История вопроса о влиянии музыки на человека.Алиса ПушинскаяС давних времен до наших дней музыкальное искусство бесспорно признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое средство развития духовного мира человека. Неоспоримым фактом является то, что ни одно искусство не сравнится с музыкой силой эмоционального воздействия. «Мyзыка, ее пеpвый звyк, pодилась одновpеменно с твоpением миpа»,- так yтвеpждали дpевние мyдpецы. Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение.
В дpевности выделяли три напpавления влияния мyзыки на человеческий оpганизм: 1) на дyховнyю сyщность человека;
2) на интеллект;
3) на физическое тело.
В трактате Кассеодора Сенатора «О музыке» читаем: «Музыка - наука о гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Пифагор свидетельствует, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею». Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и накопленный тысячелетиями опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии. Как гласит предание, цаpь Давид своей игpой на аpфе вылечил от депpессии цаpя Саyла, а также спас его от нечистых дyхов. Эскyлап лечил pадикyлит гpомкими звyками тpyбы, однажды он своей мyзыкой возвpатил безyмномy благоpазyмие. К мyзыке, как к спасительнице, обpащались ветхозаветный мyзыкант Имхотеп, египетский жpец Шебyт-м-Мyт. В III в. до н.э. в Паpфянском цаpстве был выстpоен специальный мyзыкально-медицинский центp. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных пеpеживаний.
В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Наиболее выдающийся вклад в историю музыкальной педагогики внес Платон. Он заложил основы философии музыкального воспитания и образования. Как известно, греческая Paideia была не просто воспитанием и образованием, но введением в культурную жизнь общества. Целью ее греки считали калокагатию, то есть культивирование личности прекрасной и хорошей. Лучшие традиции этой Paideia нашли блестящее воплощение в платоновской Paideia вообще и музыкальной, в частности. Созданная им музыкальная Paideia – замечательный, первый в истории образец целостной философской системы непрерывного музыкального воспитания и образования.
Формирование и эволюция взглядов Платона совпали с одним из переломных периодов в истории древнегреческого государства, связанного с началом распада полиса. Платон, как представитель афинской знати, был глубоко обеспокоен происходящими в обществе негативными процессами и неустанно размышлял о том, каким путем может произойти улучшение нравов и всего государственного устройства. Как известно, результатом поисков философа стали два знаменитых проекта идеального государства – «Государство» и «Законы». Одним из главных условий осуществления идеального государственного устройства философ считал правильное воспитание граждан, основу которого составляло воспитание посредством мусического искусства . Как один из главных компонентов воспитательной программы Платона музыка фигурирует в двух ипостасях. Во-первых, музыка является наряду с поэзией и орхестикой элементом мусического искусства. Во-вторых, она имеет теоретический аспект, предмет ее – выяснение того, «какие числа созвучны, а какие - нет, что чрезвычайно полезно для исследования красоты и блага». Музыка как живое искусство звуков помещена Платоном в мир земного бытия, а во втором случае она приближена к вечному и истинному бытию идей.
Фундаментальным понятием музыкально-педагогической концепции Платона является гармония. По мнению философа, слышимая гармония, заключенная в произведениях мусического искусства, водворяет гармонию в души людей, а, значит, делает их добродетельными. Созерцание гармонии в движении звуков, небесных тел поворачивает душу к познанию добра. Таким образом, гармония, являясь свойством музыки как искусства и музыки как науки, объединяет их, и, следовательно, две ступени платоновской музыкальной Paideia в единую целостную концепцию.
Для античности показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.
В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. Шекспир в трагедии Ромео и Джульетта» говорит устами своего героя: «Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль».
В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.
Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций.
Выдающийся психоневролог академик В.М.Бехтерев говорил об
огромном значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его жизни, подчеркивая также ее лечебное и гигиеническое значение. В своей работе «Объективная психология» он писал о влиянии музыки на дыхание, деятельность сердца, кровообращение, артериальное давление, обмен веществ, работоспособность и другие функции и разделял это влияние на стеническое и астеническое. Стеническое - положительное влияние тоновых раздражителей, гармонии, мелодии и ритма на функцию органов, астеническое - угнетение дыхания, обмена веществ, спазм сосудов. Музыка, оказывающая стеническое влияние обладает определенными характеристиками - темп на уровне частоты сердцебиений, регулярный ритм, отсутствие слишком высоких звуков, динамика на уровне средней громкости звучания, преимущественно гармонические каденции и др. Также, по его мнению, музыка способна устранять растущую усталость и придавать физическую бодрость.
