Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 28 мар 2024, 13:47

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ТРИЗ. Новогоднее сказочно-мыслительное занятие.
СообщениеДобавлено: 28 дек 2009, 20:05 
Зашел на огонек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 окт 2009, 09:24
Сообщения: 19
Новогодняя ТРИЗ сказка «Как Ослик, Ёжик и Медвежонок встречали Новый год»

Прочитайте сказку Сергея Козлова «Как Ослик, Ёжик и Медвежонок встречали Новый год»

Всю предновогоднюю неделю в полях бушевала вьюга. В лесу снегу намело столько что ни Ёжик, ни Ослик, ни Медвежонок всю неделю не могли выйти из дому.
Перед Новым годом вьюга утихла, и друзья собрались в доме у Ёжика.
— Вот что, — сказал Медвежонок, — у нас нет елки.
— Нет, — согласился Ослик.
— Не вижу, чтобы она у нас была, — сказал Ёжик. Он любил выражаться замысловато в праздничные дни.
— Надо пойти поискать, — сказал Медвежонок.
— Где же мы ее сейчас найдем? — удивился Ослик. — В лесу-то темно...
— И сугробы какие!.. — вздохнул Ёжик.
— И все-таки надо идти за елкой, — сказал Медвежонок.
И все трое вышли из дома.

Изображение Изображение

Вьюга утихла, но тучи еще не разогнало, и ни одной звездочки не было видно на небе.
— И луны нет! — сказал Ослик. — Какая тут елка?!
— А на ощупь? — сказал Медвежонок. И пополз по сугробам.
Но и на ощупь он ничего не нашел. Попадались только большие елки, но и они все равно бы не влезли в Ёжикин домик, а маленькие все с головой засыпало снегом.
Вернувшись к Ёжику, Ослик с Медвежонком загрустили.
— Ну, какой это Новый год!.. — вздыхал Медвежонок.
«Это если бы какой-нибудь осенний праздник, так елка, может быть, и не обязательна, — думал Ослик. — А зимой без елки — нельзя».
Ёжик тем временем вскипятил самовар и разливал чай по блюдечкам. Медвежонку он поставил баночку с медом, а Ослику — тарелку с лопушками.
О елке Ёжик не думал, но его печалило, что вот уже полмесяца, как сломались его часы-ходики, а часовщик Дятел обещался, да не прилетел.
— Как мы узнаем, когда будет двенадцать часов? — спросил он у Медвежонка.
— Мы почувствуем! — сказал Ослик.
— Это как же мы почувствуем? — удивился Медвежонок. — Очень просто, — сказал Ослик. — В двенадцать часов нам будет уже ровно три часа хотеться спать!
— Правильно! — обрадовался Ёжик.
И, немного подумав, добавил: — А о елке вы не беспокойтесь. В уголке мы поставим табуретку, я на нее встану, а вы на меня повесите игрушки.
— Чем не елка? — закричал Медвежонок.
Так они и сделали.
В уголок поставили табуретку, на табуретку встал Ёжик и распушил иголки.
— Игрушки — под кроватью, — сказал он.
Ослик с Медвежонком достали игрушки и повесили на верхние лапы Ёжику по большому засушенному одуванчику, а на каждую иголку — по маленькой еловой шишечке.
— Не забудьте лампочки! — сказал Ёжик.
Изображение

И на грудь ему повесили три гриба-лисички, и они весело засветились — такие они были рыжие.
— Ты не устала, Елка? — спросил Медвежонок, усаживаясь и отхлебывая из блюдечка чай.
Ёжик стоял на табуретке, как настоящая елка, и улыбался.
— Нет, — сказал Ёжик. — А сколько сейчас времени?
Ослик дремал.
— Без пяти двенадцать! — сказал Медвежонок. — Как Ослик заснет, будет ровно Новый год.
— Тогда налей мне и себе клюквенного сока, — сказал Ёжик-Елка.
— Ты хочешь клюквенного сока? — спросил Медвежонок у Ослика. Ослик почти совсем спал.
— Теперь должны бить часы, — пробормотал он.
Ёжик аккуратно, чтобы не испортить засушенный одуванчик, взял в правую лапу чашечку с клюквенным соком а нижней, притоптывая, стал отбивать часы.
— Бам! бам! бам!- приговаривал он.
— Уже три, — сказал Медвежонок. — Теперь давай ударю я!
Он трижды стукнул лапой об пол и тоже сказал:
— Бам! бам! бам!.. Теперь твоя очередь, Ослик!
Ослик три раза стукнул об пол копытцем, но ничего не сказал.
— Теперь снова я! — крикнул Ёжик. И все, затаив дыхание, выслушали последние: «Бам! бам! бам!»
— Ура! — крикнул Медвежонок, и Ослик уснул совсем.

