Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 17 апр 2024, 01:43

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 118 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 09 июл 2011, 14:33 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
21.11 - Марин День

Изображение

21 ноября (груденя, листопада) - приход Морены-Зимы, день славянской богини смерти Марены. Устанавливается премерзкая погода: моросит дождь, идёт мокрый снег, дует холодный ветер, под ногами слякоть. На зачине не произносят никаких славлений. Обавница провозглашает:



"А ни Мара, ни морока не смиемо славити".



После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, идут на болото, где тушат горящие головни в болотной елани (не замёрзшей трясине). Обрядовая пища на празднество: кисель, оладьи, морковь, репа.



Православные христиане отмечали в этот день Матрёну (Матрону) Зимнюю. Примечали: "На Матрёну иней на деревьях - к морозам", "Коли на Матрёну туман - к оттепели", "Если в этот день гусь выйдёт на лёд, то будет ещё плавать на воде". Сей христианский праздник также известен как Введение Марии Богородицы во храм. В народе говорили: "На Введение зима вводится", "Введение - ворота зимы", "Введение пришло - зиму привело", ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права. За день до Введения отмечали Прокла (20 ноября) - день, когда творили обереги от всякой нечисти: "На Прокла всякую нечисть проклинают". Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 ноября) - день, начиная с которого устанавливается первый санный путь: "Введение идёт - за собой Прокопа ведёт", "Прокоп на снегу ступает - дорогу копает", "Прокопий дороги прокапывает", "Где прокоп, таи и зимний путь стал".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 09 июл 2011, 14:34 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
24.11 - Свято Доли

Изображение

24 ноября (груденя) отмечается праздник Богини Судьбы (девичье посвящение) - Свято Доли. Девушки ворожат на супругов. Именно в день Судьбы девушки устраивали главные гадания. Считалось, что именно в ночь накануне этого праздника по совершенно простым приметам можно узнать суженого, а также о том, как сложиться жизнь в ближайшие несколько лет и как обойти злую судьбу (долю). Вечерницы. Беременные женщины молят Богиню о хороших и лёгких родах.



Доля - богиня человеческой судьбы, которая ведёт человека от рождения до смерти. Ещё её называют Пряхою, ибо она прядёт нить жизни, и, насколько долгой она будет, настолько долго и жить человеку. Судьба отвечает за возрастные инициации человека, выбор им жизненного пути. С ней в народе связывают видение будущего и возможность его улучшить. Судьба, как и Род, отвечает за семейные отношения и связи между поколениями. Кроме того, что она ткёт жизни конкретного человека, она ещё и прядёт паутину рода, обеспечивает новые рождения умерших родственников в душах внуков. Позже, в христианские времена, Судьбу стали признавать чисто женской богиней, которая заботилась о нелёгкой женской судьбе.



В народе бытовало множество предостережений женщинам от чего следует воздержаться в день Судьбы (который, как правило, приурочивали к пятнице - женскому дню, ибо у славян каждая пятница почиталась женским днём). Было запрещено делать обычную (постоянную) домашнюю работу, стирать, выносить мусор (потому что можно было вынести, выбросить Судьбу). Доля - парное божество, её парой является Недоля (Скорбь), имеющая своими спутниками злых духов: бедность, болезни, несчастье.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 авг 2011, 08:02 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
30.11 - Калита

30 ноября (груденя) отмечается Калита - холостяцкое посвящение. Праздник холостяцкой судьбы - парни выбирают пару. В этот день молодых ребят посвящают во взрослых парней и принимают к холостяцкому обществу. Молодые парни прыгают к Калите, приобщаясь к женскому началу природы. Проводятся вечерницы (музыкальные вечера и концерты). У православных христиан на эту дату приходится день почитания святого апостола Андрея Первозванного.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 авг 2011, 08:04 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
4.12 - Веста (Почитание Зори, Віста (укр.), Вечірня Зоря (укр.)).

Изображение



4 декабря (стужня) отмечается праздник "Веста". Почитается заря (зоря), которая символизирует собой борьбу светлых и тёмных сил.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 авг 2011, 08:06 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
6.12 - Встреча Велеса-Мороза (Велеса Зимнего)

Изображение


6 декабря (стуженя) отмечается Встреча Велеса-Мороза (Велеса Зимнего) - святодень, когда встречают Велеса в его зимнем обличии - в образе Деда Мороза. Праздник Мороза, Зимы, снега и холода. Мороз тако же покровитель всех зимних занятий, которые проходят вне дома. Так как он Сын Велеса и Марены, то этот день часто отмечен оттепелями. Вечером сего дня устраивают пиры, на которых проходят замирения рассорившихся. Праздничная страва (еда): брага, квас, пироги.



В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Николы Зимнего, за которым следовали Никольские морозы. В народе говорили: "Два Николы - один травный (9 мая), другой морозный; один с травой, другой с зимой", "Подошёл бы Николин день, а зима будет", "На день Николы зима ходит с гвоздём", "Хвали зиму после Николина дня", "Сколько Никола Зимний Даёт снегу, столько Никола Вешний даст травы". В старину на Руси с Николы Зимнего открывались сельские базары и ярмарки, устанавливались цены: "Никольский торг - всему указ", "Цены на хлеб строит Никольский торг". Обычай этот пришёл из глубокой древности, когда Велеса почитали по всей Руси тако же как Бога-Покровителя купцов и торговли.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 авг 2011, 08:07 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
9.12 - День Дажьбога и Марены

Изображение

9 декабря (груденя) отмечается день Дажьбога и Марены. Православные христиане же отмечали в этот день Юрия Холодного, или Зимнего Егория. На Юрия, по народному преданию, начинаются настоящие зимние морозы: "Зима глаз снегами тешит, а уши холодом рвёт". Видно, не стерпев стужи, медведи на Юрия в берлогах хоронятся, а волки наведаются к деревенским задворкам. Юрий считался в народе покровителем волков, потому не один волк не зарежет (загрызёт) скотину без повеления Юрия.



На Владимиро-Суздальской земле в это время старики (ведуны) "подслушивали" воду в колодцах (крыницах) и, если была она тихой да сонной, ждали зимы тёплой, безветренной. А коли слышались из колодцев всхлипы да хрипы готовились к лютым морозам. Готовились с Юрия к суровым мороза обивая двери войлоком или рогожами, конопатя окна и погреба. В сей день тако же изготавливали обереги от волка лютого, да по крепкому снежку на санках катались.



По народным приметам считалось, что если до Егорьева дня бывает иней, то сев овсов в будущем году окончится в начале мая. В этот день змеи почитаются именинницами, потому в лес ходить нельзя - укусят, хоть и зима. Родившимся в этот день следовало носить на шее хризоберилл и халцедон (драгоценные камни).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 авг 2011, 08:15 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
21.12 - Корочун

Изображение


21 декабря (груденя) отмечается Корочун - самый короткий день и самая длинная ночь в году. Торжество Чернобога и Марены. Кощный Бог "окорачивает" уходящий год. Празднуется накануне Коляды (Зимнего Солнцеворота). Зачин проводят жрецы Чернобога. Православные христиане праздновали в этот день Сочельник (от славянского "сочиво" - "кутья"). По поверьям, ночь перед Колядой (Рождеством) благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и прочих магических обрядов и ритуалов. В народе о сию пору примечали: "Коли под Рождеством небо звездисто - богатый приплод скота и много ягод на будущий год", "Каков в Сочельник иней на деревьях, таков цвет будет на хлебе", "Ясный день - сильные морозы, к хорошему урожаю", "Коли тропинки черны - урожай на гречу".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 авг 2011, 08:34 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
25.12 - Коляда

Изображение


25 декабря (стуженя) отмечается Коляда - один из важнейших святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту (Солнцестоянию). В этот день рождается новое солнце-младенец Хорс (Бог Солнечного Лика и Зимнего Солнца) и потому отмечается Хорсов Праздник. О сию пору творят обряд обновления - возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные костры, "помогая" новорождённому Солнцу. Тако же кормят кутьёй (поминальной стравой) Мороз, колядуют и поют колядные песни.



В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Рождество Христово, причём само празднование начиналось ещё 24 декабря (стуженя) - в ночь перед Рождеством. В народе говорили: "На Рождество и Солнце играет", "Зима - на морозы, мужик - за праздники". Примечали: "Коли в этот день снега глубоки - травы и хлеб будут высоки", "Если в этот день тепло - весна будет холодная", "Если метельная ночь - пчёлы хорошо роиться будут", "В ночь звёзд густо - густо и ягод будет".



Перед празднеством кудесник воет волком (совершает "вещий вой"), прогоняя злых духов, ибо именно волки вывозят маленького Хорса на небо после длинной ночи. Перед рождением Хорса - самая длинная ночь в году, торжество Чернобога. По окончания зачина, всем подносится братина с мёдом. Затем из леса появляется ряженый, одетый "Овсенем", верхом на "свинье". Собравшиеся приветствуют Овсеня, а обавник восклицает:



- Овсень, куда едешь?

- Мосты мостить!

- Кому ездить?

- Коляде Государю!

- На чём ему ездить?

- На солнечной свинке!

- Чем погонять?

- Поросёнком!



Овсень (Усень) - старший брат-близнец Коляды, прокладывающий небесную дорогу. "Солнечная свинка" - то же самое, что и боров с золотой щетиной германского светоносного бога Фрейра. Это отголоски древнейших общеиндоевропейских представлений о Солнце и плодородии: su (санскр..) - рождать, sur (санскр.) - блистать, surya (санскр.) - Солнце, shwein (нем.) - свинья. Блюда из свинины занимаю почётное место на святочных пиршествах. Ряженье на Коляду связано с защитой людей, прославляющих рождение нового Солнца от гнева тёмных сил. Колядовщики, или окрутники, надев личину, остаются "неузнанными" нечистой силой. Кроме того, удары в кудесы (бубен), звон колокольчиков на одежде скоморохов, громкие песни и смех, должны служить дополнительной защитой от нечисти и отталкивать её.



Проводив Овсеня, люди зовут: "Приходи, Коляда!"



Появляются колядовщики и поют песню:

"Мы ходили, мы искали Коляду святого

На земле, на небеси, по Словени, по Руси,

По полям да по лесам, по долам и по горам,

А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!"



Впереди идёт козовод, ведёт "козу" (ряженного, одетого козой). Коза с древнейших времён считается кормилицей человека, обычай гладить козу по шерсти на святках означает сытую жизнь в будущем году.



Колядовщики говорят:

"Пришла Коляда из Новгорода

На вороном конёчке 1, в малёванном возочке 2".



Козовод:

"Ну-ка девчонки, ну-ка, мальчонки!

Вставайте в ряду, я козу веду!"



Впереди (перед козой) идёт сеятель, осыпающий зерном снег и народ (такое обрядовое засевание должно было заранее обеспечить урожай в будущем году):



"Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю

Счастья, радости желаю.

Сею, сею, посеваю, ячмень, жито посыпаю

Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоилось,

Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.

Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.

Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,

Овец с овсом, жеребца с хвостом.

Блин да лепёшка в заднее окошко!

Кто не даст пирога, тому куричья нога,

Пест да лопата, корова горбата".



Когда "коза" проходит меж рядами, её гладят по шерсти "на счастье" ("счастье" - соучастие в разделе добычи). За "козой" идёт её свита (кот, лисица, журавль, свинья). Девица-лисица пляшет и поёт:



"Ой, пляшу, пляшу для дорогого -

Может, даст ползолотого.

Ой, мало, мало, на том не стало!

Ой, скачу, скачу, серебра хочу!

Раз имеешь сына, дай головку сыра!

Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку!

Если не богатый, выгони из хаты -

Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою".



"Звери" подпевают:

"Наша коза, стара дереза,

С Киева шла, всю Русь обошла".



Коза:

"Коза-дереза, большие глаза,

Коза, коза луплена, за две куны куплена.

Стопчу тебя ногами, сколю тебя рогами!

Ножками затопчу, хвостиком замету,

Тут тебе смерть! Тут тебе смерть!"



Хор:

"Не ходи, коза, в тёмные леса.

Там за рекою, за быстрою, леса стоят дремучие,

Во тех лесах огни горят, огни горят горючие,

На тех огнях котлы кипят, котлы кипят кипучие.

У тех котлов волхвы стоят, волхвы стоят колядуют:

"Гой, Колядо!"

Хотят тебя, козочка, зарезати.

Стукнут козу под правое ухо, упадёт коза на брюхо".



Кудесник бьёт козу в ухо, и та падает. Хор:

"Вот коза упала, хвост свой задрала.

Нужно козе три куска сала!"



Кот:

"Мяу, мяу, сала! Чтоб коза встала".



Козовод:

"Одари, государь, колядовщиков!

Наша коляда ни рупь, ни полтина.

Наша коляда всего пол-алтына!

Коляда пришла, вам здоровья принесла.

Ой, Коляда, Коляда!

Мы пришли прославлять, да хозяев величать.

Да хозяину сотню лет прожить,

А хозяюшке многоздравьице,

Вашим детушкам: сыновьям, дочерям

Девяносто быков, полтораста коров,

Надели вас бог житьем и бытьём,

И житьем, и бытиём, и богачеством!



Люди бросают в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье. Хор:

"Встань, коза, встряхнись!

Встань, развеселись!"



Коза встаёт, пляшет и поёт:

"Твои волы, мои волы, гей, гей!

А впереди медведи, гей, гей!

А вдогон им две вороны, гей, гей!

В колеснице две синицы, гей, гей!



Козовод:

"Слушай, коза, где трубы ревут

Где трубы ревут, там блины пекут

Где блины пекут там и нам дадут!"



Коза идёт к угощенью (до печи или стола), задирает морду и нюхает. Хор:

"Хозяин идёт, пожиток несёт!

Первый пожиток - мерочка жита,

Мерочкой жита коза будет сыта.

Другой пожиток - мерочка гречки,

Мерочка гречки - нам на варенички.

Третий пожиток - решето овса,

Решето овса, сверху колбаса.

Будьте здоровы! Весёлых свят!

С праздником, хозяева!"



Хозяева одаривают колядовщиков. Кот:

"Мяу, мяу, мало! Нужно ещё сала, чтоб коза брыкала!

Дай сала кусок, чтоб твой боров был высок!



Козовод: "Дайте, дядя, сала, а то кот сдохнет".



Хозяин: "Нету сала, мышь украла!"



Кот пристаёт до тех пор, пока не выпросит кусочек. Собрав полный мешок гостинцев, колядовщики идут пировать. На пиру едят обрядовое печенье в виде коров (коровай, рогалики). Вместо жертвенного ягнёнка теперь едят печенье в виде бараньей головы (баранки, крендели). Непременно нужно попробовать узвар и кутью (кутья, безусловно "прапрабабушка" современных пирожных; наши предки долгое время отваривали зерно целиком, прежде чем догадались размалывать его в муку). Праздник заканчивается игрищами. Обрядовая игра - жмурки ("слепой козёл"). Кроме того, на святках принято загадывать загадки вроде "красный петушок по жердочке бежит" и девушкам петь подблюдные песни во время домашних гаданий. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: "В гору катись, с весной воротись". Колесо означает разгорающееся Солнце, поднимающееся всё выше над небосклоном.



Сноски:

1 "Вороной конёчек" - длинная зимняя ночь.

2 "Малёванный возочек" - солнечные лучи, возможно северное сияние, которое иногда наблюдается и в средней полосе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 авг 2011, 08:38 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
25.12 - 6.01 - Большие Велесовы Святки

Изображение


С 25 декабря (стуженя) по 6 января (стуженя) отмечаются Большие Велесовы Святки - двенадцать святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в году (шесть светлых - светлое полуколо года, и другие шесть тёмных - тёмное полуколо), начиная с кануна Коляды (сам Коляда не входит в число святочных дней) и до Туриц (Водокреса). Чародейное время, когда свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать тьму (как это было во времена когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты. Это пора поминовения предков-пращуров - навьих дедов, колядования, обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, широких народных гуляний и молодёжных посиделок.



О сию пору совершается "кормление" Мороза (Дед Мороз - Зимний Лик Велеса, Хозяина Нави, Владыки Мёртвых) поминальной стравой - кутьёй (кашей, приготовленной из размоченных в воде пшеничных зёрен с добавлением сухих фруктов и мёда) - тако же связано с почитанием предков. Ряженые в обличьях выходцев из Нави (в образе Навьих Дедов) и личинами животных обходили дома, пели пожелания блага на грядущий год и получали за это подарки в виде всевозможных угощений с праздничного стола, а тако же кутьи (ибо считалось, что в личинах колядующих к живущим в Яви людям приходят души их предков).



В пору двоеверия на Руси Святки делили на две части: Святые вечера, длившиеся от кануна Коляды (Рождества) до Щедрого вечера (Васильева вечера) - с 25 декабря по 31 декабря, и Страшные (Ворожные) вечера, начинающиеся от дня Морока (Обрезание Господне) продолжавшиеся до Туриц (Крещения Господня) - с 1 января по 6 января. Святочные вечера (особенно Страшные) считались в народе временем когда нечисть бесновалась.



С наступлением самых коротких дней и самых длинных ночей в году, по представлениям наших предков, считалось, что зима победила солнце, что оно состарилось и собирается угаснуть. Так оно и было на самом деле, ибо рождалось новое солнце-дитя Хорс. Совершались различные магические обряды и церемонии, которые были призваны помочь солнцу переродиться. Кроме того, считалось, что эти обряды повлияют на могучие силы природы и принесут в будущем году новый обильный урожай. Таким образом, в представлении наших предков, суть зимних обрядов и песен состояла в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай, приплод скота, и счастливую семейную жизнь.







Пора зимних святок в жизни народа была насыщена колядованием, ряжанием, играми и ездой на лошадях и санках, предсказаниями, приметами, гаданиями, песнями и танцами. Колядование - хождение по домам с короткими песнями-колядками, прославляющими Коляду, хозяев дома, с поздравлениями с Новолетием (Новым Годом), с пожеланиями счастья, богатства, лада и добра. Каждая колядка должна состоять из нескольких частей:



1. Сообщение о том, что идут колядовщики;

2. Славление хозяев дома;

3. Просьба одарить колядовщиков;

4. Поздравления с Колядой и Новолетием.



Колядовщиков одаривали специально испечёнными "козулями", "коровками", пирогами, фруктами и деньгами. Для сбора подарков среди колядовщиков были механоши, то есть люди, которые носили глубокий мешок с подарками. Иногда жадные хозяева прогоняли непрошенных гостей. Тогда для них колядовщики пели специальные корильные колядки или "колядки-проклятица", в которых хозяевам сулились различные угрозы: "уведём корову за рога", "в дом чертей, а в огород червей". Колядовщики всегда носили с собой один особо важный атрибут - "Солнце" с лучами на шесте, как символ рождения нового Солнца.



Тако же колядовщики использовали вертепы - специальные двухярусные ящики, внутри которых с помощью деревянных или тряпичных кукол разыгрывались сценки, посвящённые празднованию Коляды.






На Святки было принято рядиться, то есть надевать на себя диковинные, необычные костюмы и маски (личины). Прежде всего это были костюмы и маски животных: медведя, быка, лошади, гуся, козы, журавля, лисы, а также сказочных и мифологических существ: кикиморы, лешего, домового, водяного. Тако же люди одевались в старика со старухой (стариком рядилась девушка, а старухой парень), солдата, доктора, барина и слугу. Каждый костюм каждая маска были традиционны, то есть их смысл и значение передавались из поколения в поколения. С каждой маской были связаны определённые действия и тексты - присказки. Считается, что к ряжанию наши предки обращались потому, что боялись нечистой силы, которая с увеличением тёмного времени суток активизировалась. Если нарядиться и скрыть себя под личиной, то нечистая сила не узнает и не причинит зла.







Катание с горы на санках тоже имело магическое значение, считалось - у того, кто дальше всех спустится с горы в новом году будут долговолокнистые стебли льна и урожай будет хороший.



Святочные же гадания возникли ещё в глубокой древности, когда человек считал, что можно узнать будущее, заглянув в прошлое, или узнать свою судьбу по разным приметам. Хотя для большинства людей гадание стало шуткой, игрой, одной из праздничных забав, тем не менее многие относились к этому очень серьёзно. Существуют различные способы гадания: гадание башмачком, гадание снегом, гадание под окном, гадание на курицах, гадание воском, подблюдные гадания и гадания на вещах. К гаданиям прибегали, в основном, молодые девушки, которые хотели узнать свою дальнейшую судьбу, а хозяева семейств гадали на урожай, на приплод скота. Считается, что самое "верное" гадание происходит на Коляду (Рождество) или на Турицы (Крещение).



Зимние русские святки всегда были очень интересным, увлекательным и весёлым праздником, где участвовало огромное количество участников и зрителей различного возраста.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 авг 2011, 08:44 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
И опять


31.12 - Щедрец (Щедрый Вечер)


Изображение

31 декабря (груденя) отмечается Щедрец (Щедрый Вечер) - последний день святок, который знаменит своими щедровками и праздничным пиром. В пору двоеверия на Руси Святки делили на две части: длившиеся от Коляды до Щедреца, и Страшные (Ворожные) вечера, продолжавшиеся до Туриц. Святочные вечера (особенно Страшные) считались в народе временем, когда бесовщина гуляет.



В этот день обязательно присутствие на столе свинины, которая означает плодородие. Перед пиром необходимо повеселить народ щедровиками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде. Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют:



Щедрый вечер! Добрый вечер!



Хозяева спрашивают:



"- Кто идёт?

- Бог!

- Что несёт?

- Пирог!"



Затем колядовщики начинают "коляду томить", то есть выращивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то. что-де "шли из далека", "у козы ноги болят" и т.д. Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженные приступают к пению щедровок, некоторые содержат в себе шуточные угрозы:



"Щедрик-ведрик, дайте вареник.

Грудочку кашки, колечко колбаски.



Матушка-сударушка, подай пирожка,

Не подашь пирожка, не родишь сынка.

А родишь девицу-расчерепицу,

Ни шить, ни ткать, помелом махать.



Одари, государь, колядовщиков!

Наша коляда ни рупь, ни полтина.

Наша коляда всего пол-алтына!



Коляда пришла, вам здоровья принесла.

Ой, Коляда, Коляда!

Мы пришли прославлять. да хозяев величать.

Да хозяину сотню лет прожить.

А хозяюшке многоздравьице.

Вашим детушкам: сыновьям, дочерям.

Девяносто быков, полтораста коров.

Надели вас бог житьём и бытьём.

И житьём, и бытьём, и богачеством!"



Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают "проклятьице":



"Уж дай им, Свароже, по спине и по роже.

Разрази их, Перун-батюшка!

Пустой им мешок, дырявый горшок!"



Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся встречать Новолетье (Новый Год) в семейном кругу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 02 авг 2011, 08:52 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Славянские обряды родового круга. Праздники


Изображение

Наши предки умели праздновать, как умеем это делать и мы. Но задумайтесь над тем – зачем или для чего вы празднуете?

Странный вопрос. Для того чтобы отметить какое-то событие, порадоваться вновь чему-то, что было или происходит сейчас. Чтобы не прошел знаменательный день буднично, но был заполнен радостью, весельем и смехом.

И действительно, мы хотим, мы всеми силами стараемся, чтобы этот праздничный день запомнился нам, подарил новые силы, новые ощущения, которые мы понесем дальше по жизни.

Наши предки, празднуя те или иные события, также стремились к этому. Стремились, чтобы силы природы вошли в них и помогли жить дальше полной и счастливой жизнью.

Можно, конечно, говорить о том, что наши предки поклонялись идолам или богам, от которых все зависело, по их пониманию. Но разве вы в это верите? Разве вы верите в то, что почет, уважение, понимание силы, которую отображали в виде идола или названия божества, лишает человека его природных возможностей? Думаю, что нет. Ведь единение с силой природы, представителем которой являлось божество, не может сделать человека слабее или уязвимее. Просто потому что человек – часть этой природы.


Бог в понимании славян, наших предков, это, прежде всего, тот, кто помогает, наставляет, учит и показывает, как надо жить. Но не потому что он требует этого из своего тщеславия, гордыни или себялюбия, а потому что он, как отражение определенной силы природы, всего лишь видимый и понятный образ, рассказывающий о ее законах. Соблюдение этих законов или несоблюдение осуществляется согласно воле человека. Наказание за ослушание – естественное следствие этих законов.

А для чего тогда нужны были боги? Почему они имели имена? Почему им ставили идолов и приносили жертвы?




Жертвы богам приносились как в дни определенных праздников, так и в честь события или просьбы, которую они обращали к богу.

Это был дар уважения, предложение разделить с человеком плоды его трудов. Реже – жертва, как попытка загладить или искупить свою вину перед богом.

Мне бы не хотелось, чтобы мы углублялись в мифологические или религиозные глубины, поскольку вопросы, которые там поднимаются, по сути, не имеют однозначного ответа. Вместо ответа я предложу вам несколько вопросов, искренне ответив на которые вы многое поймете.



Итак. Вы помните имя человека, который первым полетел в космос? Вы помните того, кто открыл периодическую систему химических элементов? Вы ходите на кладбище и носите цветы в память о человеке, который лежит в могиле? Вы видели на улицах городов памятники великим людям?

Тогда давайте не противоречить самим себе.

Это не призыв вспомнить своих героев. Это призыв не забывать их, а главное – то, что сделало их таковыми, во времена, когда информация о человеке и его поступке не транслировалась в средствах массовой информации.

В древности люди были не менее прагматичными и реалистичными, поскольку вопрос выживания, питания и, по сути, самой жизни стоял ежедневно и весьма остро.






Большие обряды родового круга, прежде всего, проводились или праздновались всеми жителями той общности, к которой принадлежали люди. Отмечались они в то время, когда силы природы были наиболее активны. Приобщение к силам природы, единение с ними, возможность получить определенную поддержку – вот ключевые назначения этих обрядов.

В нашей книге мы не будем приводить сами обряды по причине того, что они являются коллективными и, следовательно, требуют участия определенного количества людей. А также потому, что такой цели не ставилось при создании данной книги.

Важно отметить, что во время проведения каждого Большого праздника существовали обряды, которые, с одной стороны, являлись частью этого праздника, а с другой – были автономными и проводились отдельными людьми для достижения своих целей, независимо от целей общества. Понятно, что направленность, заданная самим праздником, а точнее, силами, которым он посвящался, сохранялась.



Купала – Купало, Коловрат, Солнцеворот







Это один из главнейших Больших праздников родового круга, который праздновался в ночь с 22 на 23 июня (основная фаза с 21 по 24 июня), когда день уже переставал расти, а ночь переставала убывать.

Это была самая короткая ночь в году, когда силы Нави наиболее слабы. Именно в день Купалы люди объединялись в купна – сообщества, коллективы. Это и определяло одну из направленностей праздника – единение. А кроме того, праздник был направлен на поиск или обретение партнера – суженого.

Именно из двух этих составляющих и исходили наши предки, когда готовили следующие обряды.








Папоротник (Жар-цвет) – растение, которое, по преданию, зацветает один раз в году – в ночь на Купалу. Обладает чудесными магическими свойствами, такими как способность приобретать магические знания, различные умения, обретать счастье. Человек, владеющий таким цветком, понимает язык животных, может находить клады, постигать суть цветов и растений.



Платочек



Обряд направлен на то, чтобы сделать платочек-оберег, который защитит человека от нечистой силы и даст ему возможность раскрыть свои таланты.

На рассвете 23 июня (или в купальскую неделю) надо взять носовой платок, пойти в лес и по дороге намочить его в утренней росе; после этого найти заросли полыни и сорвать немного травы, которую завязать в два диагональных угла платка в узлы.

Далее, зайти в лес и идти как можно дальше до тех пор, пока не возникнет ощущения, что вот-вот можно заблудиться, или ощущения, что дальше идти не стоит. Именно с этого места необходимо начать поиск папоротника, с которого снимают несколько листьев. Эти листья завязываются в оставшиеся два угла платка.

Выйти из леса. На опушке умыть лицо росой. И идти домой.

Дома высушить платок, не развязывая узлов. Платок носить с собой как оберег, который дает мудрость и знания, а также защиту.






Просьба к русалке



Такие обряды обычно проводили не только на Купалу, но и во время русалочьей недели, о которой речь будет позже. Но считалось, что на Купалу обряд наиболее эффективен.




Время проведения обряда – вечер 22 или утро 23 июня.

Необходимо пойти на берег реки. По дороге собрать цветы и сплести из них венок, но не надевать его на голову, а нести в руках.

Дойдя до берега реки, найти на земле палочку, при помощи которой написать свое желание на берегу, погружая ее в воду.

После этого венок бросался в воду – в знак благодарности за исполнение желания. Кроме того, по венку можно узнать, будет ли оно исполнено в настоящем году.

Если венок уплывал по реке, то это значит, что желание будет исполнено.

Если венок тонул, то желание не будет исполнено в этом году.

Если венок возвращался обратно к берегу, то это указывало на то, что есть препятствия к его исполнению и что духи воды не могут вам помочь.






Русалки (навки, мавки) – духи воды; по различным поверьям, ими стали девушки, умершие до вступления в брак, реже души умерших родственников. Отношение к русалкам было неоднозначное, поскольку они могли приносить человеку и вред, и пользу, в зависимости от того, как сам человек вел себя в этом мире. Тем не менее, несмотря на двоякое отношение, русалок боялись и почитали.

Цитата:
«Множество деталей обряда убеждает в том, что празднество Купалы было связано не только с солнцем, в честь которого зажигались от «живого огня» знаменитые купальские костры, но и с росой, которая ежедневно орошала колосящиеся в это время хлеба. В купальскую ночь черпают росу, умываются ею и даже стелят с магической целью скатерти по росе».

Максимов С. В. «Нечистая, неведомая и крестная сила»



Избавление от напастей



Бывают случаи, когда человека повсюду преследуют неудачи. Чтобы прервать полосу неудач, волхвы советовали следующий способ.

Рано утром, на купальской неделе, пойти к водоему – реке, озеру. С собой взять личную одежду, желательно нательную и старую. На берегу разжечь костер, в который бросить принесенную одежду. А самому залезть в воду и три раза окунуться с головой. Затем, не вытираясь, пройти по росе, умыть ею лицо, руки до локтей, ноги по щиколотку. Не вытираясь, одеться в новую одежду и идти домой, не оглядываясь, что бы ни происходило за спиной.



Купальская роса









Роса, которая бывает на траве в дни купальской недели, обладает рядом особых свойств, которые наши предки старались использовать. Обычно эту воду собирали и хранили (или использовали) до следующего праздника.

Так, если умываться этой росой, то можно повысить свою привлекательность и значимость в обществе. Помимо этого роса применялась как прекрасное средство от магических воздействий (вместе с баней).



Существует поверье, что название страны «Россия» возникло из-за того, что наши предки уделяли большое обрядовое внимание росе, от которой и пошло это слово. Причина такого уважительного отношения к росе заключается в том, что она являлась как бы проявлением двух живородящих сил – воды и земли, на которой и возникала.



Вышивка



Подробнее о возможности вышить загаданное желание будет сказано позже, когда речь пойдет о домашних обрядах. Но, рассказывая о празднике Купалы, нельзя не сказать о том, что такая вышивка, пропитанная купальской росой, дает несоизмеримо больший эффект.



Купальские веники



Если в этот день пойти в лес и набрать веток с березы, а затем сделать из них березовые веники, то на всю зиму можно запастись очень полезным помощником от болезней, а также получить возможность обрести силу, столь необходимую в долгую зиму.

Березовые веники, собранные в эти дни, обладали целительными свойствами, их использовали в тех случаях, когда возникала такая надобность.

Естественно, это были веники для бани. Впрочем, иногда из березы делали большие веники, которыми мели дворы. Они, наравне с вениками из полыни, обладали защитным эффектом и способностью выметать сор и негатив со своей территории.



Дубовый веник



Дуб у наших предков считался старшим деревом, от которого пошли все остальные деревья. Помимо этого дуб – символ родового (семейного) древа, которое объединяет ныне живущих и давно умерших.

Если в семье или роду были разногласия, конфликты, ссоры, то купальская неделя была наиболее удобной для решения этих вопросов при помощи сил природы.

Так же как в случае с березой, люди шли в лес и собирали ветви на дубовый веник. Но прежде чем обрывать ветки с дерева, они обращались к нему за помощью и поддержкой. На этом принципе взаимосвязи людских родов с силой дуба и возник следующий обряд.



Сирота



Здесь не подразумевается, что речь идет о настоящих сиротах, хотя и такое возможно. На самом деле сиротой можно быть и при живых родителях. А ведь общение с родителями, энергетический контакт с ними очень важны в жизни человека. Ведь тогда его поддерживают весь род, его силы и возможности. А сам по себе человек, хоть и содержит часть силы рода в своей крови, способен на гораздо меньшее. Такие случаи сиротства возникают и по причине отказа родителя (или родителей) от человека, проклятия его отцом или матерью либо они вызваны поступками самого человека. И конечно, отказом родителей от своего ребенка в возрасте до 10 лет.

Для того чтобы помочь человеку устранить ситуацию сиротства, восстановить и наладить взаимоотношения с энергией рода, необходимо провести следующий обряд.

Время проведения обряда – полдень. Проводится на природе. Рядом должны быть река или родник.

Возьмите с собой следующие вещи: воду из дома, около 0,5 л, в которую вам необходимо накапать крови из большого пальца левой руки; батон свежего хлеба; кусок мяса – 200 г; свечу.

Подойдите к самому большому дубу в том месте, где вы будете проводить обряд. Зажгите рядом с ним (на расстоянии около метра) свечу. Поставьте воду со своей кровью между свечой и деревом и, глядя сквозь пламя свечи, смотрите на воду. Не думайте ни о чем, мысли сами начнут появляться у вас в голове.

Как только почувствуете, что пора, вылейте воду под дерево. Скажите:

Дерево рода, дерево силы, дерево могущества, дерево признания. Я пришел.



Погасите свечу и заберите ее с собой.

Возьмите хлеб и разбросайте вокруг дерева. Там же, не ближе чем на расстоянии одного метра от него, положите мясо.

Скажите:

Чту покон, чту предков, чту память земли. С благодарностью за все, ваш сын (дочь) (имя и фамилия).



Возьмите веточку дерева, поблагодарите. Развернитесь и уходите.

Вечером зажгите свечу. Смотрите на огонь. Представьте то место, где вы проводили обряд.

Произнесите:

Я в роду, и род во мне, и нет меж нами ничего, что мешает мне.



Дождитесь, пока свеча догорит.


Зимнее солнцестояние – Коляда, Святки, Просинец, Месяц разгорания солнца



Период зимнего солнцестояния, который празднуется 23 декабря, начинает целый цикл праздников, которые длятся до 6 января.

Действительно, этот период для наших предков был важен по целому ряду причин.

Во-первых, день переставал убывать и шел на подъем, что предвещало наступление весны.

Во-вторых, это окончание года, цикла календы (коляды), которое создавало задел для этого нового этапа жизни. Ведь именно в этот период гадание и ворожба были призваны для прояснения ситуации в новом годичном цикле.

И в-третьих, зима, которая сковывала жизнь и тормозила многие общественные процессы, требовала как-то расшевелить народ, объединить, вдохнуть новые силы перед самыми сложными зимними месяцами.

Определенная часть ритуалов, которые проводились в это время, нашла свое отражение в бытовых обрядах. Гадания, которыми пользовались наши предки, описаны в главе «Гадания». Но некоторые из них приведем ниже.



Авсень (Баусень, Таусень, Говсень, Овсей, Усень) – древнеславянское божество, которому посвящены обращения во время колядок и песнопений. Это божество, дающее силы на новый год и новый урожай.

Позже это божество забылось и стало просто фольклорным элементом праздников.



Заморозки



Данный обряд выполнялся для того, чтобы заморозить чувства, отношения. Или же наоборот – разморозить, активизировать чувства между людьми.

Для этого утром 23 декабря шли на улицу и набирали горшок снега. Принеся его в дом, давали немного подтаять, чтобы из него можно было слепить фигурки – образы человека или людей, которые намечены целью этого обряда. Как только фигурки были слеплены, их выносили на мороз на лопате (можно на разделочной доске) и оставляли на несколько часов. При этом фигурки нарекали именами людей, ради которых выполнялся обряд.

Затем фигурки вносили в дом, клали в горшок и ставили на огонь.

При этом читали произвольный заговор, в котором говорилось, что огонь распалит сердца и чувства этих людей.

Когда фигурки таяли и вода закипала, ее снимали с огня и выливали под печь, как бы отдавая контроль за процессом домовому. Можно просто поставить горшок под батарею на несколько дней.

Ни в коем случае воду не выливали на мерзлую землю, иначе все действие замораживалось.

Если, наоборот, требовалось остудить чьи-то чувства, то процедура заканчивалась тем, что вода выливалась на мороз со словами «Карачун, забери».



Род






Одним из дней 12-дневного праздничного цикла был малый праздник Рода и Рожаниц, цель которого – почтить память предков, укрепить силы и возможности рода, а также объединить семью.

Но поскольку в современной культуре этот праздник продолжает присутствовать, став частью празднования Нового года, то ничего особенного вам делать не придется, кроме как добавить несколько обрядовых элементов. Если, конечно, вы ставите перед собой цель – укрепить силы рода и семьи.

На праздничный стол ставится знаменитая кутья – пшенная каша с вареньем или ягодами и орехами. Она-то и является основным блюдом, с которого стоит начать праздник. Нужно съесть хотя бы немного этого блюда. А пока все едят, хозяйка завязывает узел на краю скатерти, который будет символизировать объединение сил рода.



Карачун (Корочун) – в славянской мифологии бог зимнего коловорота, самого короткого дня, бог смерти и гибели всего живого. Но несмотря на столь трагичное значение, почитается вместе со всеми богами.



Карачун



Смерть, конец, завершение этапа. Иногда это добро, иногда – зло. И в дни, когда Карачун был сильнее проявлен в окружающей природе, ему приносили дары, стремясь обрести его покровительство.

Если Карачун был благосклонен, то весь год проходил спокойно. А потрясения если и случались, то заканчивались без особых потерь.

Что это за дары? Чаще всего приносились на мороз пшенная и творожная кутьи, которые оставлялись с благодарностью.

На самом деле в «кормлении мороза» на Карачун был большой смысл, который заключался, как минимум, в том, что дары поедали животные и птицы. А зимой такой подкорм был всегда необходим. Даже сейчас привычка подкармливать диких зверей и птиц сохранилась в нашей культуре.



Коляда (круговая братчина)



Уникальность этого обряда состоит в том, что происходит активизация взаимных сил и возможностей, общего потенциала круга.

Как это делали в древности? Поутру несколько специально назначенных человек брали большую шкуру или мешки и шли по дворам колядовать – собирать еду и питье на общий стол.

Вечером же в избранном доме начинался праздник, смысл и суть которого состоял в объединении общих сил и возможностей.

Как вы понимаете, совместная заготовка еды, ее совместное поедание усиливало взаимодействие между родовыми кругами и позволяло легче и проще справляться со многими жизненными задачами.

Итак, чтобы легче преодолевать сложности и невзгоды, вам никто не запрещает пригласить на праздник друзей или родню и устроить коляду. Особых слов и действий не требуется, а эффект будет достигнут несомненно.



Кутья (коливо, канун) – ритуальное поминальное блюдо, которое варилось из цельных зерен пшеницы, реже из ячменя и других круп. В кутью добавлялись орехи и мед. Кутья готовилась не только на поминках по умершим, но и в праздничные дни, когда поминали умерших родственников. Такие праздники носили название «задушницы» или «деды».
Комоедица (Масленица, Брезозор, Березозол)



Праздник Комоедицы проходил в день весеннего равноденствия. В настоящее время ее аналогом является Масленица, которая из-за религиозных условностей смещена на начало поста. Но при этом ни сам праздник, ни его культовое значение не утратило своей силы.

Представьте: тяжелая и суровая зима уходит, и вот-вот наступит долгожданная весна. Именно этому радовались наши предки – началу новой жизни и нового этапа.

Цитата:
«Масленичное обрядовое блюдо – блины – сохранилось в русском быту до наших дней. Давно уже высказано мнение, что блины являются символом солнца и их изготовление и коллективное поедание отмечало победу дня над ночью, света над тьмой. В русских деревнях IX–X веков известны круглые глиняные сковородки с зубчатыми краями и с прочерченным еще по сырой глине крестом, знаком солнца.

Вероятно, они делались для выпечки масленичных блинов. Вся небольшая сковорода (диаметр 20 см) с ее лучистыми краями являлась как бы моделью солнца».

Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян»


Сжигание старого



В дни Комоедицы было принято избавляться от всего старого, ненужного или того, что тяготит. Энергетически очень хороший день, чтобы начать новый цикл без проблем.

Обычно для этой цели использовали костер, в который бросали старую одежду, вещи и все то, что пришло в негодность или вышло из употребления. Таким образом, энергия возвращалась обратно в круговорот сил и возвращалась человеку уже очищенной, без отягощений и проблем. Ее восполняли, поедая блины с медом и празднуя приход весны.



Ряжение



Это часть праздника Комоедицы, когда празднующие одевались в шкуры животных, плясали и веселились.

Одной из целей такого обряда было создание плотной связи с родовыми тотемами, речь о которых пойдет в соответствующей главе. Если же вы намерены уделить теме тотемов серьезное внимание, то день весеннего равноденствия наиболее благоприятен.

В том случае, когда хотели обмануть Недолю – богиню злой судьбы, надевали одежду наизнанку. Считалось, что так Недоля не увидит человека, который скрывался от нее за тотемом – покровителем рода. С точки зрения энергетики одежда, надетая наизнанку, изменяет привычный ток энергии в чакрах. И тот, кому обычно не везет, имеет шанс обрести везение.



Крашенки



Культура окрашивания яиц, использование их в обрядах были известны на Руси еще задолго до появления христианства и обычая праздновать Пасху.

Яйцо – символ жизни у древних славян, символ колоссального потенциала, сокрытого в нем. Именно для того, чтобы помочь человеку раскрыть свой потенциал, проводился этот обряд.

Однако новые возможности приходили к человеку не только от Доли или Недоли (т. е. от судьбы), но и от рода – того, что передавали человеку его предки.

Для проведения обряда использовали яйца-крашенки.

Вам понадобится шесть вареных яиц, которые необходимо окрасить в луковой шелухе. Помимо того что лук является красителем, он является еще и прекрасным средством, оберегающим человека от зла.

Обряд начинается с первого дня весеннего равноденствия, то есть с 23 марта, или же проводится во время осеннего праздника Рода – с 23 сентября. Шесть яиц делятся следующим образом. Одно – в первый день, два – во второй, три – в третий.

Утром, прежде чем умыться, позавтракать или сделать то, что обычно принято, вам необходимо приступить к выполнению обряда.

Положите яйцо перед собой. Подумайте, в чем именно вы хотите получить поддержку рода. Съешьте яйцо.

На второй день повторите процедуру, на третий день – то же самое. Только во второй день вы съедите два яйца, а в третий – три. Каждый день помните о том, что нужно четко и ясно формулировать свое желание.

Скорлупу от яиц не выбрасывайте, пусть она хранится до тех пор, пока не исполнится желаемое. Но не дольше одного года с момента обряда.

Если возникала необходимость привлечения поддержки предков, усиления родового влияния, то обряд усложняли. Использовали не шесть яиц, а девять, три из которых, после совершения основной фазы обряда, относили на кладбище и оставляли на могиле ближайшего родственника.



Писанки (расписанные узорами яйца) были и до сих пор считаются магическими символами плодородия, защиты и процветания. Магические узоры (см. главу «Обереги») наносятся на чистое белое яйцо пчелиным воском. Для этого используют «кистку», сделанную из рябины или яблони (реже ореха), которую нагревают в пламени свечи. Писанки, в отличие от крашенок, ели сырыми, чтобы сохранить потенциал плодородия, их живительную силу.

Писанки чаще всего использовались в целительных обрядах или для восстановления энергетического потенциала человека.



Тещины блины



Для тех, кто знаком с древней обрядовой культурой, этот обряд-поверье не будет чем-то из ряда вон выходящим.

На Масляной неделе было принято расставлять приоритеты во взаимоотношениях между родами. Это делалось не открыто, а как бы исподволь.

Так, например, если зять убеждал тещу испечь ему блины, то считалось, что на весь следующий год он обретал контроль над родом жены. Но если теща зазывала зятя на мясную трапезу, то перевес сил на следующий год был на стороне женского рода.

Это нехитрый, но очень действенный обычай, к которому подходили со всей серьезностью. Особенно когда в семье, из-за старших, намечался разлад.



Первый блин на Масленицу обычно клали в красный угол или на слуховое окно – «для родительских душ» и поминовения предков. Нередко, особенно в тех местах, где домовой считался прародителем или умершим предком, первый блин отдавали ему.



От недоли



Эта часть обрядовых техник возникла в первую очередь из культуры брачных обрядов. Считалось, что девушка или парень должны были по сроку создавать семью. Если что-то не ладилось, то считалось, что к ним «привязалась недоля». Словом, возникали трудности с поиском второй половины.

Впрочем, возможно, проблемы были не только в этом. И наши предки, исследовав этот вопрос, спешили выполнить следующй обряд.

Очень важно обзавестись помощниками. Для женщин – это женщины, для мужчин – мужчины. Они без участия главного виновника обряда определяли наказание, которому он должен был подвергнуться в течение Масляной недели.

Наказания были разными. Это могло быть и полено, которое привязывалось к ноге. Могли заставить всю неделю носить какую-то вещь вывернутой наизнанку. В любом случае, наказание за «недолю» причиняло физическое неудобство.

Затем человека избавляли от наказания, объявляя ему, что он избавлен также и от проблемы, которая его мучила. Чаще всего предмет, который олицетворял собой наказание, сжигали в масленичном костре.

Русалии. Ярилин день





Русалии, или русалочьи недели, – большой комплекс праздников, который ознаменовывал собой начало нового природного цикла – лета, поры цветения, начала роста плодов. В эти дни силы природы отдавали растениям свои соки, чтобы они помогали продолжать род человеческий, давали людям пищу на последующий год.

Русалии – праздник, который отмечался большими гуляниями и весельем. Народ, обычно молодежь, рядился в разные одежды, шкуры, все плясали у костров и веселились. Не случайно говорилось, что русалии – молодежный праздник, призванный укрепить взаимоотношения между девушками и парнями.

Время проведения праздника – от середины мая до начала июня, в зависимости от того, в какой полосе проводились обряды.



Мать-и-мачеха и папоротник окрашивают яйца в светло-зеленый цвет. Такие яйца часто использовали для того, чтобы снять с человека хворь или недуг, наведенный колдовством.



Родовой жезл



Этот древний обряд был нацелен на обретение молодым человеком родовой силы, поддержки, возможности осуществлять любое начинание.

Обряд непростой, но если все же удавалось его совершить, то молодой человек получал значительную поддержку.

Вечером, ближе к заходу солнца, нужно было пойти в лес. Зайти как можно дальше в чащу и срезать с орешника ветку потолще, размером около метра.

Далее очертить веткой вокруг себя круг. За пределы этого круга положить все, что колется и может порезать. Затем сидеть внутри круга до восхода солнца.

Вернувшись домой, жезл (ветвь) нужно поставить в чугун с сушеным горохом на сутки. За это время молодой человек должен раздобыть три ленты разных цветов. Именно раздобыть – попросить, договориться, – но не купить. Эти ленты повязывались вокруг жезла, как бы обвивая его.

В дальнейшем жезл хранился в роду, передаваясь из поколения в поколение. Считалось, что тот, кто смог сделать такой жезл, обретал способности к колдовству и мог стать впоследствии колдуном, ведуном или знахарем.

Иногда жезл называли Ярилиным посохом.



Ленты желаний



При проведении русалочьих обрядов активно использовались ленты разных цветов, которые повязывались на березах, на ветках рядом с родовыми камнями, о которых мы будем говорить позже.

Цвет ленты определялся самой девушкой, в зависимости от того, какое у нее было желание. Иногда повязывались целые косы, так как считалось, что так желание исполнится быстрее.

Наши предки считали, что, когда природа активна, когда происходит рост и развитие всего живого, это непременно окажет влияние и на рост и развитие тех просьб, с которыми обратился к природе человек.



Берегини – являлись разновидностью русалок, которые жили в мелкой воде, у берегов. Считались наиболее отзывчивыми к просьбам людей.


Род и Рожаницы



Праздник Рода и Рожаниц, хотя и не входящий в главную родовую четверку праздников, все же чрезвычайно важен. В этот день не только вспоминаются наши предки, умершие и живущие, но и формируется определенное отношение к судьбе рода.

Не случайно вспоминают о Рожаницах – Доле и Недоле – вместе с верховным божеством наших предков – Родом.

Праздник этот проводился в начале сентября, во время бабьего лета, когда соблюдалась все та же обрядовость, что и во время весеннего поминовения Рода и Рожаниц.

Не случайно праздники, которые включают в себя поминовение предков, а также усиление родового круга – семьи, близких, кровных родственников, – проводили весной и осенью. Весна – пора цветения, когда силы природы пробуждаются после долгой зимы, формируется активность на следующий этап. Желание присоединиться к этому этапу, дать новые силы своему роду достаточно закономерно и понятно. Осень, в свою очередь, время сбора урожая, которое можно охарактеризовать как время подсчета того, что было наработано. А также повод укрепить свои достижения в родовом круге.



Рожаницы – Доля и Недоля. Одна дает человеку добрую судьбу, другая – злую. Но не по своей воле, а по воле Рода и по выбору самого человека.

По древним поверьям, Рожаницы всегда пребывают рядом с человеком, несмотря на радостные или печальные полосы в его жизни, как бы говоря, что за недолей-несчастьем всегда следует доля-счастье.

Праздник Рода и Рожаниц в большей степени почитался старшим поколением.



В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род – родитель всего сущего. Род родил Любовь – Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную – бесчисленное множество звездных миров и наш земной мир.


Солнце вышло тогда из лица Его.
Месяц светлый – из груди Его.
Звезды частые – из очей Его.
Зори ясные – из бровей Его.
Ночи темные – да из дум Его.
Ветры буйные – из дыхания…

«Книга Коляды»





Жертва



К этому обряду прибегали тогда, когда в семье не удавалось зачать ребенка. Это своеобразный обет, который перекликается с возможностью замолить грехи рода.

На праздник – 8 или 9 сентября – выбирали жертву, которую надо было принести, чтобы избавить род от какой-либо проблемы. Далее, в зависимости от того, где жили люди, избирали способ принесения такой жертвы.

Чаще всего жертвоприношение проводили на острове, на который отвозилось жертвенное животное. Там его не убивали, а оставляли на острове, обращаясь с просьбой к Роду и Рожаницам дать потомство или унять неурядицы в роду. Реже жертвы приносили на специальных камнях, речь о которых пойдет в соответствующей главе.



Праздник Перуна



Праздник Перуна можно смело отнести к мужским праздникам, поскольку именно в это время проводилось посвящение в воины, приносились жертвы воинскому богу Перуну. Это известно всем. Но малоизвестно, что Перун был гарантом справедливости, закона – как между богами, так и между людьми.

Именно в этот праздник, который отличался 20 июля, можно было обратиться к Перуну за покровительством, помощью, защитой.

Те, кто считали себя невинно обиженными, хотели обрести защиту Перуна, могли в этот день выполнить самостоятельно обряд, не прибегая к помощи волхвов.

Для этого надо было пойти в дубовую рощу и головешкой от печи (или углем) нанести на дерево знак Перуна – круг, разделенный на шесть равных секторов. Затем произнести свою просьбу к Перуну. Просьба обычно была связана с восстановлением справедливости.

Затем, взяв от дуба веточку, возвращались домой. Услышав слова людей, встретившихся по дороге, делали вывод о том, будет ли удовлетворена их просьба. И если неправ был тот, кто обращался с просьбой к Перуну, его ждало наказание.



Ярило (Ярила, Ярыло) считался одной из ипостасей Перуна, который давал человеку силу и отвагу, возможность справиться с любым делом.



Нож



В день празднования Перуна было принято освящать оружие, поскольку этот бог покровительствовал не только воинам, но и тем, кто делал для них оружие.

Понятно, что в настоящее время оружие приобрело иную форму и не применяется так, как это было ранее. Но, тем не менее, нож для мужчины по-прежнему остается важным инструментом. А нож, подготовленный в день Перуна, становится еще и оберегом.

Для создания такого оберега, помимо ножа, вам понадобятся кусок мяса – свинины, а также дубовые ветки для костра. Костер надо разжечь на берегу реки, предварительно нарисовав на месте будущего кострища громовой знак (см. главу «Обереги»). Разогрейте на огне нож и воткните его в землю. Так сделайте три раза, придав ножу активность земли.

