Портал »

Осенняя встреча
Осенняя семейная творческая встреча 2019

Текущее время: 11 ноя 2019, 23:27

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Основные ритмы для дарбуки
СообщениеДобавлено: 27 янв 2013, 18:49 
В сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 31623
Откуда: РФ, Краснодар
На летнем морском семинаре многие из нас увлеклись игре на этнических барабанах - дарбуках.

Из википедии:
Дарбу́ка (тарбука, дарабука, тарамбука, думбе́к) — старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к мембранофонам, по форме — к так называемым барабанам в форме кубка.

Изображение

Позиция инструмента

Инструмент традиционно держат с левой стороны. Играют чаще всего сидя (барабан на коленях, левая рука его придерживает; или же дарбука зажимается между колен) или стоя (барабан прижимается к левому боку, подвешивается на специальном ремне или кладётся на левое плечо). Играют на дарбуке ладонями и пальцами обеих рук. Ведущей при этом является правая рука, левая же используется в основном для орнаментирования ритма[9]. Такое положение инструмента и сам принцип игры на нём очень схожи с техникой игры на рике.

Существует также техника комбинированной игры рукой и палочкой (в Турции такую палочку называют çubuk), распространённая в Турции, на Балканах и в Египте. Эта техника широко применяются местными цыганами.

Техники извлечения звуков

Основных тонов два: низкий, получаемый от удара ближе к центру мембраны, и высокий, когда пальцы бьют по краю барабана. Несмотря на это, есть множество способов извлекать звуки, поэтому ритмы очень насыщены и богаты декоративными элементами, вроде щелчков или тремоло.

Разнообразие способов извлечения звуков велико: простые удары ладонью в район центра дарбуки (низкий), удары пальцами по краям, различные техники перекатывания пальцев (например, сплит-фингер), звонкие шлепки ладонью, звонкие и глухие щелчки, удары по корпусу дарбуки, просовывание руки внутрь барабана для изменения тембра низкого удара, игра на внутренней поверхности мембраны, трение мембраны, приглушение звука прижиманием мембраны пальцами/ладонью и т.д. Для заполнения ритма в интервалах используются и хлопки в ладоши.

Список обозначений основных видов ударов

Изображение

D (Dun) — низкий открытый удар правой рукой ближе к центру. Звук должен быть низким и глубоким, пальцы сложены вместе.
G (Gun) — аналог Dun'а для левой руки. Если в записи встречается серия DDDD, то, как правило, имеется в виду DGDG.
T (Tek) — высокий звонкий удар правой по краю. Удар выполняется слегка разведенными пальцами.
t (te) — тихий удар правой по краю
K (Ka) — высокий звонкий удар левой по краю. Выполняется безымянным и средним пальцем, сложенными вместе.
k (ka) — тихий удар левой по краю.
S (Slap) — удар левой, при этом ребро правой ладони перегораживает мембрану. Высота звука определяется местом прижатия ребра ладони. Для получения более звонкого звука вместо перегораживания используют прижатие указательного пальца. Иногда мембрану прижимают коленом.
r (ролл) — несколько пальцев «перекатываются» перед основным ударом. Существует много разновидностей роллов, о чем речь пойдет на наших занятиях.
B (Bak) – закрытый взрывной удар правой. Рука сложена «лодочкой». Существуют также открытые разновидности данного удара и удары плоской ладонью.
P (Pak) — аналог Bek'а для левой руки. При обозначении BBBB, как правило, будет иметься в виду BPBP.
b – тихий bek, иногда им заменяют t.
L — сдвоенный удар, k и t наносятся почти одновременно: первым наносится k, сразу после t.
U — сдвоенный удар Dk.
F — щелчок пальца. Палец левой руки соскальзывает с большого, мембрана глушится правой рукой.
C — ногтевой щелчок. Как правило мембрана глушится основанием ладони или большим пальцем.

В записи ритмов везде, где указан акцентированный T, можно использовать Bak, Slap или щелчок в зависимости от желания придать звуку ту или иную окраску.

Звук рождается на границе инcтрумента и человека, его чистота зависит от глубины взаимодействия и эмоционального состояния. Добивайтесь глубокого низкого Дуна, без отзвука, и четкого звонкого Тека.

Основные ритмы


МАКСУМ

египетский; «максум» означает «сломанный пополам». Простой «максум» является основой для многих других ритмов. Он имеет особое значение в современной и фольклорной музыке Египта. В восточных музыкальных композициях с перкуссионным аккомпанементом очень часто можно услышать отчетливую ритмическую форму «максума» [DT-TD-T-]. В отдельных частях Магреба, например, в Тунисе, это семейство ритмов носит название DUYEK / ДУЕК.
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T---T-D---T---: базовый
D-T-tkT-D-tkT-tk: наполненный
D-B-tkB-D-tkB-tk: с бэком
D-T-k-T-D-k-T---: идущий
D-T-k-T-D-k-T-tk: идущий «с мостиком»
D-S-K-S-D-K-S---: идущий со слэпами
D-T~tkT-D~tkTktk: с роллами
D-B-tkB-D~tkB-tk: с роллами

БЕЛЛЕДИ (два D вначале)

египетский; «белиди» — это более фольклорная версия среднеазиатского «максума», характеризуется двумя отчетливыми D в начале фразы. Иногда также называется «maSmuudii saghiir» (т.е. «маленький масмуди»), т.к. по ритмической форме и акцентам очень его напоминает с одним лишь отличием – «белиди» играется на 4, а «масмуди» на 8. Слово baladi означает «провинциальный», «устаревший». «Белиди» обычно играется более медленно, чем «максум».
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-
D---D-------T---D-------T-------:
D---D---t-k-T---D---t-k-T---t-k-:
D-k-D---t-k-t-k-D---t-k-T-------:
D---D---t-k-t---D---t-k-t---t-k-:
D---t-k-D---D---t-k-t---t-k-t-k-:
D---D---K---T---D---K---T---t-k-:
D---D---t---k---D---D---t-k-t---:
D-k-D-k-t-k-t-k-D-k-t-k-T-k-t-k-:
D---D---t---S---D---t---S---t-k-:

САИДИ (два D в середине)

cинкопированный; «саиди» — еще один ритм из группы «максума». Он выделяется двумя D в середине фразы. Этот ритм очень популярен в верхнем Египте (т.е. в южном Египте – по направлению течения Нила). Как правило, играется быстро и с сильными акцентами. Обычно используется для аккомпанемента Tahtib («татиб» – мужской ритуальный танец с палкой) или танцам живота (особенно для танцев с тростью, которые, по сути, являются пародией на мужскую версию этого танца). «Саиди» очень напоминает Ghawazee, и иногда его так и называют. Также «саиди» можно назвать «baladii maqluub» («белиди маклюб»).
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T---D-D---T---: Базовый
D-T-tkD-D-tkT-tk: Наполненный
D-B-bkD-D-bkB-bk: С «бяком»
T-T-tkD-D-tkT-tk: после первого цикла
D-tk-kD-D-tkT-tk:
Dk-Tk-D-D-tkB-tk:
DkB-kkDDD-tkB-tk: с тремя дунами

ФАЛЛАХИ

египетский; «фалахи» означает «фермер» в верхнем Египте (т.е. на юге). Этот ритм также называется «ритмом женщин», потому что его, в основном, играют и поют женщины, сидящие на берегу Нила. Очень напоминает «максум», но играется в 2 раза быстрее.
1---+---2---+---
D-K---K-D---K---:
D-B---B-D---B---:
D-K---K-D---S---:
D-T---T-D---T---:
D-T---T-D-tkT---:
D-T-tkT-D-tkT---:
D-T-tkT-D-tkT-tk:
D-k-t-k-D-k-t-kk:
D-S-k-S-D-k-S---:
D-B-k-B-D-k-B-kk:
D-B-kkB-D-kkB-kk:

ЧИФТЕТЕЛИ

греческий/турецкий; часто используется в танце живота. Иногда также используется для аккомпанемента для taaqasiim («такасим» — мелодическая импровизация). Первая часть ритма напоминает ритм Вахда.
D-----T-----T---D---D---T-------:
D---T-T---T-T---D---D---T-------:
D-tkt-T-tkD-T-tkD---D---Tktkt---:
D-ktk-T-kdk-T-kkD---D---Tktkt-kk:
D---T-K---K-T---D---K-k-T---k-k-:
D-Tkt-T-DktkT-tkD-tkDkDkT-------:
D-tkt-T-tkdkT-tkD-tkDkDkT-------:
D-tkt-T-tkdkT-tkD-tkD-D-T-------:
D-tkt-T-tkd-T---B-B-B-B-B-------:
DktktkTktkdkTktkDktkDktkT-------:
D-tkt-t-tkD-t-t----ttk-ttk-t---k:
D---t~t-k-t-k---D~t-D-k-t---t-k-:*
*греческий

ЛЕЗГИНКА

Танец народов Кавказа, существует множество вариантов. Для Лезгинки характерна оттяжка в конце ритма, смещение слабых долей, форшлаги. Существует множество рановидностей Лезгинки в зависимости от региона Кавказа. Как правило Лезгинку играют на кавказком барабане «дхола».
1---+---2---+---3---+---
D---t-K-t-k-T---t-K-t-k-:
D---k-t-k-k-T---k-t-k-k-:
D---tkTkt-kkT---tkTkt-kk:
D-kkt-k-t-k-T-kkt-k-t-k-:
D---t-k-tktkT---t-k-tktk:
D---tkt-ktk-T---tkt-ktk-:
D---ktk-t-k-T---ktk-t-k-:
D---k-tkt-k-T---k-tkt-k-:

БОЛЕРО

играется во многих ближневосточных странах; эта группа ритмов (сюда еще относится Rhumba – «румба») была, скорее всего, принесена в Испанию арабами, а затем, обогатившись европейскими элементами, вернулась назад; часто используется для аккомпанемента вокалу.

I.
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-
D-------T-------T---T---D---T---:
D-------T-------T---K---D---K---:
D----tkkT---k---T---k---D---k---:
D---k-k-T---k-k-T-k-T-k-D---T---:

II.
1--2--3--4--5--6--7--8--9--0--1--2--
D--ktkT--ktkd--T--D--ktkT--ktkDktktk:
D--tkkT--tkkd--T--D--tkkT--tkkDkktkk:


АЮБ

арабский, играется во многих странах Средней Азии, Турции и Египте; также является основой для североафриканского (египетского), трансового танца под названием Zar. Также аюб часто используется в bellydance и фольклорных танцах (в быстром темпе). Некоторые считают, что «аюб» должен напоминать походку верблюда.
D-----k-D---T---:
D---t-k-D---T---:
D---t-k-D---B---:
D---k-k-D---T---:
D---t-k-D---D---:
D-k-t-k-D---T---:
D-k---k-D-k-T---:
D-k-t-k-D---B-kk:
D-kkt-K-D---B---:


БАЮН

египетский, немного синкопированный; напоминает «аюб», но имеет 2 D в середине фразы и играется более медленно, чем «аюб»; часто используется для барабанных соло в bellydance.
1---+---2---+---
D-----D-D---T---:
D---k-D-D---B-–-:


КАРАЧИ

египетский, хотя довольно необычный для египетских ритмов, т.к. начинается не с сильного низкого D, а с высокого Т. Тем не менее, он широко используется в египетской и североафриканской фольклорной музыке.
1---+---2---+---
T-----k-T---D---:
T-k-t-k-T---D---:
T---k-k-T---D---:
T-----k-T-k-D---:
T-kkT-D-TktkT-D-:

Источник: http://www.channelingstudio.ru/rhythms.shtml


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные ритмы для дарбуки
СообщениеДобавлено: 27 янв 2013, 18:55 
В сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 31623
Откуда: РФ, Краснодар
Ну с чего можно начать, так это с основных ритмов:

базовый ритм максум: Дум-Тек--Тек-Дум--Тек--
Саиди ритм (разновидность максумов) Дум-Тек--Дум-Дум--Тек-- (то есть два Дума в середине вместо Тек-Дум)
Балади ритм (тоже разновидность максума) Дум-Дум--Тек-Дум--Тек--
( то есть два Дума в начале вместо Дум-Тек).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



.