Скоро заснул и Медвежонок.


Только Ёжик стоял в уголке на табуретке и не знал, что ему делать. И он стал петь песни и пел их до самого утра, чтобы не уснуть и не сломать игрушки.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Новогоднее сказочно-мыслительное занятие.
СообщениеДобавлено: 28 дек 2009, 20:06 
Зашел на огонек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 окт 2009, 09:24
Сообщения: 19
Немного сказкотерапии или как играла я с Ульяной в канун 2009 года.

Обсудили, почему Ежик решил стать Елочкой. Он очень любит своих друзей и готов пожертвовать ради них своим удобством и терпеливо стоять и ждать. Ульяна захотела стать ежиком. Но обязательно в розовом новогоднем платье.
Я подумала, что самое время провести курс сказкотерапии, так как Ульяна стала очень нетерпеливой, и из-за этого повысилась капризность
Поставила ее на табуретку и сказала, что иду за фотоаппаратом (умышленно долго не возвращалась), когда вернулась, Ульяна начала нервничать и хотеть слезть.
- Как же слезть? – спрашиваю, - Ведь ты Ежик-Елочка, а мы тебя еще не украсили.
Уля вздыхает и терпит, ждет когда ее украсят. Украшения выбирает сама – в итоге украсили только заколочками, бусинками, цветочками.
В общем, для себя Ульяна простояла очень долго. Сняла я елочку со стульчика, а она говорит
- Устали ножки. Ежика жалко. А почему он так долго стоял?
Вновь поговорили о том, что когда любишь кого-то ради того, чтобы любимому человеку было хорошо готов терпеть неудобства. Привела примеры, когда мне было неудобно, но я терпела ради нее, Яси, папы.
Уля задумалась, но не долго.

- А почему у них не было елочки?
Жалко Уле Ежика. Ведь на себе прочувствовала, как это стоять, а как ему помочь придумать не может. Ходит задумчиво недовольная.
Я начинаю размышлять вслух.
- Да, вот если бы Медвежонок, Ежик и Ослик что-нибудь придумали…
- Да! А что?
- Что же им придумать?
- Так что они придумали, мама?
Мама вздыхает, так хотелось, чтобы Уля сама придумала, что героям сказки можно было сделать елку. А Уле хочется готового решения. Ладно, будет решение (сейчас для меня важнее не ее придумка, а не упустить момент)
- Они придумали сделать… елку!
- Ура!
- Давай им поможем?
- Давай!
- А как?
Уля выжидающе смотрит на меня, мол, рассказывай мама, как помочь.
Я усердно думаю:
- Из чего же можно сделать елку?

- Наверное, из того, что есть у них в доме

- А что-же у них в доме есть?
- Уля начинает перечислять все, что есть у нас. Кстати очень интересный взгляд оказался, жаль я не запомнила все, что она перечислила, но меня рассмешило.
Остановились на прищепках и бумаге. Вырезала я на скорую руку треугольник из бумаги, сделала два надреза, поставила его на металлическую кружку (первое безопасное что под руки попало), достала прищепки и занялась фотоохотой на Ясю.
Ульяна, надевая иголки-прищепки сразу их считала, потом пробовала делать их симметрично, доделав до конца, стала иголки считать.
Яся попробовала Ульяне помогать, но Уля занервничала. Поэтому для Яси быстро вырезала еще одну елку, и мы вместе прикрепляли прищепки.
Когда Уля посчитала, что завершила елку, то попросила ее сфотографировать.
А вот наряжать уже не захотела.
Вечером детвора захотела выйти на улицу. А там темно, сугробы. Ульяна как настоящий Медвежонок не обошла ни одного, Яся, как настоящий Ежик, спешила за Медвежонком. Мы с Улей вспомнили сказку и попробовали прочувствовать, что чувствовали герои сказки, когда выходили ночью на улицу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Новогоднее сказочно-мыслительное занятие.
СообщениеДобавлено: 28 дек 2009, 20:07 
Зашел на огонек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 окт 2009, 09:24
Сообщения: 19
На следующий день –повторение, театр и новое осмысление.
Вот примерный сюжет:
«Всю предновогоднюю неделю в полях бушевала вьюга. В лесу снегу намело столько что ни Ёжик, ни Ослик, ни Медвежонок всю неделю не могли выйти из дому.
Перед Новым годом вьюга утихла, и друзья собрались в доме у Ёжика.
— Вот что, — сказал Медвежонок, — у нас нет елки.
— Нет, — согласился Ослик.
— Не вижу, чтобы она у нас была, — сказал Ёжик. Он любил выражаться замысловато в праздничные дни.
— Надо пойти поискать, — сказал Медвежонок.
— Где же мы ее сейчас найдем? — удивился Ослик. — В лесу-то темно...
— И сугробы какие!.. — вздохнул Ёжик.
— И все-таки надо идти за елкой, — сказал Медвежонок.
И все трое вышли из дома.
Вьюга утихла, но тучи еще не разогнало, и ни одной звездочки не было видно на небе.
— И луны нет! — сказал Ослик. — Какая тут елка?!
— А на ощупь? — сказал Медвежонок. И пополз по сугробам.»


Здесь мы останавливаемся и играем в игру «Найди елку». Завяжем малышу глаза, перед ним положим много всего, включая веточку от елки, и предложим найти елку на ощупь.
Вместе опишем какая она (глаза все еще завязаны): твердая или мягкая, гладкая, пушистая или колючая, теплая или холодная, легкая тяжелая.
Можно положить две ветки еловую и сосновую и определить на ощупь какая ветвь от какого дерева.
Если ребенок не хочет играть с завязанными глазами можно сложить все в мешок и искать на ощупь в мешке или просто накрыть отрезом материи.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Новогоднее сказочно-мыслительное занятие.
СообщениеДобавлено: 28 дек 2009, 20:07 
Зашел на огонек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 окт 2009, 09:24
Сообщения: 19
«Но и на ощупь он ничего не нашел. Попадались только большие елки, но и они все равно бы не влезли в Ёжикин домик, а маленькие все с головой засыпало снегом.
Вернувшись к Ёжику, Ослик с Медвежонком загрустили.
— Ну, какой это Новый год!.. — вздыхал Медвежонок.
«Это если бы какой-нибудь осенний праздник, так елка, может быть, и не обязательна, — думал Ослик. — А зимой без елки — нельзя».
Ёжик тем временем вскипятил самовар и разливал чай по блюдечкам. Медвежонку он поставил баночку с медом, а Ослику — тарелку с лопушками.
О елке Ёжик не думал, но его печалило, что вот уже полмесяца, как сломались его часы-ходики, а часовщик Дятел обещался, да не прилетел.
— Как мы узнаем, когда будет двенадцать часов? — спросил он у Медвежонка.
— Мы почувствуем! — сказал Ослик.
— Это как же мы почувствуем? — удивился Медвежонок. — Очень просто, — сказал Ослик. — В двенадцать часов нам будет уже ровно три часа хотеться спать!
— Правильно! — обрадовался Ёжик.
И, немного подумав, добавил: — А о елке вы не беспокойтесь. В уголке мы поставим табуретку, я на нее встану, а вы на меня повесите игрушки.
— Чем не елка? — закричал Медвежонок.
Так они и сделали.
В уголок поставили табуретку, на табуретку встал Ёжик и распушил иголки.
— Игрушки — под кроватью, — сказал он.
Ослик с Медвежонком достали игрушки и повесили на верхние лапы Ёжику по большому засушенному одуванчику, а на каждую иголку — по маленькой еловой шишечке.
— Не забудьте лампочки! — сказал Ёжик.
И на грудь ему повесили три гриба-лисички, и они весело засветились — такие они были рыжие.
— Ты не устала, Елка? — спросил Медвежонок, усаживаясь и отхлебывая из блюдечка чай.
Ёжик стоял на табуретке, как настоящая елка, и улыбался.
— Нет, — сказал Ёжик.»

- А мне грустно без Ёжика, - тихо сказал Ослик.
- Почему без Ёжика, - удивился Медвежонок, - Ёжик стоит на табуретке.
- Нет, - еще грустнее промолвил Ослик, - на табуретке стоит Ёлка, а Ёжика с нами нет.
- Да, - вздохнул Медвежонок, - лучше с нами встретит новый год Ёжик, чем Ёлка.
- Ёжик, - громко сказал Медвежонок, - садись к нам за стол, хватит быть Ёлкой
- А как же Новый Год без Ёлки? – удивился Ёжик, - вам ведь так хотелось Ёлку, я вас люблю и буду Ёлкой
- Мы тебе тоже любим, сказал Ослик
- И поэтому хотим, чтобы рядом был Ёжик, а не Ёлка! - сказал Медвежонок, снимая игрушки с Ёжика.
Друзья сели вокруг стола и задумались
- Вот если бы не было пурги, у нас была бы Ёлка, - сказал Ослик
- Но пурга мела неделю, а Ёлки у нас нет.
- Надо, надо что-то придумать, - тихонько сказал Ёжик
- Что придумать? - удивился Медвежонок
- Придумать что-то, чтобы у нас была Ёлка!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Новогоднее сказочно-мыслительное занятие.
СообщениеДобавлено: 28 дек 2009, 20:07 
Зашел на огонек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 окт 2009, 09:24
Сообщения: 19
Малыш, давай поможем Ёжику, Медвежонку и Ослику. Что можно для них придумать?
Цель – подтолкнуть малыша к осознанию того, что Ёлку можно сделать из подручных средств.
Если вы разобрались с основами ТРИЗ, можно натолкнуть на идеальный конечный результат новогодняя елочка дома, а выходить за ней не нужно.

Выбирайте такие варианты елок, которые делаются быстро и желательно самим малышом, с минимальной родительской помощью.
Сделайте несколько вариантов елок: плоские и объемные, из одного треугольника или конуса и из нескольких треугольников и конусов.


Скорее всего малыш будет под впечатлением разговоров о любви и дружбе. Возможно, делая Елки можно тихонько рассказать, что когда любишь человека, очень хочется, чтобы этому человеку было хорошо и больше думаешь о нем, чем о себе готов жертвовать собой и поступаться своими желаниями, ради другого, как это сделали герои сказки.
А можно и не рассказывать, а оставить, чтобы малыш сам все прочувствовал.
Восприятие у деток разное.

Если ребенок не обратил внимание на Любовь и Дружбу, можно во время делания елочек заняться математикой – считаем уголки и стороны у треугольников. Сколько чего у одного, сколько чего у 2-х, 3-, 4-х треугольников. Объемные и плоские фигуры. Обратить внимание на зеркальную симметрию на плоских елках.

Елки делайте небольшие (чтобы поместились к ежику в домик), легкие, чтобы основную работу делала малыш, очень важно из доделывать до конца (хоть вашими руками).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Новогоднее сказочно-мыслительное занятие.
СообщениеДобавлено: 28 дек 2009, 20:08 
Зашел на огонек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 окт 2009, 09:24
Сообщения: 19
Развивающие игры по сказке.
1.Игра “Найди ель»
Подготовьте много различных на ощупь вещей, веточку ели и веточку сосны. Завяжите малышу глаза и предложите на ощупь найти ель. На ощупь найти сосну. Чем они отличаются?
Картинки к играм 2-5 в приложении - http://ifolder.ru/9880290
2.Игра на развитие восприятия «Кто нарисован»
Предложите малышу серию картинок и спросите, кто нарисован. Для начала предлагайте картинки с двумя объектами, постепенно увеличивайте количество объектов.
Изображение
Еще одна игра на границе восприятия и мышления.

3.«Что забыл нарисовать художник»
Ежик на Новый год нарисовал открытки для своих друзей. Посмотри, все правильно нарисовал Ежик или что-то забыл?
Угадай, кому какую открытку нарисовал Ежик?

4.Игра на развитие внимания «Найди одинаковые шарики»
«Ослик достал коробку с елочными игрушками. Там лежали очень разные игрушки, но некоторые были одинаковые. Найди их!»
Покажите малышу картинки новогодних елочных шаров. предложите найти одинаковые.

5.Игра на развитие мышления «Какой шарик лишний?»
Предложите малышу найти лишний шарик. Почему он лишний?

6.Игра на развитие памяти «Украшаем елку».
Вырежьте из зеленого картона два треугольник – это елки. И несколько разноцветных кругов – четное количество – это елочные шары. Разделите елку на несколько частей (начинайте с 2-х, постепенно увеличивайте.
«Ежик, Медвежонок и Ослик сделали елку и красиво украсили ее. Но вдруг на улице подул сильный ветер, распахнул дверь в домик Ежика и от ветра все елочные игрушки упали. Друзья огорчились. Им так понравилось, как они украсили елочку. Помоги им украсить ее также.»
На первой елке разложите игрушки, пусть малыш посмотрит несколько секунд. Чем младше ребенок, тем дольше времени смотрит. Закройте листиком первую елку. Проложите малышу воспроизвести украшения на второй елке.

7. Игра на развитие системного мышления «Найди иголку»
Покажите малышу серию картинок. Предложите найти те картинки, на которых есть иголки.

8 Игра «Соедини снежинки»
Разрежьте снежинки на 2, 3, 4 части каждую
(в зависимости от возраста ребенка)
Смешайте.
Предложите малышу собрать снежинки.

9. Зимняя музыка.
Можно прослушать музыку
«Персона с длинными ушами» (Осел) из Карнавала животных Сен-Санса
«Зима» Вивальди
"Зимнее утро" из "Детского альбома" Чайковского
Послушать и спеть любую песенку про елочку.

10. Изобразить пластическими этюдами Мишку, Ежика и Ослика. Если малыш изображать не хочет, то пусть смотрит на маму.

11. Энциклопедические знания.
Презентация "Осел" http://www.ifolder.ru/9879710

С дочкой (3 года 8 месяцев) я картинки не распечатывала. Игры с картинками играли с монитора. При этом учила ее точно выражаться.(Вверху с лева, внизу с права)

Интересного совместного творчества.
:lol:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Новогоднее сказочно-мыслительное занятие.
СообщениеДобавлено: 28 дек 2009, 20:24 
Зашел на огонек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 окт 2009, 09:24
Сообщения: 19
Елочные идеи
Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Новогоднее сказочно-мыслительное занятие.
СообщениеДобавлено: 28 дек 2009, 20:50 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
Ух ты, как здорово!!!
Алина, спасибо огромное!!!! :Yahoo!:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТРИЗ. Новогоднее сказочно-мыслительное занятие.
СообщениеДобавлено: 29 дек 2009, 00:47 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
Алина, а на какой возраст рассчитаны эти занятия? Просто интересно:-)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТРИЗ. Новогоднее сказочно-мыслительное занятие.
СообщениеДобавлено: 29 дек 2009, 01:12 
Зашел на огонек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 окт 2009, 09:24
Сообщения: 19
2,5-3,5 года, если брать только развивающую часть.
Ульяне в 3,8 я развивающую часть усложняла.
Были другие картинки в "Кто нарисован", Что забыл нарисовать художник - лимитировалось время просмотра картинки.
и т.п.

А впечатлительную часть лучше предлагать после 3,5 лет. Может быть даже после 4-х. В этом возрасте дети готовы более глубокие слои увидеть.

В субботу проводила новогодний праздничный квест в своем клубе. Детки от 3-х до 5 лет. Тема "про ежика, медвежонка и ослика"
Небольшая зарисовка на тему
После сказки вопрос по кругу - почему ежик стал елкой?
- потому что были сугробы
- потому что долго мела метель
- потому что у ежика маленький домик, а елки большие
- потому что не нашли елки
- потому что новый год скоро
и дальше в том же духе.
Потом несколько деток захотели стать ежиками-елками. Стали на стульчики, их наряжали. Им перестало это нравится через минуту. Но терпели минуты три (а для деток в условии праздничного настроения - это очень много)
Разговор продолжился
- Егор, тебе понравилось быть елкой?
- Да.
- А что понравилось.
- Нет, я устал и все на меня цепляли.
- Машенька, а тебе?
- Да, было весело, но ножки устали.
- А ежик доолго стоял?
Здумались.
- Долго. Всю ночь.
Маша и Егор хором
- Огоо
- Ежику нравилось быть елкой?
часть детей (которые не были елками)
- ДА!
те, кто был, задумчиво
- может и не нравилось. Или вначале нравилось, а потом нет.
- Но он ведь сам предложил быть елкой.
Егор
- Я тоже сам захотел быть елкой, но устал
Маша
- Ежик тоже устал
- А почему же он всю ночь стоял?
И вот, чудо
- А ослик проснется, увидет ежика и обрадуется.
Этой идеей прониклись 3 ребенка из 9. Остальные 6 еще не прочувствовали. Значит пусть все дело будет в сугробе и в размерах домика. Когда-нибудь тоже что-то поймут.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТРИЗ. Новогоднее сказочно-мыслительное занятие.
СообщениеДобавлено: 29 дек 2009, 14:03 
Зашел на огонек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 окт 2009, 09:24
Сообщения: 19
Таня, спасибо :)
Очень интересно будет почитать, как Матвей сказочное занятие воспринял :>


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТРИЗ. Новогоднее сказочно-мыслительное занятие.
СообщениеДобавлено: 30 дек 2009, 20:39 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
Энила Очень интересно! Спасибо!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти: