Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 28 мар 2024, 21:32

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: М. Казиник: В России искусство— грань между жизнью и смертью
СообщениеДобавлено: 24 сен 2013, 22:09 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
Михаил Казиник: «В России искусство — грань между жизнью и смертью»
Статья - интервью с Михаилом Казиником в АиФ http://www.aif.ru/culture/article/67148

Изображение

В начале нового концертного сезона известный музыкант, писатель и исследователь в области музыкотерапии Михаил Казиник рассказал АиФ.ru о новой школе, которую создаёт в России, и математическом коде, который использовал Пушкин в своих произведениях

Михаил Казиник — всемирно известный скрипач, общественный деятель, исследователь в области музыкотерапии, режиссёр, актёр и писатель. Родился Казиник в 1951 году в Ленинграде, но в 1991 году переехал в Швецию, где и проживает до сих пор. Казиник ведёт передачи на нескольких крупных российских радиостанциях, читает лекции в столице США и России и даже создаёт свою школу в Челябинске и Выксе. 2, 3, 9 и 10 ноября Михаил Казиник даст концерты в Москве — на которых все желающие смогут убедиться в его нетрадиционном подходе к исполнению классических произведений.

Лариса Алексеева, АиФ.ru: Вас называют «настройщик человеческих душ» — почему?

Михаил Казиник: Дело в том, что творения искусства любых жанров, будь то литература, музыка или поэзия, — это вибрирующий источник энергии. Но большинство людей, к сожалению, похожи на испорченные приёмники, не настроенные на волну восприятия прекрасных вибраций. Поэтому я стараюсь как можно большее количество таких приёмников настроить, отремонтировать и проверить в действии.

Л. А., АиФ.ru: Ваша новая школа — в чём её отличие от других существующих традиционных школ?

М. К.: Речь идёт об образовании. Прежняя система, возможно, и была идеальной для прошлого века — без Интернета и с минимумом теле- и радиоканалов. Но сейчас, когда благодаря всемирным сетям наша планета стала единой, произошёл информационный взрыв, и количество новых знаний растёт в геометрической прогрессии, и уже не представляется возможным изо всех сил цепляться за старые технологии везде, в том числе и в образовательной сфере. Клиповая система образования прошлого века устарела. Сегодня не нужно запоминать разрозненные факты, нужно вырабатывать умение мыслить и легко ориентироваться в бурном потоке информации.

Л. А., АиФ.ru: Если наша система образования устарела, значит, её нужно менять? С чего начинать?

М. К.: Сейчас объясню. Каким сейчас выглядит процесс обучения в самой обыкновенной общеобразовательной школе? Учитель географии читает свой предмет 45 минут, учитель истории — историю 45 минут и так далее. Получается странная вещь. Разрозненные факты есть, а системы нет. А между тем география — это место, история — это время, а культура — это то, что наполняет смыслом это место и время. Если же несколько педагогов объединят свои усилия при ведении предмета, то уровень образования повысится, а школа — из серой рутины превратится в радостную встречу с прекрасным. Что происходит в действительности. Мы отдаём своих шести-семилетних детей в школу на двенадцать лет, и что получаем в результате — после того, как по шесть часов в день много лет подряд специалисты занимались ими? Мы часто получаем необразованных детей с больной психикой и, что самое страшное, ненавидящих процесс обучения. Разве это не дико? Значит, школа в том виде, в каком она существует сейчас, устарела.
Источник фото: russianlook.com

Л. А., АиФ.ru: Звучит, как приговор, безжалостно. Но выполнимо ли это?

М. К.: Свой опыт я уже опробовал в Выксе и Челябинске и предложил школьным учителям иную систему преподавания. А теперь вижу, у них в глазах появился блеск и вера в то, что они смогут построить другую школьную систему.

Л. А., АиФ.ru: Думаю, наше руководство страны не обрадуется этой информации. Это идёт вразрез с нашими именно клиповыми ЕГЭ.

М. К.: Понимаю, но предпочитаю оценивать ситуацию трезво. Если этого не произойдёт сейчас, мы потеряем то, чем отличаемся от всего остального мира. Наша культура для нескольких поколений была остриём этических проблем. В то время как на Западе, она — часть дизайна, украшающего вечера week-end’ов. Чтобы мы окончательно не скатились в мир «калифов на час» — блокбастеров, бестселлеров и хитов, нужно менять подход и к системе образования, и к образу жизни в России. К сожалению, сейчас это пытаются делать те, кто вышел из этой «клиповой» школы. Вот они и выбрасывают ряд важнейших предметов, главных предметов бытия, всего, что было выстроено от Сократа до Канта, выбрасывают слово, концепцию, риторику, то есть всё то, на чём благополучно существовали цивилизации. Теперь главным предметом станет «Россия в мире». Странный предмет. Ведь достаточно выйти на улицу, и сразу станет ясно.

А затем для сравнения поездить по миру. Тогда станет совсем ясно. Если вести этот предмет честно, то это будет самый страшный предмет в истории человечества. И вот эти дети из этой России должны будут что-то выбирать. И они уж точно выберут! Многие дети сегодня уже ездят по разным странам, у них есть возможность сравнивать.

Но важно понять, Россия сильна не уровнем жизни, как и не качеством квартир и автомобилей, и даже не чистотой улиц. Она велика своей духовностью, творческим вкладом в духовную копилку человечества. То, что мы сделали в области культуры, литературы, музыки, философии в течение всего XIX и начале XX века, — уникально. Но я прекрасно понимаю, что предмет «Россия в мире» не об этом. Ибо как раз ЭТО и выбрасывают из образования.

Л. А., АиФ.ru: Как вы относитесь к России?

М. К.: Я безумно люблю свою страну и свой народ. Я уже почти не контактирую с Западом, хотя живу именно там. Мне кажется, что сейчас надо делать всё возможное для своей страны, чем я очень активно занимаюсь. Интерес к моей деятельности есть. Но, к сожалению, всё раскручивается крайне медленно. Причины такой медленной раскрутки, думаю, ясны. Я же не бью женщин ногами и не меняю их, как перчатки, десятками в неделю. Если б я менял женщин на каждом шагу, тогда бы я был интересен гораздо большему количеству современных людей. Но поскольку я живу всю жизнь с одной женой, то не могу быть интересен для российской прессы.

Л. А., АиФ.ru: Легко ли вам было поменять место жительства?

М. К.: Для начала скажу, что из нашей страны я так никуда и не уезжал. Дважды побывал в Швеции на гастролях, и каждый мой приезд мне предлагали заключить контракт на разные виды концертной деятельности. Но всякий раз я отказывался. Меня устраивала жизнь в Советском Союзе, в котором что-то происходило каждый день, а в Швеции в событийном плане всегда было пусто. Мило, чисто, тихо и размеренно. Всё по расписанию, как в больничной палате.

Итак, меня с женой и сыном пригласили в Швецию в июле 1991 года на гастроли. Обратные билеты мы купили на 20-е августа. А 19 августа 1991 года начался путч. Помните, танки в Москве? Трясущиеся руки Янаева? Каменные лица дикторов, сообщающих последние новости? Чувства, которые мы испытали тогда, передать невозможно!

И в тот же день я принял эмоциональное решение поселиться и работать в Швеции. Дальше в России эта заварушка очень быстро сошла на нет, но меня уже захватило. Ведь если Россия будет демократическим государством, то я смогу жить и там, и там. Так что там, можно сказать, я оказался случайно, благодаря самому невероятному стечению обстоятельств. А свою страну я не покидал, огромную часть времени я здесь.

Л. А., АиФ.ru: То есть проблем с адаптацией в новой для вас стране не было?

М. К.: Дело в том, что, когда уезжает человек искусства, на мой взгляд, ему намного проще, чем людям других профессий. Человек искусства — сам по себе отдельная национальность. Хотя это действительно большой и серьёзный вопрос. Есть русское отношение ко всему, и творческий человек, который рождён, воспитан, сформирован в русской среде, уже никогда не будет другим. Только его внуки или правнуки смогут стать другими, потому что они не знали этой среды.

На самом деле у нас есть определённое особое отношение к искусству, которого нет на Западе. Я могу его сформулировать очень коротко. На Западе искусство и культура — это чаще всего дизайн. А в России — это грань между жизнью и смертью. Для нас искусство и культура — это путеводитель, спасение, это — свет в конце тоннеля. Да, когда-то ещё Белинский сказал, что в России никогда не было парламента. Но продолжил: «Всё-таки неправда, в России есть парламент — это русские писатели». Такого нигде больше нет!

Л. А., АиФ.ru: Вы не только эрудированный рассказчик. Но зачастую ваш взгляд на известные факты необычен, а логика — парадоксальна. Как вам удаётся так читать хрестоматийные произведения из школьной программы, что все слушатели начинают открывать для себя новое в таких привычных произведениях.

М. К.: Но ведь это же так интересно. Мало кто знает, что гениальный Пушкин, играя со своим читателем, закодировал свою «Сказку о царе Салтане» на число 3? Мало того, что поэт пишет гениальную сказку с гениальной идеей, так он ещё устраивает и потрясающие математические игры! Три — во всём! Три действия, три путешествия, три превращения Гвидона и три чуда, даже «три девицы под окном» в самом начале. Даже когда князь Гвидон открывает бочку, идёт такой текст: «Вышиб дно и вышел вон!» — три удара на трёх звуках «в». Лук делается из трёх движений. Написано феноменально, легко и красиво! А три полёта князя Гвидона? Когда нужно было лететь в четвёртый раз, то князь не полетел, а «с женой остался». И всё, чтобы не нарушить триединство. И таких примеров в истории культуры бесчисленное множество! Ведь всё искусство — это великая игра! Великая музыка — она лёгкая и гармоничная, она общается с космосом. Если же в ней появляются жёсткие аккорды, то это выходы в другие пространства, но путь этот из депрессии к счастью. В Патетической сонате Бетховена патетического — лишь несколько секунд. А потом после ля бемоля вверху и си бемоля в басу — переход в чудное движение, в эмоцию и активность. А Сальери совсем не бездарь, а скорее, наоборот. Какой же он бездарь, если был любимым учителем Бетховена и Шуберта? Да он не был убийцей Моцарта, стоит лишь внимательно прочитать Пушкина. Просто большинство людей всё читает на поверхностном уровне. И в результате — масса ложных, искажённых выводов.

Л. А., АиФ.ru: Жизни многих творческих людей коротки и трагичны. Их мучают недуги, но чем сильнее муки, тем лучше их произведения. Но почему так?

М. К.: Потому, что это поцелуй и удар Бога?.. Поцелуй, чтобы запустить творческий процесс, а удар — для того, чтобы преодолел его и… победил. Удары могут быть разными: здесь и глухота, слепота, непонимание, издевательства, одиночество, болезни, депрессии. Какие только испытания ни готовит Бог для избранных. Но только творчество помогает им преодолеть все трудности. Так, через тернии к звёздам и мчатся навстречу вечности эти Титаны.

От автора: Когда я слушаю радиопрограммы Михаила Казиника, то и в них есть эта лёгкость, игра и озарение. А ещё чудесное завершение каждой передачи. «Обнимаю вас музыкой», — говорит музыкант. Трудно найти более доверительные и искренние объятья.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти: