Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 28 мар 2024, 12:18

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Полезные советы по обучению чтению
СообщениеДобавлено: 26 апр 2009, 23:43 
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 6975
Полезные советы по обучению чтению




Где искать золотой ключик?

- Ничего не читает! Как свободная минутка, так к телевизору. И вот себе кнопки нажимает!.. А ведь буквы уже в четыре года знал!..

Стандартная жалоба. Родители подростков сетуют, учителя массовой школы проигрывают бой за приобщение школьников к классической литературе, психологи изучают проблему и сообщают нам о качественном изменении среды в сторону господства видеообразов и о формировании нового типа человека - "человека смотрящего". Параллельно другие психологи создают невиданные доселе по совершенству методики обучения грамоте детей горшечного возраста, призванные наполнить бурной деятельностью жизнь продвинутых мам.

Тут надо сделать необходимую паузу. Во-первых, я ничего не имею против стремления молодых родителей к овладению передовыми педагогическими знаниями: сама грешила. Поэтому теперь, начиная разговор в любой аудитории - в учительской или в родительской, я коротко сообщаю, что являюсь мамой двоих детей - 17 и 14 лет, т.е. мамой, вкусившей результаты (положительные и отрицательные), а также их отсутствие самых захватывающих методик воспитания своего времени.

Как учитель, я тоже не имею принципиальных возражений против того, чтобы ребенок к началу школьного обучения умел читать. Собственно, для поступления в спецшколу или в гимназию это теперь необходимо.

Но, по моему странному убеждению, нормально развивающемуся ребенку из интеллигентной семьи в дошкольном возрасте не нужны никакие специальные методики обучения грамоте. Он, при выполнении некоторых условий, к шести - шести с половиной годам прекрасно обучает себя сам. Более того, это самообучение и есть показатель его возможностей справиться с требованиями гимназической программы.

Если же этого не происходит, нужно вести прицельный разговор об особенностях развития данного конкретного ребенка и о том, как и чем заниматься с ним в первую очередь. Однако эта тема для другого разговора.

Все методики по обучению детей чтению направлены на выработку умения переводить буквенные значки в звуки, звуки - в слова, а слова - в предложения. Но если понимать под чтением не бойкое движение по букварю под руководством воспитателя дошкольной прогимназии или гувернера, а чтение книг (т. е. чтение в собственном смысле слова), то умение это является хоть и необходимым, но недостаточным. Кроме того, и оно таинственным образом зависит не только от прогрессивности и совершенства тех методов и приемов, при помощи которых малыша обучают читать, и не только от виртуозных качеств учителя, но и от наличия у самого ребенка внутреннего желания читать. Это внутреннее желание психологи называют мотивом и утверждают, что именно он, а не что-либо иное, определяет успех любой человеческой деятельности. Иными словами, чтобы научиться читать, ребенок должен хотеть это делать.

Сто лет назад необходимость чтения обосновывалась информативностью книги, ее функцией "источника знаний". Сегодня нечитающий ребенок страдает от чего угодно, только не от недостатка информации. Он легко добирает и перебирает ее у экрана телевизора, видео и компьютера. Чтение с этой точки зрения является малоэффективным и трудоемким способом деятельности. Это подсознательно понимает любой дошкольник пяти лет.

Почему же он должен хотеть читать?

Мы являемся свидетелями очень интересного процесса современности - перехода чтения, особенно чтения классической и высоко художественной литературы, в разряд элитных занятий.

При этом золотые ключики от потайной дверцы в мир чтения лежат не в учительском кармане, а в кармане... читающего родителя.

Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи. Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова. Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым. Так задаются образцы определенного жизненного стиля. Если после работы вас хватает только на то, чтобы шевелить кнопками телевизионного пульта, приготовьтесь к тому, что ребенок будет вести себя так же, не задаваясь вопросом, при чем тут усталость. Вы - образец. Какие могут быть к нему претензии?

В читающих семьях ребенок (опять подчеркиваю - в случае нормального развития) обучается читать сам собой, так же, как обучается ходить и говорить. Потому что чтение внутри его семьи является столь же необходимым видом деятельности, как хождение и говорение. Окружающая его среда насыщена буквенными символами, начиная от вывесок и газетных заголовков и кончая теми самыми кубиками с буквами, которые, конечно же, вам подарит друг семьи с педагогическими склонностями.

Вы между делом сообщите малышу, как называется та или иная буква, или он сам спросит вас об этом.

К определенному моменту выяснится, что ваш пяти-шестилетний человечек уже освоил значение букв и пытается прочесть рекламную надпись.

Подобное открытие порой ведет к странным последствиям: родители решают, что они могут больше не читать ребенку. Более того, не должны ему читать. Иначе как же он будет совершенствоваться в своем только что приобретенном навыке? Стимула не будет.

Позиция не просто неверная, а вредная. Два процесса - слушать ваше чтение и читать самому - имеют совершенно разные задачи и основаны на совершенно разных механизмах. Вы же не станете заставлять ребенка пройти многокилометровый маршрут, ссылаясь на то, что он уже сделал первые шаги? Будучи старым адептом дорожных путешествий, вы возьмете малыша с собой в поход и понесете на себе. Ради чего? Ради общения и совместного переживания. Так же и с чтением. Когда вы читаете ребенку, вы общаетесь с ним и вместе переживаете прочитанное. Поэтому так важно, чтобы выбранная для чтения книга доставляла удовольствие и ребенку, и вам.

Кстати, совместное чтение вслух (не зависимое от возраста детей), как и домашний театр, было хорошей традицией интеллигентных семей в России в конце XIX - начале XX веков.

Совершенствование малыша в технике чтения - это другое, отдельное дело.

Во-первых, надо обеспечить ребенка соответствующей библиотекой, состоящей из книг с картинками в размер страницы и с коротенькими текстами под этими картинками (наподобие сказок Сутеева). Буквы обязательно должны быть большими - даже тогда, когда вы знаете, ребенок справляется и с маленькими. Процесс чтения не должен напоминать разгрузку вагонов. Самостоятельно ребенок должен читать более легкие книжки, чем он, по идее, мог бы, а сложный словесный мир будет, как и раньше, открываться ему через ваше ежедневное (не менее получаса) чтение вслух.

Во-вторых, важно помнить, что у маленького ребенка умение читать связано с умением писать, и письмо функционально предшествует беглому чтению. Подписи с орфографическими ошибками под его картинками, почему-то приводящими вас (а в особенности - бабушек) в ужас, не менее важны для процесса обучения чтению, чем страдания над букварными страницами. Забудьте про ошибки. Сейчас ребенок осваивает другой, крайне важный принцип: буквы - значки для звуков. Это и есть самообучение. А ваша задача - стимулировать его на этом пути всеми возможными способами. Помогайте малышу сшивать "книжки" из подписанных картинок, радуйтесь каждому "облачку" со словами "ой" и "ха-ха-ха", вылетающему изо рта героя нарисованного им комикса.

Есть один замечательный путь побудить ребенка писать (разумеется, произвольными буквами). Это - научить его изготовлять вывески. Вывески могут понадобиться для игры в магазин, при строительстве города и даже перед приходом старого знакомого, которому вдруг станет интересно узнать, как все в доме называется (бредовый, на первый взгляд, мотив, но странным образом убедительный для ребенка). Если же у вас есть на примете хороший человек, который сменит привычное амплуа Деда Мороза на роль инопланетянина, акция по развешиванию вывесок в квартире приобретет небывалую актуальность, доходящую до ажиотажа. Тут уж будьте последовательны и прикрепите вывеску и на потолок, и на унитаз, и на ошейник своей собачки. Иначе инопланетянин может составить превратное представление о богатстве русского языка.

Если же вас начнут расспрашивать о странных особенностях изменившегося дизайна квартиры, смело отвечайте, что этому учит новейшая методика обучения грамоте. Можете козырнуть словом мотив. Возможно, это не будет сильно противоречить истине.

На волшебном острове слов

Желание ребенка читать, а потом и писать, заниматься сочинительством - две ветки одного дерева. Их корень - интерес ребенка к живой жизни слова.

Чем является для ребенка слово? Оно сродни фантастическому существу, способному к превращениям, обладающему магическими возможностями порождать предметы, явления и целые миры. И ребенок получает огромное удовольствие, обнаруживая эти его особенности, играя словами, подобно тому как Танечка и Ванечка Корнея Чуковского играли с Тяни-Толкаем.

Взрослый должен только вовремя и умело включиться в это замечательное занятие, помогая ребенку пополнить арсенал словесных игр и превращений.

"Как играть словами?"

Чтоб словами поиграть,
Надо научиться... врать!

Пожалуйста, не удивляйтесь. Врака враке рознь. Это нам еще в детстве объяснили Мишка с Толиком из рассказа "Фантазеры", который должен был бы стать введением во все учебники по детской психологии. Те самые враки, в которых упражнялись герои Н. Носова, по природе своей родственны серьезному сочинительству настоящих писателей и поэтов. И если мы всегда предпочитаем иметь дело с тем, что понимаем, необходимо учесть, что в процессе "пустяшной" деятельности по придумыванию врак ребенок подсознательно осваивает законы словесного творчества, постигает их изнутри.

В фольклоре для этого существует более точное слово - небывальщина:

По поднебесью, братцы,
Медведь летит.
Медведь летит,
Хвостом вертит.

На этом принципе построен целый пласт детской поэзии, в который внесли свой вклад и Корней Чуковский (вспомните знаменитую "Путаницу"), и Юнна Мориц, и Роман Сеф, и Борис Заходер, и многие другие.

Для начала все это надо откопать, прочитать и выучить с ребенком наизусть.

А потом предложить ему игру с не очень благозвучным названием: "Кто кого переврет?" (Можете предложить ребенку более пристойное, но менее понятное название: "Кто кого перенелепит?" - на выбор.)

Играющих может быть двое, а может быть две команды по 3-4 человека. Сначала (очередность устанавливается по жребию) играющий одной команды придумывает враку:
- А я видел, как кошка по небу летала!
Игрок другой команды подхватывает:
- А я видел, как самолет на тучу лаял!
И так до тех пор, пока у кого-то из играющих не истощится фантазия.

Ребенок очень быстро понимает, что придумывать - совсем непросто, особенно что-то новенькое. Легче всего использовать старые, уже кем-то выдуманные "враки". Но это никогда не спасает от поражения. Чтобы победить, приходится напрягать воображение, искать образы, подбирать слова.

Попробуйте сыграть в небывальщину на двоих со своим малышом. После двух-трех туров вы обречены на хроническое поражение. Взрослые, как правило, проигрывают детям в этой игре. Если они, конечно, не поэты.

"Лошаденок"

Помните, как замечательно Корней Чуковский описал природную способность ребенка к словотворчеству в своей книге "От двух до пяти"?

Внимательный и заинтересованный родитель, вы, конечно, записываете за ребенком его забавные словечки и выражения. Это ваша памятная коллекция. Возможно, со временем ею заинтересуется какой-нибудь детский журнал.

Но некоторые из "продуктов словотворчества" можно заставить поработать на своего создателя уже сейчас.

Представьте себе, что в стандартной ситуации, когда ваш малыш должен запомнить названия детенышей животных ( у лисицы - лисенок, у волчицы - волчонок, у тигрицы - тигренок, у зайчихи - зайчонок), в его речи появляется ... лошаденок. С точки зрения официальной методики по подготовке к школе будущих отличников, этот лошаденок подлежит полному и немедленному искоренению. Так пусть же дрогнет ваша рука. Вспомните, что любой недомерок может оказаться Коньком-Горбунком (а может быть, и Пегасом?). Иными словами, перефразируя Винни-Пуха, никогда не знаешь точно, чем кончится дело, если имеешь дело с подобными словечками.

Конечно, ребенок должен узнать настоящее название детеныша лошади, но почему бы и за лошаденком не оставить право на существование? Может, поселить его вместе с коровенком, овчонком, свиненком и им подобными на каком-нибудь подходящем волшебном острове, где возможна захватывающая, полная событий туземная жизнь? Но поскольку никто толком не знает, как выглядят обитатели этого острова, необходимо нарисовать их портреты, уточнить, чем они питаются, как спят, что любят делать. А это уже огромный совместный труд (ваш и ребенка) по созданию энциклопедического словаря неизвестных науке животных.

"Висит груша - нельзя скушать"

Замечательное, до сих пор неоценненное по достоинству занятие - загадывание загадок.

Между прочим, слово гадать изначально означало думать: загадка была первой формой прафилософского осмысления мира.

Сначала загадывайте ребенку множество разных загадок и сообщайте их отгадки.

Кстати, настоящие фольклорные загадки невозможно отгадать, не зная ответа. В загадках выражалось тайное знание древнего племени. Если надо было убедиться в принадлежности человека какому-нибудь сообществу, в его посвященности, причастности к таинствам, устраивали испытания загадками. Известны пришельцу отгадки - он свой и имеет право на жизнь в племени. Не известны, значит, это чужой, и лучше его съесть поскорее, чтобы не наделал каких-нибудь бед.

Когда ребенок запомнит достаточно много загадок с отгадками, можно устраивать "загадочные" состязания: сначала один загадывает загадку, потом - другой. У кого быстрее загадки кончатся, тот проиграл. Это очень древний вид состязаний. Только раньше поражение могло стоить проигравшему головы.

Следующий этап - самостоятельное придумывание загадок. Например, в воскресенье вы садитесь завтракать, никуда не торопитесь и говорите перед началом еды:
- Я задумал(а) предмет, который стоит на столе. Он плоский, круглый, белый, с тонкой голубой линией по кругу.

Ребенок тут же догадывается, что это тарелка, и предлагает вам свой вариант загадки.

По такому же принципу можно сочинять загадки о животных: "Хищник серо-зеленого цвета, издалека похожий на бревно. Живет по берегам Лимпопо, Амазонки и других водоемов". Это занятие дети очень любят. А какой простор для использования их обширных знаний об экзотических животных, полученных из различных телепередач и видеофильмов!"

А вот самая трудная игра в разгадывание загадок.

Выбирается водящий. Он выходит из комнаты, а остальные играющие выбирают какой-то предмет, который водящему нужно будет разгадать. Указывается место, где этот предмет находится: на столе, на потолке, около окна - чем взрослее дети, тем шире поле для поиска предмета. Водящий возвращается и пытается определить задуманный предмет с помощью вопросов:

- Он плоский?
- Он красного цвета?
- Он из дерева?

Остальные игроки имеют право отвечать либо "Да", либо "Нет". Чтобы участвовать в такой игре, нужно владеть достаточно широким набором свойств для характеристики предметов. Эта игра сильно развивает ребенка, если играть в нее в разновозрастной группе.

Имейте в виду, что текст таких загадок включает условие, вопрос и ответ, а также требует решения на основе непростой деятельности по сравнению и сопоставлению получаемых данных. Поэтому игры в загадки являются прекрасной формой подготовки к решению математических задач.

"Запретные слова"

Самый известный вариант игры в запретные слова - "Черное с белым не берите, "да" и "нет" не говорите!" Это диалог, в котором ведущий задает вопросы, хитроумно пытаясь вынудить отвечающего к употреблению слов черное, белое, да, нет.
- Вы поедете на бал?
- Поеду.
- И, конечно, оденете ослепительно белое платье? - И так далее.

Через некоторое время ребенок научится виртуозно избегать запретных слов, а потом и водить.

Хотя задавать вопросы детям нравится меньше, чем отвечать.

Существуют различные варианты подобной игры. При желании вы легко придумаете их сами. Например, условьтесь с ребенком в течение часа не употреблять слово "Я". В этом случае говорящие вынуждены пользоваться другими речевыми конструкциями: вместо "Я хочу" - "Мне хочется" или "Мне бы хотелось".

"Молчанка"

Кто-то из великих сказал, что только в молчании познается истинный смысл речи.

У одного из племен североамериканских индейцев юноша, проходивший посвящение в мужчины, должен был три дня провести один в лесу, сидя в магическом кругу. При этом он должен был хранить молчание. Он не мог ни пожаловаться на что-то, ни попросить о помощи.

Любой уважающий себя современный мальчик (не говоря уж о современной девочке, которая мало в чем ему уступит) должен быть готов к подобным испытаниям. Тренироваться лучше начать заранее. Например, решить, что среди бела дня нужно промолчать ровно 15 минут.

Если же вы с ребенком принимаете обоюдное решение обходиться в течение двух часов без помощи слов, для общения придется пользоваться другими средствами. Возможно, вы даже сумеете разработать что-то похожее на азбуку жестов. Этому, кстати, обучают актеров, чтобы сделать их речь более выразительной.

Итак, ведите словари, загадывайте загадки, молчите "на время" и сочиняйте враки от души. Это то поле живой речи, которое превращает ребенка в "охотника за словами" и в будущем заставит его открыть книгу. Кстати, многие игры будут иметь и другой, косвенный результат: ваши семейные детские праздники наполнятся новым содержанием!

Играем в почту "Здравствуйте, дорогие родители!"

Давайте вспомним... Ну, например, это: "Я к вам пишу..."

Нет, это, пожалуй, слишком романтично. К тому же ассоциируется исключительно с любовными письмами. А мы ведем речь о малышах. Лучше поэтому начать по-другому:

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?

Чувствуете, как забилось сердце? Почтальон к нам идет! Он письмо нам несет.

Вспомните, когда последний раз вы получали - не газету, не рекламное приложение неважно к чему, не извещение о повышение квартплаты - письма? А когда отвечали на них?

"Я не любитель писать... Извини, но писать не обещаю... Надо бы написать, да все времени нет..."

Это симптомы телефонной ары. Культура письменной речи, этики письма безвозвратно уходит из нашей жизни.

Теперь уже такие аргументы, как "Научишься читать - умным станешь! Много нового узнаешь!", - работают очень слабо. Ваш малыш, благодаря телевизору, видео и компьютеру, в свои пять, шесть, семь лет информирован гораздо лучше, чем вы в его возрасте. Причем без всяких книг.

Но книги - это не только Знание, как мы привыкли его понимать, не только информация, это еще и общение, мир переживаний другого. Особенно, когда речь идет о художественной литературе. Один из мудрейших отечественных психологов Лев Семенович Выготский писал, что искусство позволяет человеку прожить не только одну собственную жизнь, но пережить и вобрать в себя события и жизненный опыт множества персонажей, которых человек встречает на страницах книги. Такое общение не потеряло своего значения и поныне. И взрослому, и ребенку оно нужно, как воздух. И в ваших силах показать малышу, что такое общение с помощью письменной речи.

Попробуйте поиграть с ним в очень серьезную игру под названием "Почта".

Для начала повесьте почтовый ящик (хотите - соорудите его из фанеры, хотите - склейте из картона). А можете никаких ящиков не вешать, а облюбовать себе тайничок. Например... дупло. Так или иначе, но место, откуда достаются письма, должно быть особенным - "маркированным", как говорят ученые. И шуршащий маленький конвертик (обязательно запечатанный - тайна почтовой переписки!), извлекаемый из этого особенного места маленьким любителем компьютерной графики, оказывается для него чем-то наподобие подарка Деда Мороза или Санта-Клауса.

Разбирать написанное поначалу непросто: требуется воля, напряжение, сосредоточенность. Но может ли быть что-нибудь более действенное, с такою же силой побуждающее шестилетнего, даже пятилетнего малыша читать, как лично ему адресованные письма?

И мало ли кто может прислать письмо! И Доктор Айболит, и Дождевой Червяк, и Мальчик из Далекой Страны... Даже если ребенок знает, что дождевые червяки не умеют писать, в этого - Автора Письма - он захочет поверить. Потому что больше всего не свете любит играть и постоянно готов к свершению чуда.

Но можно и не выдумывать ничего особенного. Чтение письма - всегда захватывающее таинство, и автор послания всегда обладает особым статусом и всегда принадлежит прекрасному "далеко". Даже если это мама, папа или бабушка, в настоящий момент сидящие в соседней комнате.

"Егор! Сегодня у меня очень плохое настроение. Догадываешься, почему? Ты заставил меня сильно рассердиться. Я всегда расстраиваюсь, когда приходится тебя наказывать..."

"Почтовая" этика требует не оставлять письма без ответа. И вот малыш уже выводит печатными буквами (хотя что может быть невыносимей для мальчишки, чем писать?): "Я хачу памирица".

У этого "хачу" очень важная функция. Оно показывает: в письме можно сказать что-то, что порой трудно выговорить вслух. А ведь так важно, чтобы человек, в том числе и маленький, владел разными формами самовыражения, высказывания.

Поэтому не обращайте внимания на ошибки. Они неизбежны, и бороться с ними надо на другом фронте. Главное, сами пишите грамотно, крупными буквами. Есть возможность - печатайте, тоже обязательно крупно. Что вам позволено, так это научить ребенка правильно писать обращение в начале и слово "до свидания" в конце - то есть опять-таки тому, что непосредственно относится к этике переписки.

Вот, пожалуй, пока и все о важности и нужности домашней почты.

Счастливых, волнующих вам писем!

Автор: М.С. Аромштам

Источник: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07l.shtml


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Полезные советы по обучению чтению
СообщениеДобавлено: 12 май 2009, 22:27 
Ученик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 апр 2009, 23:18
Сообщения: 108
По мнению многих родителей, научить ребёнка читать - это задача №1 в наше время бесконечного потока информации. С одной стороны, этому в школе учат... А с другой - всё больше сведений о том, что детям под силу научиться читать намного раньше. Лена Данилова утверждает, что её дочь прочла первое слово в 10 месяцев. Николай Зайцев обучает детей чтению с 2 лет. Глен Доман предлагает обучать детей чтению с рождения.

Нужно или не нужно учить ребёнка читать в таком раннем возрасте? Кому это нужно? У каждой мамы будет свой ответ на этот вопрос.

С чего начать?

Честно говоря, иногда главное - начать. А если уж начал - постепенно продвигаться от буквы к букве, самому при этом получая удовольствие.

Обычно мы покупаем азбуку, листаем картинки, читаем стишки, называем буквы. Изучение алфавита - это, по традиции, первый шаг к чтению. И нельзя сказать, что это неэффективно - все мы в своё время научились читать с помощью элементарного Букваря.

Но не обязательно начинать с алфавита.

Николай Зайцев в своей книге "Письмо. Чтение. Счёт" приводит множество примеров тому, как зубрёжка алфавита и заучивание каждой буквы в отдельности отдаляет ребёнка от основного - умения синтезировать буквы, видеть за буквами слово.

Как же облегчить ребёнку процесс восприятия букв, как помочь запомнить их и уловить связь между ними в слове?

Николай Зайцев доказал, что дети быстро складывают слова с помощью складов (Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ, БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ и т.д.), не отвлекаясь на название отдельных букв.

Глен Доман доказал, что дети легче учатся читать, когда запоминают всё слово целиком, сопровождаемое картинкой.

На мой взгляд, это очень удачные решения, но не без недостатков - кубики Зайцева достаточно сложно изготовить, они не оснащены картинками, а попевки из складов кажутся мне лишёнными поэзии.

Теория запоминания целого слова оправдана, если учитывать методы подачи информации Домана (пролистывание карточек несколько раз в день перед глазами ребёнка). В конце концов, слова эти отложатся в памяти малыша. Но как же научить ребёнка синтезировать отдельные буквы или склады в слово? Не все слова можно проиллюстрировать и запомнить. А смысл чтения, по-моему, именно в составлении больших слов из различных маленьких складов.

Мне кажется, что есть смысл объединить эти методы и немного их "приукрасить" - адаптировать к детскому восприятию. То есть, создать собственный метод.

Цель моего метода - донести до сознания ребёнка 3 вещи:
1. Есть буква, отдельный знак, который иногда бывает словом (междометие, союз, предлог.)
2. Есть склад, состоящий из 2-3 букв, который может быть как частью большого слова, так и отдельным односложным словом.
3. Есть слово - двух- или трёхсложное, состоящее из нескольких слогов.

Чтобы сделать процесс обучения нескучным, жизненным, интересным для ребёнка, я придумываю маленькую историю в стихах, герои которой - изучаемые буквы, склады и целые слова, подбираю иллюстрации в интернете, распечатываю, и в картинках демонстрирую эту историю ребёнку.

Помня о том, что я хочу донести до сознания ребёнка, я составляю текст стихотворения таким образом, чтобы ребёнок мог увидеть, как одна буква может быть самостоятельной, затем превратиться в склад, а потом - в слово.

Продемонстрирую свой метод на примере буквы А.

Стихотворение:

Мы проснулись утром рАно,
Ноги свесили с дивАна,
Тёрли сонные глазА,
И зевали буквой А
МА на маму мы сказали,
ПА на папу мы сказали,
БА на бабушку сказали,
Но проснулись мы едвА ли...
Всё зевали мы, зевАли,
Но проснулись и сказАли:
МАМА, ПАПА,
БАБА, ДЕД,
Съем и завтрак и обед!

Чтобы знакомство с буквой А превратилось в событие, я, рассказывая стишок, показываю карточки с буквой А, складами МА, ПА, БА, словами МАМА, ПАПА, БАБА, а также иллюстрирую описанные в стихотворении движения.
ЧТО РАССКАЗЫВАЕМ ЧТО ПОКАЗЫВАЕМ (таблички А4) ЧТО ДЕЛАЕМ
Мы проснулись утром рАно, Буква А Потягиваемся
Ноги свесили с дивАна, Буква А Дрыгаем ногами
Тёрли сонные глазА, Буква А Трём глаза
И зевали буквой А Буква А Зеваем
МА на маму мы сказали, Слог МА
ПА на папу мы сказали, Слог ПА
БА на бабушку сказали, Слог БА
Но проснулись мы едвА ли... Потягиваемся
Всё зевали мы, зевАли, Зеваем
Но проснулись и сказАли: Широко открываем глаза
МАМА, ПАПА, Слова МАМА, ПАПА Картинка: Мама и папа
БАБА, ДЕД, Слова БАБА, ДЕД Картинка: Бабушка и дедушка
Съем и завтрак и обед!

А вот пример знакомства с буквой О.

Стихотворение:

К нам сегодня на OKНО
прилетела буква О.
"ОХ!"- сказала буква О,
И вздохнула: "О-ХО-ХО!
Утром в ГОРОД я летала
И купила МОЛОКО."
О летала,
О устала,
О вздыхала,
Отдыхала...
"ХОРОШО!" - сказала О
и покинула ОКНО.

В этом стихотворении буква О персонифицируется - это Птица, у которой буква О нарисована на груди. Это может быть уже не просто картинка, а птица-перчатка. Я рассказываю о Птице, а Птица рассказывает о себе.
ЧТО РАССКАЗЫВАЕМ ЧТО ПОКАЗЫВАЕМ (таблички А4) ЧТО ДЕЛАЕМ
К нам сегодня на OKНО Картинка: Окно
прилетела буква О Птица О Действие: Птица прилетает
ОХ! - сказала буква О Слово ОХ! Действие: Вздыхаем
И вздохнула: О-ХО-ХО! Слово О-ХО-ХО! Действие: Вздыхаем
Утром в ГОРОД я летала Слово ГОРОД Картинка: Город
И купила МОЛОКО Слово МОЛОКО Картинка: Пакет молока
О летала Птица О Действие: Птица летит
О устала Птица О Действие: Птица садится
О вздыхала Птица О Действие: Птица вздыхает
Отдыхала Птица О Действие: Птица отдыхает
ХОРОШО - сказала О Слово ХОРОШО Действие: Птица расправляет крылья
и покинула ОКНО Слово ОКНО Действие: птица улетает

Я считаю, что буквы нужно не столько изучать, сколько обыгрывать. Если игра интересна ребёнку, он будет повторять её снова и снова. А повторение, как известно, - мать учения. Если стихотворение с буквой ребёнку понравится, он будет его с удовольствием повторять, и сама буква отложится в его памяти.

Первая часть моей работы - это стихотворения с гласными (А О У Ы И Э Е Ё Ю Я).
После того, как гласные усвоены, можно переходить к изучению складов - то есть комбинаций гласных с разными согласными. Достаточно ли для этого пользоваться складами Зайцева, или же здесь тоже будет необходима "адаптация" в стихотворной форме, покажет время.
Продолжение следует.

Приложение:

Стихотворение с У:
Я две палочки возьмУ
и построю букву У
БУДУ, буду, буду, буду
Буду строить хала-БУДУ
Хала-буду, хала-будку
Посажу туда я УТКУ
Посажу туда я УТКУ
Буду дуть для утки
в ДУДКУ

Стихотворение с Ы:
К нам в чулан,
где много ЛЫЖ
Прибежала крошка МЫШЬ
МЫШЬ нашла в чулане СЫР
И прогрызла СЫР до ДЫРр
Мы прогнали крошку-МЫШЬ
Мы сказали мышке
КЫШ!

Стихотворение с Э, Е, А, О:
ЭЛЛА в лес пошла гулять
Захотела покричать
ЭГЕГЕЙ! - сказала ЭЛЛА
ЭГЕГЕЙ! - ответил кто-то
Кто же ЭТО?
Где же ЭТО?
Может, это из болота?
ЭЛЛА думала, гадала,
наконец-то угадала:
Это ЭХО, это ЭХО
это ЭХО - вот потеха!

Стихотворение с И:
Мы сегодня ели РИС
И в окно смотрели
Там в саду расцвёл ИРИС,
ПТИЧКИ прилетели
Чик-чирик, чик-чирик
ПТИЧКИ щебетали
И с деревьев жёлтые
ЛИСТИКИ слетали

Стихотворение с Е, Ё, И, О:
ЁЖИК спрашивал у ЕЛИ
ЕЛЬ, скажи мне,
честно только:
Почему вчера ЕЛЕНА
называла тебя ЁЛКОЙ?
Еле слышно, ЕЛЕ-ЕЛЕ
Ель шепнула:
"В самом ДЕЛЕ...
Напоролась на иголку,
Обозвала меня ЁЛКОЙ!
Как придёт ко мне ЕЛЕНКА
Обзову её я ЛЕНКОЙ!

Стихотворение с Я, Ю, А, У:
Я стою, я стою
Я в окно на ЮГ смотрю
Я не вижу ЮГА -
За окошком ВЬЮГА.
Кукла ЮЛЯ к нам пришла
У неё в руках ЮЛА.
Поиграю с ЮЛЕЙ,
Покачаю в ЛЮЛЕ.
Покручу ЮЛУ Я,
Как ЮЛУ ЛЮБЛЮ Я!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Полезные советы по обучению чтению
СообщениеДобавлено: 12 май 2009, 22:36 
Ученик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 апр 2009, 23:18
Сообщения: 108
Игры со складами Зайцева

Уверена, что склады Зайцева - гениальное изобретение. Но признаюсь, инструкция самого автора не прочитана мною от начала до конца. Фантазия всегда опережает мою усидчивость. Фантазия подсказывает мне лёгкие и прикладные решения.

Я не представляю себе обучение чтению без привязки к тексту. Что касается, например, английского языка, я до сих пор не знаю наизусть английский алфавит, всё время спотыкаюсь и вспоминаю, какая там дальше идёт буква. Но это не мешает мне читать и говорить по-английски. В моей немецкой спецшколе не преподавали английский, я выучила его по песням "Биттлз", "Дорз" и прочих рок-групп.
Очень хорошо помню процесс самообучения чтению на английском - я слушаю песню, потом смотрю в слова, и запоминаю, как читается то или иное буквосочетание. Если нахожу в другом слове такую же комбинацию букв, произношу по аналогии. В 90% случаев срабатывало, в 10% - нет, но это были исключения, сами знаете, что такое английский язык.