В 1914 г. В.М. Бехтерев выступал на заседании специальной Комиссии по изучению влияния музыки на живой организм. Его доклад «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» и другие работы убедительно показали, насколько необходимо приобщение ребенка к музыке в самом раннем возрасте для его нормального развития. Прежде всего музыка способна оказать неоценимую помощь в развитии слуха у детей. В.М. Бехтерев утверждал, что слух как воспринимающий орган важнее зрения, ибо лишенный слуха ребенок в связи с глухонемотой резко отстает в своем развитии, что не наблюдается в такой же крайней мере со слепым от рождения [19]. Он отмечал также благотворное влияние колыбельных песен на психику младенцев и указывал, что музыка помогает в борьбе с повышенной нервозностью.
С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений и многое другое.
Цитата:
Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Робберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления.
Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия нашего века. В московском центре «Эйдос» музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают аудиокассеты с записью звуков природы: шума прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя.
Исследования центра под руководством
М.Л.Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Установлено, что лирические напевы П.И.Чайковского, мазурки Ф.Шопена, рапсодии Ф.Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость. Занятия по системе «Sonatal» с беременными женщинами (Лазарев 1991) и продолженные музыкальные занятия с детьми первого года жизни и далее по системе «Интоника» согласно наблюдениям их автора не только способствуют формированию музыкального слуха, адекватному восприятию музыки, эстетической потребности и эстетических способностей вообще, но и ускоряют умственное развитие ребенка.
Образовательный процесс М.Л.Лазарев понимает как процесс «образования здоровой личности», в результате которого происходит формирование Homo sapiens - человека здорового. Основа его методологии - формирование физического здоровья на базе личностного (духовного) роста через дыхательно-эмоциональную деятельность с использованием музыки. Процесс эмоционально-дыхательного музыкального тренинга (который является как бы хордой развития личности, названной им «духовной осанкой») осуществляется в основном через вокально-речевую деятельность. За счет данной деятельности возникает эффект стимуляции работы правого полушария мозга, что изменяет межполушарные взаимоотношения и приводит в результате многолетней работы к творческому развитию личности. Этот эффект М.Л.Лазарев назвал креативацией личности (от англ., create - творить), а принцип - принципом креативности.
М.Л.Лазарев, как и многие ученые, убежден, что в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления ребенка. По его мнению, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический, психологический. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая. Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.
Поскольку музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию, она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма, что особенно важно при весенне-осенних десинхронозах у детей (десинхроз - отсутствие синхронной деятельности различных функциональных систем организма в периоды резких изменений природного фактора). Музыка позволяет ребенку почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем. Кроме того, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.
Разные виды музыки и музыкальной деятельности воздействуют на различные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев - клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях - прослушивание музыки и др. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная функция совершенствуется при этом опосредованно. Например, исполняя музыкальное произведение на духовом инструменте, ребенок должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других нюансов музыки.
Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, пассивная грусть - 9 вдохов в минуту, активная грусть - 20 вдохов в минуту, страх - 60 вдохов в минуту, гнев - 40 вдохов в минуту. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу (пение, игра на духовом инструменте, активное слушание), мы можем моделировать эмоциональное состояние [165, 170, 182, 187]. Этот эффект подобен эффекту, возникающему по методу физических действий К.С.Станиславского. Оживляя эмоциональную сферу, музыка восстанавливает иммунобиологические процессы (имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет). Кроме того, специально подобранная музыка позволяет дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребенка и повышать уровень иммунных процессов в организме, т.е. приводит к снижению его заболеваемости.
Музыка действует на эмоции человека, а любая эмоция, как известно, связана с определенными биологическими реакциями в организме. Поэтому в определенном смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах.