Первые опыты по цветам и оттенкам дети получают при смешивании красок. Родители часто ругают детей или начинают
мешать своими умными советами, как нужно рисовать, говорить, что пачкать краски нельзя и т.п.. Но если у вас нервная система уравновешена и вы можете с интересом наблюдать и познавать мир вместе с ребенком, то ребенку очень повезло и вам тоже!
Дети очень любят смешивать краски, что то ляпать на листочки.
Попробуайте вот такое занятие-игру. Для этого потребуется баночка с водой, акварель, кисти и бумага для акварели формата А3. Смочите бумагу влажной губкой и положите на стол. Возьмите кисть, окуните в краску и капните на лист. Понаблюдайте с ребенком, как капли растекаются по влажной бумаге и смешиваются. Дайте ему попробовать самому. Разведите жидко краски и дайте ребенку толстую кисть. Пусть он попробует сам смешать цвета на бумаге. Смешивать больше трех цветов не рекомендуется (это для начала), т.к. получатся темные цвета вместо цвета, объясните это тоже ребенку. Хотя, это тоже опыт и ребенок сам увидит, что в результате получилось
Может быть, именно сегодня ему хочется узнать ВСЁ о грязных цветах
Еще одно не менее интересное занятие - подкрашивание воды. Этот вариант увлечет ребенка больше, чем остальные. К тому же, на основе подкрашивания воды можно объяснить ребенку различия по светлоте: темно-красный, красный, темно-розовый, розовый...
Можно рассказать немного об оттенках...
Оттенок – это разновидность какого-либо цвета. Например, оттенком желтого будет являться беж или кремовый цвет, а оттенком зеленого цвета – бирюзовый цвет или цвет хаки. Объясните ребенку, что такое оттенок, а уже после этого переходите к наглядным примерам.
Вам понадобятся снова чистый белый лист бумаги и прозрачная цветная бумага. Накладывая друг на друга листы прозрачной бумаги, вы получите различные оттенки одного цвета. Имея на руках 3 - 4 листа желтой бумаги, вы сможете получить четыре оттенка желтого цвета. Мы с такой бумагой работали на морском семинаре 2009 года, когда делали ночные фонарики и украшали их. У меня Олечка так заклеила свой фонарик, что он стал совсем не прозрачным и тогда ее захватил дух творчества, она все убрала и стала клеить заново!
Отдайте инициативу в руки ребенка: предложите ему самому получить оттенки и пояснить какой оттенок из них темнее, а какой светлее. Затем, упражнение нужно сделать с оттенками дополнительных цветов, например:
синий лист +1 красный;
синий лист + 2 красных;
синий лист + 3 красных и т. д....
Более усложненное упражнение, предложите ребенку закрепить полученные знания на бумаге – предложите ему нарисовать оттенки цветов карандашами или красками. Для этого, нарисуйте на бумаге четыре квадратика или кружочка и попросите ребенка закрасить их в нужный цвет, чтобы самый маленький был самым светлым, а самый большой- самым темным. Можно использовать круг или звездочку по Иттену
Перед вами цветовой круг Иоханнеса Иттена. Это не просто красивая цветная картинка, это основа, на которой строится работа с цветом. Существует несколько моделей цветового круга, но именно Иоханнес Иттен сделал свою модель функциональной и удобной для использования в работе с цветом.
Цитата:
В самом центре мы видим равносторонний треугольник из основных цветов:
желтого
синего
красного
2. Данный треугольник вписан в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники помещены три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов. Так получаются цвета второго порядка:
желтый + красный = оранжевый
желтый + синий = зелёный
красный + синий = фиолетовый
3. Сам круг делится на 12 равных частей, основные и составные цвета размещаются в точках соприкосновения шестиугольника с кругом, между ними остаются пустые сектора. В эти сектора вводятся цвета третьего порядка, каждый их которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка. Цвета третьего порядка:
желтый + оранжевый = желто-оранжевый
красный + оранжевый = красно-оранжевый
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
синий + фиолетовый = сине-фиолетовый
синий + зелёный = сине-зелёный
желтый + зелёный = желто-зелёный
Можно попросить раскрасить ребенка по образу и подобию:
Еще для различия оттенков можно использовать
круги Луллия.Мы вырезали три круга из очень толстого картона (от упаковки бытовой техники) диаметрами 9, 15 и 21 см. Каждый круг разбили на 8 секторов, а сектора окрасили цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый). Только на самом большом круге цвета были бледными, далее более насыщенными и на маленьком совсем темные. Затем три круга, накладываются друг на друга меньший на больший и скрепляются в центре болтиком с гайкой.
Ребенку нужно вращая круги сопоставить оттенки одного цвета.
Раскрашивая сектора от одного круга к другому можно изменять только насыщенность цвета, изучая понятия «светлый – темнее – самый темный», а можно изменять и оттенок, например фиолетовый от более синего до более красного.
Я встречала совет раскрасить все три круга одинаково, а затем на средний круг наклеить кальку, а на самый маленький круг – два слоя кальки для изменения оттенка. Но мы сами так не пробовали.
Если ребенку трудно или нет интереса, то можно сказать что это карусель. «Посадить» на сектора (допустим желтые) дочку, маму и папу (фасолины или из пластилина сделать), перемешать цвета и попросить совместить вместе «дочку», «маму» и «папу».
Цитата:
Ниже приведены упражнения М. Монтессори для различения оттенков в оригинале.
Материал. Ящик 3 имеет 9 отделений. Каждое отделение содержит по 7 табличек одного цвета, тон которых меняется от бледного до яркого. Цвета следующие: желтый, оранжевый, красный, винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый.
Прямая цель: правильный подбор и знание цветовых оттенков.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Таблички одного цвета перемешиваются. Учитель выбирает две таблички, наиболее контрастные по тону, и сравнивает их друг с другом. Затем он раскладывает остальные в соответствии с их тоном, так, чтобы получился цветовой ряд табличек, тон которых равномерно меняется. Первая и последняя таблички служат исходными пунктами в этом упражнении. Через контрастирование ребенок приходит к градуированию. Соответственно возрасту и развитию ребенка упражнение упрощают и берут меньше, чем 7 табличек. В каждом цветовом ряду ребенок сравнивает друг с другом оттенки табличек.
Контроль над ошибками. Контроль над ошибками ребенок может провести визуально.
Дальнейшие упражнения: - из какого-либо упорядоченного цветового ряда убирают табличку и ряд сдвигают, закрывая пустое место. Ребенок должен найти место, где оттенок меняется слишком резко. Эти упражнения предъявляют высокие требования в особенности к способности запоминать и различать. Они проводятся как игры между двумя партнерами и групповые игры:
-работа с табличками нескольких цветов;
-работа с табличками всех цветов;
-упорядочить между собой цветовые ряды;
-расположить таблички в цветовой ряд по вертикали или по диагонали; -сложить спираль, начиная со всех самых светлых табличек и продолжая табличками следующего по интенсивности оттенка.
Устный урок. Он посвящен названиям: светлый - темный, светлый - светлее - самый светлый, темный - темнее - самый темный, самый светлый - самый темный, темнее, чем - светлее, чем.
Применение: рассматривая цветную картинку, ребенок должен назвать знакомые ему цвета, имеющиеся на этой картинке, и показать таблички этих же цветов.