Дерево смолистое,
Дерево ветвистое,
Дерево стволистое,
Пятнисто-густолистое.
Ветвями в небо взбитое,
Корнями в землю вбитое.
Из македонского фольклора
Образ дерева присутствует практически во всех культурах, начиная с эпохи бронзы — т.е. с того периода, когда пространство в сознании людей приобретает свою структуру, начинает члениться на области значимого и незначимого, центра и периферии, верха и низа, правого и левого и т.п. (В наскальных рисунках эпохи палеолита такого членения еще не было.)
В качестве упорядочивающего начала, оси, вокруг которой обустраивается мир, выступает так называемое Мировое древо и его модификации — древо жизни, древо познания, древо восхождения, шаманское древо и т.п. Дерево структурирует пространство по вертикали и горизонтали.
Нижняя часть дерева — корни — соотносится с подземным царством, средняя — ствол — с наземным царством, верхняя — крона — с царством небесным. Соответственно, мифы связывают эти царства с прошлым, настоящим и будущим, с господством стихий (вода, земля, огонь) и разных существ. В горизонтальном плане Мировое древо членит пространство на стороны света. Иными словами, Мировое древо — это символ мироустройства, мирового порядка, выражение закона, противоположного предшествующему миру Хаоса.
От родного порога —
на четыре стороны дорога.
Из русского фольклора
Подобно дереву, дом в сознании древнего человека являлся не просто жилищем, но имел высокий семантический статус — был моделью космоса, сотворенной по определенным законам пространства. При строительстве культовых построек (таких, например, как храмы) образ Вселенной воплощался сознательно. При строительстве жилых домов — скорее всего, неосознанно. Но это, считают исследователи, придает семантической нагруженности образа дома в качестве модели мира дополнительное значение. Дом, подобно дереву, тоже являлся точкой отсчета пространства, тоже членил мировое пространство на центр и периферию, на верх (крыша), низ (подполье) и середину (жилые помещения).
Как «организаторы» пространства-времени, дом и дерево в архаическом сознании были тесно связаны и усиливали структурирующие функции друг друга. Об этом свидетельствуют произведения искусства и строительные обряды.
«При закладке нового дома во Владимирской губернии крестьяне на предназначенном для того месте втыкали в землю или просто сажали с корешком какое-нибудь дикорастущее деревце, например березку или рябинку за ее крестообразную форму листьев. На Верхней Волге в середину сруба ставили березку или елку. В Калужской губернии плотники ставили посреди сруба дубок... Установленное деревце должно было стоять посреди сруба в течение всего времени строительства» (А.К. Байбурин).
Деревце, согласно мифологическим представлениям, призвано воплощать собой точку отсчета мирового пространства, центр мира: ведь именно в центре мира был возведен когда-то Самый Первый Дом. Более того, реконструкции мифов позволяют предположить, что первые человеческие жилища имели круглое основание — форму, родственную стволу дерева:
«Это было давно, очень давно, когда люди жили еще как звери и не знали никакого ремесла и искусства. Один человек, не найдя себе в скалах убежища от страшного солнечного зноя, отыскал нору, залез в нее и лег в совершенном изнеможении. Вдруг предстал пред ним странник и говорит: «Человече беспечный, что ты здесь делаешь? Зачем забрался ты сюда, как какой-нибудь зверь или гадина? Не лучше ли построить тебе шалаш и в нем укрываться, чем отнимать у зверей их норы?» — «Я не знаю, что такое шалаш». — «Пойдем со мной, — сказал странник. — Я научу тебя». Человек вылез из норы и пошел вслед за незнакомцем на равнину. Там незнакомец взял большой шест, вбил его в землю, потом сделал вокруг него шалаш» (Иванов П. «Народные обычаи»). Деревянный шест ассоциируется здесь со стволом Мирового древа.
Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег
во весь свой рост —
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.
А. Тарковский
Человек тоже является моделью мира, воспроизводит космос в качестве микромира. При этом образы дерева и дома коррелируют в мифологии с образом человека.
В строении дерева усматриваются элементы человеческого тела: крона — голова, ствол — туловище, корни — ноги. Точно так же и дом наделяется антропоморфными чертами. У славянской избы, к примеру, есть лицо (у «лица» пролегает «улица»), очи (окна), лоб, ноги, зад. И это — далеко не полный перечень терминов, общих для описания человека и жилища. В произведениях искусства образы человека, дерева и дома могут быть взаимозаменяемыми. Достаточно вспомнить мифы и народные сказки, в которых люди превращаются в деревья, а деревья берут на себя материнские или охранительные функции по отношению к претерпевающим бедствия героям.
У славян распространены декоративные композиции, изображающие женщину с двумя деревцами в руках. Женщина может сливаться с деревом или заменяться деревом. В других вариантах на месте женщины прорисован контур жилища.