Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 29 мар 2024, 00:45

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ася Штейн. Анатомия для малышей
СообщениеДобавлено: 15 май 2009, 13:24 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Любая мама замечала, с каким изумлением рассматривает двухмесячный малыш собственные ручки, как упоенно исследует свое тело годовалый. А кто не умилялся, глядя на трехлетнюю девчонку, самозабвенно крутящуюся перед зеркалом? Дети, и совсем крохотные, и те, кто постарше, безумно интересуются всем, что связано с устройством их тела. Исследуя собственные ручки и ножки, носик и глазки и даже то, что мама непонятно почему трогать не разрешает, малыш не просто удовлетворяет свое любопытство. Познавая крохотную вселенную своего тела, ребенок постепенно начинает понимать, что именно в ней обитает его «я», уникальное и неповторимое. Сравнивая же себя с другими людьми, малыш приходит к выводу, что похож на них, а значит, должен принадлежать к их сообществу, в отличие, например, от животных, которые выглядят совсем по-другому. Значит, рассказывая крохе, как устроено его тело, мы способствуем не только развитию его интеллекта (что, конечно, тоже немаловажно), но и становлению его личности. Наши веселые познавательные игры помогут вам и вашему малышу справиться с этой задачей.

Человечек заблудился

(с двух лет)

(вариант игры «волшебный мешочек»).

Вам потребуются: непрозрачный мешочек, игрушки: куколка-голыш, рыбка, любой зверек, птичка и т.д. Расскажите малышу, что человечек заблудился в темной пещере, и надо найти его и помочь ему выбраться. Ребенок должен на ощупь найти в мешочке человечка и объяснить, как он узнал, что это человечек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.) и почему не выбрал другую игрушку ( у нее есть хвост, крылья, шерсть, плавники)

Нарисуем свой портрет

(два-три года)

Вам потребуется: большое, в рост ребенка, зеркало, маркеры, калька, липкая лента, ножницы, влажная губка. Расскажите малышу, что будете играть в художников и рисовать свои автопортреты. Предложите ему рассмотреть себя в большое зеркало. Пусть он покажет в зеркале свой носик, рот, брови, глаза, волосы и т.д. А теперь посоветуйте при помощи маркера обвести свое изображение. Если ребенок еще не очень хорошо управляется с карандашом, помогите ему. Называйте части тела, которые обводите: «Вот мы нарисовали носик… А это у нас глазки… А где будут брови? Правильно, сверху!..». Если в игре принимает участие несколько детей, а зеркало достаточно больше, можно предложить им «нарисовать» друг друга целиком, с ног до головы. Если портрет удался, приклейте на него при помощи липкой ленты кусок кальки, скопируйте и повесьте на стенку.

Семейный «портрет»

(с двух лет)

Вам потребуется: цветная бумага, светлая гуашь. Попросите малыша обмакнуть ладошку в краску и приложить ее к листу бумаги. Рядом сделайте отпечаток своей руки. Попросите ребенка сравнить, чья ручка больше. Предложите принять участие в игре и другим членам семьи, например, папе. Так же можно сделать следы босых ног. Окантуйте отпечатки и повесьте на стенку. Получается стильное и оригинальное украшение интерьера.

Кукла заболела

(два-три года)

Вам потребуется: картонная кукла, разрезанная на части (отдельно голова, руки, ноги, туловище, вырезанные из цветной бумаги нос, рот, глаза, брови, волосы, уши), клеящий карандаш.

Попросите малыша помочь доктору Айболиту вылечить куклу после тяжелой аварии: приставить на место и приклеить голову, ноги, руки, лицо. Игру можно усложнить. например, положить больше, чем нужно, рук и ног, хвост, хобот, заячьи уши. Спросите ребенка, почему он ими не воспользовался.

Детям постарше разрежьте куклу на большее количество частей: можно вырезать отдельно предплечье, кисть, плечо, голень, бедро, стопу

Как настроение?

(три-четыре года)

Вам потребуется: заранее нарисованные человечки с веселым, грустным, сердитым, радостным, спокойным, усталым выражением лица; картонные лица-заготовки, вырезанные из бумаги рты, носы, глаза, брови. Разложите перед малышом нарисованных человечков и спросите, какое у них настроение. Пусть ребенок объяснит, как он догадался (по линиям носа, рта, бровей). Теперь дайте ему лицо-заготовку и предложите самому склеить портрет веселого человечка (для этого уголки губ, рота и глаз должны быть немного приподняты), грустного человечка с опущенными уголками рта, сердитого со сдвинутыми и опущенными бровями и т.д.

Наши помощники


(с трех лет)

вам потребуется: «чудесная коробочка» ( с дырочками, чтобы уловить запах) в которой находится предмет с хорошо известным ребенку запахом, например, апельсин; коробочка с колокольчиком, «чудесный мешочек» с деревянным кубиком, сахар , лимон, стеклянный кувшин с водой.

Попросите малыша заткнуть пальцами нос, завяжите ему глаза платком, уши заложите ватой. Потом поинтересуйтесь его ощущениями. Малыш должен сказать, что он ничего не видел, не слышал и не чувствовал.

Теперь предложите освободить нос, а глаза и уши оставить закрытыми. Дайте ребенку понюхать коробочку с апельсином, с колокольчиком, кувшин с водой и угадать, что находится внутри. Когда малыш отгадает, что в одной из коробочек находится апельсин, спросите, как ему это удалось. Он должен догадаться, что ему в этом помог его нос.

Затем освободите крохе уши, а глаз и нос закройте. Потрясите над ухом каждым предметом. Что мы сможемузнать? Ну конечно же, колокольчик! Что нам в этом помогло? Правильно, уши!

Открываем глаза, нос и уши закрываем. Перед нами две закрытые коробочки и прозрачный кувшин. Теперь уж мы точно не ошибемся. В стеклянном кувшине налита вода. Как же мы догадались? Нам помогли наши глазки.

А теперь снова завяжем их платочком, нос и уши опять заткнем. Предлагаем малышу три блюдечка: в одном вода, в другом сахар, в третьем лимонный сок. Как же нам отгадать, что тут у нас лежит? А если попробовать лизнуть? Не подвел нас умница-язычок, сразу подсказал, где вода, где сладкий сахар, а где кислый лимон.

А как узнать, что лежит в мешочке? Тут уж не помогут ни глаза, ни уши, ни нос. ни язык. Ну, это-то совсем просто: опускаем ручку внутрь и щупаем. Ну конечно же, это деревянный кубик!

Вот какие у нас помощники! Глаза видят, уши слышат, нос чувствует запахи, язык определяет вкус, а при помощи рук мы можем узнать предмет на ощупь

Что умеет нос?

(с четырех лет)

Мы уже знаем, что нос умеет определять запахи. А может быть, он еще зачем-то нужен? Предложите малышу поговорить с зажатым носом. Правда, получается очень смешной звук, не такой, как обычно? Жаль только, что начинаешь сразу задыхаться. Можно, конечно, дышать и ртом, но тогда прекращаешь говорить. Значит, нос нужен еще и для того, чтобы можно было говорить и одновременно дышать.

А теперь попробуем сделать несколько вдохов сначала ртом, а потом носом. Когда воздух был холоднее? Правильно, когда мы вдыхали его ртом. Значит, в носу воздух согревается и в горло попадает уже теплым.

Если малыш не возражает, закапайте ему из пипетки по капле растительного масла в каждую ноздрю. Куда попадает масло потом? В рот. Значит, нос и рот связаны между собой. Вместе они образуют носоглотку. (Если ребенок боится капать в нос, просто напомните ему, как вы это делали, когда он был простужен).



Умный нос

(с трех лет)

Вам потребуется: знакомые ребенку цветы, продукты с характерным запахом (рыба, котлета, хлеб) коробочки с пахучими продуктами (укроп, чеснок, лимон и т.д.), картинки с изображениями соответствующих предметов и растений. Предложите малышу понюхать предмет, не глядя на него, а потом по запаху подобрать подходящую картинку.

Язычок-помощник.


(с трех-четырех лет)

Вам потребуется: зеркало, четыре блюдца (с сахаром, солью, горчицей, лимоном),ватные палочки, стакан с водой, бумажная салфетка.

мы уже знаем. что язычок помогает нам определять вкус. А вот как он это делает? Предложите малышу высунуть язык и рассмотреть его в зеркало. А что это на нем за маленькие точечки? Это сосочки, при помощи которых язычок и отличает кислый лимон о сладкого шоколад. Попросите ребенка обмакнуть ватную палочку сначала в воду, а потом в одно из блюдец. теперь высовываем язычок и прикладываем палочку поочередно к кончику, середине, корню. боковым частям языка. Оказывается, каждая область языка «отвечает» определенный вкус. Попробуйте узнать, где живут «сладкие» сосочки, где – соленые и т.д.А теперь попробуем промокнуть язык салфеткой и повторим опыт. Как странно. Теперь вообще ничего не чувствуется. Значит… сухой язык вкус не ощущает, ему помогает в этом

Болтунишка

(три-четыре года)

Предложите ребенку прижать язык книзу и попробовать разговаривать без его помощи. Ой-ой! Ничего не выходит! А теперь попробуем произнести звуки «т», «ж», «к», обращая при этом внимание, где будет находиться язык. Удивительное дело! Каждый раз он в другом месте. значит, изменяя положение языка, мы можем произносить разные звуки! А для всех ли звуков нужен язык? ну-ка, скажем «а»? Где же язычок? Лежит себе спокойно во рту. А теперь попробуем сказать «б». И опять язык отдыхает, а помогают нам уже губы!

Ушки на макушке

(с трех лет)

Сколько у нас ушей? Правильно, два. А зачем так много? Может, хватило бы и одного. Предложите ребенку закрыть одно ухо. Позовите его со стороны открытого уха. Уточните, хорошо ли он слышал. Теперь окликните с той стороны, где ухо закрыто. Спросите, как он слышал на этот раз. Значит зачем нам два уха? Правильно, чтобы одновременно слышать вокруг себя все звуки

Как же мы слышим?

(с пяти лет)

Вам потребуется: два куска толстой бечевки длиной около 60 см.

Привяжите каждый из кусков бечевки за один конец к ножке стола, а за другой – к указательным пальчикам малыша. Попросите его вставить пальцы в уши и отойти так, чтобы бечевка натянулась, как струна. Теперь потяните за бечевки. Спросите у малыша, слышал, ли он что-нибудь. Как же так? Уши были заткнуты, а слышался низкий звук, как будто дернули струну контрабаса. Обратите внимание ребенка на то, что веревка задрожала, как будто на ней появились волны. Вот эти-то волны и дошли до его уха. Расскажите малышу, что внутри ушка есть специальная перегородка, барабанная перепонка. Она называется так потому, что натянута туго-туго, как кожа на барабане. Когда раздается какой-то шум, воздух начинает дрожать, эти невидимые колебания воздуха передаются барабанной перепонке, которая тоже начинает вибрировать, и мы слышим звук.


Наши глазки-звездочки

(с четырех лет)

Предложите малышу рассмотреть с помощью зеркала, как устроены его глаза. Попросите его показать, где у него веки, ресницы, брови. Зачем они нам нужны? Просто для красоты? Представим себе, что на улице страшная жара, и пот градом катится со лба. Он может попасть в глаза, и будет очень щипать. Как быть? Ничего страшного, его остановят брови. А теперь вообразим, что поднялся сильный ветер, нам в глаза летит пыль. Не бойся, она осядет на наших ресницах. А если даже в глаз и попадет пылинка, ее смоет, как мягкая тряпочка, влажное веко. Но вот в глаз летит острый камушек. Что же делать? Не успел ты об этом подумать, а веко уже закрылось, защищая глаз от удара.

