Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 29 мар 2024, 02:36

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Связь времен, или Как создать эксклюзивный курс истории для
СообщениеДобавлено: 30 июл 2009, 12:59 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Ася Штейн


История - одна из увлекательнейших дисциплин, и родители, которые хотят всесторонне развивать своих детей, конечно же, хотят познакомить их и с основами истории. Но трех-четырехлетний малыш, с трудом отличает то, что случилось с ним самим вчера от того, что было в прошлом году, как же расскажешь ему о событиях сто- или тысячелетней давности?

Всем детям интересно узнать, что было, когда их самих еще не было на свете. Самый факт, что в мире вообще что-то было, когда их самих еще не было, завораживает и интригует. Что это за таинственное "давным-давно?" Во что играли дети, когда бабушкина мама была маленькой девочкой? Как тогда одевались? Где спали? … Поэтому первыми уроками истории могут стать экскурсы в историю вещей.

Фамильная реликвия (то есть, семейная драгоценность)

В каждой семье хранятся вещицы, сохранившиеся с незапамятных времен. Некоторые из них и впрямь являются семейными реликвиями, другие вроде бы и не представляют никакой ценности, да как-то жаль взять и выкинуть или просто руки не доходят. Но то, что для вас - бесполезный хлам, которому давно бы пора на помойку, для ребенка - бесценные крупицы Времени, звенья цепи, связывающие его с прошлым. Он с одинаковым любопытством будет рассматривать и трофейный цейсовский бинокль, который привез с войны ваш дедушка, и кружевной воротничок, которым украсила себя в далеком 1912 году ваша прабабушка, получая аттестат зрелости, и неуклюжую ручку-вставочку со стальным пером - она немало интересного могла бы порассказать о том, как ваш папа осваивал свои первые прописи…. А вот завалялась резиновая подвязка для чулка. Мелочь? Но какой юной особе не будет интересно узнать, как выглядели предметы дамского туалета полувековой давности!

Дайте малышу полюбоваться сокровищем, потрогать его, вдохнуть едва уловимый аромат старины: тонкий запах духов, исходящий от старинного кружева и терпкий запах кожи, пропитавший полевую сумку деда-офицера, ни на что не похожий благородный аромат, который издает выстланная алым бархатом старая готовальня…

Каждый предмет - отдельная история, маленький осколок времени. И вот, мы начинаем рассказывать, как попал в дом ну хотя бы тот самый трофейный бинокль. Это было во время войны… А что такое война? Почему она началась? Когда это было? Вот история семьи и сомкнулась с историей страны. Не нужно, конечно, в деталях рассказывать четырехлетнему малышу обо всех коллизиях второй мировой войны. Ему пока достаточно будет узнать, что на его страну напали враги, их было много, они были жестокими и коварными. И, чтобы их победить, всем людям в нашей стране пришлось на долгое время забыть обо всех других делах и отважно сражаться с врагами. И, конечно же, дедушка (или прадедушка) тоже сражался. Он был героем и командовал другими людьми, вел их в бой. А потом, когда врагов выгнали из нашей страны, он нашел этот бинокль, который принадлежал раньше врагу, и взял его себе на память. Обычно такие истории дети просят рассказывать вновь и вновь, на них постепенно нанизываются все новые подробности, вплетаются все новые исторические детали. Вот в парке Победы вы видите пушку. "А эта пушка когда стреляла?" "Когда была война." "Та, на которой дедушка нашел бинокль?" "Да.". "А дедушка стрелял из такой пушки?". "Нет, он был танкистом"…

Наши праздники

Праздники бывают разные: семейные и государственные, религиозные и светские. И каждый дает прекрасную возможность поговорить об истории.

Вот, например, Новый год. Самый уютный, самый домашний из всех праздников, так любимый и детьми, и взрослыми. Хорошо, если у вас сохранились елочные украшения вашего детства, а чудом уцелевшие игрушки ваших родителей или бабушек - и вовсе сокровище. Даже если бабушкин лебедь из ваты изрядно потрепался, а дедушкин стеклянный клоун поблек и растрескался, пускай и они займут почетное место на вашей елке. Ведь Новый год - праздник семейный, и это замечательный повод рассказать детям о своем детстве, припомнить, как праздновали Новый год ваши родители, бабушки и дедушки. А может, заодно вспомнить, как праздновали Новый год в разные исторические эпохи? Малышу будет забавно узнать, что до Петра Первого (заодно можно показать портрет Петра) новогодний праздник устраивали вовсе не зимой, а осенью, первого сентября, когда был собран урожай.

День Победы - один из немногих государственных праздников, достойных того, чтобы принять в них участие. Сходите с малышом туда, где в вашем городе собираются ветераны, пусть он посмотрит на этих очень старых людей, которые так радуются встрече друг с другом. Расскажите ему о том, как эти люди давным-давно, когда были такими же молодыми, как сейчас вы, сражались с врагами и победили их (снова вспомним "дедушкин бинокль"). И победа эта была так важна, что вот и сегодня, много-много лет спустя, мы продолжаем радоваться, что наши дедушки и прадедушки справились тогда с врагами.

Пасха - сейчас Пасху празднуют и глубоко религиозные люди, и те, для кого это просто красивый обычай. И это - замечательно, значит пасхальная радость столь велика, что выплескивается за стены храмов, озаряя и души тех, кто, в общем-то, далек от религии. В Пасху, естественно, в первую очередь рассказывают о событиях, непосредственно связанных с этим праздником: страстях и воскресении Иисуса. Но, слушая ваш рассказ, малыш, конечно же, спросит: а когда это было? Где? При каких обстоятельствах? Прекрасный повод начать разговор об истории, обычаях и нравах Древнего Рима и Ближнего Востока: как выглядели римские легионеры, во что одевались ученики Иисуса, почему за столом принято было лежать, а не сидеть и т.д.

Как жили в стародавние времена?

С самого раннего детства, слушая мамины колыбельные и потешки, первые сказки и загадки, малыш сталкивается со многими реалиями, ушедшими из нашей сегодняшней жизни: санями и прялкой, ухватом и люлькой, лаптями и коромыслом. Подберите подходящие картинки (прекрасно подойдет для этой цели набор открыток из музея декоративно-прикладного искусства) и расскажите малышу, для чего использовали эти предметы. Попробуйте вместе вспомнить сказки и песенки, в которых они упоминаются. Можно сделать альбом с картинками "Вчера и сегодня": на одной стороне разворота будет старинный предмет, на другой - его современный аналог.

Кстати, для детей постарше можно сделать и альбомы, целиком посвященные истории одной вещи. Например, инструментов для письма. Здесь будет кисточка с красками и папирус, которыми пользовались древние египтяне; глиняные табличка и костяные палочки изобретателей письменности шумеров; гусиные перья и пергамент; деревянная ручка со стальным пером, шариковая ручка и пишущая машинка, и, наконец, современный роллер и компьютер. А как интересно проследить историю очага: от костра, вокруг которого собирались первобытные люди до суперсовременной микроволновки.

Покажите детям старинные игрушки (в книжках, на картинках в энциклопедиях), расскажите, как их делали, как играли ими в деревнях мальчики и девочки в давние-давние времена.
Полюбуйтесь старинными костюмами и головными уборами. Пусть малыш попробует представить себе как одевались сестрица Аленушка и братец Иванушка, злая мачеха и бабушка-Метелица, Иван Царевич и Василиса Премудрая. А на старинных лубках поглядите, как выглядели Кощей Бессмертный и Змей Горыныч, Птица Сирин и русалка.

Ребенку четырех-пяти лет будет интересно сходить в дом-музей, в котором воссоздан быт и характерные черты давно ушедшей эпохи. Не стоит заострять внимание на исторических и культурных событиях эпохи, малыш вряд ли поймет, о чем идет речь. А вот узнать, как был устроен старинный дом, как выглядели "давным-давно" конюшни, печки, колодцы, как обходились люди без водопровода, телевизора, машин и компьютеров ему будет очень интересно. Если в музее не слишком людно, можно попробовать поиграть. Например, вы будете старинной девочкой, а ваша дочка - гостьей, которой вы показываете свой дом. Вспомните, какие герои прочитанных книг могли жить в таком доме (например, Алеша из "Черной курицы", Никита из "Детства Никиты").

Существуют целые города-музеи. С детьми пяти-шести лет время от времени можно отправиться в небольшие старинные городки, где уцелел исторический центр. Если вы живете в Москве, обязательно съездите в Сергиев Посад, Тарусу, Серпухов. Побродите по старинным улочкам, дайте малышу почувствовать аромат старины. Обращайте внимание на незначительные, казалось бы, детали, именно они ярче всего врезаются в детскую память: ребенок может не заметить старинный резной наличник, но обязательно вспомнит сидевшую на нем смешную рыжую кошку.

Предложите ребенку провести рукой по древней каменной кладке крепостной башни, прислониться щекой к деревянной стене выстроенного в позапрошлом веке особняка, вдохнуть запах желтоватой бумаги дореволюционной книги, послушать бой старинных часов-ходиков. Звуки, ароматы, прикосновения - все это лучше любых рассказов поможет малышу понять, что это значит, "давным-давно"

Ожившие сказки

Когда вы читаете малышу книгу, действие которой разворачивается в старые времена, обязательно расскажите немного об этой эпохе. Например, в "Черной курице" описывается послепетровский Петербург. Расскажите ребенку, кто такой Петр Первый, когда и зачем он построил этот город. Если малыш уже успел побывать в Петербурге, расскажите, как он выглядел во времена мальчика Алеши, чем отличался от сегодняшнего. А кто такие таинственные "старушки-голландки" из этой сказки? Откуда взялись они в Петербурге, как связаны с загадочной жизнью подземного царства? Думается, не только детям, но и их родителям будет небезынтересно задуматься над этим.

Едва ли не во всех народных сказках, которые так нравятся детям, действуют цари, бояре, купцы, крестьяне. Кто же это такие? Объясните малышу хотя бы в нескольких словах, как было устроено общество на Руси, рассмотрите с ним старинные костюмы той эпохи на картинках или в музее, можно даже сделать альбом "Люди древней Руси". Если малыш заинтересовался, расскажите ему о наиболее выдающихся русских князьях и царях.

Пожалуйте на премьеру!

Дети шести-семи лет с удовольствием примут участие в спектакле на историческую тему: например, из жизни короля Артура или египетского фараона. Можно взять за основу какое-нибудь литературное произведение, а можно - картину или скульптуру. Например, "Мальчик, вынимающий занозу". Расскажите детям историю создания этой скульптуры: маленький мальчик, принимая участие в соревнованиях по бегу, занозил ногу, но все равно не сошел с дистанции, и, хотя ему было очень больно, пришел к финишу первым, а уж потом присел на камень, чтобы вынуть занозу. Таким его изобразил скульптор. Предложите разыграть всю историю от начала до конца: представьте себе, как мальчик готовился к состязаниям, как родители провожали его к палестре, как они волновались за него, когда проходили соревнования, как чествовали его после победы зрители. Чтобы поставить такую немудреную, на первый взгляд, сценку, понадобится серьезная историческая подготовка: ведь нужно знать, как, когда и зачем проводились в Греции гимнастические состязания, как тогда одевались люди, и многое другое. Такие "живые картины" познакомят малыша с историей лучше любого учебника.

Конечно, пока ребенок не пошел в школу, вам вряд ли удастся дать ему систематические знания по истории, да это и не нужно: для настоящего понимания истории необходим богатый жизненный опыт и солидный культурный багаж. Но вам вполне под силу помочь ему ощутить пульс времени, осознать связь эпох, вплести свою жизнь и жизнь своей семьи в канву мировой истории.


http://www.danilova.ru/publication/know10_4.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron