Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 30 мар 2024, 11:07

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Что посеем, то пожнем
СообщениеДобавлено: 20 апр 2009, 13:44 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Автор: Бердникова Анна . детский психолог

Посей мысль - пожнешь поступок, посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу, - такова восточная мудрость. А психотерапевт и социолог Эрих Фромм писал, что характер ребенка - это слепок с характера родителей и он развивается в ответ на их характер. Не все, конечно, что хотят родители, можно развить в ребенке, но положительно повлиять на характер малыша точно в их силах.

Клеточка со нравом

Когда начинает формироваться характер? Еще когда малыш живет в мамином животике.
Перинатальные психологи считают, что спокойная семейная атмосфера, в которой пребывает ожидающая малыша мама, благотворно воздействует на ребенка. Позитивная эмоциональная среда даже приравнивается ими к развивающей. Так что формирование детского характера начинается задолго до рождения ребенка. Однако сам характер ярче всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время складывается привычный образ поведения, модель общения с взрослыми и сверстниками, определенное отношение к действительности.

Теория кризисов
Известный психоаналитик Эрик Эриксон в своей книге «Детство и общество» предполагал, что все люди проходят через 8 психологических кризисов, 5 из которых приходится на детство. Возраст для каждого кризиса, конечно, определяется приблизительно и может сильно отличаться у разных детей. Характерно, что в период кризиса малыши трудно поддаются воспитанию. Снижается школьная успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. И, самое главное - эти негативные проявления создают впечатление, что ребенок не столько развивается, сколько теряет приобретенное прежде.

"Как можно объяснить девятимесячному ребенку, что нельзя обрывать листочки, нельзя открывать шкаф? Я и кричу на него, и шлепаю по попе, но он не понимает!" Девятимесячному ребенку невозможно объяснить понятие «нельзя». А строгий голос и физические наказания вызывают у него недоумение и обиду - мир вокруг небезопасен, даже теплая и заботливая мама может больно ударить, она непредсказуема и не заслуживает доверия. Из-за таких методов воспитания ребенок может вырасти замкнутым, недоверчивым, держащим дистанцию даже с близкими.

Кризис одного года
В этом возрасте ребенок ещё полностью зависит от заботы взрослых. И, общаясь только с узким кругом близких людей, малыш составляет представление о мире в целом, отвечает на вопрос: могу ли я доверять миру?
Дети уже отличают «своих» от «чужих» и не желают ни на минуту расставаться с мамой, слезать с ее уставших рук. При любой попытке «захвата» со стороны бабушки раздается крик на весь дом.
Дело в том, что ребенок еще не освоил понятий «потом» и «сейчас», ему кажется, что он с мамой расстается навсегда - никогда больше она не вернется из ванной, не приласкает, не обогреет, не накормит вкусным пюре... Понимаете весь трагизм состояния? Здесь нельзя настаивать - нужно просто немного подождать. Возможно, уже через полчаса кроха с удовольствием потянется к «другим». Важно понимать: если проблема возникла сейчас, то она не навсегда и может исчезнуть через каких-то 5-10 минут.
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:
доверие или недоверие;
открытость;
умение строить близкие отношения.
В этом возрасте также обостряется противоречие между усилившейся потребностью ребенка в общении со взрослыми и невозможностью сказать «все, что он думает» о своем состоянии и желаниях. Ребёнок и взрослый говорят как бы на разных языках. Однако именно это противоречие даёт импульс для развития у ребёнка главного средства общения - речи.

"Моему сыну 2.5 года. Он, подражая старшим, начал уносить свой горшок в туалет, не позволяет вытирать себе попу, кричит: «Я сам!» Но вытирает-то кое-как - все штанишки потом грязные. Как с этим бороться?"
Чего стоят грязные штанишки по сравнению с триумфом независимости? Ребенок пытается изо всех своих детских сил быть самостоятельным, но терпит в этом неудачу, и его за это наказывают или называют неряшливым, неспособным. Он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.
А через несколько лет мама будет удивляться - почему ее ребенок такой ленивый и пассивный? Почему не может сам разогреть себе обед в микроволновке? Почему в школе не проявляет никакой инициативы?

Даешь эмансипацию!
Второй этап - примерно от года до трех. В этот период ребенок учится быть самостоятельным, решает вопрос - могу ли я управлять своим поведением? Начиная ходить, дети постигают возможности своего тела и способы управления им. Малыш учится без посторонней помощи кушать и одеваться, пользоваться туалетом и помогать маме по хозяйству.
Послушный трехлетка - явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Трудновоспитуемость, конфликтность в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще «возрастом строптивости».
И именно сейчас можно существенно затормозить развитие ребенка. Вечно торопящейся маме гораздо проще самой быстро одеть чадо, чем полчаса ждать результата безуспешных попыток натянуть колготки. Не у каждой хватит выдержки наблюдать, как полуторагодовалый малыш размазывает манную кашу по столу, стремясь попасть ложкой в тарелку.

«Моя дочь непрерывно говорит, - жалуется мама шестилетней девочки. - Мне иногда кажется, что ей не важно, слушают ее или нет. Я устаю от звуков ее голоса, мне хочется тишины, я теряю нить ее рассуждений. Но периодически она спрашивает: «Да, мама?» Если я говорю «да», она успокаивается. Если спрашиваю: «Что?» - девочка обижается."
Если детская инициатива не поощряется, если малыша критикуют за это, он привыкают чувствовать себя виноватыми за свои поступки. В будущем ребенок будет склонен испытывать чувство вины, иногда безосновательно.
Если круг общения ребенка в этом возрасте ограничен, например, только семейным кругом, то малышу будет сложно освоить различные модели взаимодействий. Ребенку важно понять, что общение с бабушкой-соседкой строится так, а с такой же бабушкой, но продающей мороженое в магазине на углу, совсем по-другому.
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:
самостоятельность/ зависимость;
активность / пассивность;
уверенность в себе;
креативность.
Малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда и не заставляйте его! Предложите ему два варианта: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и уверенность в том, что с его мнением считаются.

Возраст почемучек

Третий этап - примерно от четырех до шести лет. Главный вопрос для ребенка - могу ли я стать независимым от родителей и где границы моих возможностей? В этом возрасте дети уже уверенно владеют своим телом, и поэтому у них есть возможность узнать, как устроен окружающий мир и как можно повлиять на него. В поле зрения попадают многочисленные новые предметы, животные, люди.
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:
умение устанавливать и поддерживать социальные контакты;
способность достигать компромиссов;
возможность чувствовать настроение другого человека;
появляются реальные и вымышленные друзья, с которыми ребенок часто ссорится и мирится, обменивается ценными «штучками», обсуждает важные происшествия.
Вряд ли найдутся родители, которые не хотели бы воспитать у своих детей силу воли, настойчивость, инициативность и творческий подход к делу. Но все ли предоставляют ребёнку поле для самостоятельной деятельности и создают условия для проявления инициативы? Нередко родители довольны лишь тогда, когда ребёнок слушается, и поощряют тем самым лишь послушание, пассивную дисциплинированность. Ясно, что в этом случае инициативные черты личности ребенок может воспитать у себя лишь вопреки родителям, в условиях тягостного для обеих сторон конфликта отцов и детей, истоки которого зарождаются в раннем детстве.

Тварь я дрожащая?
Четвертый этап - примерно от шести до одиннадцати лет. Дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома, в различных кружках и секциях. Большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. Родительское одобрение и высокая оценка любых достижений очень важны для ребенка.
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:
трудолюбие;
умение достигать результата;
адекватная/завышенная/заниженная самооценка.
Иногда в родительском сознании часто присутствует убеждение, что малышу необходимо со всей строгостью указывать на его ошибки, тогда он сможет осмыслить их и в будущем не совершит ничего подобного. Однако, услышав замечание от родителей, ребенок испытывает обиду, а вовсе не желание что-то исправлять. В этом возрасте особенно сильный вред наносит негативное оценивание ребенка по сравнению с другими.
Необходимо всячески избегать подобных реплик:
У всех дети как дети, а у меня...
У соседки дочь и в магазин сходит и дома порядок наведет, а ты...
Сколько раз я могу тебе говорить?
Когда ты научишься понимать меня с первого раза?
И кто же я?

Пятый этап - двенадцать лет и до наступления юности.
Подростки узнают целый ряд разных ролей - ученика, друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В этот период важно разобраться в этих различных ролях. Молодые люди ищут базисные ценности и установки, стремятся ответить на вопрос: кто я? каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
В подростковом возрасте авторитет семьи резко падает. На первый план выходят «тусовки» и компании, отношения с друзьями становятся более значимыми. В общении со сверстниками идет поиск своего места в группе, формируется четкое представление о себе. В этот момент ребенок выбирает позицию лидера или подчиненного, души компании или человека в тени.
Здесь для завоевания авторитета очень пригодятся любые практические навыки, которыми ребенок хорошо владеет: умение играть на гитаре, рисовать, танцевать, боксировать или паять микросхемы.
Семье важно психологически «отпустить» ребенка в этот момент. При этом важно, чтобы он чувствовал поддержку близких - в любое время ему придут на помощь, если это потребуется.
Если же семья ребенка не «отпускает» (родители не разрешают задерживаться после семи вечера, контролируют и определяют круг общения), то ребенку не остается ничего другого, как направить свои силы на борьбу за собственную свободу и независимость.
К сожалению, для многих родителей «хорошесть» ребенка зачастую напрямую зависит от степени его послушности. В период кризиса на это надеяться не стоит. Ведь происходящие внутри ребенка изменения, переломный момент его психического развития не могут пройти незаметно, не проявив себя в поведении и отношениях с окружающими.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что посеем, то пожнем
СообщениеДобавлено: 07 дек 2009, 15:03 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 21:10
Сообщения: 714
Откуда: Украина Одесса
Очень содержательная и нужная статья. Прочитала на одном дыхании...
Согласна со всем без исключения. Но сколько же это требует терпения от родителей...

Ручей писал(а):
"Как можно объяснить девятимесячному ребенку, что нельзя обрывать листочки, нельзя открывать шкаф? Я и кричу на него, и шлепаю по попе, но он не понимает!" Девятимесячному ребенку невозможно объяснить понятие «нельзя». А строгий голос и физические наказания вызывают у него недоумение и обиду - мир вокруг небезопасен, даже теплая и заботливая мама может больно ударить, она непредсказуема и не заслуживает доверия. Из-за таких методов воспитания ребенок может вырасти замкнутым, недоверчивым, держащим дистанцию даже с близкими.


А как вы поступаете в подобных ситуациях?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что посеем, то пожнем
СообщениеДобавлено: 07 дек 2009, 15:08 
Ученик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 ноя 2009, 08:38
Сообщения: 104
Откуда: Нижний Новгород
vikusik писал(а):
А как вы поступаете в подобных ситуациях?

Старалась переключить внимание на что-то другое. С Полиной это получалось проще простого, а вот Максимка поупертее будет, но и его путем уговаривания можно переключить, отвлечь. А шкафы у нас давно на специальные замочки закрываются.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что посеем, то пожнем
СообщениеДобавлено: 07 дек 2009, 15:49 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 сен 2009, 15:41
Сообщения: 1169
Откуда: Краснодар
vikusik писал(а):
А как вы поступаете в подобных ситуациях?

Шкафы никогда не были запретом, и уже утратили свою актуальность, видимо надоело одно и тоже. А вообще стараюсь ничего не запрещать или объяснять почему "не надо это делать". Но когда упрямство прогрессирует, то беру на руки и начинаем делать гимнастику. А потом как-то само собой и забывается.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что посеем, то пожнем
СообщениеДобавлено: 07 дек 2009, 19:44 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 21:10
Сообщения: 714
Откуда: Украина Одесса
У нас запретов как таковых нет вообще. Только то, что непосредственно грозит жизни (розетки, ножи и т.д.) четко сразу оговорено пчему нельзя и безприкословно... Всё остальное объясняется, аргументируется либо отвлекаем :D . Не знаю поэтому ли Мишка растет очень настойчивым, четко придерживается своих требований и отвлечь с каждым разом всё трудней... Но тактику менять не собираюсь, несмотря на бабушкины: "Ребенок должен понимать слово нельзя!"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что посеем, то пожнем
СообщениеДобавлено: 07 дек 2009, 22:47 
Ученик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 ноя 2009, 08:38
Сообщения: 104
Откуда: Нижний Новгород
vikusik писал(а):
Не знаю поэтому ли Мишка растет очень настойчивым, четко придерживается своих требований и отвлечь с каждым разом всё трудней..

Характер такой. Хорошо бы во взрослом состоянии это вылилось в такую черту как упорство, а не упрямство. :>


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что посеем, то пожнем
СообщениеДобавлено: 09 дек 2009, 13:43 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Девочки, есть книга хорошая "Общаться с ребенком. Как?" Там про запреты, организацию безопасного пространства очень хорошо написано. Со шкафами я разобралась в свое время быстро. Вниз сложила Машину домашнюю одежду. В кухне - пластиковые миски, доски, судочки. Все это регулярно вытаскивалось. В кухне интерес уже прошел, свою одежду вытаскивает регулярно. Я не заморачиваюсь. Почему собственно нельзя это делатть? Выходная одежда лежит на верхних полках. Маша на них не посягает. Зачем, если есть доступные. Пока там все разберет, уже надоедает. Нельзя - минимум. Только то, что опасно для жизни. Да и то, замененно на опасно, горячо и т.д. И потом, маленький ребенок понимает слово НЕЛЬЗЯ, как то, что невозможно взять или сделать. Вот он и доказывает нам, что можно. Можно залезть в розетку, можно взять нож. То есть действие возможно совершить. :> . А вот один раз потрогав утюг и,услышав, ГОРЯЧО, ОЙ, БОЛЬНО, он на своем опыте узнает, что это такое. В другой раз, услышав, ГОРЯЧО, проверять не станет. Дети не враги себе. А все запрещать... А как же познание мира? Удовлетворение любопытства, вполне естественного? Легче организовать пространство, чем дергать ребенка и дергаться самой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что посеем, то пожнем
СообщениеДобавлено: 09 дек 2009, 13:59 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 21:10
Сообщения: 714
Откуда: Украина Одесса
Ручей писал(а):
Дети не враги себе. А все запрещать... А как же познание мира? Удовлетворение любопытства, вполне естественного? Легче организовать пространство, чем дергать ребенка и дергаться самой.

Согласна на все 100!!!

Ручей писал(а):
Девочки, есть книга хорошая "Общаться с ребенком. Как?" Там про запреты, организацию безопасного пространства очень хорошо написано.

А скачать эту книгу можно здесь


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что посеем, то пожнем
СообщениеДобавлено: 09 дек 2009, 14:11 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
vikusik писал(а):
А скачать эту книгу можно здесь

:good:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти: