То, как мы движемся, отражает наши состояния и чувства, и одновременно влияет на них.
Если стоять вертикально с руками открытыми в стороны, это даст совершенно другие ощущения, чем, если мы сгорбимся и будем суетиться. Когда мы чувствуем уверенность, мы движемся иначе, чем, когда находимся в депрессии и печали.Возможно изменить настроение, двигаясь соответствующим образом и, напротив, настроение изменит двигательный паттерн.
Тело – это не только инструмент выражения, но также инструмент восприятия: потоки информации двунаправлены: движение изменяет тело, разум и дух; разум и дух влияют на тело и его движение.
Мы часто говорим о себе и других в телесных терминах: «Я (он) в плохом положении», при этом скорее понимаются те внешние обстоятельства, в которые мы «положены», погружены…
Но, говоря: «у меня (него) плохое состояние», подразумеваем уже нечто внутреннее – физическое, душевное, духовное.
В обоих случаях мы можем внешне лежать, сидеть, болеть, ходить, и в тоже время, мы будем в каких-то
«по-ложениях» и в каких-то
«со-стояниях».
Мы говорим: «человек не туда идет, заблудился», но при этом он может сидеть или лежать у себя дома.
Так в терминах телесных движений мы постигаем пространство духовное, его «сакральные» измерения.
Главная цель всех телесных движений – удовлетворение потребностей или адаптация, т.к. мы вынуждены постоянно приспосабливать наше движение к различным факторам: культуре, статусу, возрасту, ситуации.
Поскольку жизнь тела – это движение, то телом мы и познаем, анализируем цели, процессы и уровни, проявляемые в движении. Так мы постигаем одновременно то, что внутри и вокруг нас.
Через движения тела мы постигаем себя и мир, и изменяем его и придаем ему смысл, исходя из нашего мировоззрения. Осанка есть движение со-стояния.Осанка – такая же часть самовыражения со-стояния души и тела, как и подвижность.Осанку не зря называют «остановленным падением», т.к. она выражает наш способ отношения с гравитацией – баланс уступания и сопротивления, наше чувство опоры, веса, потока (связности, целостности), пространства и ритма.
Осанка не есть нечто остановленное – с позиции физиологии человека — это двигательный акт, процесс выпрямления и удержания позы стояния.
В этом процессе участвует весь опорно-двигательный аппарат человека под контролем нервной системы.
Экспериментальные исследования показали: при любом — спокойном стоянии расход энергии существенно превышает основной обмен.
Удержание вертикальной позы в статике (стояние) зависит от множества ежесекундных движений при внешнем кажущемся покое стоящего тела человека.
Поэтому наш позвоночник нуждается в постоянном удлинении, компенсирующем постоянное давление гравитации.
Напряжение, усилие нужно для доступа к энергии и силе во всех этих областях, но его степень должна соответствовать задаче или событию.
Нам необходимо
избегать лишней жесткости с одной стороны и слабосилия с другой, находя золотую середину.
Для этого надо осознать три вида взаимодействия, взаимодвижения:
1) борьба или сражение
2) уступка (или потакание) чему-то (кому-то)
3) игра-танец – баланс первых двух взаимодействий
Эти позиции не исключают друг друга. В некоторых усилиях мы можем увидеть одновременно борьбу и потакание. Но усилие есть во всех действиях, будь то физические и/или ментальные.
На первом фото так называемая «вялая осанка» – это как раз и есть уступание силе гравитации, остановленное от окончательного падения в запертых суставах ног.
Обычно считается, что на втором фото – правильная осанка. Но с такой горделивой (это и есть со-стояние сопротивления) осанкой долго не постоишь. Это – по команде «смирно» можно пару минут так постоять, а, ежели – дольше, то и сознание некоторые в строю или на богослужении теряют.
Посмотрите на рисунок-схему, который показывает, что мы не призваны стоять у невидимой стенки:
тело, как и душа призвано к росту, восхождению, как бы идти одновременно «вверх и вперед»!!! К со-стоянию собранности и готовности сделать шаг, перенося общий центр масс – на схеме – красная точка между стопами, но, не и теряя опоры на пятку (т.е. не перенося вес на носки).
Вертикаль гравитации подана нам для того, что бы относительно нее тело выстроилось по дирекционной оси (черная линия на схеме) вверх и чуть вперед. Тогда все мышцы нижней части тела до талии (диафрагмы) подтягиваются вверх, а грудной отдел и шея освобождаются.
Возникает чувство тяги, натяга от пяток через седалищные кости, почки, лопатки, уши. Словно вся задняя часть тела превращается в дугу (натяг по образу лука) относительно дирекционной оси, как образа стягивающей тетевы лука:
«Положил, как лук мышцы мои» ( Пс.17,35) – важнейший образ собирания тела в правильное со-стояние для готовности, призывая Божье благословение, справится с любым по-ложением (ситуацией)
Проведите эксперимент: стоя проживите эти три вида взаимодействия с партнером нашего тела – землей (силой гравитации). В каком сильнее переживания роста, препоясанности, собранности? В каком – жесткости, твердости? В каком – распоясанности, вялости?
Осознайте – какой вид для вас привычнее, можете ли перейти в другой? Осознайте, как меняется дыхание при переходе от «одной точки (схемы) сборки тела» к другой.
Итак: наша задача различать в себе эти три вида взаимодействия и каждому отводить свое место и время.
Уступание тоже нужно (особенно, когда надо лечь и уснуть). И сопротивление в какой-то ситуации нужно (так, например, ладони сопротивляясь друг другу могут помочь собрать плечевой пояс).
Плохо только, когда не мы владеем стратегиями, а они нами, ставя (или кладя?) нас в не удобное
по-ложение и мешая нашему
со-стоянию.
ИСТОЧНИК