Когда ребёнок обучается чтению на родном языке, поверьте, по сложности эта задача для него сродни обучению иностранному языку. Такие родные нам буквы для него тоже набор знаков, сложных и непонятных, которые ему легче запомнить интуитивно, чем зубрить.

Поэтому мне кажется, что легче и естественнее ребёнка обучать чтению на каком-нибудь тексте, скажем, на любимом стихотворении, чем в отдельности зубрить с ним отдельные буквы.

Берём стишок, который ваш ребёнок любит больше всего, например:

Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

При совместном прочтении стихотворения (а дети любят читать то, что им понравилось, миллионы раз) можно просто водить пальцем по тексту, и я вас уверяю, ребёнок поймёт, где какая буква, чисто интуитивно, более того, увидит взаимосвязи букв, ощутит разницу "буква-слог-слово".

Можно пойти более "системным" путём и попробовать научить ребёнка различать отдельные склады Зайцева или просто слоги.

Разбиваем текст на склады по Зайцеву:

На ша Та ня г ро м ко п ла че т
У ро ни ла в ре ч ку мя чи к
Ти ше Та не ч ка не п ла чь
Не у то не т в ре ч ке мя ч

или просто на привычные нам со школьной скамьи слоги:

На ша Та ня гром ко пла чет
У ро ни ла в реч ку мя чик
Ти ше Та неч ка не плачь
Не у то нет в реч ке мяч

Распечатываем склады, клеим на картон (можно заламинировать) и играем с ними (построчно):

1. Можно демонстрировать их, как карточки Домана
2. Можно демонстрировать их на компьютерной презентации в PowerPoint
3. Можно крепить склады один к другому, как вагончики поезда
4. Можно приклеить склады на пол и ходить по ним
5. Можно прикрепить к стене и бросать по ним мячик, называя каждый склад
6. Можно прятать склады под подушки, искать, находить и называть
7. Складывать, как паззлы (НА соединяется только с ША, а ТА с НЯ), для этого, конечно, нужно карточки вырезать определённым образом, чтоб они совмещались.
8. Нанизывать склады на верёвочку, возить за собой по комнате
9. Крепить склады на верёвочку прищепками, потом подвесить верёвочку высоко, прыгать, пытаясь достать, при этом называть каждый склад

И так далее.

После игр с частями слова необходимо вернуться к целому тексту, чтобы не растерять смысл.

Просмотрите внимательно выбранное Вами стихотворение, все ли согласные там присутствуют. Не в каждом стихотворении присутствуют, скажем, Ф, Х, Ж, Ц, Ч, Ъ. Из гласных в текстах редко встречаются Ю, Ё, Ы. Найдите стихотворение с этими гласными и согласными, чтоб ребёнок имел о них представление.

Специально для наших развивающих занятий в клубе "Эники-Беники" я сочинила стихотворение, в котором участвуют все согласные и гласные русского языка (!), и которое легко обыгрывать. Это история об одной весёлой многодетной семье:

Мама мыла Дашу,
Маша ела кашу.

Папа ел пирог,
Паша съел сырок.

Саша мерял шубу,
Лёша чистил зубы.

Любит чистить зубы
Даже наша Люба.

Заварили чаю.
Люба угощает.

Люба, Люба, угощай!
Даже Даша просит чай.

Чаю всем налили.
Фёдора забыли!

Эй, Федюша, не зевай!
Хочешь чаю - наливай!

Как мы играем с этим текстом?
Каждые 4 занятия мы рассматриваем одно двустишье. Обыгрываем сначала сценку в кукольном театре, проговаривая текст, потом выкладываем мелко распечатанные склады в ряд в кармашки на вертикальной декорации.

Потом играем с крупно распечатанными складами - прыгаем по ним, бросаем мячик, прячем-ищем, просто перебираем. Через 4 занятия повторяем пройденное двустишье и рассматриваем следующее. В конце цикла мы планируем собрать всех героев стихотворения за одним столом, обыграть все действия и повторить все выученные склады.

Надеюсь, что эта статья будет полезна мамам, которые играют с детьми в лингвистические игры. Пусть это будет помощь или просто пища для размышления.

http://uaua.info/content/articles/1555.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Полезные советы по обучению чтению
СообщениеДобавлено: 13 май 2009, 19:18 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
Хорошие статьи!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Полезные советы по обучению чтению
СообщениеДобавлено: 15 май 2009, 08:38 
Зашел на огонек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 апр 2009, 21:59
Сообщения: 28
Откуда: г.Краснодар
Спасибо, девочки. Вот как раз на данном этапе мы используем и пытаемся совместить две методики. Кубики Зайцева и "Букварь с пелёнок" Глена Домана :)
Стихи почитали с удовольствием. Вот, кстати, действительно.если читать любимы стихи малыша, водя пальчиком по каждой строчке, то ребёнок запоминает это влёгкую, естественно любимые стихи читаются не раз и не два в день... На собственном примере проверено, мы произведения Чуковского читаем "типо сами", все поражаются, что она уже читать умеет? да нет, не умеет, просто зпомнила слова, запятые, слоги и сидит сама пальчиком водит и читает вроде как :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Полезные советы по обучению чтению
СообщениеДобавлено: 15 май 2009, 11:43 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2009, 15:07
Сообщения: 1266
Откуда: Республика Коми
ПуШиСтИк писал(а):
На собственном примере проверено, мы произведения Чуковского читаем "типо сами", все поражаются, что она уже читать умеет? да нет, не умеет, просто зпомнила слова, запятые, слоги и сидит сама пальчиком водит и читает вроде как :)
Всё у тебя хотела спросить,как ваше обучение по Зайцеву ;) Шунечка значит ещё и по своему любимому дяде Чуковскому обучается :-bd Мы "Букварь с пелёнок" сначала не воспринимали,а теперь листалки уже сама просит,что может рассказывает .Слова знакомые узнаёт.Мне кажется мы-ВЗРОСЛЫЕ на самом деле словами читаем.То что много раз перед глазами представало,то мы на лету и выхватываем.А вот попадаются слова,которые в жизни не видела (какие-нибудь "специализированные"),так его пока прочтуууу :-s :-B :-? :((


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Полезные советы по обучению чтению
СообщениеДобавлено: 29 авг 2010, 10:47 
Зашел на огонек

Зарегистрирован: 26 авг 2010, 17:12
Сообщения: 1
Как научить детей читать?
Поделюсь своим опытом. Занимаюсь с внуком с 6 месяцев. Использую «приёмчик Полевого из Луганска». Он заключается в записи на карточку любых звуков, издаваемых ребёнком, с последующим предъявлением карточек с периодичностью по системе Supermemo или Anki, но без надоедания. По мере наращивания массива – отбраковываются примитивные звуки в пользу более реальных. Начинали мы с УА, МА, ГА… Затем МАМА, ГАГА, ГУКА, БАБА… Сейчас БУЛКА, ГОЛОВА, ДЕСЯТЬ… Массив в 50 карточек пока не превышаем. По-видимому, подошли к пределу памяти графической информации для данного возраста. Но главное – массив постоянно анализируется и отбраковывается, чтобы охватить всё больше складов по «Новой азбуке Толстого».
На сегодня нам 1год 8 мес. Осмысленно говорим 5-10 слов, но читаем, не понимая смысла 50 карточных слов и первые 1-2 слога любого слова. Таким образом, можно утверждать, что «читаем раньше, чем говорим».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Полезные советы по обучению чтению
СообщениеДобавлено: 30 авг 2010, 20:02 
Сенсей

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 08:38
Сообщения: 6975
polevoj, здравствуйте. Вот бы все дедушки так занимались... ( да и не только дедушки...) :) :good:
Если по теме, у Вас методика индивидуального подхода. Просто и понятно.-)Спасибо, что поделились. :)
polevoj писал(а):
На сегодня нам 1год 8 мес. Осмысленно говорим 5-10 слов, но читаем, не понимая смысла 50 карточных слов и первые 1-2 слога любого слова. Таким образом, можно утверждать, что «читаем раньше, чем говорим».
Любопытное наблюдение! -)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Полезные советы по обучению чтению
СообщениеДобавлено: 12 июл 2012, 14:19 
Старый друг

Зарегистрирован: 02 май 2012, 12:55
Сообщения: 499
Уважаемая Весна! Спасибо Вам большое, за советы по обучению чтению. У меня 2 детей:Макс-10 лет и Даша -5. Было свободное время на работе и я решила написать Максу письмо,со всеми атрибутами:конверт, адрес, индекс, ну, чтоб ребёнок в общих чертах хотя бы представлял, что такое почта не электронная. Написала, заклеила и оставила утром на столике у его кровати (ухожу-он ещё спит-каникулы же). В обед звонит муж, говорит, что во первых, Даша ищет по дому письмо от мамы для нее, во вторых, Макс плачет над письмом (что я там такое написала?). В письме я написала кратенько, что я его люблю и какой он помошник по хозяйству, и что я каждый день благодарна ему, но забываю сказать и т.д. Дорогая Весна! Ну конечно, на следующий день Даша нашла своё письмо у своей кровати, чему была несказанно рада и с помощью Макса написала мне ответ. Но главное то, что я поняла, как мало я разговариваю со старшим ребёнком и как время убегает, и как надо ловить его и не желать тёплых слов, пока эти слова находят такой отклик в душе сына.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Полезные советы по обучению чтению
СообщениеДобавлено: 16 авг 2012, 12:18 
Зашел на огонек

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 20:32
Сообщения: 6
Откуда: Горячий Ключ
В свое время дочку обучал читать с конфеткой в кармане. Прочитаешь - получишь конфетку или прочитаешь - поедем с тобой на велосипеде на озеро. Помогало.

Главное настойчивость и систематичность.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Полезные советы по обучению чтению
СообщениеДобавлено: 09 авг 2016, 19:09 
Зашел на огонек

Зарегистрирован: 09 авг 2016, 18:49
Сообщения: 1
Сейчас появились разные методики и игры, которые заинтересовывают ребенка развивать навыки чтения и счета. Например, "Буквограмма" Шишковой или компьютерная развивающая программа "Носики-курносики учатся считать и писать". Пока теряюсь в выборе, что из этого заказать, на чаша весов больше склоняется к Буквограмме на этом сайте. Она выстроена так, что в ней с интересом могут даже взрослые дети и родители играть (то есть семейный вечерок можно устроить ex ).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron