Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 29 мар 2024, 13:59

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 118 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 17 дек 2010, 15:17 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Пока ссылки дам. Потом все оформлю. :)


http://rustyle.kurortkmv.ru/calendar/

http://www.slavlib.ru/viewpage.php?page_id=13


А вот это про 31 декабря!


Изображение


31.12 - Щедрец (Щедрый Вечер)



31 декабря (груденя) отмечается Щедрец (Щедрый Вечер) - последний день святок, который знаменит своими щедровками и праздничным пиром. В пору двоеверия на Руси Святки делили на две части: длившиеся от Коляды до Щедреца, и Страшные (Ворожные) вечера, продолжавшиеся до Туриц. Святочные вечера (особенно Страшные) считались в народе временем, когда бесовщина гуляет.



В этот день обязательно присутствие на столе свинины, которая означает плодородие. Перед пиром необходимо повеселить народ щедровиками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде. Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют:



Щедрый вечер! Добрый вечер!



Хозяева спрашивают:



"- Кто идёт?

- Бог!

- Что несёт?

- Пирог!"



Затем колядовщики начинают "коляду томить", то есть выращивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то. что-де "шли из далека", "у козы ноги болят" и т.д. Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженные приступают к пению щедровок, некоторые содержат в себе шуточные угрозы:



"Щедрик-ведрик, дайте вареник.

Грудочку кашки, колечко колбаски.



Матушка-сударушка, подай пирожка,

Не подашь пирожка, не родишь сынка.

А родишь девицу-расчерепицу,

Ни шить, ни ткать, помелом махать.



Одари, государь, колядовщиков!

Наша коляда ни рупь, ни полтина.

Наша коляда всего пол-алтына!



Коляда пришла, вам здоровья принесла.

Ой, Коляда, Коляда!

Мы пришли прославлять. да хозяев величать.

Да хозяину сотню лет прожить.

А хозяюшке многоздравьице.

Вашим детушкам: сыновьям, дочерям.

Девяносто быков, полтораста коров.

Надели вас бог житьём и бытьём.

И житьём, и бытьём, и богачеством!"



Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают "проклятьице":



"Уж дай им, Свароже, по спине и по роже.

Разрази их, Перун-батюшка!

Пустой им мешок, дырявый горшок!"



Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся встречать Новолетье (Новый Год) в семейном кругу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 17 дек 2010, 15:21 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
А вот и 1 января!


1.01 - День Морока (Мороза)


Изображение



1 января (сеченя, стуженя) отмечается День Морока (Мороза). Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью. Теперь же Морок превратился в эдакого доброго старичка - Деда Мороза, который раздаёт подарки детям. Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века. Между прочим, в украшении ёлки есть глубокий обрядовый смысл: в вечнозелёных растениях, по поверьям, живут духи предков. Поэтому, украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам. Такой вот древний обычай. Этот день, как и предшествующий ему Щедрец, семейный праздник. Ночь с 31 декабря на 1 января почитается новогодней (новолетной), не нёё приходится середины Больших Велесовых Святок.



С 1700 года по указу Петра I (Великого) об упразднении старого календаря, существовавшего на Руси, и вводит западно-европейский календарь, ведущий своё летоисчисление от Рождества Христова (сокращённо Р.Х.). С тех пор Новый Год отмечать на Руси стали 1 января в день обрезания младенца Иисуса Христа. Но об этом нынче мало кто знает. В то же время эта дата Нового Года взята "с потолка". У славян же Новый Год (Новолетье) начиналось с 25 декабря (Коляды), после чего следовали Большие Велесовы Святки. Дата 25 декабря, кстати говоря, гораздо логичнее даже для православных христиан, ибо соответствует Рождеству и летоисчислению (от Р.Х.), а не от обрезания.



Во время празднования славянского Нового Года - Коляды (25 декабря) произносились заклинания на весь будущий год и одновременно с этим производились гадания о будущем. Число 12 чаще всего встречается именно в новогодней обрядности: 12 старцев (волхвов) руководящих ритуалом, 12 снопов, по которым гадают о будущем урожая в начинающемся году, вода из 12 колодцев для подблюдных гаданий, священный огонь "бадняк", который горит 12 дней (в течении Больших Велесовых Святок). Торжественный цикл новогодних обрядов начинался воспоминаниями о прошлом (пение старинных былин), а завершался гаданиями о будущем. Именно конец первой части святок (в ночь с Щедреца на День Морока), считался наиболее подходящим временем для вопрошания судьбы.



Каждый год люди с нетерпением ждут наступления этого замечательного праздника, который нынче отмечается как "Новый Год". Они украшают блестящими игрушками, разноцветными шарами и гирляндами ёлки, обвешивают их мигающими огоньками. Маленькие ребятишки жаждут прихода добренького Деда Мороза и Снегурочки. Но, как оказалось, исторически праздник этот является не таким уж радужным и весёлым, каким мы видим его нынче.



У ранних кельтов обожаемая нами праздничная ёлка считалась обиталищем страшного лесного духа, требовавшего жертв - внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях деревьев. С изменением нравов народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в последствии стали стеклянными. Кишки же были заменены тряпочными и бумажными гирляндами. Ранее вместо мигающих разноцветных огоньков на ёлке использовали свечи. "И вот она нарядная на праздник к нам пришла"...



Добрый дедушка Мороз и его аналог Санта Клаус произошли, вероятно, от древнего и злобного кельтского божества - Великого Старца Севера - повелителя ледяного холода и пурги. Он ходил по селениям с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения которые ему недодали в течение года. Визит старца с мешком в дом не предвещал ничего хорошего, как правило после его ухода в доме оставались лишь обледеневшие трупы. Для того, чтобы оградить посёлок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую требу (жертву). В мороз они раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно её замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом Снегурочки, сопровождающий Деда Мороза.



В привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м году в рассказе князя Владимира Одоевского "Мороз Иванович". Это была литературная обработка народной сказки "Морозко" - вот там-то как раз и шла речь о недобром старике, очень напоминавшем кельтского Великого Северного Старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку насмерть заморозил (в смягчённом варианте писателя ленивице достаётся не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек). Персонаж "Морозко" народ представлял также в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его всё той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать в дикий мороз.



Если за день "Снегурочка" застывала - значит жертва принята. И мешок Деда Мороза тоже поначалу был предназначен для сбора подношений. А посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Если проанализировать сказку "Морозко" на соответствие древним языческим обрядам, то всё подтверждается. При внимательном чтении, в этой небольшой сказке, можно узнать много интересного - сказка наглядно показывает обряд, сродни тому, что проводили кельты, принося в жертву девственниц Старцу Севера. Герои сказки: "типовой набор" многих русских народных сказок. Дед, дочка, мачеха и сводная сестра. Возможно, ранее была не мачеха, а мать. Сложно объяснить людям с современным христианским мировоззрение как мать могла отправить своё дитё на верную смерть во благо всей деревни. Старик недолго думая отвёз дочку в лес и оставил под ёлкой. Видимо ведал он, что с этим богом лучше не шутить.



Ель - священное и магическое дерево у кельтов. Она вечнозелёное дерево, не поддающиеся никаким разрушительным силам. Дерево, в котором живут духи предков и боги. Сие грозное божество жило в самой старой и могучей ели. Перед ней собирались в период зимнего солнцестояния древние, дабы задобрить духа. Изначально использовались человеческие жертвы, лишь затем стали использовать животных. Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это были прообразы современных ёлочных игрушек, а кишечник - гирлянд. Впоследствии магические ритуалы изменились. Убийства заменили на украшения дарами-яблоками, кусками хлеба и т.п. Божество не просто задабривали, но и "намекали" на блага, которые празднующие хотели получить в новом году. Рубить живое дерево было строго запрещено, разрешалось лишь срезать ветки. Магические свойства ели и сосны присутствуют в дошедшем до нас ритуале украшения ими гробов с умершими. Это увязывает ель со смертью.



Наша "новогодняя" ёлка - то самое жертвенное дерево, у которого кельты совершали жертвоприношения. Итак, жертву оставили замерзать у священного дерева, а старик спокойно отправился домой. По поводу разговоров девушки и Морозко, это уже скорое литературные прикрасы, дабы как-то объяснить столь счастливое спасение. Но, интересно другое. Мачеха справляет тризну по жертвуемой девушки, но с чего это вдруг, ведь она её не любила? Блины жарит - непременный атрибут поминок. И уж совсем странно выглядит наказ старику ехать во второй раз в лес, забирать "останки". Пусть бы себе валялись, дикие животные растащат и следов не останется. Но нужно значит так, причём обязательно.



