Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 29 мар 2024, 01:34

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 00:07 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
Первые опыты по цветам и оттенкам дети получают при смешивании красок. Родители часто ругают детей или начинают мешать своими умными советами, как нужно рисовать, говорить, что пачкать краски нельзя и т.п.. Но если у вас нервная система уравновешена и вы можете с интересом наблюдать и познавать мир вместе с ребенком, то ребенку очень повезло и вам тоже! :D

Дети очень любят смешивать краски, что то ляпать на листочки.
Попробуайте вот такое занятие-игру. Для этого потребуется баночка с водой, акварель, кисти и бумага для акварели формата А3. Смочите бумагу влажной губкой и положите на стол. Возьмите кисть, окуните в краску и капните на лист. Понаблюдайте с ребенком, как капли растекаются по влажной бумаге и смешиваются. Дайте ему попробовать самому. Разведите жидко краски и дайте ребенку толстую кисть. Пусть он попробует сам смешать цвета на бумаге. Смешивать больше трех цветов не рекомендуется (это для начала), т.к. получатся темные цвета вместо цвета, объясните это тоже ребенку. Хотя, это тоже опыт и ребенок сам увидит, что в результате получилось :) Может быть, именно сегодня ему хочется узнать ВСЁ о грязных цветах :wink:

Еще одно не менее интересное занятие - подкрашивание воды. Этот вариант увлечет ребенка больше, чем остальные. К тому же, на основе подкрашивания воды можно объяснить ребенку различия по светлоте: темно-красный, красный, темно-розовый, розовый...

Можно рассказать немного об оттенках...

Оттенок – это разновидность какого-либо цвета. Например, оттенком желтого будет являться беж или кремовый цвет, а оттенком зеленого цвета – бирюзовый цвет или цвет хаки. Объясните ребенку, что такое оттенок, а уже после этого переходите к наглядным примерам.

Вам понадобятся снова чистый белый лист бумаги и прозрачная цветная бумага. Накладывая друг на друга листы прозрачной бумаги, вы получите различные оттенки одного цвета. Имея на руках 3 - 4 листа желтой бумаги, вы сможете получить четыре оттенка желтого цвета. Мы с такой бумагой работали на морском семинаре 2009 года, когда делали ночные фонарики и украшали их. У меня Олечка так заклеила свой фонарик, что он стал совсем не прозрачным и тогда ее захватил дух творчества, она все убрала и стала клеить заново!

Отдайте инициативу в руки ребенка: предложите ему самому получить оттенки и пояснить какой оттенок из них темнее, а какой светлее. Затем, упражнение нужно сделать с оттенками дополнительных цветов, например:
синий лист +1 красный;
синий лист + 2 красных;
синий лист + 3 красных и т. д....

Более усложненное упражнение, предложите ребенку закрепить полученные знания на бумаге – предложите ему нарисовать оттенки цветов карандашами или красками. Для этого, нарисуйте на бумаге четыре квадратика или кружочка и попросите ребенка закрасить их в нужный цвет, чтобы самый маленький был самым светлым, а самый большой- самым темным. Можно использовать круг или звездочку по Иттену

Перед вами цветовой круг Иоханнеса Иттена. Это не просто красивая цветная картинка, это основа, на которой строится работа с цветом. Существует несколько моделей цветового круга, но именно Иоханнес Иттен сделал свою модель функциональной и удобной для использования в работе с цветом.

Изображение

Цитата:
В самом центре мы видим равносторонний треугольник из основных цветов:
желтого
синего
красного
2. Данный треугольник вписан в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники помещены три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов. Так получаются цвета второго порядка:
желтый + красный = оранжевый
желтый + синий = зелёный
красный + синий = фиолетовый
3. Сам круг делится на 12 равных частей, основные и составные цвета размещаются в точках соприкосновения шестиугольника с кругом, между ними остаются пустые сектора. В эти сектора вводятся цвета третьего порядка, каждый их которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка. Цвета третьего порядка:
желтый + оранжевый = желто-оранжевый
красный + оранжевый = красно-оранжевый
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
синий + фиолетовый = сине-фиолетовый
синий + зелёный = сине-зелёный
желтый + зелёный = желто-зелёный


Можно попросить раскрасить ребенка по образу и подобию:
Изображение Изображение

Еще для различия оттенков можно использовать круги Луллия.

Мы вырезали три круга из очень толстого картона (от упаковки бытовой техники) диаметрами 9, 15 и 21 см. Каждый круг разбили на 8 секторов, а сектора окрасили цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый). Только на самом большом круге цвета были бледными, далее более насыщенными и на маленьком совсем темные. Затем три круга, накладываются друг на друга меньший на больший и скрепляются в центре болтиком с гайкой.

Ребенку нужно вращая круги сопоставить оттенки одного цвета.

Раскрашивая сектора от одного круга к другому можно изменять только насыщенность цвета, изучая понятия «светлый – темнее – самый темный», а можно изменять и оттенок, например фиолетовый от более синего до более красного.

Я встречала совет раскрасить все три круга одинаково, а затем на средний круг наклеить кальку, а на самый маленький круг – два слоя кальки для изменения оттенка. Но мы сами так не пробовали.

Если ребенку трудно или нет интереса, то можно сказать что это карусель. «Посадить» на сектора (допустим желтые) дочку, маму и папу (фасолины или из пластилина сделать), перемешать цвета и попросить совместить вместе «дочку», «маму» и «папу».

Цитата:
Ниже приведены упражнения М. Монтессори для различения оттенков в оригинале.

Материал. Ящик 3 имеет 9 отделений. Каждое отделение содержит по 7 табличек одного цвета, тон которых меняется от бледного до яркого. Цвета следующие: желтый, оранжевый, красный, винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый.

Прямая цель: правильный подбор и знание цветовых оттенков.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Таблички одного цвета перемешиваются. Учитель выбирает две таблички, наиболее контрастные по тону, и сравнивает их друг с другом. Затем он раскладывает остальные в соответствии с их тоном, так, чтобы получился цветовой ряд табличек, тон которых равномерно меняется. Первая и последняя таблички служат исходными пунктами в этом упражнении. Через контрастирование ребенок приходит к градуированию. Соответственно возрасту и развитию ребенка упражнение упрощают и берут меньше, чем 7 табличек. В каждом цветовом ряду ребенок сравнивает друг с другом оттенки табличек.

Контроль над ошибками. Контроль над ошибками ребенок может провести визуально.

Дальнейшие упражнения: - из какого-либо упорядоченного цветового ряда убирают табличку и ряд сдвигают, закрывая пустое место. Ребенок должен найти место, где оттенок меняется слишком резко. Эти упражнения предъявляют высокие требования в особенности к способности запоминать и различать. Они проводятся как игры между двумя партнерами и групповые игры:

-работа с табличками нескольких цветов;

-работа с табличками всех цветов;

-упорядочить между собой цветовые ряды;

-расположить таблички в цветовой ряд по вертикали или по диагонали; -сложить спираль, начиная со всех самых светлых табличек и продолжая табличками следующего по интенсивности оттенка.

Устный урок. Он посвящен названиям: светлый - темный, светлый - светлее - самый светлый, темный - темнее - самый темный, самый светлый - самый темный, темнее, чем - светлее, чем.

Применение: рассматривая цветную картинку, ребенок должен назвать знакомые ему цвета, имеющиеся на этой картинке, и показать таблички этих же цветов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем цвета и оттенки
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 00:11 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
Девочки, кто рисовал круги по Иттену вместе с детками, можно показать свои фото!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем цвета и оттенки
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 00:32 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2009, 15:07
Сообщения: 1266
Откуда: Республика Коми
Галя, здОрово :good: :Rose:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 10:05 
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 6975
Берегиня писал(а):
Девочки, кто рисовал круги по Иттену вместе с детками, можно показать свои фото!

А если самостоятельно рисовал, а детка рядом цвета смешивала, выкладывать все? :wink:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 11:08 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
Галь, откуда статья? Просто интересно!
Круги Иттена в в школе Макаровой рисовали.
Я круг рисовала сама, образовывалась, а детям такое не давали, им достаточно опыта по смешению цветов на бумаге.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 14:27 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
maminsite писал(а):
Галь, откуда статья?

Это не статья, а если и статья, то моя собственная :pardon:
Я собирала из разных источников для себя разные методы обучения для своих деток! То что мне нравилось, я себе делала закладочки и в папочку :wink:
Но больше всего мне нравистя изучать цвета вместе с детьми и оттенки у Природы. Природа для нас была первым помощником в этом деле, в развитии у детей цветового восприятия. Её многоцветие по-своему радует нас во все времена года. Если научиться внимательно вглядываться, то мы увидим богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей, листвы.

Да, летом все листья зелёные, но предложите ребёнку положить листок дуба на лист клена или платана и мы увидим огромную цветовую разницу. А если приглядеться к листочкам, освещённым солнечным светом? Поверхность листа, отражающая свет неба – голубовато-зелёная и блестит, а изнанка – золотисто-зелёная. Упала тень от соседнего листочка – это совсем новый оттенок. Зелёная гусеничка пересекает лист, её очень хорошо видно, у неё свой оттенок зелёного цвета.

Зимой мы наблюдаем с детьми палитру светлых оттенков голубого, синего, фиолетового цвета. Интересно сравнить, как цвет снега меняется в зависимости от цвета неба. Одинаков ли он в солнечный день и пасмурный, утром и вечером? А какого цвета тени на снегу, углубления от разных следов?…

Осень для нас предоставит богатейшую палитру оттенков тёплых цветов – жёлтого, оранжевого, коричневого, бордового, красного и многих других. Гуляя с детьми в лесу или парке можно набрать огромный букет листьев, засушить их дома, затем помочь детям составить из них красивую картину. С листочками можно и поиграть, выкладывая из них веночки по цвету, раскладывая в ряд листочки одного цвета от самых светлых до самых насыщенных оттенков.

Весной природа дарит нам нежнейшие цвета и оттенки мягких, пастельных тонов – кремовый, розовый, абрикосовый, охристый, светло-жёлтый.

Наблюдая, любуясь красотой природы, мы подведём детей к пониманию цветовой гармонии. Они уже не скажут: “Небо- синее, облака и снег – белые, ночь – чёрная” так как знают, что небо бывает и розовое, и алое, и фиолетовое и прозрачно-голубое и желтое, золотистое... :good:

Лучше природы мы не найдем художника или Учителя цветов и оттенков!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 14:29 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
Весна писал(а):
А если самостоятельно рисовал, а детка рядом цвета смешивала, выкладывать все?

Конечно!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 15:18 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
Берегиня писал(а):
Осень для нас предоставит богатейшую палитру оттенков тёплых цветов – жёлтого, оранжевого, коричневого, бордового, красного и многих других. Гуляя с детьми в лесу или парке можно набрать огромный букет листьев, засушить их дома, затем помочь детям составить из них красивую картину. С листочками можно и поиграть, выкладывая из них веночки по цвету, раскладывая в ряд листочки одного цвета от самых светлых до самых насыщенных оттенков.

Если об этом, то посмотри как одна мама со школы Макаровой пишет:
Rita Muranska писал(а):
Случайно увидела растяжку по цвету прямо в своём дворе на одном кусте . Вот
Изображение

А тут с того же куста попробовала уже листьями выложить.
Изображение


Можно попробовать самим найти такую растяжку цветов, уверяю, это очень интересно!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 16:09 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
Рита, потрясающе!!! Спасибо, что продолжила!
Я еще раз для себя убедилась, что самой до всего дойти можно! :wink:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 16:46 
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 6975
maminsite писал(а):
Можно попробовать самим найти такую растяжку цветов, уверяю, это очень интересно!
Класс! Как красиво, романтично и полезно! :D
Берегиня писал(а):
Это не статья, а если и статья, то моя собственная
Молодец! :D :good: Растяжку попозже покажу. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 17:46 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
А вот еще одна очень интеренсая игра:

Закрепить устойчивые представления детей о цвете, развить зрительное восприятие нам помогут дидактические игры. Психолого-педагогические исследования показывают, что такие игры повышают эффективность обучения в 15-20 раз. Предлагаем вам сделать вместе с детьми игру с “Цвет и форма”. Для этого:
1. подготовим поле – половину или четверть ватманского листа;
2. вырежем геометрические формы: треугольники, квадраты, круги, ромбы, прямоугольники, овалы разной величины;
3. раскрасим вместе с детьми их в разные цвета и оттенки.

Варианты этой игры:

1 вариант. Предложить детям выложить дорожки из одного вида фигурок, начиная с самого тёмного оттенка и заканчивая самым светлым. В результате получится дорожка, например, из кружочков серых оттенков, из розовых треугольников, овалов синих оттенков и другие.

2 вариант. Выложить из геометрических фигур разного цвета различные предметы и обыграть.

3 вариант. Выложить из геометрических фигур разных оттеков одного цвета “Королевство Красной краски” – домики, сад, человечки, животные, транспорт. Затем для жёлтой, голубой и других красок. Придумайте с детьми интересную сказку, “оживите” этих героев.

4 вариант. По такому же принципу выкладывается “ Королевство тёплых красок” из фигурок жёлтого, красного, оранжевого цвета и их оттенков, а также “Королевство холодных красок” из фигурок синего, фиолетового, голубого цвета и их оттенков.

5 вариант. Выложить из геометрических форм разного цвета и оттенков орнамент по образцу.

6 вариант. Тот же вариант игры, но по замыслу и желанию ребёнка: узор на полоске- шарфик, ковёр, дорожка; узор на круге- тарелочка, поднос; узор на одежде, на мебели, на игрушках и др. Например- “Украсим лошадку”, “Нарядное платье”, “Красивый платочек”.

7 вариант. Выложить из геометрических форм цветочки на поле /часть ватманского листа/. Получится чудесная цветочная полянка. Усложнить задание- “Цветочная полянка в солнечный денёк”или “Цветочная полянка в пасмурный день”. В чём их различие?

8 вариант. Выложить из разноцветных геометрических форм “Радугу”, чётко соблюдая последовательность размещения цветов, используя напоминалку “Каждый охотник желает знать где сидит фазан”.

9 вариант. Поиграйте в игру “Четыре художника”. У каждого времени года своя палитра, вырежем её из бумаги белого цвета, а дети наложат на них геометрические формы соответствующих цветов и оттенков. Чем они отличаются?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 22:08 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
Елена Макарова писал(а):
Вот ссылка на популярную, и при эжтом профессионально написанную статью про Иттена:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1% ... 0%B5%D1%81" target="_blank


Я советую эту статью почитать, там как раз рассказывается о цветовом круге Иттена и о его книге "Искусство цвета"!
Цитата:
В своей книге «Искусство цвета», используя иносказательность вед, И. Иттен так манифестирует основную общую идею своего педагогического метода: «Получение знания из книг или от учителей подобно путешествию в повозке. …Но повозка может служить только на большой дороге. Тот, кто достиг конца её, сойдёт с повозки и отправится дальше пешком». Он провозглашает: «Если вы, не зная законов цвета, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом незнании. Но если вы, не зная этих законов, не способны создавать шедевры, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний».

Цитата:
И. Иттен утверждает, что слово и звук, форма и её цвет — суть носители трансцендентальной сущности, смутно нами подозреваемой; так же как звук, окрашивая слово, заставляет его сиять — цвет словно наделяет форму душой. Форма обладает своей «этико-эстетической» выразительной ценностью.

Педагог через сопоставление восточных и западных эстетических тенденций и особенностей развития изобразительного искусства, через их достоинства, предоставляет ученику чрезвычайно разнообразные средства самовыражения: «То, что говорилось о субъективном отношении к цвету, применимо и к форме. Каждому человеку в соответствии с его конституцией присуще предпочтение определённых форм… В древнем Китае восхищались образцами каллиграфии, имевшими субъективно оригинальный характер. Но больше всего ценили те, в которых оригинальность и гармония были уравновешены… Интерес к „оригинальности и индивидуальности стиля“ уступил место поиску абсолюта и решению каждой темы на основе лапидарных (не следует путать это понятие с лаконичностью) средств выразительности. Рисунок у Лианг К'аи настолько различен, что нужны большие усилия, чтобы определить его авторство. Субъективный характер формы преодолевался им во имя высшей объективной убедительности. В искусстве формы имеется множество объективно обусловленных возможностей. Они открываются и в построении пространства, и в распределении акцентов, и в свободном выборе форм и поверхностей с их колоритом и текстурой. — В европейской живописи к объективности в цвете и форме стремился Матиас Грюневальд. В то время как Конрад Виц и Эль Греко были чрезвычайно объективны, прежде всего, в колорите, но предельно субъективны в передаче форм. Жорж де ла Тур субъективно работал и с цветом, и с формой, так же как и Ван Гог, предпочитавший образную и цветовую субъективность».

В живописном произведении выразительные свойства цвета и формы имеют согласованное воздействие. Трем основным, первичным цветам: красному, жёлтому и синему, в пределе соответствуют три основных, первичных формы: квадрат, треугольник и круг.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 22:16 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
Галь, а знаешь что означают квадрат и прямоугольник на рисунке 55?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 22:21 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
Большая библиотека по психологии цвета тут: http://psyfactor.org/lybr11.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 22:33 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
maminsite писал(а):
Галь, а знаешь что означают квадрат и прямоугольник на рисунке 55?

У меня что-то картинки не открываются, нужно их в радикал вставить, но это гармония цвета, насколько я понимаю! :roll:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 22:58 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
Это контрасты!
Контраст дополнительных цветов

Два открытых цвета именуются дополнительными, когда смешение их даёт нейтральный серо-чёрный. В физике дополнительными называют два хроматических света, дающих белый. Это странная пара: они противоположны, но нуждаются друг в друге. Соседствуя, они возбуждают друг друга до крайней яркости и взаимоистребляются при смешении, как огонь и вода. У каждого цвета имеется только один дополнительный.


жёлтый — фиолетовый
жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый
оранжевый — синий
красно-оранжевый — сине-зелёный
красный — зелёный
красно-фиолетовый — жёлто-зелёный

Во всех парах дополнительных цветов всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный, синий. Как смесь трёх первичных, так и смесь двух дополнительных — даёт серый.

Пары дополнительных цветов обладают и другими особенностями: жёлтый—фиолетовый дают сильный контраст светлого и тёмного, красно-оранжевый — сине-зелёный — чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого. Два дополнительных цвета дают очень красивые серые тона. Содержательного по цвету серого тона добивались старые мастера, используя лессировку — дополнительным или приём близкий к дивизионизму.

(Из той же страницы в википедии)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изучаем оттенки цвета
СообщениеДобавлено: 09 окт 2009, 11:54 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
Ага, сейчас картинку видно, конечно это конратсы, но и гармоничное сочетание цветов в дизайне!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron