Жизнь в несовершенном мире. Фиговый лист
Posted in Вопросы воспитания, Статьи в Авг 02, 2008
Когда что-то не ладится в нас самих или вокруг, приходит в действие вполне предсказуемая и даже естественная стратегия: человек пытается скрыть правду от себя, от других. Эту стратегиюможно назвать по-разному – защита, отрицание, иллюзия, попытка заретушировать правду.
Как бы ее не называть, цель такого поведения - скрыть от самого себя и окружающих нечто плохое или то, что причиняет боль, не желание проходить через эту боль. Очень хорошо об этой стратегии упоминается в Библии. Символом такой стратегии стали фиговые листочки, которые использовали Адам и Ева, чтобы прикрыть себя, спрятать свою наготу друг от друга, от Бога. Значит, еще на заре человечества способность прятаться и скрываться уже существовала.
Как сказал Адам, ему стало страшно, потому, что он был голый и не мог оставаться на виду. (Бытие 3:10). Все мы подобны Адаму. Все мы боимся предстать открытыми, обнаженными и видеть самих себя или показать другим, каковы мы в действительности, сколько у нас боли и неудач, надломов и поражений.
Как и взрослые, дети изобретают свои способы прятаться от реальности. Так что может значить «фиговый лист» в воспитании и чего следует остерегаться.
Чтобы помочь ребенку иметь дело с реальностью, надо различать четыре проблемы: 1. Отрицание плохого; 2. Отрицание идеала; 3. Склонность к осуждению; 4. Недостаточный жизненный опыт в распознавании дурного.
Отрицание плохого
Некоторые родители настолько не замечают проблем своих детей, что склонны обвинять весь белый свет в неудачах, вместо того, чтобы уделить истинным причинам недопустимого поведения сына или дочери. Один из примеров: Обнадеживая свое дитя, и где-то реализуя свои мечты, родители могут тратить неимоверное количество денег, усилий и времени на занятия, к которым ребенок просто не расположен. И если нет результата, обвиняются учителя, тренера, другие, кто угодно. Часто у родителей есть установка не замечать, что источником проблем является ребенок, а никак не другие люди. Не хочется замечать таким родителям как семейные отношения, основанные на манипуляциях или агрессивности, отображаются на ребенке. Вместо того, чтобы изменить что-то внутри семьи, прикрываясь «фиговыми листьями», такие родители с пеной у рта могут доказывать, что ребенок их прав. Они каждый раз переносят причину неудач вовне, приписывают ее кому-то или чему-то. Вырастая в таких условиях, будучи взрослым, такой человек не способен будет реально оценить свою роль в неудачах своей семьи или компании, команды, организации.
Иногда настолько не хочется замечать проблемы у детей, что под угрозу ставится и здоровье ребенка. Особенно скрываются нервные расстройства маленьких детей, которые стали следствием конфликтных ситуаций в семье.
Отрицание идеала
Есть и другой способ снимать напряжение, возникающее от двойственности нашего прекрасного и в то же время наполненного несовершенством мира: можно решительно отрицать идеал.
- Не так мало родителей готовы заклеймить своих детей как безнадежно «плохих» , если они не соответствуют их ожиданиям. Бывают случаи, когда за таким ребенком и закрепляется имя, как например, «паршивая овца» или «неудачник». Родители уже сами решили, что ребенок уже никогда ничего хорошего не сможет сделать. Какого такому мальчику или девочке в такой семье? - Другие родители не доходят до такой крайности, но они с такой интонацией порицают ребенка за кокай-то проступок, что он сам начинает воспринимать себя как неудачника или безнадежно плохого. Его самосознание нарушается до такой степени, что при малейшем промахе ребенок считает себя «совсем плохим» и даже не пытается выявить для себя конкретную проблему, с которой можно было бы справиться.
- Есть и такие родители, которые пассивно способствуют расщеплению добра и зла в своем дитяти. Они попросту не уделяют ему достаточно внимания или не побуждают его к разумным поступкам. Ребенок, которого никогда не вынуждали признать свои недостатки, так и не сумеет побороть внутреннее расщепление на «хорошее» и «плохое» «Я». Этот раскол можно пройти лишь пережив поражение, а ребенок, который не получал замечаний и наказаний, а следовательно и поощрений, не учится справляться с поражениями. У него не будет никакого стремления к идеалу, совершенствовать себя. Внешне может показаться, что ребенок все принимает легко, но на самом деле ему труднее жить, чем другим – у него нет целостного сознания себя, он так и не знает, чем он не дотягивает до идеала, если родители не помогли ему в этом разобраться.
Длинная череда неудач и исправлений поможет ребенку стать целостной личностью. Обязанность родителей устанавливать разумные идеалы для сына и дочери и помогать им дотягивать до них. - Многие родители, опасаясь нанести ущерб самоуважению ребенка, перестают делать ему замечания. Однако замечания, связные с ними требования никому не идут во вред, наоборот, именно они способствуют формированию характера. Когда ребенок видит, что в чем-то не оправдал ожиданий родителей, он старается преодолеть этот изъян. С этого начинается рождение цельной личности.
Осложнения возникают тогда, когда родители не предъявляют требования и не наказывают за проступки, когда ожидания чересчур завышены или когда с наказанием не сочетается милость и прощение. Если родители не требуют от ребенка, чтобы он следовал определенному здравому идеалу хорошего поведения и добивался достаточно значимых результатов, то они оказывают «медвежью услугу» ребенку.
Заданный стандарт стремления к лучшему с детства сохранится на всю жизнь. Главное! Чтобы ребенок не утратил ощущение блага как внутри себя так и в самом идеале.
Склонность к осуждению
Не судите, да не судимы будете. Известное библейское изречение.
Осуждение - это склонность излишне эмоционально порицать любой недостаток. Осуждение проявляется в гневе, навязываемом чувстве вины, отказе от любви и прощения. В семейных отношениях осуждение к детям проявляется яростью или чувством вины, которые мать или отец обрушивают на них из-за малейшего проступка. Осуждение очень сильно мешает восприятию реальности. Если ребенок боится, что его недостатки лишат родительской любви, навлекут на него гнев, сокрушат чувством вины, он не посмеет признаться в своих изъянах, и будет прятать в себе дурное, хватаясь за первый попавшийся «фиговый лист».
Природа человека такова, что он пытается скрыть неудачу, если разоблачение грозит ему утратой любви или родительским гневом. Здесь стоит искать причины детской лжи. Осуждение, гнев, стыд, отсутствие прощения мешают ребенку принять, интегрировать «плохую сторону».
Недостаток жизненного опыта
Есть серьезное препятствие в развитии ребенка – недостаток опыта. Родители не оставляют для ребенка возможности потерпеть неудачу, они так его опекают, что ребенку просто негде ошибиться. У ребенка не бывает ситуаций, чтобы убедиться, что он не всемогущ. Лишь соразмерный возрасту риск, свобода испробовать только что обретенные навыки предоставляют ребенку возможность понять, что он не все знает и умеет. Только такой опыт приносит смирение перед жизнью.
************ И открылись глаза у них обоих, узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание. Бытие 3:7
|