Своими словами обратитесь к Перуну с просьбой благословить оружие. Затем спуститесь к реке и наберите воды. Нагрейте нож еще три раза в пламени и трижды охладите его в принесенной воде.

Затем положите в костер мясо. Это будет ваш дар и жертва Перуну.

Подождите, пока костер догорит. Возьмите кусок угля и проведите им по рукам и лицу. Поклонитесь костру.

На этом обряд завершен. Можно подойти к реке и умыться.



Перун – бог грома, молний, которыми он наказывал врагов и тех, кто нарушал покон, установленный для людей.

Покровитель военных и тех, кто защищает свою землю.

В день Перуна проводили посвящение молодых людей в воины. Волхвы проводили сложные обряды на защиту родной земли.

Костер являлся неотъемлемой частью обрядовых действий наших предков. Так, обращения, дары, которые приносились в пламя костра, быстрее достигали мира богов. А значит, и помощь приходила быстрее.

Помимо этого, костер символизировал Солнце, которое давало и дает людям жизнь и тепло.

Цитата:
«Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось событием, совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга. Древнему земледельцу нужно было, прежде всего, воздействовать на природу, воззвать к ее вегетационной мощи, обратиться к различным «рощениям», священным деревьям, к водным источникам – родникам (не от Рода ли?), кладезям, студеницам, к полям в процессе вспашки, сева и во время вызревания драгоценного урожая. Помимо этих, вполне конкретных разделов природы, где симильная магия просматривается очень легко, существовало еще почитание гор и холмов, связанное с обобщением природы, с теми Рожаницами и Родом, которые управляли природой в целом, управляли ею с неба, на котором находились. Общечеловеческим является почитание гор и проведение на них особых молений, обращенных к тому или иному верховному божеству. Как мы помним, для праславян это можно предполагать уже для бронзового века».

Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян»


Осеннее равноденствие. Вересень. Таусень



Праздник осеннего равноденствия не так распространен, как три других Больших праздника. Осень – пора увядания, уменьшения активности природных сил. Вот почему взаимосвязь с этой энергией не была так распространена, как в весеннее время, когда идет активное пробуждение природы.

Тем не менее существовали обряды, о которых будет сказано ниже.



Гнездо



Обряд очень прост, но в то же время чрезвычайно действенен. Обычно его проводил кто-то из молодых, чаще всего женщина.

В дни осеннего равноденствия, на рассвете, женщина шла в лес. Поклонившись на опушке Хозяйке леса, она заходила в чащу с единственной целью – найти пустое гнездо. Это не просто, но и не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Гнездо – символ домашнего очага, уюта и защиты, которую обретет семья, если у нее будет такое гнездо.

Найденное гнездо хранили в красном углу, вместе с многочисленными оберегами семьи.

Иногда те, кто отчаялся завести семью, обращались к Хозяину леса дать ему такое гнездо, а значит и семью, в обмен на услугу или обет, который давал человек. И всегда это приносило результат.



Дмитрий Невский,
«Славянские обряды родового круга. Древняя сила предков»


http://gifakt.ru/archives/index/slavyan ... prazdniki/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 30 апр 2012, 19:01 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Изображения пропали.... И сайт, с которого брала инфу недоступен уже давно.... Жаль. Хороший сайт был. Хорошо хоть праздники сюда поместила. Картинки теперь надо искать новые


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 30 апр 2012, 19:11 
Сенсей

Зарегистрирован: 25 дек 2010, 14:07
Сообщения: 3363
Откуда: Москва
Надо же, как бывает... :( Жалко. Столько работы пропало


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 30 апр 2012, 19:19 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
А сегодня праздник!!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 03 июн 2012, 10:14 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Другой праздник в честь Лады назывался Стадо - теперешняя Троица. Этой богине посвящались божьи коровки, убивать которых считалось грехом, а также цветок зоря (любисток), возбуждающий сердечную страсть.


http://rozamira.ucoz.ru/publ/ljubov/lju ... 11-1-0-853


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 03 июн 2012, 10:15 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Пятница - день Макоши - Параскевы
Образ святой великомучениы Параскевии в народном сознании связался с остатками культа древней языческой богини Макоши. Основой для слияния стала общность функций - и Макошь, и Параскева покровительствовали браку и родам, а также всем женским занятиям. Днем поминовения Макоши считалась Пятница. Но и после принятия христианства пятый день недели - Пятница связывался со святыми женского пола. Не случайно культ Пятницы постепенно заслонил собой архаичную Макощь. Вероятно, со временем все обычаи чествования Пятницы соединились с образом святой великомученицы Параскевии (в чем немалую роль сыграло и созвучие наименований: параскеон - пятница по-гречески).
Согласно библейской легенде Иисус Христос был распят в пятницу, с чем связана вера в исключительное значение этого дня недели. Однако, исследования показывают, что пятницу почитали на Руси задолго до принятия христианства. Видимо, тогда же возникла вера в 12 пятниц в году, в которые необходимо поститься. Эта вера отразилась в апокрифическом оказании "О 12 пятницах" и в соответствующем духовном стихе. Культ пятницы зафиксирован и у многих народов Европы.
Почитание Потницы у славян было настолько глубоким, что в древности лик Параскевы Пятницы часто изображали на оборотной стороне икон Богородицы.
Посвященный Макоше – Параскеве праздник отмечался 28 октября и именовался Пятницей, хотя далеко не всегда он приходился на пятницу. В этот день женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а так же купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.
В христианских былычках рассказывается что Параскева Пятница появлялась около больных или рожающих женщин в этот день и облегча


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 03 июн 2012, 12:46 
Сенсей

Зарегистрирован: 25 дек 2010, 14:07
Сообщения: 3363
Откуда: Москва
_Виктория_ писал(а):
А сегодня праздник!!!!

С Троицей всех!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 07 июн 2012, 19:54 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Дата Русский праздник/ Христианский праздник
06.01 Праздник бога Велеса/ Рождественский сочельник
07.01 Коляда/ Рождество Христово
24.02 День бога Велеса (покровитель скота)/ День св. Власия (покровитель животных)
02.03 День Марены/ День св. Марианны
07.04 Масленица (отмечается за 50 дней до Пасхи)/ Благовещение
06.05 День Дажьбога (первый выгон скота, договор пастухов с чёртом)/ День св. Георгия Победоносца (покровитель скота и покровитель воинов)
15.05 День Бориса-хлебника (праздник первых ростков/) Перенесение мощей благоверных Бориса и Глеба
22.05 День бога Ярилы (бог весны)/ Перенесение мощей св. Николая Весеннего, приносящего тёплую погоду
07.06 Триглав (языческая троица – Перун, Сварог, Свентовит)/ Св. Троица (христианская троица)
06.07 Русальная неделя/ День Аграфены купальницы (с обязательным купанием)
07.07 День Ивана Купалы (во время праздника обливали друг друга водой, купались)/ Рождество Иоанна Крестителя
02.08 День бога Перуна (бог грома)/ День св. Илии Пророка (громовержца)
19.08 Праздник первых плодов/ Праздник освящения плодов
21.08 День бога Стрибога (бог ветров)/ День Мирона Ветрогона (приносящего ветер)
14.09 День Волха Змеевича/ День преподобного Симона Столпника
21.09 Праздник рожениц/ Рождество Богородицы
10.11 День богини Макоши (богини-пряхи, прядущей нить судьбы)/ День Параскевы Пятницы (покровительницы шитья)
14.11 В этот день Сварог открыл людям железо/ День Козьмы и Дамиана (покровителей кузнецов)
21.11 День богов Сварога и Симаргла (Сварог – бог неба и огня)/ День Михаила Архангела


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 118 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти: