Портал »

Осенняя встреча
Осенняя семейная творческая встреча 2019

Текущее время: 22 окт 2019, 16:40

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Типы матерей и отцов
СообщениеДобавлено: 02 май 2011, 16:02 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Типы матерей и отцов


Те или иные формы воспитания определяются характером поведения родителей.
Существуют различные возможности, в пределах которых можно взять на себя определенную роль в семье. В зависимости от этого встречаются различные типы матерей и отцов, которые в своих крайних проявлениях иной раз похожи на карикатуры. В жизни редко встречаются в чистом виде такие характеры.

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ МАТЕРЕЙ

«Мать по призванию». У такой матери на первом месте всегда дети. Она готовит, наводит чистоту и порядок — все это ради детей.

«Мать, для которой дети — куклы». Такая мать любит детей, лелеет их, пока они маленькие и беспомощные. Когда же дети вырастают, она больше не уделяет им своего с любовью направленного внимания. Она отстраняется от них.

«Жертвенная мать». Такая мать отдает все силы тщательному воспитанию детей. Она придает особое значение тому, чтобы быть хорошей хозяйкой. Она самозабвенно жертвует своей свободой и временем. Эти жертвы для нее — счастье, и она пренебрегает собственными интересами. С годами у нее развивается потребность в благодарности со стороны детей.

«Боязливая мать». Она старается устранить все трудности и опасности в жизни детей. Во всем она видит опасности, только все плохое, отрицательное. Она постоянно сверх меры озабочена.

«Чужая мать». Эта мать не показывает своим детям, что она их любит. Она законсервировала свою любовь, часто она тайком целует своих детей, когда они спят. Ее стиль воспитания точный и «доведенный до совер¬шенства».

«Ходячая энциклопедия». Эта мать смотрит на вос¬питание детей как на свой долг. Она действует по плану и по книгам, очень педантична, у нее не остается места для естественной ласки и любви.

«Ревнивая мать». Когда дети начинают чувствовать себя самостоятельными и освобождаются от родитель¬ской опеки, то такая мать теряет свое спокойствие. Ей уже кажется, что она лишняя, никому не нужна, и упрекает своих детей в неблагодарности. Она пытается укрепить свою позицию тем, что все еще критикует своих детей, хотя они уже давно стали взрослыми. Она осуждает в своих детях решительно все: как они одеваются, как они выглядят, какие у них друзья, как они ведут хозяйство.

«Мать-товарищ». Она друг и товарищ своих детей, она полная противоположность "чужой матери". Она исполняет все желания и нужды своих детей, полно¬стью отождествляет себя с ними и не может сказать "нет". Она откладывает воспитание "на потом".

«Временная мать». Из-за занятости по работе и других забот воспитание детей заброшено. Она пы¬тается восполнять эти пробелы, когда приходит вечером домой. Тогда она осыпает детей ласками и игрушками.

Наш опыт убеждает нас в том, что все эти типы в свою очередь являются результатом различных воспитательных ситуаций с их различными стилями воспитания. Так, перечисленные выше типы матерей можно следующим образом свести к трем формам воспитания.

1. Воспитание, определяемое главным образом вторич¬ными способностями — способностям, которые приобретаются посредством усвоения сообщаемых знаний. К ним относятся: пунктуальность, аккуратность, чисто¬плотность, послушание, вежливость, честность, точ¬ность, усердие, бережливость, справедливость, преус¬певание (в делах), надежность (обязательность), до¬бросовестность и т.д. К этой форме воспитания относятся типы: «ходячая энциклопедия», «чужая мать».
2. Воспитание, определяемое наивно-первичными спо¬собностями — относящимися к способности человека любить; они возникают с первого дня появ¬ления на свет благодаря контакту с близкими. Назовем эти способности: любовь, образец для подражания, терпение, время, контакт, сексуальность, вера, доверие, доверчивость, надежда, сомнение, уверенность и цело¬стность/единство. К этой форме воспитания относятся типы: «матери по призванию», «матери, для которой дети — куклы», «жертвенной матери», «чрезмерно осторожной матери».
3. Двойственный, непоследовательный характер воспи¬тания — типы: «временная мать», «ревнивая мать», «мать-товарищ».

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ОТЦОВ

«Терпеливый, как ангел». Наивный отец уходит от проблем своих детей, однако заботлив и проявляет к ним душевное внимание, сердечность.

«Теоретик». Слова — это его сильная сторона, а дела — это к нему не относится. Он воспитывает согласно теории. На индивидуальность, неповторимость ребенка он обращает мало внимания.

«Строгий и неумолимый отец». Его дети должны работать, а не играть. Он хочет, чтобы они чего-то достигли и имели успех. Он упорно преследует эти цели воспитания, т.е. достижение успеха. Упорный отец определяет, что ребенок может делать, а чего может не делать, и не оставляет ему свободного времени для самостоятельной деятельности.

«Диктатор». Он воспитывает детей по-военному; дети для него — солдаты. Его строгая дисциплина требует беспрекословного повиновения; порядок, при¬лежание и пунктуальность — всего этого он энергично и упорно добивается. Очень часто в глубине души это добрый человек, однако он не умеет в воспитании соединять мягкость, доброту со строгостью. Отец-дик¬татор следит за тем, чтобы его приказания выполня¬лись, но предоставляет детям некоторую свободу.

«Волшебник». Он предоставляет детям полную свободу и позволяет им все, если это его устраивает. Дети видят в нем товарища своих игр, а матери приходится многое терпеть из-за такой позиции отца.

«Суверенный отец». Он относится к своим детям как к взрослым. Он не хвалит и не порицает. Он считает, что может воспитывать детей одним своим присутст¬вием и как "немой слуга" выполнять свой долг воспитания.

Различные типы отцов точно так же можно свести к тем же трем воспитательным формам.
Хотя большинство родителей тяготеют к двойствен¬ному характеру воспитания, однако можно утверждать, что отцы больше придают значения формированию вторичных способностей, а матери — первичных.
Разумеется, что описанные выше типы — это абс¬тракции, обобщения характерных признаков. В дейст¬вительности все выглядит гораздо пестрее, редко можно встретить чистые характеры, гораздо чаще — смешан¬ные, со всевозможными градациями и оттенками.
Существенная разница между описанными нами типичными жизненными принципами и наиболее часто встречающимися в жизни типологиями заключается в том, что мы представляем себе типичное реагирование в динамике по отношению к условиям его формиро¬вания. Конституция и задатки играют здесь второстепенную роль. Из этого следует дальнейший вывод: любая форма воспитания, а также любая роль роди¬телей не является какой-то неизбежностью судьбы, а может меняться в зависимости от требований времени. Типы реагирований точно так же, как типы матерей и отцов, — это наиболее характерные отноше¬ния, позиции, жизненные принципы, которые мы очень часто обнаруживаем в психотерапевтической практике в связи с соответствующими нарушениями. Обосновать эту причинную связь в свете актуальных способностей на основе статистических данных — задача будущего.

По материалам книги Н. Пезешкиана «Психотерапия повседневной жизни»


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



.