Портал »
Текущее время: 24 авг 2019, 21:04

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ознакомление детей с частями суток и со временем.
СообщениеДобавлено: 21 апр 2009, 14:30 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК

Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.

Продолжительность одного оборота земного шара вокруг своей оси равна суткам. В обыденной жизни вместо слова «сутки» часто говорят «день», хотя точнее день — это продолжительность времени от восхода солнца до его заката. В разных местах земного шара и в разное время года продолжительность дня и ночи различна, поэтому для измерения времени понятия «день» и «ночь» как эталоны непригодны. Сутки как мера времени имеют свою определенную количественную характеристику — 24 часа, поэтому время измеряется сутками. Это первая естественная единица измерения времени.

Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Такое деление, с одной стороны, связано с объективными изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением солнца, освещенностью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением луны, звезд, а с другой стороны, со сменой видов деятельности людей в разные части суток, с чередованием труда и отдыха. Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена принята условно.

В Словаре русского языка С. И. Ожегова дается такое определение частей суток: день — часть суток от утра до вечера; вечер - часть суток перед наступлением ночи, следующая после окончания дня; ночь — часть суток от вечера до утра; утро — начало дня.

При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Поэтому в «Программе воспитания в детском саду» рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте с различения отдельных частей суток, а в средней группе на этой основе показать последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом (одни сутки сменяют другие, и наступает новый день).

В процессе эмпирического опыта, самостоятельно дети приобрести эти знания о частях суток не могут — это подтверждается результатами обследования представлений детей разных возрастных групп.

Мы выясняли, как дети определяют части суток по деятельности, характерной для того или иного отрезка времени, знают ли названия частей суток, как ориентируются во времени в течение дня. Детям предлагали ответить на следующие вопросы: «Когда тебя мама приводит в детский сад? Когда вы в детском саду спите? Когда тебя забирают из детского сада? Когда ты спишь дома?»

Мы использовали также набор из четырех картинок, где были изображены виды деятельности, характерные для каждой части суток. Картинки предъявляли детям поочередно и задавали вопрос: «Когда это бывает?» По содержанию деятельности, изображенной на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны были определить и назвать время. Такое обследование проводилось во всех возрастных группах детского сада.

При этом выяснилось, что даже дети первой младшей группы пытаются, и довольно успешно, определить время хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельности. Мы показывали им картинки, доступные и близкие по содержанию, выясняли, что на них нарисовано, а затем задавали вопрос: «Когда это бывает?» Пытаясь определить время действия, малыши называют в основном день и ночь. Если на картинках была изображена любая активная деятельность при дневном освещении, дети говорили, что это день; картинки с сумеречным освещением или электрическим светом, в интерьерах которых имелись кровати, определяли как ночь.

Конкретность мышления детей третьего года жизни выразилась в том, что они соотносили изображенную на картинке деятельность со своим личным опытом, например: «Это бывает, когда мы идем домой из сада. Ночью мы с мамой идем» (т. е. зимним вечером); «Мальчик ест кашу. И я днем ем кашу». Подобное сопоставление содержания картинок с собственным опытом у детей других возрастных групп наблюдалось лишь в единичных случаях.

Как видим, разница в усвоении навыка определения и называния различных частей суток у детей младшего и старшего возраста незначительная. Несмотря на проводимую в детских садах работу по ознакомлению детей с различением и называнием частей суток в соответствии с программой, всего лишь 35% детей старшего дошкольного возраста правильно определили такую часть суток, как день. Дело в том, что названия «утро» и «ночь» ребенок чаще других слышит от взрослых как дома, так и в детском саду. «Спокойной ночи», «Доброе утро», — говорит часто мать, а воспитатель приглашает: «Приходи утром в детский сад». Кроме того, для утра и ночи характерны постоянные виды деятельности (подъем, одевание, гимнастика, ночной сон). Различению утра и ночи способствуют и типичные объективные показатели: свет или темнота за окном, восход солнца или луны. Все это помогает детям в процессе повседневной жизни научиться более активно различать и называть эти части суток.

Различение и называние дня и вечера как частей суток больше затрудняет детей. Объем знаний об этих понятиях почти не увеличивается от одной возрастной группы к другой. Вероятно, это связано с тем, что дети реже слышат эти слова, к тому же слово «день» используется в разных значениях (день как сутки, как половина суток и как часть суток). Для этих промежутков времени характерно многообразие видов деятельности, границы их расплывчаты, объективные показатели (летом — для вечера, зимой — для дня) весьма относительны. Поэтому в активном словаре детей слова «день» и «вечер» встречаются реже.

Вместе с тем анализ показывает, что даже если слова-названия отсутствуют в словаре ребенка, это еще не означает, что у него нет представления об этих отрезках времени. Слова «день» и «вечер» заменяются часто указанием конкретных действий, совершаемых в данное время («День — когда обедаем», «Вечер — когда мама за мной придет» и т. п.). Иногда дети затруднялись ответить на вопрос: «Когда это бывает?» — и потому, что не понимали значения самого вопросительного слова «когда?». С этим мы столкнулись во всех возрастных группах, но особенно это проявлялось у младших детей.

В средней группе мы проверяли знание детьми последовательности частей суток. Только половина из них могла установить правильную последовательность частей суток и обоснованность ее, например: «После утра — день, потом вечер, потом ночь и кончается день. А потом опять утро». Детям в среднем дошкольном возрасте уже доступно усвоение последовательности и текучести времени, но в представлении многих из них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета — утро. Когда было предложено положить картинки в соответствии с последовательностью частей суток, начиная с ночи («Я положу картинку, где нарисована ночь. Какие ты положишь по порядку потом?»), дети отвечали:
«Это нельзя, потому что после ночи ничего нет» или: «Так не бывает». В их представлении ночью кончаются сутки, а утром — начинаются.

Для установления последовательности частей суток мы,предлагали детям картинки-рисунки 1—4. Рассматривая эти картинки и отвечая на вопрос: «Когда это бывает?», дети воспринимали их как показатели частей суток и называли части суток. Когда эти же картинки было предложено разложить в соответствии с тем, что было раньше, а что потом, дети раскладывали их по порядку следования изображаемой деятельности и объясняли это так: «Сначала ребенок спит, потом делает гимнастику, потом ест, потом играет». Они воспринимали картинки в последовательности, соответствующей конкретным сюжетным действиям, а не как средство обозначения частей суток, т. е. опирались в основном на изображенную деятельность, не замечая показателей времени.

Деятельность как более знакомый и конкретный признак затушевывала объективный признак — степень освещенности пространства, луна, звезды (ночью).

Следовательно, в процессе обучения необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознавания частей суток — положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток. Так, можно показать преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время. Признак цвета сможет служить показателем различных частей суток, т. е. появится возможность использовать цветные знаки (например, квадратики голубого, желтого, серого и черного цвета) как модели, символизирующие один из значимых признаков каждой части суток — ее цветовую гамму. В таком цветном знаке можно отразить существенные признаки каждой из частей суток, связанные с различным положением солнца и степенью освещенности земной поверхности. Обобщенные знаки могут служить наглядным материалом как для распознавания частей суток, так и для установления последовательности между ними, помогут детям составить представление о продолжительности суток.

При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток и определять их последовательность отмечены следующие особенности: 1) неравномерность в овладении названиями частей суток; 2) выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослыми, связаны с характерными видами деятельности и имеют конкретные признаки; 3) соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности; 4) определение последовательности частей суток, как правило, начиная с утра.
Исходя из этих особенностей, мы наметили методы работы по формированию у детей знаний о частях суток, их последовательности, о сменяемости суток.

Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо конкретным признакам. Но эти конкретные признаки («Утро - когда светло и дети идут в детский сад», «Ночь — когда темно, дети и взрослые спят») нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места. Небезусловен при определении частей суток и индивидуальный опыт ребенка. Признаки ночи (темно, все ложатся спать) могут быть нехарактерны для детей, у которых родители работают по сменам. Поэтому индивидуальные особенности быта должны быть обязательно учтены в обучении детей различению частей суток.

Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность - «Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни». Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Какие же виды деятельности следует использовать как показатели разных частей суток? Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т. п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т. п. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на картинках.

Ознакомление детей с частями суток согласно «Программе воспитания в детском саду» начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток. В связи с особенностями данного возраста для определения каждой из частей суток мы должны были использовать деятельность, максимально приближенную к личному опыту каждого ребенка.

Ознакомление с частями суток мы начали с беседы о личном, конкретном опыте детей (приводим краткую запись).

Воспитатель. Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет: «Пора вставать, уже утро!» Что вы делаете утром?
Надя Н. Я одеваюсь, убираю кровать, потом иду умываться. Мама меня причесывает, и мы идем в сад.
Воспитатель. Когда вы приходите в детский сад?
К о л я Б. Когда мама приведет, утром. Когда все идут на работу.
Воспитатель. Что вы делаете утром в детском саду?
Дети. Играем. Зарядку делаем. Завтракаем.
Воспитатель. В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводится занятие. Все это мы делаем утром. Сейчас утро, и мы занимаемся.

Такие беседы мы проводили на занятиях по математике, уделяя при этом особое внимание упражнению детей в правильном назывании частей суток. В повседневной деятельности мы также упражняли детей в использовании названий частей суток, в соотнесении действий с определенным временем суток.

Знакомство детей с временным вопросом «когда?» и закрепление их умений по характерной деятельности и некоторым объективным показателям определять части суток осуществлялись нами в занятиях по картинкам. Детям показывали картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток (иногда использовали картинки сказочного содержания, связанные с деятельностью сказочных персонажей в различные части суток), спрашивали: «Когда это бывает?» Одни называли время действия без объяснения, другие объясняли при этом, почему они так думают. На последующих занятиях дети должны были выбрать из нескольких те картинки, на которых нарисовано то, что бывает в какой-либо один период суток (утром, днем, вечером, ночью).

Для закрепления знаний детей использовали чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описывались характерные для данной части суток практические действия, например:
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать...
(А. Б а р т о.)

В работе с детьми младших групп мы применяли и наиболее простые словесные игры, в которых активизировали их словарь за счет слов-названий частей суток. Например, в игре «Назови пропущенное слово» воспитатель говорил предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем —...?», и дети дополняли пропущенное слово. Одновременно воспитатель связывал названия частей суток с наиболее заметными объективными и природными показателями (светло, темно, солнце, луна).

В средней группе мы закрепляли у детей название частей суток, углубляли и расширяли представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Если в младшей группе при определении, когда это бывает, мы старались опираться на содержание деятельности, максимально приближенной к опыту самих детей, то в средней группе показывали, что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью использовали картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. Рассматривали с детьми серии картинок, на которых нарисовано все, что бывает, например, вечером (дети уходят из детского сада, играют дома, наблюдают вечернюю улицу с балкона.) Предлагали также самим детям из набора выбрать все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем.
Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществлялся и посредством игр, рекомендованных Ф. Н. Блехер. Это игры-путешествия в утро, день, вечер, ночь. Начинали игру такими словами: «Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой мостовые. Кто это рано утром убрал улицы?» В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий.
После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание сосредоточили на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). В этих целях организовали наблюдения за этими явлениями на прогулках. Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба часто сохраняется длительно, мы использовали карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток (см. рисунки 5, 6, 7, 8).

На первой карточке изображено утро: голубое небо, внизу видна верхняя часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета. На второй — день: светлое голубовато-желтое небо, в верхней части светло-желтый круг солнца. Третья — вечер: серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей. Четвертая — ночь: черное небо с месяцем и звездами. Все четыре карточки показывали детям одновременно и рассматривали, чем они отличаются. Ставили знакомый вопрос: «Когда это бывает?» Затем в парах с ними показывали картинки с изображением характерной деятельности и просили детей указать, что общего на них: какой цвет неба, где находится солнце и др. На основе всех этих признаков делали заключение об изображенном времени.

На следующем занятии к каждой картинке мы прикрепляли соответствующий по цвету квадратик: для утра — голубой, для дня — желтый, для вечера — серый, для ночи — черный. По нашему мнению, цветной символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспримут его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, мы предлагали детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер, или ночь. Быстро разобрав картинки по цветным знакам, дети проверяли правильность отбора, анализируя их содержание.

В дальнейшем детям предлагались только цветные знаки и по ним закреплялись названия времени суток. Цветные знаки использовались и как раздаточный материал: воспитатель показывал картинки или читал стихи, а дети, определив, в какую часть суток это бывает, поднимали соответствующий знак. При этом мы использовали строки из знакомых детям стихотворений, завершая их чтение вопросами: «Когда это бывает?», «Что наступило?»
Когда дети отчетливо усвоили представления о всех частях суток, научились определять по характерной деятельности и объективным показателям и правильно называть каждую из них, запомнили цветные знаки, определяющие части суток, мы приступили к уточнению знаний о последовательности частей суток. Выше уже отмечались трудности, которые испытывают дети в установлении порядка следования частей суток. Прежде всего они следуют традиционной цепочке слов — утро, день, вечер и ночь — при определении последовательности частей суток, и точкой отсчета для них является утро. Поэтому мы учили детей устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета. Например, после выяснения, что бывает днем, спрашивали: «Что наступит после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступит после вечера?»

В последующих упражнениях по закреплению знаний о последовательности частей суток использовали цветные знаки в качестве раздаточного материала и предлагали детям показывать карточки-знаки, идущие до или после названной воспитателем. Или предлагали разложить карточки-знаки, начиная с любой из них и затем пояснить словами последовательность частей суток.

В конце года, когда у детей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки».

Мы еще не раскрываем количественную характеристику суток — 24 часа, но продолжительность этой меры времени можно объяснить, используя части суток. Слово «сутки» должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей — день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро — это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить начиная с любой из них.

При усвоении детьми средней группы понятия «сутки» мы использовали ряд приемов. На доске в один ряд ставили четыре картинки одного и того же пейзажа в разные части суток. По каждой картинке выясняли, когда это бывает. На основании одновременно представленных четырех частей суток знакомили с понятием «сутки», опрашивали детей: «Сколько частей суток нарисовано на всех этих картинках? Как можно назвать одним словом все то время, когда пройдут утро, день, вечер и ночь, все четыре части суток?» Дети обычно отвечали: «Весь день», «Целый день». Мы уточняли: «Все эти четыре части носят название «сутки». Утро, день, вечер и ночь составляют одни сутки». Затем повторяли, сколько в сутках частей, как они называются, каков порядок их следования. Предлагали также сложить знаки-символы частей суток и назвать все это время одним словом.

Проводились также игры, например «Назови соседей»:

- Назови соседей утра.
- У части суток — утра соседи — ночь и день, потому что до утра — ночь, а после утра наступает день.
- Назови соседей ночи.
«Назови все части суток»:
- Дети, я назову одну часть суток, а вы назовете все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День, что дальше? (Вечер и т. д.)

Для закрепления понятия о сутках и о последовательности частей суток проводили беседу по таким вопросам: «Вспомните, что знаете о сутках. Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают еше? Что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь? Назовите все части суток, начиная с дня». И т. п.
Все эти приемы позволяют показать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.

Т.Д.Рихтерман,


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ознакомление детей с частями суток и со временем.
СообщениеДобавлено: 21 апр 2009, 14:31 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Знакомим детей со временем

Прежде чем начать учить детей определять время по часам, рассказывать им, что такое "сутки", "неделя", "месяц", "год", надо познакомить их с понятиями "сначала" и "потом". Общаясь с ребенком в течение дня, играя, занимаясь с ним, комментируйте свои действия словами.

В будущем времени:
сначала мы умоемся, потом будем завтракать,
сначала надо убрать со стола игру, а потом уже садится обедать,
сначала мы поиграем в лото, потом ту будешь рисовать,
сначала надо нарисовать кружочек, потом квадратик.

В прошедшем времени:
сначала мы сходили погулять, потом сели обедать,
сначала ты облился супом, потом пришлось мыть пол и тебя самого,
сначала надо было надеть рубашку, а потом свитер, а не наоборот,
сначала ты не умел рисовать человечка, потом научился и так далее.

Для ознакомления с этими понятиями можно использовать картинки с изображениями каких-либо последовательных действий или явлений:
рост и развитие растения или животного;
последовательные действия по изготовлению чего-либо (росла пшеница, потом ее скосили, обмолотили, перемололи, сделали тесто, испекли хлеб и так далее).
Сначала рассматривайте картинки, рассказывайте ребенку о том, что нарисовано, потом просите его рассказать, что бывает сначала, а что потом в том или ином случае.

После прочтения сказок вместе с ребенком разыгрывайте их, используя игрушки, следя за тем, чтобы ребенок не путал порядок действия.

Познакомьте ребенка с названием частей суток. В течение дня говорите, что было утром, а что будет вечером. Для закрепления знаний о частях суток используйте картинки с их изображением. Если вам не попались подходящие картинки в детских книгах, сделайте их сами - сфотографируйте один и тот же вид в разное время суток (например, вид из вашего окна).

Попросите ребенка:
рассказать по картинкам, какое время суток изображено, что бывает в это время суток в природе (с солнцем, небом, животными), с людьми, с ним самим;
пояснить, что бывает сначала, а что потом;
расположить картинки в нужном порядке (слева направо).
Если ребенку сложно расставить картинки, сделайте это сами и поясните свои действия. А детям только остается правильно разложить стрелочки, нарисованные на маленьких листочках, показав, что бывает сначала, а что потом. Читающим детям можно предложить расставить около картинок подписи (на карточках) или расставить подписи в нужном порядке.

Если ребенок умеет считать и знаком с цифрами, научите его определять время по часам.

Покажите ребенку макет часов (в продаже часто встречают игрушечные часы, если вам не удалось их купить, сделайте сами из листа плотного картона, пришив стрелки, закрепив с обеих сторон макета по пуговице). Расскажите, какая стрелка показывает часы, а какая минуты. Скажите, что они называются "часовая" и "минутная".

Закрепите эти знания:
попросите показать, где какая стрелка.
спрашивайте, какая стрелка короче или длиннее другой.

Обязательно покажите правильное направление движения стрелок. Попросите ребенка покрутить стрелки в нужном направлении.

Объясните, что "ровно" час, два три и так далее бывает при поднятой вверх минутной стрелке. Попросите ребенка поставить ее в это положение и попробовать покрутить часовую стрелку по кругу.

Покажите ребенку, как будет изображаться то или иное время (ровно) - час, два, три и т.д. Попросите ребенка самостоятельно изобразить на циферблате то или иное время, изображая реальное время, глядя на настоящие часы, по заранее подготовленным рисункам или произвольно.

Расскажите, что часовая стрелка за час проходит расстояние от одной цифры до другой. Выставьте на циферблате то или иное время (ровно). Попросите ребенка изобразить положение часовой стрелки через час (два, три и т.д.) или наоборот, час назад (два, три и т.д.)

Объясните малышу, что для того, чтобы ориентироваться внутри каждого часа люди придумали минутную стрелку. И за один час эта стрелка проходит целый круг. Спросите ребенка, где, по его мнению, будет минутная стрелка, если пройдет не целый час, а половина. Если малыш затрудняется ответить, покажите ему сами.

Затем изобразите на макете часов половину того или иного часа, не забывая переставлять часовую стрелку. Попросите ребенка самостоятельно выполнить подобное задание.

Давайте ребенку разные задания, исходя из уже полученных знаний. Изобразите на циферблате то или иное время (ровно или половина какого-нибудь часа). Попросите передвинуть стрелки, чтобы изобразить время, которое будет:
через полчаса;
через час и еще полчаса (введите понятие полтора);
через два (три и т.д.) часа;
через два с половиной (три с половиной и т.д.) или было:
полчаса назад;
полтора часа назад;
два (три и т.д.) с половиной часа назад.

Изобразите то или иное время на циферблате, спросите у ребенка:

сколько времени прошло, если было:.
сколько времени пройдет, если будет:.
сколько времени осталось до:.

Если вы купили пластмассовый макет часов или сделали его сами из картона, напишите около цифр, изображающих количество часов, цифры, изображающие количество минут (они должны быть немного меньше по размеру). Расскажите ребенку, что в каждом часе 60 минут и от одного деления до другого - 5 минут. Покажите ребенку, как изображается стрелками 5, 10, 15 и т.д. минут того или иного часа. Попросите выполнить подобные задания самостоятельно.

Установите стрелки в то или иное положение. Попросите ребенка показать положение стрелок, которое будет:
через 5 (10, 15, 20, 35 и т.д.) минут;
через полчаса (не забудьте сказать, что полчаса - это 30 минут, и что полчаса - всегда ровно полкруга);
через час (два, три и т.д.);
через полтора часа (два, три с половиной часа назад и т.д.);
через час и 5 (15, 35 и т.д.) минут.

которое было:
5 (10, 15, 25 и т.д.) минут назад;
полчаса назад;
час назад (два, три и т.д. часа назад);
полтора (два, три с половиной и т.д.) часа назад;
час и 5, 10, 15 и т.д. минут назад.

Познакомьте ребенка с понятием "четверть часа".

После этого покажите ребенку, что каждое деление (от одной цифры до другой) тоже делится - на маленькие деления - по одной минуте. Покажите малышу, как будет выглядеть 6 минут того или иного часа или 18 и т.д. Придумайте упражнения, аналогичные тем, что описаны выше на закрепление новых знаний.

Расскажите ребенку, что если минутная стрелка не дошла до получасовой отметки, принято говорить "столько-то минут такого-то часа (следующего за цифрой, которую только что миновала часовая стрелка)", например, "восемь часов, двенадцать минут" - это то же самое, что "двенадцать минут девятого". Потренируйтесь называть время, изображенное на циферблате, этими обоими способами.

Расскажите малышу также, что принято говорить, если минутная стрелка пересекла получасовую отметку. Потренируйтесь правильно называть время этими двумя способами.

Давайте ребенку задания по установке времени на циферблате, давая задание каждый раз другим способом.

Не забывайте обращать внимание ребенка на время, изображенное на реальных часах. Просите его сказать, сколько сейчас времени (исходя из полученных на данный момент знаний), изобразить такое же время на игровых часах.

Давайте задания типа:

изобрази стрелками, сколько будет времени, когда пройдет два часа (или любой другой отрезок времени); изобрази на циферблате реальное время, сколько пройдет времени, когда на часах будет :. и т.д.

Составьте вместе с ребенком его распорядок дня. Там, где вы будете писать время, в которое происходит то или иное событие, нарисуйте циферблат с изображением именно этого времени.

Познакомьте детей с названиями дней недели, лучше всего, напевайте их на какой-нибудь простой, знакомый детям мотив, так они быстрее запомнят их порядок. Читающим детям предложите расставить названия дней недели по порядку, показав стрелочками, что сначала, а что потом. Можно нарисовать макет недели в виде круга, где названия дней недели следуют друг за другом по часовой стрелке. Подобный макет описан в книге Сесиль Лупан "Поверь в своё дитя". Там рекомендуется сделать стрелку из картона, которую мама вместе с ребенком может передвигать ежедневно, показывая, какой именно день сегодня. Можно сделать не просто стрелочку, а лепестки или звездочку, на лучах которой будут написаны слова "позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра". На луче, который обозначает "сегодня" можно поместить какую-нибудь метку, чтобы можно было легко его находить.

Начните занятия по этой табличке в один из понедельников. Каждый день с утра передвигайте "стрелку", напоминая ребенку, что "день, да ночь, сутки прочь". Скажите, что наступил следующий день, назовите этот новый день его "именем" (вторник, среда и т.д). Скажите, что день, который наступил, кроме своего имени имеет еще и название "сегодня". А день, который кончился, называется "вчера" и т.д. Постепенно, день за днем пройдите и закрепите остальные названия и понятия.

Когда "стрелка" обойдет полный круг, скажите ребенку, что уже прошла целая неделя. Рядом с таблицей "неделя" приклеивайте какой-нибудь символ (кружок или звездочку) по истечении новой недели. Читающим детям можно приклеивать карточки с надписями "1 неделя", "2 неделя" и так далее. Когда вы "накопите" четыре недели, обязательно замените их на символ большего размера, в который бы поместились все четыре "недели" или написанное на большом листе слово "месяц". И дальше продолжайте считать недели. Ребенок должен усвоить, что месяц - это отрезок времени, включающий в себя четыре недели, что можно отсчитать расстояние в месяц, начав в любой из дней (с начала не стоит уточнять, что месяц бывает чуть длиннее - на два-три дня).

Познакомьте ребенка с календарем. Удобнее пользовать календарем, на котором весь год расположен на одной странице. Покажите, как на нем изображаются дни, недели и месяцы. Расскажите, что люди договорились промежутки времени размером в один месяц называть своими "именами", чтобы удобнее было ориентироваться в году. Конечно же, добавьте, что год составляют 12 месяцев. Добавьте, что "год" - это отрезок времени длиной в 12 месяцев, и можно отсчитывать расстояние в один год с любого момента. Приведите пример с днем рождения самого ребенка. От одного дня рождения до другого проходит ровно один год. Отметьте на календаре дни рождения членов своей семьи.

Расскажите, с какого именно месяца начинается год. Для того, чтобы ребенок лучше запомнил, в каком порядке месяце сменяют друг друга, пойте их названия (на простой знакомый мотив). Можете еще добавить в "песенку" слова "зимние месяцы", "весенние месяцы" и так далее. Раскрасьте разными цветами месяцы по сезонам в календаре. Прочитайте малышу сказку "12 месяцев". Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на основные признаки сезона, на поведение животных в природе, на состояние растений, на труд людей. Рассказывайте, что бывает сначала, а что потом:
сначала тает снег, потом начинает расти трава,
сначала появляются почки, потом листья и цветы и т.д.

Расскажите ребенку, что сезоны повторяются один за другим, что всегда после осени бывает зима и так далее, что за один год проходят все четыре сезона. Вам могут пригодиться картинки с изображением сезонов, дополнительных символов (снежинка, дождик и прочее), картинок (санки, зонтик и прочее) и слов (тепло, холодно, жарко). Спросите ребенка, когда что бывает и когда что бывает людям нужно. Попросите разместить слова или изображения около картинок, иллюстрирующих сезоны года. Читающим детям предложите на память разложить в нужном порядке (в ряд или по кругу) карточки с написанными на них названиями месяцев. Или разложить название месяцев около названий сезонов, написанных на карточках большей величины.

Для ребенка, который хорошо знаком со счетом нарисуйте сводную табличку с единицами измерения времени:

1 век = 100 лет
1 год = 12 месяцев
1 год = 365 или 366 суток
1 месяц = 30 или 31 сутки (в феврале 28 или 29)
1 месяц = 4 недели и 2 или 3 суток
1 неделя = 7 суток
1 сутки (день) = 24 часа
1 час = 60 минут
1 минута = 60 секунд

По материалам сайта http://www.edu.rin.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ознакомление детей с частями суток и со временем.
СообщениеДобавлено: 21 апр 2009, 14:37 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Стихи

В понедельник я стирал,
А во вторник подметал
В среду с медом пек калач,
а в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл, а в субботу торт купил
В воскресенье отдыхал, сказки добрые читал.

Емеля

Мы спросили у Емели:
-Назови нам дни недели!
Стал Емеля вспоминать.
Стал Емеля называть.

Дядька крикнул мне: Бездельник!
Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.

На чердак я влез, и дворник
гнал метлой меня во ВТОРНИК.

В СРЕДУ я ловил жука
И свалился с чердака.

Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами
и застрял под воротами.

В ПЯТНИЦУ дразнил собаку,
Разорвал себе рубаху.

А в СУББОТУ - вот потеха -
На свинье верхом поехал.

В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал,
на мосту лежал, скучал,
Да с моста свалился в реку -
Не везет же человеку!



Вот еще дни недели:

Мишка утром в понедельник
Заглянул в душистый ельник
Муравьишке этим днем
он помог построить дом

А во вторник дождик лил
Мишка к волку заходил
С ним не виделись давно
и сыграли в домино

В среду Мишка к рыжей белке
Заглянул на посиделки
Вместе книжку почитали
и орехи пощелкали

А в четверг проснулся мишка
и к бобру пошел на стрижку
сделал модную прическу
и купил себе расческу

В пятницу с прической новой
мишка в бор пошел сосновый
вместе с зайцем был он рад
там собрать ведро маслят

А в погожую субботу
Мишка наш пошел к болоту
повстречался с лягушонком
угостил его масленком

в день последний - воскресенье
мишка наварил варенья
всех друзей позвал на пир
даже птичек не забыл

Друг за другом пролетели
семь веселых дней недели
мишка все успел
всем друзьям помочь сумел


Стихи про дни недели

Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает
Всех трудиться заставляет.
ВТОРНИК следует за братом
У него идей богато,
Он за все береться смело
И работа закипела.
Вот и средняя сестрица
Не пристало ей лениться,
А зовут её СРЕДА,
Мастерица хоть куда.
Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
Он мечтательный чудак
Повернул к концу недели
И тянулся еле еле.
ПЯТНИЦА - сестра сумела
Побытрей закончить закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.
Предпоследний брат СУББОТА
Не выходит на работу.
Шалопай и озорник
Он работать не привык.
У него другой талант -
Он поэт и музыкант,
Да не столяр и не плотник,
Путешественник, охотник.
В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Очень любит угощение.
Это самый младший брат,
К Вам зайти он будет рад.
Семь их ровно посмотри.
Всех запомнил? Повтори.


Куда девался понедельник
-Где бездельник Понедельник?-
Спрашивает Вторник.
-Понедельник - не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник.
Он для повара Среды
Притащил бадью воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница
Скромница, опрятница.
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе
Привет.


Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ
В отличном клубничном варенье.
В ПОНЕДЕЛЬНИК - в вишневой наливке,
Во ВТОРНИК - в томатной подливке,
В СРЕДУ - в лимонном желе,
В ЧЕТВЕРГ - в киселе и смоле.
В ПЯТНИЦУ - в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В СУББОТУ, помывшись в чернилах,
Сказала : - Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!


Жаль, всего семь дней в неделе -
Дел навалом у Емели:
В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во ВТОРНИК -
Он плетёт слону намордник.
Языком молотит в СРЕДУ
И баклуши бьёт соседу.
После дождичка в ЧЕТВЕРГ
Он пускает фейерверк.
ПЯТНИЦА - тяжёлый день:
Тень наводит на плетень.
И СУББОТА не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день -
Сдвинет шапку набекрень…
Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ -
Это праздник и веселье:
И, улёгшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле…
Было б восемь дней в неделе -
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!

А.Усачёв

ДНИ НЕДЕЛИ
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днем всегда была.
А четверг, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый - пятница сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, воскресенье,
Назначаем днем веселья.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ознакомление детей с частями суток и со временем.
СообщениеДобавлено: 21 апр 2009, 14:38 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Королевство минуток
Погарский Михаил

Раз - секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались -
И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз
И четыре про запас -
Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.

Вот неделя. В ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Носит имя понедельник.
Вторник - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка-среда -
Третьим днём была всегда.
А четверг - четвертый день -
Шапку носит набекрень.
Пятый - пятница-сестрица -
Очень модная девица.
А в субботу - день шестой -
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний - воскресенье -
Назначаем днём веселья.
Завтра снова детский сад
Ждёт-пождёт своих ребят.

Четыре недели, четыре недели,
Они целым месяцем стать захотели.
Но месяц сказал им: "Чуть-чуть подождите,
От пятой хотя бы немного возьмите!".

Двенадцать месяцев в году
В свою играют чехарду.
Январь очень любит на санках кататься.
Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли.
А май деревца одевает листвой.
Июнь - тот клубничку приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать.
А август любитель грибы собирать.
Сентябрь разным цветом покрасит листочки.
Октябрь льёт дождиком, словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра.
Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрем завершается год,
Он ёлку ребятам в подарок несёт.
Сто лет пробежит - и закончится век.
И время не может замедлить свой бег.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ознакомление детей с частями суток и со временем.
СообщениеДобавлено: 21 апр 2009, 14:41 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Всегда: и летом, и зимой, и осенью, и весной есть четыре времени суток. Утро, день, вечер и ночь. Я хочу тебе рассказать тебе, малыш, о них немного.

Утро: мама проснулась рано-рано, она уже сварила тебе кашу, дети обязательно должны есть по утрам кашу, она очень полезна для здоровья. Мама погладила твою новую рубашечку, вымыла полы в квартире и протерла окна, чтобы солнышко ярче светило в твоей комнате. Много чего уже успела сделать твоя мама, самая хорошая мама на свете. А сейчас она стоит и смотрит на тебя. Как ты красиво спишь, положив кулачок под голову. Ах, как маме не хочется будить тебя. Но надо!

Утро!
Лес зеленый утром дружно просыпается.
Ёлочка пушистая росою умывается,
На лесной лужайке васильки цветут,
Птички разноцветные песенки поют.
А задира-ветер хочет их поймать.
Как нам сладко спится, но пора вставать!

И вот ты уже проснулся, малыш, умылся, оделся, съел свою кашу, съел всю до конца, даже тарелка заблестела, выпил какао и теперь ты можешь свободно играть. Да, но разве ты не помогаешь маме мыть свою тарелку и чашку? Ну конечно, малыш, я совсем забыл, вы всегда делаете всё с мамой вместе. Тогда ты совсем молодец! Ты сделал все, что нужно, и теперь готовишься идти на улицу. Столько хорошего ждет тебя на детской площадке: качели, песочница, маленький терем-теремок. Да! Мы совсем забыли про велосипед. Как весело крутить педали; ветер в лицо, и соседская кошка убегает от тебя. Ты не боишься кошки, ведь ты на велосипеде, ты совсем большой, и тебе очень весело. Наступил день.

День!
Ласковое солнышко по небу шагает;
Солнышко работает, землю согревает.
Облака кудрявые весело бегут:
"Надо торопиться — люди дождик ждут".
А задира-ветер носится, шальной,
Даже на минутку не зайдет домой.

Но вот ты уже набегался и наигрался, сложил все свои конструкторы, посмотрел мультик по телевизору, бабушка рассказала тебе сказку. Ты очень любишь сказку про теремок. И про репку, и про колобок, и про Красную Шапочку. Да ты уже сам можешь рассказать какую-нибудь сказку, ведь ты уже совсем большой, даже сам наводишь порядок в своей комнате. Все машинки и игрушки ты убрал на место, в большую большую коробку, книжки положил на полочку, а красная пожарная машина сама заехала в гараж. Ты много работал, малыш, и устал. Сейчас ты сидишь на коленях у папы. Папа пришел с работы, он тоже устал, и сейчас вы, два уставших человека, сидите и разговариваете. Ах, какой хороший у тебя папа, какой он сильный и добрый. Ты пытаешься разжать его пальцы, но у тебя ничего не получается; у папы очень сильные пальцы. Когда ты вырастешь, ты тоже будешь таким же сильным и добрым, как твой папа. Но вот за окнами начинает темнеть. Приближается вечер.

Вечер!
Солнышко усталые глазки закрывает.
Радуга уснула, и луна зевает.
Ей, бедняжке, нужно до утра светить,
С маленькими звёздочками хоровод водить.
А задире-ветру звёзды не достать.
Засыпай, мой мальчик, деткам нужно спать!

Ты уже давно спишь, малыш, тебе снится хороший и ласковый сон. Мама еще не спит. Маме еще много всего предстоит переделать: и рубашки твои постирать, и папин костюм почистить, и ковер пропылесосить, и продукты на завтрак приготовить. Всё в доме на маме держится. Мама — хозяйка! Но вот и мама устала, и спать легла. Все в доме затихло: телевизор не работает, пылесос не гудит, стиральная машинка отключилась, и только холодильник иногда пофыркивает. Тишина в доме, ночь наступила.

Ночь!
Ночью спать ложатся книжка и тетрадь,
Куклы и игрушки тоже будут спать.
Им приснятся добрые розовые сны,
Радостью и счастьем будут сны полны.
А задира-ветер тоже лег в кровать;
Столько дел на завтра, как бы не проспать.

А завтра опять выйдет солнышко, проснется зеленый лес, облака побегут по небу, и опять задира ветер будет шалить и веселиться. Так заведено и так будет всегда. И пусть всегда будет над тобой, малыш, чистое и ясное небо. Спи спокойно, малыш, вырастай большой!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ознакомление детей с частями суток и со временем.
СообщениеДобавлено: 21 апр 2009, 14:41 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Наталья Иванова

ВРЕМЕНА СУТОК

Зайка объяснял Мишутке
Про СЕКУНДЫ и МУНУТКИ:

«За секундочку ты сможешь
Снять с куста малинку.
За минутку их положишь
Шестьдесят в корзинку!
До краев ее как раз
Ты наполнишь через час!»

Хочется еще Мишутке
Знать, что значит слово «СУТКИ».

«Если встанешь завтра рано,
Выйдешь утром на поляну,
Ты увидишь – солнце всходит,
Елки освещает,
А потом на небосводе
Целый день сияет.

Послезавтра, рано тоже,
Ты восход увидеть сможешь.
От восхода до восхода
Сутки проживет природа».

«А часов-то сколько в сутках?»
«Их двадцать четыре.
Часики повесь, Мишутка,
Ты в лесной квартире.

Часики всегда покажут
И секунды, и минутки.
Стрелки на часы укажут,
Дважды круг пройдут за сутки.

Ты возьми часы в берлогу,
Стрелки рано встать помогут.

Стрелки скажут: «Семь утра!»
Значит, завтракать пора.
В полдень нужно на обед
Супчик съесть и винегрет.

А в семь вечера, на ужин,
Творожок зверюшкам нужен.
Если время твердо знаем,
То режим мы соблюдаем.

В стрелках разберись, Мишутка!
Ровно через ПЯТЬ ЧАСОВ
Рассказать ты мне про СУТКИ
Должен быть уже готов!

А пораньше, через ЧАС
Про СЕКУНДЫ и МИНУТКИ
Жду я от тебя рассказ.
Все спрошу тебя, Мишутка!»

Мишка несколько часов
Думал и смотрел на стрелки,
И теперь уже готов
Объяснить Ежу и Белке
Про секунды и минутки,
Про часы и даже сутки.

Поучился не на шутку.
Вот так молодец Мишутка!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ознакомление детей с частями суток и со временем.
СообщениеДобавлено: 21 апр 2009, 14:42 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
ИГРЫ СО ВРЕМЕНЕМ
Научить детей пониманию времени и его свойств (длительности, необратимости) непросто – дети всегда живут в настоящем. Однако можно физически показать движение времени, временную последовательность процессов, что сделает усвоение этого понятия более простым.
К примеру, проведите с ребенком такую игру. Возьмите веревочку, наденьте на нее крупную бусину и натяните вдоль книжной полки малыша. Прикрепите к полке скотчем несколько кусочков бумаги с названиями знакомых обозначений времени. Это могут быть "время завтрака", "время обеда", "время отдыха", "время занятий (укажите конкретные)", "время ужина", "время купанья", "время сна". Дайте ребенку задание: передвигать бусину – указатель времени – вдоль линии, по мере того как будет проходить день. После того как вы один раз введете этот обычай, вы сможете через время усложнить его, и написать вместо названий числовые значения времени.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ознакомление детей с частями суток и со временем.
СообщениеДобавлено: 15 сен 2009, 07:58 
Не в сети
Ученик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 сен 2009, 12:51
Сообщения: 97
Откуда: Зауралье
Нарисовали паровозик и к нему состав из 7 разноцветных вагончиков. Подсмотрела в Инете.
Каждое утро прикрепляем новый вагончик, который соответствует дню недели.
А потом к нему можно добавить календарь погоды. Его "записываем" утром и вечером.
Например, сегодня пятница и утром было облачно.
Изображение Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ознакомление детей с частями суток и со временем.
СообщениеДобавлено: 15 сен 2009, 08:17 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
Helene Как красиво!
У нас разные календари висят на стене, вот, по методу Лазаврева, мы изучаем сразу несколько моментов: ноты, цвета, дни недели! Есть песенки на стихи Маршака по временам года, месяцам, а еще мы под каждым днем недели прикрепляем число. Я нарисовала, а дети разскрасили и сами меняют, когда заканчивается неделя :)
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



.