Ответ снова следует искать у кельтов. Они навещали жертву, смотрели через какой-то промежуток времени, жива она или нет. Если ещё жива - то бог жертву не принял и ему могли преподнести новую девушку. Что мы и видим в сказке "Морозко", когда мачеха взамен падчерицы, отправляет свою дочь, которую бог уже принял. Конечно, народ несколько переделал сию сказку, придав некоторую литературность и объясни спасение одной добротой, а гибель другой "неуважением к старшим". Но это уже спустя века, когда, наверное, и про обряд этот забыли, а сказка осталась. Кстати, почему в роли подобного "посланник" выступает, как правило, девочка, легко объяснимо. Земельный надел по традиции отмерялся по количеству мужчин в семье, а женский рот в лютую годину мог оказаться лишним, потому и жертвовали в первую очередь теми, кто для семьи представлял наименьшую ценность.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 17 дек 2010, 16:52 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
Ручей писал(а):
Щедрый вечер! Добрый вечер! Хозяева спрашивают: "- Кто идёт?- Бог!- Что несёт?- Пирог!"

Класс!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 19 дек 2010, 18:34 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
Ручей писал(а):
Добрый дедушка Мороз и его аналог Санта Клаус произошли, вероятно, от древнего и злобного кельтского божества - Великого Старца Севера - повелителя ледяного холода и пурги. Он ходил по селениям с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения которые ему недодали в течение года. Визит старца с мешком в дом не предвещал ничего хорошего, как правило после его ухода в доме оставались лишь обледеневшие трупы. Для того, чтобы оградить посёлок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую требу (жертву). В мороз они раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно её замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом Снегурочки, сопровождающий Деда Мороза.


Как интрересно!!!! *!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 19 дек 2010, 19:57 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
довольно кровожадно...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 19 дек 2010, 20:18 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
Афигеть!:)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 12:16 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Изображение


1.01-6.01 Велесовы Дни (Страшные, Ворожные Вечера)



С 1 по 6 января (стуженя) отмечаются Велесовы Дни или Страшные, Ворожные Вечера - вторая часть Больших Велесовых Святок, которые начинаются со Дня Морока (Мороза) и заканчиваются Турицами. В народе эти шесть дней отмечены разгулом нечисти. Первая половина святок была посвящена будущему урожаю и гаданиям о замужестве, а вторая была связана со скотом и зверьём. Велес мог выступать и в виде медведя - "лесного царя", и в виде быка-тура - представителя рогатого богатства. На Велесовы святки пекли обрядовое печенье в виде домашних животных ("коровки", "козульки", "баранки", "рожки"), рядились в звериные шкуры и маски, плясали в вывороченных наизнанку тулупах (чтобы нечисть не узнала).



В славянских новогодних обрядах участвовали 12 старцев (волхвов, по числу месяцев в Коло Годе), одетых в звериные и скотские маски и обвешанные по пояс коровьими бубенцами-боталами. Эти старцы (иногда их именовали "медведями") сходились в ночь под День Морока (1 января) из разных деревень в село и начинали своё длительное многообразное действо, состоящее из заклинательных обрядов и сражения двух партий ряженых, на которых доминировали маски медведя и быка. На следующий день, в некоторых селениях, проводился особый "воловий праздник", когда прежние старцы и колядники очищали стойла и хлевы, тем самым почитая Велеса. В последний день Велесовых Святок (Турицы Зимние, 6 января) глава колядников угощал всю свою дружину и устраивал широкий пир, на который обязательно нужно было приходить в маске быка (тура) или медведя. У славян бык (тур) и медведь почитались тотемными животными.



В святочной славянской обрядности не всегда упоминается имя Велеса, но на Коляду и на Масленицу в песнях упоминается Тур; по сёлам водили быка и в маскарадах участвовали рогатые маски, именуемые "туром". Вероятно, что у древнего Велеса могли быть две зверинных ипостаси: более архаичная, охотничья - медведь (сохранённая на Русском Севере) и несколько более поздняя, связанная со скотоводством, - тур, встречаемая в южных славянских областях от Украины до Далмации (Хорватия). Возможно, что именно введение на Руси христианства могло наложить строгий запрет на упоминание имени одного из самых почитаемых богов славянского пантеона. Из этнографии известен один интересный обряд в эти дни: глава семьи в вывороченной мехом вверх шубе, угощал скот и заклинал его сохранность при помощи топора, подобно жрецу (волхву) Велеса.



http://www.slavlib.ru/viewpage.php?page_id=190


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 12:18 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Изображение

6 января (сеченя) славяне празднуют Турицы Зимние.

Этот РОДовой праздник праздник посвящён одному из тотемных и самых почитаемых у славян животных - Туру, воплощению союза Велеса и Перуна. Тур является сыном Велеса и Макоши и покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, плясам и веселью, а также рощам и зверью лесному.



Ещё одно название этого дня - Водокрес. Сей день завершает святочные бесчинства. Пора, когда закрываются Врата Нави, а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейственными свойствами. Ещё верят, будто бы в это время Велес - Податель Здравы - благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов. Православные христиане отмечали в этот день Крещение Господне (иначе называемое Богоявлением).



Турицы приходятся на 12-й день Больших Велесовых Святок и завершают их. В этот день, вечером или ночью, гадают на весь будущий год. Молодые девушки гадали на суженых, семейные люди проводили обряды, увеличивающие урожай будущего года. В этот день тако же собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер и брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.



В этот день славяне проводили древнейший обряд посвящения юноши в мужчину, когда, воплощаясь волком (надевая на себя волчью личину - т.е. шкуру и маску), юноша должен был проявить охотничьи способности и волчью отвагу и завалить своего первого тура. Дикие туры служили нашим пращурам как символ чести и храбрости, они брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо (свой РОД). Славяне старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость и храбрость, умение объединяться для отпора врагам и находить слабое место у противника.







Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки. Турицы ещё и пастуший праздник, ибо в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община кушанья, и праздником отмечают свой сговор (договор). С этого момента принимает он заботу о стаде и здоровье его, а Тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в февраля к отёлу коров от всяких напастей и болезней.



У белорусов и южных славян известен старинный обряд "турицы". С этим обрядом, очевидно, связан и тот танец, который упомянул в одном из своих стихотворений Г.Р. Державин: "Танцуем... танцуем и бычка". У потомков дреговичей и у потомков вятичей до XIX века сохранялся девичий головной убор с большими "турьими" рогами из соломы и ткани. Священники не пускали таких "рогатых" невест в церковь. Этнографический материал по культу быка-тура огромен. В Киеве существовала "Турова божница". Во многих местах южной части лесной зоны есть сёла с названием "Туровичи". Турьи рога, насколько нам известно, были у славян священным ритуальным сосудом.



Культ быка, "буй-тура", "яр-тура" был культом ярой жизненной силы и сохранялся очень долго. Для расшифровки изображений быка и семи девушек очень важны сведения об игре в быка, сообщённые известным исследователем "нечистой силы" С.В. Максимовым. Игра производилась на святки (с 25 декабря по 6 января) в избах, отводимых для посиделок и игрищ.



"Игра в быка. Парень, наряженный быком, держит в руках под покрывалом большой глиняный горшок с приделанными к нему настоящими рогами быка. Интерес игры состоит в том, чтобы бодать девок и притом бодать так, чтобы было не только больно, но и стыдно. Как водится, девки подымают крик и визг, после чего быка "убивают": один из парней бьёт поленом по горшку, горшок разлетается, бык падает и его уносят".



Примерно такие "турицы" и изображаются на замечательных радимичских подвесках. Вполне возможно, что особое ожерелье с головой быка и "девичьим переполохом" одевалось не повседневно, а именно в дни туриц, которыми завершались зимние святки и их последний цикл "Велесовы дни" (с 1 по 6 января).



"На тых же своих законопротивных соборищах, - говорится в одном из поучений против язычества, - и некоего Тура-сатану ...воспоминают и иныи лица своя и всю красоту человеческую, по образу и по подобию сотворённую, некими харями или страшилами (масками) закрывают".



Маска быка или тура - обязательная принадлежность как святочного, так и масленичного гулянья ряженых. У южных славян "турицами" называют весенний карнавал на Масленицу, а у западных "турицы" отмечаются около Троицына дня.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 12:19 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
8.01 - Бабьи каши


Изображение



8 января (сеченя) отмечаются Бабьи Каши. В этот день принято чествовать повивальных бабок (ныне акушерок) и рожениц. Им приносили подарки и угощения, квас, блины, пироги и фрукты. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.



Позднее христианская православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы. В народном восприятии связывался с образом Богоматери-роженицы. В церквах в этот день совершались службы иконе Богоматери "Помощь в родах".



В этот день повитухи (сокр. название повивальной бабки) приглашались в дома, в которых в течение прошедшего года родились дети. Их одаривали деньгами и подарками, а также угощали специально приготовленной кашей. В некоторых областях, напротив, к повитухе в дом приходили родители детей, которых она приняла во время родов. Им также приносили подарки и угощения. Одаривание и общественные трапезы в этот день являлись актом благодарности повитухам от РОДовой крестьянской общины. Существовало поверье, что между повитухами и детьми, которых они приняли, на всю жизнь устанавливаются духовно-родственные отношения. Повивальная бабка несла ответственность за повитого ею ребёнка и занимала почётное место в ряду его родственников во многих обрядах: во время имянаречения, свадьбы и даже проводов в армию (у мальчиков).



Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины (роды) не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по Солнцу. Бабканье-повиванье утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми заговорами. Одымляя роженицу, то есть запалив берёзовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о лёгких родинах.



А ещё, не в столь далёкие времена, матушка собирала ребятишек к вечеру и учила их славить Богов, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: "Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь". И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. "Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочёну!" И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: "Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!" И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр и забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это чудесное зимнее время.



Наблюдали и за приметами. Если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится - к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи Мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 12:21 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
13.01 - Мара Зимняя

Изображение

13 января (стуженя, сеченя) отмечается Мара Зимняя - святодень, когда великая тёмная владычица, хозяйка зимних стуж входит в свою полную силу. Этот день считается в народе "страшным", опасным для всего живого днём. Его не отмечают как собственно праздник, поэтому этнографические сведения о нём крайне скудны. Так, известно, что день этот - один из самых "несчастливых" дней в году. Это связано с тем, что, согласно народным поверьям, о сию пору на волю "отпускаются" Лихорадки, или Сестрицы-Трясовицы, дочери Мары, обитающие во мрачных подземельях мира Нави. На ночь в этот день оставляют на столе кашу, молоко и хлеб для Домового, с просьбой о благополучии. Если в доме "поселилось" Лихо, обращаются к Домовому за помощью.



Лихорадки же - буквально: "радеющие о лихе (зле)", ср. в этимологическом словаре Фасмера: "рада лиху"; олицетворение болезней, зловредные и "злообразные" духи женского пола из свиты Мары; по некоторым сведениям, её дочери. Их обрядовое вызывание и насылание используется в кощной потворе (наведении порчи и сглазов). В иконописи до конца XVII века было распространено изображение Лихорадок-Трясовиц в виде женщин, нередко обнажённых, с крыльями летучей мыши (символ ночи), причём все изображались разными красками: белой, жёлтой, красной, синей и др. В эпоху двоеверия на Руси Лихорадок отождествляли с "проклятыми" дочерьми библейского царя Ирода. По одной из народных легенд, записанной в Черниговской области, когда Иродиаде принесли голову Иоанна Крестителя, она "затряслась от ужаса в лихорадке", именно от неё затем Лихорадки-Трясовицы разошлись по всей земле, поэтому Лихорадка считается "жидовкой" (в значении "иномирного" существа).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 12:22 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
21.01 - Просинец


Изображение




21 января (стуженя), по народным преданиям Просинец - праздник возрождения Солнца, который отмечается водосвятием. В этот день славяне купались в холодной речной воде и делали грандиозные пиры, в которых непременно должны были присутствовать молоко и молочные продукты. Славят Небесную Сваргу - мир всех Богов.



Считается, что с середины зимы холод начинает спадать и возвращается по велению богов в земли славян солнечное тепло. В ведических храмах и на капищах вспоминают, как в древности Крышень дал огонь людям, погибавшим от холодов во время Великого Оледенения. Он пролили из небесной Сварги на Землю волшебную сурью (напиток Богов).



Сурья - мёд, на травах бродивший!

Сурья - также и Солнце Красное!

Сурья - Вед понимание ясное!

Сурья - след Всевышнего Вышня!

Сурья - истина бога Крышня!



Излитая на Землю сурья в этот день делает все воды целебными, потому славяне и купаются в освящённых водах. В годовом круге (коло года) Перуновых празднеств этот день соответствует также победе Перуна над Скипером-зверем и купанию его сестёр Живы, Марены и Лели в молочной реке.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 12:23 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
28.01 - Кудесы


Изображение



28 января (стуженя, сеченя) - день почитания Домового Хозяина, который также именуется в народе "Кудесами". Если же в этот день не почтить Домового, он может "обидеться" и перестать помогать домочадцам, дедушка-суседушка из доброго хранителя домашнего очага может превратится в достаточно лихого духа. Тогда в доме может всё пойти прахом: у хозяев пропадёт желание трудиться, появятся болезни, навалятся беды и несчастья, придёт в упадок хозяйство. Ведь Домовой - это РОДовой дух-хранитель, дух Предков, оскорбляя которого, человек подрубает корни своего РОДового Древа. Чтобы почтить Домового, после ужина для него оставляют горшок каши на столе, который обкладывают горячими углями, чтобы каша не остыла до полуночи, когда тот придёт из-под печи ужинать. С той поры он весь год смирный.



Название праздника - Кудесы (Бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:



"Дедушка-суседушка!

Кушай кашу, да избу храни нашу!"



В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают Сварожичами - детьми Велеса, которые подчинились ему - главе небесных воинств. Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес - стал лешими, кто в воду - водяными, кто в поле - полевыми, кто в горы - горными, а кто в дом - домовыми.



Домовой - дух добрый. Обычно он - рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день Домового кормят кашей, оставляя её на загнетке. Приговаривают:



"Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!

И ешь пироги - наш дом береги!".



В пору двоеверия на Руси праздник Домового совмещался с днём преподобного Ефрема Сирина. В народе говорили: "На Ефрема Сирина - Домового закармливают". В этот день, ложась спать, оставляют на столе чарку хмельного, ломоть хлеба с солью, миску каши, кусочек сала и что-нибудь из сладкого. При этом с поклоном в сторону печи говорят слова, например, такие: "Хозяин-Батюшка, побереги мой дом и мою скотину!", "Хозяинушка-Батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води!" или "Домовушко-Дедушко, всех пои-корми - овечушек, лошадушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели мягко!"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 12:27 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Февраль (Лютень, Снежень)


1.02 (2.02) - Громница



Изображение



1 (2) февраля (лютеня, снеженя) отмечается славянский праздник "Громница" - встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время когда гремит Перунов Гром и можно увидеть молнии. Поэтому сербы его зовут "Свjетло". Посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) - богине молнии и кормления детей. Громница - одно из званий Богоматери (Матери Богов Света) богини Зари, в этот день называемой также Царицей Молоньей или Меланьей. В это день воздают ей требы таковы: соль, чеснок, курятина, каша, хлеб, цветы мака. Громница также почитается первыми закличками Весны.



В народе говорят: "На Громницу зима с весной (летом) встретилась", "На Громницу Солнце на лето, зима на мороз". О сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Морену быть милостивой к ним. Православные христиане отмечали 2 февраля Сретенье Господне.



Громница напоминает нам в разгар зимы о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света - как яркая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда. Так славься, Маланьица, что даёшь на надежду на скорый приход весны!



"Ой Додола-Додолюшка,

Перуница светлая!

Муж твой в походе,

Правь воеводит;

Дива в лесах,

Крышень - в небесах.

Сойди к славянам

Молнией рьяной!

У нас вдоволь хлеба -

Сойди к нам с неба!

У нас вдоволь соли -

Не лиши нас доли!

Сойди громливо,

Сойди счастливо,

Сойди красиво -

Честным людям на диво!

Додола славна,

На надежду дана!"



Какова погода первого числа - таков и весь февраль. Ясный, солнечный день - ранняя весна. На Громницу капель - в весну раннюю верь, если метель разгуляется - долго будет погода метельная, на всю Масленицу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 12:28 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
3.02 - Малый Велесов День



Изображение



3 февраля (лютеня) отмечается Малый Велесов День или Велес-Волчий Сват - святодень, посвящённый Велесу Волчьему Свату, предваряющий Малые Велесовы (Волчьи) Святки и Великий Велесов День. В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Симеона и Анны, именовавшийся тако же Малым Власием. В народе говорили: "Семён с Анной сбрую починяют, а Власий коней седлает". По народным поверьям, на Власия Домовой "заезжает" лошадей ("Лихой Домовой, ночью заезжает лошадей"), и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи. Домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин. Сей день именуется так же "Починками", потому как о сию пору осматривают и чинят летнюю сбрую. Недаром говориться: "Готовь телегу зимой, а сани летом". В этот день варят соломату: "Приехала соломата на двор, расчинай починки".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 12:29 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
4.02-10.02 - Малые Велесовы Святки (Волчьи Святки)



Изображение



С 4 по 10 февраля (лютеня) отмечаются Малые Велесовы или Волчьи, Святки - череда святодней между Велесом Малым (3 февраля) и Велесом Великим (11 февраля): 4 лютеня - Велес Студёный, 5 лютеня - Велес Корович (или Велес Коровятник), 6 лютеня - Велес Телятник, 7 лютеня - Велес Лукавый, 8 лютеня - Велес Серповидец, 9 лютеня - Велес Житный Дед и, наконец, 10 лютеня - Велес Зимобор. "Волчьими" Малые Велесовы Святки называются оттого, что в эти дни у волков решается судьба, кто и с кем заведёт волчат, - играются так называемые "волчьи свадьбы".



В эпоху двоеверия большинство черт Велеса было перенесено на образ самого почитаемого на Руси христианского святого - Николая Угодника. Скотьи же функции Велеса "принял" на себя святой Власий. Отмечались следующие праздники: 4 февраля - Никола Студёный ("На Студёного Николу снегу наваливает гору", "Никола Студный - Волчий Сват, маковый закат") - время "зверинных свадеб"; 5 февраля - Агафья Коровятница ("На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит") - в деревнях творили обереги на скот; 6 февраля - Вукол Телятник ("На Вукола телятся жуколы"); 7 февраля - Святой Лука ("Пришёл Лука - пеки пироги с луком") - луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть; 8 февраля - Захарий Серповидец ("На Захария Серповидца гляди серпы на лето", "Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы"); 9 февраля - Никифоры-Панкраты ("Пришёл Панкрат - хлебом богат", "На Панкрата Зима убегает тёмными ночами", "На Никифора лапти плетут"); 10 февраля - Прохор ("На Прохора Зима заохала", "Пришли Прохор да Влас - никак, скоро весна у нас").


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 12:31 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
11.02 - Велесов День (Велес Сивый, Зимний)



Изображение



Велесов день отмечается 11 февраля (лютеня, снеженя) (возможны также следующие варианты: 10 или 12 февраля) - Велес "сшибает рог Зиме", в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и "Скотий Бог"), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства и защиты, а скоту да добру всякому - приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса - Премудрого Бога особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями...



Середины зимы. Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. День Великого Бога - Велеса, покровителя Нави, судии Душ умерших и хранителя Божественной Мудрости. Велик Велес и не всякий может понять его, но познавший обретает великую Мудрость и Силу.



Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину "коровью смерть", но одолеть не может. Славят Велеса, бога, покровительствующего и защищающего домашний скот. Доныне сохранился обряд опахивания для изгнания коровьей смерти. Поселяне в этот день кропят скотину водой, приговаривая:



"Велес, скотий бог!

Дай счастья на гладких телушек,

На толстых бычков,

Чтоб со двора шли - играли,

А с поля шли - скакали".



Молодицы в этот день пьют крепкий мёд, чтобы "коровы были ласковы", а затем бьют своих мужей бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы "волы были послушные".

Зачин заканчивается молением к Велесу:



"Молихом Велеса, отце наше, да потягне в неби комонощь суражув, а да вниде на ны сури вещати золотой колове въртеще. То бо суньце наше, иже святиайна домове наша и предо нь лик бледесь, лик огнищ домацен".



В этот день в требу приносили коровье масло. После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона "коровьей смерти". Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: "Пора унять лихость коровью". Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу "не выходить из избы ради беды великия". Повещалка с воплем: "Ай! Ай!" бьёт в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелами, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на "коровью смерть":



"От океана-моря глубокого, от лукоморья ли зелёного

Выходили двенадесять дев, шли путём дорогою немалою

По крутым горам высоким, ко трём старцам старым.

Молились, печаловались, просили в упрос двенадесять дев:

"Ой, вы старцы старые!

Ставьте столы белодубовые, стелите скатерти браные,

Точите ножи булатные, зажигайте котлы кипучие,

Колите, рубите намертво всяк живот поднебесной".

И клали велик обет двенадесять дев:

Про живот, про смерть, про весь род человечь.

Во ту пору старцы старые ставят столы белодубовые,

Стелят скатерти браные, колят, рубят намертво

Всяк живот поднебесной.

На крутой горе высокой кипят котлы кипучие,

Во тех котлах кипучих горит огнём негасимым

Всяк живот поднебесной.

Вокруг котлов кипучих стоят старцы старые,

Поют старцы старые про живот, про смерть, про весь род человечь.

Кладут старцы старые на живот обет велик,

Сулят старцы старые всему миру животы долгие,

Как на ту ли злую смерть кладут старцы старые

Проклятьице великое, сулят старцы старые

Вековечну жизнь на весь род человечь."



Повещалке надевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем с зажжёнными лучинами трижды опахивают селение (капище) "межеводной" бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами. Во время шествия они поют песню:



"Смерть, ты Коровья Смерть!

Выходи из нашего села, из закутья, из двора.

В нашем селе ходит Велес святой

Со копьём, со свечой, со горячей золой.

Помелом заметём и попелом забьём!

Не ходи в наше село: чур, наших коровушек!

Чур, наших бурёнушек, рыжих, лысых, белосисых,

Беловымьих, криворогих, однорогих."



Горе тому, кто во время шествия попадётся навстречу, будь то животное или человек. Его бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается "коровья смерть". Когда-то в старину, попавшихся навстречу забивали насмерть. Иных женщин, заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили.



По окончании шествия - обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: "Велес, сшиби рог с зимы!", ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копьё) сшибает "рог с Марены". Затем начинается пир, где запрещено употреблять говядину, и игрища.



Между третьим и одиннадцатым февраля (3.02 - 11.02) ожидается семь крутых утренников. После праздника отмечаются также "Велесовы Дни" (12.02 - 18.02) - шесть дней, в течение которых с теми, кто почтил Велеса, случаются удивительные вещи.



Православные христиане отмечали 11 февраля день Святого Власия - покровителя скота. О сём в народе говорили: "Власьев день - Коровий праздник", "У Власия и борода в масле". Собственно Власию предшествовали: 4 февраля - Никола Студёный ("На Студёного Николу снегу навалит гору") - время "звериных свадеб"; 5 февраля - Агафья Коровятница ("На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит") - в деревнях творили обереги на скот; 6 февраля - Вукол Телятник ("На Вукола телятся жуколы"); 8 февраля - Захарий Серповидец ("На Захария Серповидца гляди серпы на лето", "Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы"); 10 февраля Прохор ("На Прохора Зима заохала", "Пришли Прохор да Влас никак, скоро весна у нас"). Сразу после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) - 15 февраля. В этот день "Зиме вспять поворотить"; ночью "окликали" звёзды, чтобы овцы лучше телились, а поутру бабы "зорнили пряжу" - выставляли первый моток пряжи "на зорю", дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую "прядёт" Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. 16 февраля отмечали Маремьяну Праведную или Маремьяну-Кикимору. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору (потворницу самой Матери Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 12:33 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
С 12 по 18 февраля (лютеня) проходят "Велесовы Дни" - шесть дней, в течение которых с теми, кто почтил Велеса, случаются удивительные вещи.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 12:33 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
Ручей писал(а):
8 января (сеченя) отмечаются Бабьи Каши. В этот день принято чествовать повивальных бабок (ныне акушерок) и рожениц.
Классно!
Сколько праздников интересных и забытых!!! И почти все с Велесом связаны


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 12:36 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
16.02 - Именины Кикиморы


Изображение



16 февраля (лютеня) отмечаются Именины Кикиморы - день, когда люди творят обереги дому. У православных христиан на эту дату приходился день Маремьяны Праведной, прозванной в народе Меремьяной-Кикиморой. Иногда она помогает хозяевам, предупреждает их о беде, но иногда сама вредит по мелочам. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору (потворницу Морены и Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Тако же в народе говорили: "На Маремьяну Ярило - с вилами". Ибо, по поверьям, о сию пору Ярило Велесич "воздевает зиму на вилы".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Праздники наших предков
СообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 12:36 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
21.02 - Стрибог Зимний


Изображение




21 февраля (лютеня) отмечается Весновей (Стрибог Зимний) - день, когда зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле. В пору двоеверия на эту дату приходился день Тимофея Весновея. В народе говорили: "Весновей теплом привечает", "Тимофей Весновей - уж тепло у дверей", "Февральские Тимофеи - Весновеи, как ни злись метелица, всё весной повеивает", "Дожить до Весновея, а там и зима не страшна", "Весновей вешнюю ярь приносит", "Тимофей Весновей - вестник тёплых дней", "Теплом привечает - тепло веет, стариков греет", "Вешнее тепло веет - старого греет", "Дует с юга вешний ветер перемен" и призывали: "Весновей, весновей, на село тепло навей", "Март у зимы шубу купил, да через три дня её продал".



Незадолго перед Весновеем - 18 февраля - кланялись овсяничками (пирожками из овсяной муки) Яриле-Весеню, который, по поверьям, заставлял о сию пору петь птицу-освянку: "Покинь сани! Покинь сани!.." Птичка-овсянка с желтоватым зобком и зеленоватой спинкой слыла вестницей скорого тепла.



В этот день кто зиму на печи пролежали - покидали избу, на завалинках грелись на солнышке, разговоры вели, смешные истории вспоминали. В это время начинается движение сока в клёнах и берёзах. Виноградную лозу ломай, пока бурлит движение сока. Тетерев забулькал, заворковал - весну краснобровый ворожит.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 118 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron