Портал »
Текущее время: 26 авг 2019, 12:08

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 27 сен 2010, 22:08 
Не в сети
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 8349
Математические игры с детьми 2-5 лет

Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в мире чисел, величин, измерений и логики, ему нужно знать по собственному опыту, что означает фактическое количество, скажем, пяти яблок, сахара в чайной ложке и жидкости в стакане, что такое физическая длина дистанции и вес окружающих предметов и т.д. Изучая свое окружение, ребенок составляет в голове собственную карту мира, которая в уменьшенном масштабе включает в себя соотношение его объектов и форм. В мире каждый из предметов соединяется с другим, наподобие паззла: ключ подходит к замочной скважине, а крышка всегда ровно закроет только подходящую по размеру кастрюлю.

Игры, о которых будет рассказано в этой статье, помогут вашему малышу приобрести прочное основание математических знаний и понимание логических и математических законов мира. Главное понятие, которое малыш должен освоить в результате математических игр - "множество". Другие, более простые концепции для освоения таковы: "больше", "меньше", "пустой", "одинаковый", "отличный", "целое", "половина", "часть", "число", "количество", "время", "длинный", "короткий", "тяжелый" и др. В процессе занятий наблюдайте за поведением ребенка. Вы поймете, что малыш на пути к начальным математическим знаниям, если он:
пытается считать,
обращает внимание на присутствие дополнительных объектов;
замечает отсутствие ранее присутствующих объектов;
делит на части (доли) и распределяет;
предугадывает результат действия, которое он уже выполнял раньше в похожих условиях;
группирует предметы по нескольким признакам;
понимает объект и число как единое целое;
играет с цифрами и использует их в игре, так же как и другие привычные ему понятия.

ИГРЫ В ВАННОЙ
Даже просто купаясь в ванной, дети получают возможность исследовать ценные математические факты. Все, что вам нужно делать – предложить интересные задания и эксперименты, а также время от времени беседовать с ребенком, пополняя его словарный запас новыми понятиями и побуждая к размышлению. Спросите его, например: "Как ты думаешь, эта игрушка поплывет или утонет?". В играх с водой малыш освоит, что значит "полный" и "пустой", "объем", "глубина", "плотность материала" и т.п.
Для игр с водой вам пригодятся губки разных форм, баночки с обозначением миллилитров, предметы, которые могут плыть и, наоборот, тонуть (игрушечные лодки, утята, пластмассовые контейнеры, деревяшки, камушки, ракушки), воронки разных размеров, пена и соль для ванны разных цветов.
Все игры в ванной связаны с исследованием свойств предметов. Например, положите пластиковый контейнер на воду. Начинайте играть в погрузку тяжести на корабль. Положите в контейнер небольшую игрушку. Затем еще одну. Нагружайте вместе с малышом контейнер до тех пор, пока он не начнет тонуть. Объясните ребенку, почему он пошел ко дну. Покажите, как падают на дно тяжелые предметы: камушки и ракушки. Вспомните, как видели летом на дне речки разнообразные камни.
Попробуйте также поиграть с губками: покажите ребенку, как можно набирать в губку воду и выжимать ее в баночку со шкалой миллилитров. На баночке выделите маркером какое-нибудь одно деление, например, 100 мл. Попросите ребенка наполнить баночку до уровня этой отметки. Затем перелейте это количество в стакан. Обсудите с малышом, что, оказывается, он налил в баночку ровно полстакана воды. Отметьте фломастером на стакане уровень воды. Теперь спросите малыша: "Как ты думаешь, если я наклоню стакан, так, будто я собираюсь вылить из него воду, как будет выглядеть вода в нем?" Попросите его нарисовать линию, где предположительно будет вода. Затем наклоните стакан и наблюдайте вместе с ребенком, где на самом деле оказалась вода. Попросите его отметить линию там, где он ее увидел. Теперь попросите ребенка догадаться, как будет выглядеть вода, когда стакан будет вновь прямо поставлен на стол. Затем поставьте стакан. Не в коем случае не объясняйте малышу происходящего, если он думает, что вода будет выглядеть как прежде. Кажется, что это – очень простое упражнение и что ребенок будет отвечать правильно, ведь он смотрел на стакан с жидкостью много раз. Но одно дело смотреть, а другое видеть. Если вы специально обращаете внимание, ребенок начинает видеть то, что раньше не замечал, не фиксировал. Дети не всегда способны делать открытия в обыденной жизни самостоятельно, их нужно учить наблюдать.
Еще одну интересную игру можно провести с двумя контейнерами разной формы. Один должен быть широким и с низкими стенками, второй, наоборот, узким и с высокими стенками. Дайте малышу ту же мерную баночку, налейте в нее покрашенную воду до выделенной отметки. Попросите малыша вылить воду из баночки сначала в один контейнер, а затем в другой. Спросите его: "Как ты думаешь, в высоком контейнере больше или меньше воды, чем было в низком? Почему ее там стало больше, ты туда налил больше?" Не объясняйте ребенку, что количество осталось прежним, каким и было в мерной баночке. Ребенок должен экспериментировать и приходить к правильному ответу самостоятельно! Попробуйте эту же игру через несколько месяцев и оцените результаты.
В таких играх главное помнить, что интерес ребенка к исследованиям зависит и от вашей изобретательности. Чем больше экспериментов и замечательных открытий вы сделаете, тем больше ребенок узнает о свойствах воды и различных материалов.


ИГРЫ СО ВРЕМЕНЕМ
Научить детей пониманию времени и его свойств (длительности, необратимости) непросто – дети всегда живут в настоящем. Однако можно физически показать движение времени, временную последовательность процессов, что сделает усвоение этого понятия более простым.
К примеру, проведите с ребенком такую игру. Возьмите веревочку, наденьте на нее крупную бусину и натяните вдоль книжной полки малыша. Прикрепите к полке скотчем несколько кусочков бумаги с названиями знакомых обозначений времени. Это могут быть "время завтрака", "время обеда", "время отдыха", "время занятий (укажите конкретные)", "время ужина", "время купанья", "время сна". Дайте ребенку задание: передвигать бусину – указатель времени – вдоль линии, по мере того как будет проходить день. После того как вы один раз введете этот обычай, вы сможете через время усложнить его, и написать вместо названий числовые значения времени.


ИГРЫ НА КУХНЕ
Запомнить цифры и счет малышам помогут также многочисленные игры на кухне. Во-первых, можно сделать вместе с малышом печенье в форме цифр. Делается это также как и обычное песочное печенье. Готовясь к очередному празднику, замесите песочное тесто, раскатайте его, а затем вместо звездочек, ромбиков и кружков вырежьте из него ножом цифры от 1 до 9. Малышу понравится эта игра, и он быстро запомнит названия и обозначения цифр.
Во-вторых, можно вместе с ребенком приготовить суп и салат, предварительно посчитав, сколько овощей разного вида для этого нужно. Не забудьте надеть фартуки на себя и ребенка – это прибавит игре серьезность настоящего дела! Попросите малыша помыть и приготовить 3 картошки, 1 морковку, 3 луковицы, 4 помидора, 2 огурца и т.п. Посчитайте вместе с ребенком, сколько фасолинок вы положили в суп. Когда суп сварится, не забудьте вместе вспомнить и перечислить, что и в каком порядке вы клали в кастрюлю/салатницу. Накрывая на стол, проговаривайте, сколько тарелок вы ставите, сколько вилок, ложек и ножей раскладываете на столе. Напоследок не забудьте поблагодарить малыша за помощь.


СОРТИРУЕМ ПРЕДМЕТЫ
Чтобы ребенок научился выделять основные признаки объектов, необходимо, чтобы он "пальцами" почувствовал их разницу, то есть приобрел опыт группирования предметов. Раскладывать по группам можно что угодно – от пуговиц до макаронных изделий разной формы.
Предлагаем вам поиграть с ребенком в такую игру. Соберите в свою шкатулку различных мелочей: пуговицы двух-трех цветов, крупные бусины, ракушки, гвозди, хрусталики от лампы и т.п. Попросите ребенка помочь вам разобрать вещи в шкатулке. Раскладывайте предметы "по видам" в разные кучки или коробочки. Следите, чтобы пуговицы, бусины и ракушки были сгруппированы по цветам и форме. По окончании игры посчитайте вместе с малышом, сколько получилось предметов каждого вида.


ДОМИНО
Домино – древняя игра, произошедшая от игры в кости. Если в вашем арсенале до сих пор нет домино, самое время приобрести эту игру, потому что для проведения математических игр она просто необходима.
Правила игры в домино знакомы практически всем. Единственное, что вам нужно знать дополнительно: перед играми с ребенком 2-3 лет уберите все доминошки с количеством точек, превышающим 4. Остальные фишки добавьте, только когда ребенок освоит правила игры и научится считать до четырех.

Автор: Вера БЕРЁЗОВА


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 01 окт 2010, 19:03 
Не в сети
Ученик

Зарегистрирован: 28 апр 2010, 15:09
Сообщения: 54
Откуда: Краснодар
Спасибо очень познавательно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 01 окт 2010, 19:59 
Не в сети
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 8349
Galu, и Вы делитесь своими находками, идеями. Всегда рады. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 22:14 
Не в сети
Зашел на огонек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 ноя 2009, 14:55
Сообщения: 30
Гаян, отличная статья :! :!

а у нас появился интерес к числам и мы научились считать (до 3-х без проблем, до 5-ти пока с подсказками) благодаря бубликам и печенью ^*^
сначала мы выучили "один" - к годику, чтоб знать сколько лет...
а потом когда просил печенье, я как-то спросила "сколько дать", Егор говорил "один" (другого незнал), а я начала предлагать "два" (естетственно он не отказывался, кто ж откажется от большего количества печенья :ROFL: )
так, почти с первого раза и выучили "два"... Цифра два у нас "коронная" - может не считая сказать что к примеру нарисовано две машины, а не одна или три....
вот так, теперь уже не только с помощью печенья, постепенно и учимся считать...
Хотя я совершенно не думала и не преследовала цель научить считать в 2 года... так вот случайно получилось, но увидев интерес Егора к цифрам решила потихонечку продолжить...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 04 окт 2010, 00:37 
Не в сети
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 8349
Laurel писал(а):
Цифра два у нас "коронная" - может не считая сказать что к примеру нарисовано две машины, а не одна или три....вот так, теперь уже не только с помощью печенья, постепенно и учимся считать...Хотя я совершенно не думала и не преследовала цель научить считать в 2 года... так вот случайно получилось, но увидев интерес Егора к цифрам решила потихонечку продолжить...

Наташ, так и продолжайте, в игре! :> Молодцы!!! :good:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 06 окт 2010, 10:05 
Не в сети
Ученик

Зарегистрирован: 21 сен 2010, 22:37
Сообщения: 100
Я знаю, что способности к математике дают пазлы. Сначала мы делали простейшие, просто приклеивали на плотную бумагу какую нибудь детскую картинку - сначала резали ее на 4 части, потом количество частей постепенно увеличивали.
Потом мы учили фигуры - круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, а потом пробовали сделать еще несколько точно таких-же фигур, но уже по разному их разрезать - например круг разрезать на 3/4 и четвертинку, на 2 половинки, на 4 четвертинки, ну и то же самое с другими фигурами. Детям очень нравится самим найти выход и собрать такие-же фигуры.
Ну а еще у детей развивается и чувство логики.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 06 окт 2010, 10:44 
Не в сети
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 8349
ТАНЮШКА писал(а):
Я знаю, что способности к математике дают пазлы...

ТАНЮШКА, отличный вариант. А с какого возраста вы начали деление предметов на чаcти?
Мы в 2,5 года круг освоили по частям. С квадратом почему-то было сложнее. Попозже с прямоугольниками-квадратами разобрались. Хотя, хочу отметить, геометрия в игровой форме малышами усваивается легко. :>


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 10 мар 2011, 16:54 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 13541
Откуда: Краснодар
Laurel писал(а):
Гаян, отличная статья :! :!

а у нас появился интерес к числам и мы научились считать (до 3-х без проблем, до 5-ти пока с подсказками) благодаря бубликам и печенью ^*^
сначала мы выучили "один" - к годику, чтоб знать сколько лет...
а потом когда просил печенье, я как-то спросила "сколько дать", Егор говорил "один" (другого незнал), а я начала предлагать "два" (естетственно он не отказывался, кто ж откажется от большего количества печенья :ROFL: )
так, почти с первого раза и выучили "два"... Цифра два у нас "коронная" - может не считая сказать что к примеру нарисовано две машины, а не одна или три....
вот так, теперь уже не только с помощью печенья, постепенно и учимся считать...
Хотя я совершенно не думала и не преследовала цель научить считать в 2 года... так вот случайно получилось, но увидев интерес Егора к цифрам решила потихонечку продолжить...

А сейчас вы насколко уже "продвинулись"?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 10 мар 2011, 17:07 
Не в сети
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 8349
Я сюда пожаловаться))
Не можем осилисть состав чисел. Сегодня помнит, завтра - полный ноль. Или почти ноль. При чем, соображалка работает, наверное не доросли. Или не созрели. Или не знаю что думать. Звонила классной своей недавно, она математику преподает. Говорит - только зубрить, изо дня в день, иначе не запомнить. И в игровой форме преподносить материал, понятное дело.
А вы как справляетесь с задачей?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 10 мар 2011, 17:16 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 13541
Откуда: Краснодар
Весна писал(а):
Я сюда пожаловаться))
Не можем осилисть состав чисел. Сегодня помнит, завтра - полный ноль. Или почти ноль. При чем, соображалка работает, наверное не доросли. Или не созрели. Или не знаю что думать. Звонила классной своей недавно, она математику прподает. Говорит - только зубрить, изо дня в день, иначе не запомнить. И в игровой форме преподносить материал, понятное дело.
А вы как справляетест с задачей?

Мы на пальцах тренеруемся.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 10 мар 2011, 17:19 
Не в сети
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 8349
Мама Анны и Ульяны писал(а):
Мы на пальцах тренеруемся.

Мы тоже, но это долго. Я систему отработала, всё равно пересчитывает все пальцы подряд.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 10 мар 2011, 17:20 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 13541
Откуда: Краснодар
А вы состав какого числа пытаетесь осилить?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 10 мар 2011, 17:27 
Не в сети
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 8349
Мама Анны и Ульяны писал(а):
А вы состав какого числа пытаетесь осилить?

от 4 до 9. Был период, когда до 5 легко шли, теперь по новой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 10 мар 2011, 17:31 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 13541
Откуда: Краснодар
а так не пробовали?
одно простое и наглядное пособие.
Нужно сделать 10 кружков из картона красного цвета и 10 - синего. Склеиваем кружки, в результате получаем 10 кружков с одной стороны красных, с другой - синих. Теперь кладём на стол, 3 кружка красной стороной вверх. Пересчитываем, убеждаемся, что кружков 3. Один из кружков переворачиваем. Кружков по-прежнему 3, но наглядно видно, что это 3 состоит из 2 (красных) и 1 (синий). И так до 10.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 10 мар 2011, 17:37 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 13541
Откуда: Краснодар
Где-то видела симпатичную идею для состава числа. Карточка (крупная, картонная с четким числом). На нее с двух сторон противоположных прицеплять прищепки бельевые (разные стороны - это разые слогаемые в той сумме "числе"), очень наглядно получается. Например, на карточке "5", отсчитываем 5 прищепок, а потом цепляем 1 и 4, 2 и 3, 0 и 5. Чтобы было интересно на карточке можно нарисовать ну-у... лягуху с большой цифрой 5 на пузе, эта лягуха есть 5 мух (мухи - это прищепки, можно их покрасить). Заодно и моторика тренеруется.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 10 мар 2011, 17:39 
Не в сети
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 8349
Мама Анны и Ульяны писал(а):
Нужно сделать 10 кружков из картона красного цвета и 10 - синего. Склеиваем кружки, в результате получаем 10 кружков с одной стороны красных, с другой - синих. Теперь кладём на стол, 3 кружка красной стороной вверх. Пересчитываем, убеждаемся, что кружков 3. Один из кружков переворачиваем. Кружков по-прежнему 3, но наглядно видно, что это 3 состоит из 2 (красных) и 1 (синий). И так до 10.

Лен, спасибо. Сделаем. Я понадеялась на подобные упражнения в книгах, у Петерсон есть подобное, но лучше всего наглядно, в руках подержать. Складывали игрушки, карандаши... Но они разномастные. отвлекает этот момент.
Да, всё элементарное -гениально)
------
С карточками - можно не морочиться, с таким же успехом получается и на карандашах.))
Но для детей помладше - вариант интересный. *!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 10 мар 2011, 20:11 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 13541
Откуда: Краснодар
Набор игр по математике для детей 3-5 лет
http://book.tr200.net/v.php?id=537731


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 12 мар 2011, 23:11 
Не в сети
Старый друг
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 ноя 2009, 15:11
Сообщения: 202
Откуда: Урай ХМАО-Югра
Видела набор карточек-кругов в интернете для изучения состава чисел ( где, не скажу, не могу вспомнить).
Для каждого числа делается отдельно по два круга. На каждый наклеивается определенное количество кружков (например 5 синих), на другой круг- 5 красных. Разрезается по радиусу и всталяется друг в друга. При вращении верхнего круга меняется видимая часть крга 1 синий+4 красных, 2+3 и т.д. Только постарайтесь расположить цветные кружки примерно одинаково (для красоты ;) )
Надеюсь понятно объяснила. Если в ближайшее время встречу (раскопаю) ссылку, покажу :Search:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 13 мар 2011, 21:18 
Не в сети
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 8349
МаМуля писал(а):
Надеюсь понятно объяснила. Если в ближайшее время встречу (раскопаю) ссылку, покажу

Ой, как буду признательна. Я вряд ли что-то подобное сделаю сама)) Или хотя бы посмотреть, для наглядности, может и сама осилю круги)) Идея понравилась. :good:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Математика в игре для детей 2-5 лет
СообщениеДобавлено: 13 мар 2011, 23:31 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июл 2009, 01:33
Сообщения: 1933
Гаян, а попробуй детский метод по Доману. перед выходом в школы, по приходу со школы, после обеда, часов в семь и перед сном показывай карточки на состав числа: например карточка с 5 точками (говоришь "5"), 2 карточки с 1 и 4 точками одновременно (говоришь "5"), 2 карточки "2" и "3" (говоришь "5"), 2 карточки "0" и "5" (говоришь "5"). берите одновременно по 2 числа - до 5 и свыше 5. Это ж методика на зубреж, к тому же для тех у кого хорошая зрительная память. У тебя,кажется Софья "зрительник" - вон какая творческая личность.))

а мы не мелочимся: считаем, начиная с 5: "пать, сесть, сем". а вот 1-2-3-4 - не произносим: не наш уровень :no: :pardon:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron



.