Попросите малыша посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, наблюдая при этом за собой в зеркало. Обратите его внимание на то, что глаз перемещается, «плавает» по глазнице.

Рассмотрите черные отверстия в серединке глаз, зрачки. Обычно они одинакового размера. Пусть малыш закроет один глаз, а вторым в течение минуты смотрит на яркий свет. Теперь быстро открываем второй глаз и опять смотрим в зеркало. Тот зрачок, который был закрыт, расширился, а тот, который смотрел на свет, наоборот сузился, стал с булавочную головку. Через пару минут они опять станут одинаковыми. Расскажите ребенку, что внутри глазного яблока находится крохотная линза, хрусталик, которая помогает нам видеть четко. Когда свет слишком яркий, зрачок, чтобы защитить нежный хрусталик, сокращается, а когда света мало, наоборот расширяется. чтобы было лучше видно.

Зачем человеку кости.

(с пяти лет).

Заранее сшейте небольшую мягкую куколку, нетуго набейте ее ватой или синтепоном. На шее, ногах и руках оставьте незашитыми маленькие отверстия. Еще вам потребуется тонкая, гибкая проволока и кусачки или хозяйственные ножницы. Попросите малыша поставить или посадить куколку на стол. Естественно, она упадет. Предложите подумать, почему так получилось. Правильно, потому что она мягкая, бесформенная. А что, если попытаться придать ей жесткость? Что нужно, чтобы спина стала прямой и ровной? Ну конечно же, позвоночник! Отмеряем кусочек проволоки нужной длины, отрезаем и аккуратно вставляем в спинку через подготовленное отверстие на уровне шеи. Ну вот, наша куколка уже может ровно держать спинку. жаль, стоять не умеет. Что же делать? Правильно, вставить проволоку в ножки. Теперь наш человечек не только умеет стоять, но даже сгибает и разгибает колени, поднимает и опускает ноги. Такую же процедуру проводим с ручками. Так для чего же нужны кости? Молодец! Для того, чтобы тело не было похоже на бесформенный мешок или медузу, чтобы мы могли стоять и сидеть.

Посчитаем косточки

(с пяти лет)

В эту игру лучше играть двоим детям (или нескольким парам). Каждое задание дети должны выполнять по очереди. Для игры хорошо приобрести большую схему человеческого скелета. В этом случае каждую кость можно будет рассмотреть на схеме. Предложите детям раздеться до трусиков и встать друг против друга. Из прошлой игры они уже знают, что кости – это каркас, который придает телу жесткость и позволяет свободно перемещаться в пространстве. Спросите у ребят, все ли кости, на их взгляд, одинаковы. А теперь попробуйте проверить это. Попросите одного ребенка повернуться спиной к другому и нагнуться вперед. Что это за бугорки появились на спине? Их легко можно увидеть или нащупать пальцем. Это называется позвоночник. Интересно, это одна кость или несколько? Пусть малыш осторожно проведет пальцем позвоночнику второго ребенка. Правильно, это цепь косточек-позвонков, которые соединены между собой. Благодаря этому наша спина ровная и гибкая одновременно.

Теперь один ребенок поднимает руки, а второй смотрит, что это за палочки прикрепляются к позвоночнику? Это вовсе не палочки, это ребра. Попросите малыша провести пальчиком по ребру и определить, какой оно формы. Правильно, каждое ребро – это полукруглая дуга, сзади она крепится к позвоночнику, а спереди к особой косточке, грудине. А теперь попробуем сосчитать, сколько всего ребер. Верно, двенадцать с каждой стороны, только самое нижнее, двенадцатое ребро не присоединяется к грудине, а висит свободно. Получается красивая и легкая грудная клетка. Кто в этой клетке прячется, мы узнаем из следующей игры.

А вот интересно, сколько костей в руке? Думаешь, одна? Попробуем проверить. Помогите детям нащупать ключицу, плечо, предплечье. Предложите посильнее надавить пальцем на предплечье. Там явственно прощупывается углубление. Что же это такое? Так там, оказывается, не одна кость, а целых две: одна, потолще, локтевая, а другая, совсем тоненькая, лучевая!

А теперь сравним, как устроены наши ноги. Оказывается, очень похоже: сверху – бедренная кость, а внизу две берцовых, большая и маленькая. А кисть и стопа состоят из множества маленьких косточек, поэтому они такие гибкие. В каждом пальчике – по целых три косточки-фаланги.

Почему мы двигаемся?

(с пяти лет)

Возьмите широкий бинт и туго забинтуйте малышу локтевой и коленный сустав. Теперь предложите ему согнуть ногу и руку. Почему же это не удалось, как ты думаешь? Расскажите, что кости соединяются друг с другом при помощи суставов. Предложите ребенку обхватить левый кулак пальцами правой. Это и будет модель сустава. А чтобы он двигался легко и плавно, там, внутри, есть специальная жидкость-смазка. Смажьте малышу ладошку вазелином или детским кремом. Обратите его внимание, что «сустав» стал двигаться более плавно. Но как же быть, чтобы кости не выскакивали? Для этого они крепко-накрепко связаны гибкими и эластичными связками. При помощи эластичного бинта закрепите «сустав» Попросите ребенка попытаться вытащить кулак из ладошки. «Связки» не дадут «суставу» развалиться.

Кого заперли в клетку?

( пять-шесть лет)

В эту игру тоже хорошо играть в паре. Для игры вам потребуется стетоскоп, каким врачи выслушивают сердце и легкие. Купить его можно в магазине медицинских инструментов. Напомните детям, что ребра образуют грудную клетку. Ну, а что за птичка спряталась в этой клетке? Предложите одному из детей взять стетоскоп и приложить к груди партнера. Спросите, что он слышит. Скорее всего, малыш ответит, что слышит стук. Попросите ребенка воспроизвести этот стук, хлопая в ладоши. Теперь пусть тот, кого выслушивают, попрыгает, ляжет, задержит дыхание и т.д. После каждого упражнения первый ребенок заново выслушивает второго и воспроизводит хлопками стук. Потом дети меняются ролями. Предложите им подумать, что же это стучит и почему меняется ритм. Скорее всего дети угадают, что слышат стук сердца. Расскажите им, что сердце – это маленький насос, который гонит хорошую, свежую кровь в самые дальние уголки нашего тела, а «плохую», отработанную забирает назад. Когда человек активно движется, ему требуется больше кислорода, вот сердце и работает быстрее, а когда отдыхает, расходуется меньше кислорода и сердце незачем так торопиться. Если вы уверены, что дети не испугаются, можно купить в магазине свиное или телячье сердце и рассмотреть, как оно устроено изнутри. Покажите детям предсердия, желудочки. Рассмотрите клапаны, которые не дают крови течь в неверном направлении.

Виноградное дерево

(пять-шесть лет)

А куда же попадает эта «плохая» кровь? Снова возьмем стетоскоп и приложим к груди, лучше к правой половине, подальше от сердца. Попросите ребенка, которого слушают, сделать глубокий вдох, выдох, задержать дыхание. Поинтересуйтесь у второго малыша, что он слышит. Вероятно, в это раз он услышал что-то похожее на шелест или шум насоса, накачивающего велосипедную шину. Расскажите, что этот звук издает воздух, наполняя легкие. А на что похожи легкие? На виноградную гроздь! Возьмем кисть винограда и рассмотрим ее. Сначала воздух попадает в толстую трубку - трахею, она как виноградная веточка. Потом от нее отходят вправо и влево веточки потоньше, бронхи, а на них висит множество крохотных пузырьков, напоминающих наши виноградинки. Называются они очень красиво: альвеолы. Из этих пузырьков кровь забирает кислород и отдает им вредный углекислый газ. Сердце перекачивает наполненную свежим воздухом кровь и отправляет ее дальше, насыщая кислородом все наше тело. А назад, к сердцу движется кровь, наполненная вредным углекислым газом, проходя через сердце-насос, она возвращается в легкие, которые выбрасывают его наружу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти: