежнему надо регулярно слушать те же песни. Одновременно маме следует вводить в свой репертуар новые. Образование, начатое до родов, необходимо продолжать и дальше в соответствии с растущим уровнем интеллекта ребенка. Результаты 18-летней работы программы позволяют утверждать, что резервы мозга у детишек, прошедших через нее, значительно больше, чем у их сверстников. И им нужен специальный подход, который может обеспечить прогресс в их развитии. Продолжением "Сонатала" служат программы - "Интоника" и "Здравствуй!". На них основывается работа с детьми во многих российских детских садах и школах.
- Может ли женщина самостоятельно освоить методику дородового музыкального образования?
- Конечно. Но только с помощью методических материалов, которые существуют и в печатном виде, и на аудио- и видеопленках. Иначе, откуда она сможет взять столько песен, необходимых в данной ситуации? Для полноценного эффекта репертуар должен быть своеобразным, как и техника исполнения. Мозг плода формируется постепенно. Также постепенно и поочередно надо вводить в него информацию. Методика должна соблюдаться последовательно и четко. Без специального обучения тут трудно обойтись. Наша программа одобрена Минздравом и рекомендована к применению в женских консультациях. Если женщины, живущие в разных местах России, пожелают участвовать в ней, им надо обращаться в местные учреждения здравоохранения, чтобы для них организовали занятия.
|