Портал »
Текущее время: 23 сен 2019, 12:29

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 21:09 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
Так интересно!
Столько разных мнений о происхождении этого образа...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 21:11 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
Баба-Яга
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Изображение
Виктор Васнецов. «Баба-Яга»

Баба Яга - мифологический персонаж у славян. Она умеет колдовать, а также летать в ступе.

Баба, распространённое древнеславянское указание на женщину. Происходит от ещё не умелых, первых слов ребёнка, таких как: мама, папа, няня, тятя, баба, отсюда бабушка. Яга, древнеславянское женское имя. По своей сути баба Яга не страшней тёти Маши. По преданию баба Яга была бездетной молодой женщиной, и носила красные сапожки с узором вышитым золотыми нитями. Отсюда баба Яга золотая нога. В силу своей бездетности она устроила подобие детского дома, собирала детей сирот и ухаживала за ними. Впоследствии, когда у родителей ребёнок проказничал, они ему говорили что придёт баба Яга, и они отдадут его ей. Так начали бабой Ягой пугать детей, из поколения в поколение. Современные дети имеют представление что баба Яга старая, страшная старуха, которая питается маленькими детьми и ходит на костяной ноге. Упоминания о славянской бабе Яге есть у Геродота.

Происхождение образа

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги[источник не указан 57 дней], — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых[источник не указан 57 дней]. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

Мифологический архетип Бабы-Яги

Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-Яга, — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа (см. демонология, народная демонология), к которым принадлежит и Баба-Яга. Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации.

Существует и иная трактовка.

Изображение
Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм)

Согласно ей, Баба-Яга — персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Дж. Флетчера (1588) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях» (Н.Веселовский. «Мнимые каменные бабы», Вестник АИ, Спб., вып. 195): «Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня».

Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб,1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка ‑ такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля).

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём». (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»)

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную по его мнению деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста» (Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки, СПб., 1996.) Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.

Так же, есть смысл рассматривать следующую гипотезу происхождения Бабы-Яги: В «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов. Первые обитали в районе нынешнего Туапсе и были достаточно кровожадными и свирепыми воинами (византийские источники уточню…). Есть предположение, что они были каннибалами, а свои жилища, в целях безопасности, они строили на воде (отсюда «курные» ноги — сваи).

Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.

Также возможными прототипами Бабы-Яги были предводители татарских отрядов собиравших дань. В случае невозможности выплаты ее, забиравших детей и не только. Уведенный в полон в те времена приравнивался к умершему. Бабай Ага – в буквальном переводе означает старший (старый) начальник. Отсюда и неприятие ею "русского духа", и положение героев сказок между жизнью и смертью, и возможность все-таки вернуться (воскреснуть для родных) из плена (мира мертвых, царства Кощеева).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 21:12 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
Страшная Баба Яга - изначально заботливая берегиня

Наиболее древнейшая из славянских Баб – это Баба Яга. У многих возникают вопросы: что означает Яга? Почему она такая страшная? И уж тем более никто не верит, что страшная Баба Яга - изначально заботливая берегиня.

Слово «Яга» - огрубленное «Яшка».

Яша в славянских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда наше более понятное - пращур.

Баба Яга изначально - прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.

В период кровавого и предательского насаждения христианства всем языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намеренья.

В этом приняли участие и полудикие мусульмане арабы.

Они наблюдали ритуал, когда женщина, изображающая Ягу, клала младенцев в печь. В печи была камера, куда не попадал ни огонь, ни жар [такая камера есть в печи в деревне у моей бабушки – прим. ред.]. Это был ритуал очищения огнем.

Но арабы всем говорили, что Баба Яга - ест младенцев.

Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают наших же маленьких детишек. И по прошествии многих веков люди полностью поверили иноземным бредням.

В разных славянских племенах были позже и другие прародительницы, получившие имена собственные: Златая Баба, Златая Мать, Макошь и т.д.

ИСТОЧНИК


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 21:16 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
Изображение
Баба-Яга Ягибиха
Виктор Корольков

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии.

Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Изображение
Ягая Баба
Виктор Корольков

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.

Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.

Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
ИСТОЧНИК


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 21:19 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
Дхумавати — индийская Баба-Яга (ЧИТАТЬ)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 21:22 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
Изображение
Леший и Баба-Яга
ИСТОЧНИК


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 21:30 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
КАРТИНКИ БАБЫ-ЯГИ
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 21:42 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
И вот интересные выдержки из разных книг и словарей о БАБЕ-ЯГЕ
ЗДЕСЬ
РУССКИЕ БОГИ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ. БАБЯ_ЯГА
ИПОСТАСИ БАБЫ-ЯГИ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 21:49 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
ВЕЛЕС и АСУНА

Велес и Перун были неразлучными друзьями. Перун чтил бога Велеса, ибо благодаря Велесу он получил свободу, был оживлен и смог победить лютого врага своего Скипера-зверя.

Но, как это нередко бывает, мужскую дружбу разрушила женщина. И все из-за того, что и Перун, и Велес влюбились в прекрасную Диву-Додолу. Но Дива предпочла Перуна, а Велеса отвергла.

Впрочем, потом Велес все же сумел соблазнить Диву и она родила от него Ярилу. Но тогда он пошел отверженный куда глаза глядят, и пришел к речке Смородине. Тут повстречались ему великаны - Дубыня, Горыня и Усыня. Дубыня вырывал дубы, Горыня ворочал горы, а Усыня усом ловил в Смородине осетров. Побратался Велес с великанами, поехали они вместе. Захотелось им переправиться чрез Смородину. Только как это сделать? Выручил друзей Усыня. Он раскинул усы через речку, и тогда по усам, как по мосту, все перешли на ту сторону. И увидели они у речки избушечку на курьих ножках.

И Велес сказал, что это дом Бури-Яги, которая прежде в иной жизни (когда он был богом Доном) была его супругой Ясуней Святогоровной. Но потом он погиб и она от горя обернулась Бурей-Ягой.

Зашли боги в дом и остались ночевать. Наутро ушли в лес на охоту, а в доме остался только Горыня. Тут потемнело синее небо, закрутились пыльные вихри, дубравы приклонились - и в огненной ступе, за собою заметая след прилетела Буря-Яга Золотая Нога. Она побила Горыню и съела весь обед.

На другой день оставили хозяйничать в доме Дубыню, на третий - Усыню. С ними приключилась та же история. Наконец, в доме остался Велес.

Прилетела Яга и стала сражаться с Велесом. Но потом они помирились, узнав друг друга, и стали мужем и женою. Однако, это очень не понравилось Амелфе, матери Велеса. «Как же ты, Велес, женился на ведьме с зеленой кожей?» - удивилась она.

И она решила извести Ягу. Она заперла супругу Велеса в бане, которую затем натопила так жарко, что убила ее. А потом заточила тело Яги в гроб-колоду и пустила гроб плавать по Хвалынскому морю.

Велес с помощью небесных богов освободил и оживил Ягу. Но по велению матери и закону Вышня, воспрещающему жениться без родительского благословения, он вынужден был ее оставить и очень печалился, что родители не узнали в Яге - Ясуню Святогоровну.

И Яга-Ясуня вернулась в свою избу у речки Смородины. Но потом она вновь приходила к Велесу, являла иные лики.
ИСТОЧНИК


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 22:00 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
Всесильная магия Бабы-Яги

Вдумчивый анализ знакомых с детства сказок позволяет иначе взглянуть на «плохих» персонажей и даже отчасти переквалифицировать их в положительные герои

Изображение
На русском Севере были распространены так называемые мельницы-столбовки: они вращаются вокруг своей оси на врытом в землю столбе. Этот механизм позволяет строению поворачиваться «задом и передом», совсем как избушка Бабы-Яги. Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский из архива Библиотеки Конгресса США



Найдется ли в русской сказочной мифологии другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе-Яге? За право называться ее прародиной решительно высказывался русский Север. В то же время не раз выдвигались версии об иностранном происхождении лесной ведьмы. Ряд мифологических школ признавал Бабу-Ягу добрым божеством — знахаркой и ведуньей, покровительницей зверей, жрицей леса. В 1990-х годах экстрасенсы дружно увидели в ней «сущность низшего астрала». А историки литературы предлагали «не копать слишком глубоко», оставляя за злой колдуньей роль антагониста герою сказки: Баба-Яга мешает ему выполнить задачу и тем самым способствует развитию сюжета.

С последним мнением согласиться уж никак нельзя. Во-первых, нет таких персонажей в отражающих древние ритуальные действия народных сказках, которые бы несли на себе исключительно литературную нагрузку. Манера поведения, слова и поступки героев и антигероев вращаются вокруг единого стержня, имя которому — обряды языческой религии. Во-вторых, Баба-Яга скорее помогает, чем мешает главному герою, наделяя его волшебными предметами и животными, такими как меч или конь.

Тогда, возможно, правы те, кто признает Ягу добрым божеством славянского пантеона? В какой-то степени, да. Баба-Яга персонаж не отрицательный. Впрочем, и не положительный. Создается впечатление, что у нее свой собственный кодекс чести (совсем как у эпических богов древности) и свои секреты. И эти секреты хорошо известны главному герою. Он без колебаний открывает дверь в избушку лесной колдуньи, с порога упрекает хозяйку в недостатке гостеприимства, рассказывает ей, «с чем пожаловал», и мгновенно заручается ее магической поддержкой.

Изображение
Иллюстрация «Баба-Яга» кисти Ивана Яковлевича Билибина к сказке «Василиса Прекрасная»

Иное дело, если вместо Ивана-царевича в гости к Бабе-Яге попадают дети, как в сказках «Гуси-лебеди» и «Терёшечка». Они не произносят сакральных слов, не просят волшебные предметы, лишь пугаются, видя жаркую печь, которую истопила ведьма, чтобы их изжарить и съесть. Может ли людоедка быть добрым божеством? Нет, но ведь Баба-Яга и не людоедка. Сказка доносит до нас древний ритуал перепекания ребенка. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь, символизирующую женское лоно. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Таким образом, версия о Бабе-Яге, ведунье и знахарке, небезосновательна. Сказка лишь исправила знак «плюс» (перепекание ребенка приносит ему пользу), на «минус» (ведьма детей жарит и ест), что могло произойти в период утверждения христианства.

Отрицательная ипостась Баба-Яги легла в основу еще одной теории, согласно которой прототипом этого сказочного персонажа были предводительницы враждебных славянам племен. Лихие амазонки ехали во главе своего отряда в железных чанах, которые тащили лошади, и, указывая перстом на русское войско, восклицали «Яга!», что принято трактовать как «ура!» или «ага». Еще один сравнительно недавно обнаруженный раритет — «Велесова книга» (чья подлинность не доказана!), повествует о племени ягов, возглавляемых шаманами и шаманками (бабами ягов) и воевавших с русскими.

С точки зрения эмоций возникновение теорий об иноземном, «нерусском» происхождении ведьмы понятно: в славянских сказках Баба-Яга — отрицательный персонаж, следовательно, ее прототипом послужил исконный враг. Но подвести к этим теориям научную базу удается далеко не всегда. К тому же, как мы уже выяснили, лесная колдунья не всегда настроена против главного героя. И, кроме того, остается непонятным, отчего это предводительницы или шаманки враждебных племен лишились своего войска, но при этом избежали смерти или плена, мирно поселились в избушках и добровольно помогают Иванам?

Впрочем, мы не станем спорить ни с теорией об амазонках, ни с версией о ягах-шаманках. В этом нет смысла, потому что при ближайшем рассмотрении Баба-Яга теряет свои человеческие (славянские ли, иноземные ли) характеристики и превращается… в существо, принадлежащее тому, а не этому свету, — в мертвеца. Вот доказательства.

Изображение
По словам Б. А. Рыбакова, «правильно мысль о [погребальных] "столбах" выразил художник Н. К. Рерих в своей картине "Изба смерти", где небольшая избушка стоит на четырех лапах; это навеяно сказочным образом зловещей "избушки на курьих ножках" Бабы-Яги, богини смерти»

Археологам хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на «курьих ножках», то есть на пнях, которые можно обнаружить при раскопках курганов Х века. Вокруг них, как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались эти срубы или домовины для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время истлевшие останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого покойника. Помните, какой ужас объял Ивана-царевича, когда он подошел к избушке Баб-Яги? «Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: "Уж не моей ли он головы дожидается?"»


Дальше Иван совершает хорошо знакомый читательской аудитории ритуал. Он вдруг заговаривает с избушкой: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Самое удивительное, что все зашедшие в гости к Бабе-Яге Иваны поступают так в ста случаях из ста. Но в тоже время никто из сказочных героев не пытается повернуть «к лесу задом» царские дворцы, замки колдунов и колдуний, дом Кощея Бессмертного. Все это, конечно, не случайно. Стоящий на пнях дом-гроб Бабы-Яги одной стороной, там, где вход, обращен к лесу (в царство мертвых), а другой — к лесной опушке (в царство живых). Невидимая граница между двумя царствами проходит как раз по дому Бабы-Яги. Иван — живой человек — не может переступить границу, поэтому он произносит заклинание, поворачивающее избушку.

Вот незваный гость входит в деревянный сруб и видит, что «Баба-Яга Костяная Нога на печи лежит, нос у ней к потолку прилип, рука в окошке торчит». Немного странно — разве Яга великан? С чего бы ей занимать собой всю избушку… если только эта «избушка» не гроб?! И костяная нога не что иное, как нога покойника с истлевшей плотью.

Иван переступает порог и приносит с собой запах дыма от костров, которые разжигают люди, запах человеческого тела, на что Баба-Яга мгновенно реагирует: «Фу-фу, русским духом пахнет». Слово «русским» здесь употребляется в значении «человеческим» — ведь у бесплотных духов в царстве мертвых нет запахов. Но надо сказать, что выражение «русский дух» часто используется как доказательство «иностранного» происхождения Яги: мол, русские мазали сапоги дегтем, и этот запах учуяла «нерусская» лесная жительница. Только едва ли это так. Скорее дело в том, что покойник Баба-Яга плохо видит (или вообще не видит) и ориентируется с помощью слуха и обоняния, определяя, что перед ней живой человек. Такая особенность потусторонних существ многократно описана (вспомним хотя бы «Вий» Николая Гоголя).

Баба-Яга встречает гостя не слишком дружелюбно, но все же сразу приступает к делу: «С чем пожаловал?» А Иван почему-то не торопится. Он вдруг требует накормить и напоить его, истопить баню, уложить спать. К чему бы это? Дело в том, что таким образом герой иносказательно сообщает Бабе-Яге: «мне тебя нечего бояться». Живые люди не должны пробовать пищу в царстве мертвых, иначе они навсегда останутся в потустороннем мире (этот запрет хорошо отражен в дошедших до нас древнегреческих мифах). Но Иван, видимо, владеет магическими знаниями, позволяющими ему безбоязненно съесть то, что предложит Яга. После этого лесная колдунья, живущая на границе царства мертвых и царства живых, уже беспрекословно помогает собрату-магу. Иногда, впрочем, только до поры до времени.

Изображение
В традиционной культуре славян дуб — самое почитаемое дерево, символизирующее силу, крепость и мужское начало, кроме того, это любимое дерево громовержца Перуна. Особая роль дуба в мифологии древних славян была подчеркнута Н. М. Карамзиным в «Истории государства Российского». Фото: DOI/USBR


Наибольший протест у нее может вызывать похищение героем единственной дочери (пусть и с согласия последней). В этом случае Баба-Яга-Костяная Нога пускается в погоню на коне или на ступе. Что это за предмет? Кроме уже упомянутых нами захоронений в деревянных срубах, c Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. (Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопших). Тогда на смену захоронениям в долбленых колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах. Следовательно, Баба-Яга передвигается в ступе-гробу, что вполне логично для мифологического покойника.

Возникает вопрос, почему главный герой обращается за помощью к мертвецу? Ответ на него таков: герой обращается за помощью к магии, которой — согласно языческим верованиям — обладали все или некоторые умершие, в том числе и Баба-Яга. Ее избушка-гроб, расположенная на границе двух миров, это ворота в царство мертвых, где есть множество волшебных предметов: живая вода, молодильные яблоки, возвращающие силы и здоровье, могучий конь, меч, делающий его обладателя непобедимым. Стоит добыть их, чтобы вернуть к жизни невесту или брата, отвоевать царство, сокрушить всех врагов.

Изображение
Новые сюжеты, связанные с Бабой-Ягой, возникали и в XX веке. Лесная ведьма успешно перекочевала из архаичных сказок в мультфильмы

А как же быть с нашей первоначальной версией о том, что Яга — ведунья и знахарка, лечащая детей? Можно предположить, что с началом христианизации, когда языческие культы пришли в упадок и древние ритуалы у срубов на «курьих ножках» перестали выполняться, в одном из них (или около него) поселилась женщина. Она собирала травы, приручала животных или птиц, возможно (но необязательно), совершала магические обряды, пыталась общаться с потусторонним миром. Именно к ней стали носить нездоровых детей для совершения обряда перепекания, прибегали за помощью в случаях несчастья, просили погадать. Не случайно в более поздних сказках о Бабе-Яге исчезают костяная нога и ступа, зато появляются животные-помощники: кот, волк, гуси-лебеди или ворон. Сама Яга больше не лежит на печи, уткнувшись носом в потолок, а сидит на лавке и прядет кудель. В этих сказках она не одаривает героев мечом или конем, но часто угрожает их «изжарить и съесть».


Существуют сказки, в которых «знахарская» и «потусторонняя» сущность Бабы-Яги переплетаются. Что не удивительно для мифов, зародившихся в эпоху бронзового века, тысячелетия просуществовавших в устном изложении и пересказанных сотнями и сотнями разных рассказчиков. Но даже сегодня сквозь наслоения веков в сказках четко проступают древние ритуалы языческих верований, забытую картину которых можно восстановить по отдельным красочным деталям.

ЖУРНАЛ ВОКРУГ СВЕТА


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 22:07 
Не в сети
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 8349
Очень интересно! :)
Мне понравилась версия славянской мифологии.)))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 22:11 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
А знаешь, есть еще версия, что
Баба-Яга (Баба Йога) - лесная старуха-волшебница. Живет в лесу в избушке на курьих ножках. Обладает большой биоэнергетикой. Много знает, умеет лечить. Отношение к простым людям разное. Не любит слабых духом и дураков и жёстко к ним относится. Но может и помогать герою, если чувствует в нем смелость и силу духа.
ИСТОЧНИК


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 22:20 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
А по книге Владимира Шемшука - Бабы Яги, кто они? Их есть множество разновидностей :D

Интересная версия, насколько она правдоподобна? Кто знает...

Ягизм
Леля Яга
Желя Яга
Таня Яга
Радегаст-яга
Троян Яга
Кострома-яга
Семаргл-яга

Ягизм - основа ведического мировоззрения Древней Руси

Трём Пантеонам в древности: роков, дивов и божичей соответствовали три науки: теургия, тавматургия и демиургия, хотя их сложно назвать науками, поскольку они тесно переплетены были с религией и психофизикой. Если посмотреть на этимологию этих греческих слов, то везде входит ко-рень "ургия" - искусство. Тогда первое слово "тео" - бог, означает искусство бога. Второе, состоящее из трёх слов "тав" - повторение "мат" - материя, т.е. искусство повторять материю. Наконец третье слово "демон" - означает человека владеющего волшебством. Совпадение слова "демон" с "демо-сом", т.е. народом, неслучайно, это указывает, что волшебством в прошлом владели все люди. Спрашивается, почему мы соединили греческую интерпретацию представлений о природе со славянской, которая ближе всё-таки к восточной философии. Но Греция произошла тоже от Бореев, причём ран-них, поскольку многие собственные имена указывают на общность происхождения культур. Напри-мер, греческие собственные имена: АнаксаГОР, ПифаГОР, и славянские СвятоГОР, ВерниГОР - говорят о единстве данных народов, ещё в период атлантов.
В древности на Руси ягами называли не только женщин, но и мужчин: яги и ягины жили по-всеместно и необязательно относились к касте волхвов. Любой человек мог выбрать для себя прием-лемый для него ягический путь. Из предыдущих бесед мы с вами выяснили, что по представлениям древних у человека имеется семь оболочек или тел: физическое тело, тело чувств, эмоций, мыслей, привычек (которые определяют события), характера (души) и духа (целей, принципов, ценностей и устремлённости) - с каждой из которых работала своя яга** (на санскрите йога).
В русском языке сохранилось лишь два названия оболочек: казуальная, соответствует слову "казус" и астральная, т.е. звёздная оболочка. Слово "астра" - означающее далёкое космическое солнце, мно-гими лингвистами считается латинским, хотя оно возникло в праязыке и имеет борейское, а следовательно древнерусское происхождение. Вообще, у наших языковедов есть тенденция объяв-лять любое слово нерусским, если только оно встречается в другом языке (впрочем, это характерно не только для русских лингвистов). Слово же "звезда", существовавшее параллельно слову "астра" - означало геометрическую фигуру. С выходом человечества из космической жизни оба этих слово слились.
Астральная оболочка, соответствующая телу эмоций, получила такое название, потому что при её развитии возникает возможность телепатического общение человека с животными и, даже, с существами со звёзд (astra). Вот почему важно было сохранить культ богини Тани со всеми наработ-ками Таня-яги (тантра-йоги), чтобы оставить человечество в космической жизни. И сейчас, когда идёт возрождение древних культов в России, к нам почему-то проникают только те извращения, ко-торые в своё время скомпрометировали эту богиню, хотя в действительности никакого отношения к ней не имеют. В этой беседе мы с вами поговорим о первых пяти ягах, подчинявшихся соответствен-но пяти богам: Леле, Желе, Тане, Радегасту и Трояну, в основном нам придётся говорить об остатках знаний по счастью дошедших до нас. О двух оставшихся богах этого класса - Костроме и Семаргле из-за обилия материала мы будем говорить в отдельных беседах о "Кощее Бессмертном" и "Волшеб-никах", а здесь осветим лишь общие положения этих путей.
Сама культура тесно связана с религией. Слово "религия" состоит из "ре" - частица указывающая на повторение и "лига" звучащее на многих европейских языках одинаково и означающее буквально "соединение" – это значит соединение тонкого (божественного) и физического планов че-ловека. Религия не обязательно ведёт к прогрессу индивида, поскольку определяется полностью уровнем культуры. Например христианство, несмотря на то, что оно сыграло свою положительную роль в расширении физических способностей человека (так как ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме не было известно о фиолетовом цвете, но лишь с приходом христианского человеколюбия, зри-тельная граница чувствительности глаза человека расширилась, хоть и не до прежних, но во всяком случае до больших пределов), в то же время не смогло остановить вырождение, поскольку её цель не есть культура, которая улучшает и объединяет людей. Христианству, как впрочем и некоторым дру-гим религиям, навязана чуждая ей цель: сохранять своё влияние, вместо того, чтобы помогать человеку совершенствоваться. Те же, кто самостоятельно улучшал свои морально-нравственные характе-ристики, свято выполняя христианские заповеди Нового завета, неизбежно раскрывали свои сенситивные способности и попадали на костёр инквизиции.


Леля Яга, соответствует хатха-йоге, в которую лишь в XIX веке посвящены были европейцы. Другое название хатха-йоги - лайя-йога, (космическая йога, которая есть та же хатха йога, только с использованием кристаллов и астрологических данных). Одинаковость звучания слова "лайя" с именем русской богиней Лелей, позволяет поставить между ними знак соответствия. Хатха-йога основана по современным представлениям на физических упражнениях, которые поддерживают природную гибкость тела и асанах, т.е. позах (сравните с русским "осанка"). Дошедшие до нас название поз, по преимуществу совпадают с именами животных: льва, змеи, журавля, рыбы и т.д - всех поз сегодня насчитывается 77. Обозначение асан именами животных неслучайно, согласно древним воззрениям, если принять позу того или иного животного, мы тем самым приобретаем свойства и способности этого животного.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 22:24 
Не в сети
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 8349
Берегиня писал(а):
Баба-Яга (Баба Йога) - лесная старуха-волшебница. Живет в лесу в избушке на курьих ножках. Обладает большой биоэнергетикой. Много знает, умеет лечить. Отношение к простым людям разное. Не любит слабых духом и дураков и жёстко к ним относится. Но может и помогать герою, если чувствует в нем смелость и силу духа.
Баба Ойга! А ведь в самую точку, в хорошем смысле! Потому она и жила так долго! :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2009, 22:35 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
ИНТЕРЕСНОЕ ВИДЕО (Интервью с Жарниковой)
Описание Жарникова С.В. - Кандидат исторических наук. -С 2001 г. член Международного Клуба Ученых. -
Основной круг научных интересов:
Арктическая прародина индоевропейцев;
ведические истоки северорусской народной культуры;
архаические корни северорусского орнамента;
санскритские корни в топо и гидронимии Русского Севера;
обряды и обрядовый фольклор;
семантика народного костюма.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 01 сен 2010, 13:22 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
В одной из медитаций видела себя бабой Ягой или Йогой :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Баба Яга. Происхождение
СообщениеДобавлено: 01 сен 2010, 16:56 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 31621
Откуда: РФ, Краснодар
Галина Зосименко писал(а):
В одной из медитаций видела себя бабой Ягой или Йогой

И что ты там делала?:)))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



.