МАМИН ГРАД- образовательный портал
https://maminsite.ru/forum/index.php

Почему мажор - веселый лад, а минор - грустный?
https://maminsite.ru/forum/viewtopic.php?f=31&t=1928
Страница 1 из 1

Автор:  maminsite [ 04 авг 2010, 18:55 ]
Заголовок сообщения:  Почему мажор - веселый лад, а минор - грустный?

Цитата:
Всякому, кто знаком с азами музыкальной грамоты, известно, что в общем случае мажор - это бодрый и жизнеутверждающий лад, а минор - печальный и меланхоличный. С чем это связано? Почему обычная гамма создает определенный эмоциональный настрой, даже если мажорная и соответствующая ей минорная гаммы состоят из одних и тех же нот, и вся разница между ними - в том, на каком тоне гамма начинается, и на каком заканчивается?


Цитата:
Почему, если пройти одним пальцем по клавишам вверх от ноты "до" до ноты "до", то любому человеку покажется, что прозвучало нечто позитивное и бодрое, а если по тем же самым клавишам пройти точно так же, но от ноты "ля" до ноты "ля", то все услышат нечто грустное и негативное? Как случилось, что мозг человека столь жестко запрограммирован на эмоциональную связь с определенными последовательностями звуков?

Автор:  Весна [ 04 авг 2010, 19:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Почему мажор - веселый лад, а минор - грустный?

maminsite писал(а):
Почему, если пройти одним пальцем по клавишам вверх от ноты "до" до ноты "до", то любому человеку покажется, что прозвучало нечто позитивное и бодрое, а если по тем же самым клавишам пройти точно так же, но от ноты "ля" до ноты "ля", то все услышат нечто грустное и негативное? Как случилось, что мозг человека столь жестко запрограммирован на эмоциональную связь с определенными последовательностями звуков?

Вопрос интереснейший. Ведь правда, так и ассоциируется. Почему? Возможно есть научное объяснение.
Ещё со времен музыкальных занятий по классу фортепиано, "гоняя" гаммы, у меня сложилась такая картинка: "вверх", от низкого звука к высокому - я поднимаюсь по лестнице, ощущая внутреннюю лёгкость.., вниз, от высокого к низкому звуку - спускаюсь, и ощущение, что меня сдувают, как шарик.
Поднимаешься - воодушевление, спускаешься - как буд-то воздуха в лёгких не хватает. Это на всю жизнь осталось во мне. Откуда это? Буду рада найти ответ. :)

Автор:  Галина Зосименко [ 04 авг 2010, 23:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Почему мажор - веселый лад, а минор - грустный?

Весна писал(а):
Поднимаешься - воодушевление, спускаешься - как буд-то воздуха в лёгких не хватает.

Гаяша только недавно, на похожую с тобой тему, читали сказку с детьми из серии сказкотерапии М. Андрианова. Называется ДВЕ ДОРОГИ: Девочка (или мальчик) заблудилась и вышла на дорогу. Дорога влево спускалась вниз, а вправо вела вверх. Не знала девочка, что одна называлась дорогой Лжи и приводила всех лбдей к позору и забвению. А другая дорога вела к славе и называлась дорогой Чести. В общем, девочка сначала выбрала дорогу полегче, которая спускалась вниз, т.к. она была ровной и легкой, толькол чем ниже спускаешься, темтемнее и страшнее вокруг. Хоть настроение у девочки ухудшалось, но возвращаться ей не хотелось, т.к. дорога все время в гору, вверх казалась слишком трудной...
Интересные ощущения от гаммы и под эту сказочку очень бы подошли в проигрыше :)

Автор:  maminsite [ 04 авг 2010, 23:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Почему мажор - веселый лад, а минор - грустный?

Тут даже не движение вверх или вниз, а именно звучание тоник играет значение.
Каким образом тоники связаны с человеком, его настроением?
Похоже тут причину надо искать в психологии?

Автор:  maminsite [ 04 авг 2010, 23:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Почему мажор - веселый лад, а минор - грустный?

Галь, а сказка интересная и поучительная :good:

Автор:  Галина Зосименко [ 05 авг 2010, 14:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Почему мажор - веселый лад, а минор - грустный?

Да, взяла у Вики почитать ("Как воспитать ребенка добрым" Персонализированные сказки для воспитания доброты) и очень осталась довольна не только я, но и детки. Каждый день мы читали по две сказки, одну про Саню, а другую про Олю. И так классно выходило, что обязательно попадало в точку, кому с чем нужно работать, обратить внимание!

Автор:  maminsite [ 10 сен 2020, 18:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Почему мажор - веселый лад, а минор - грустный?

Лад — одно из главных понятий русской музыкальной науки, центральное понятие в учении о гармонии.

Изображение


Чаще всего слово «лад» употребляют по отношению к двум тональным ладам — мажору и минору («мажорный лад», «минорный лад»).
«Ладами» упрощённо называют (по принципу «часть вместо целого») звукоряды западных и восточных модальных ладов — натуральных (например, «джазовая импровизация в лидийском ладу» подразумевается — на основе звукоряда лидийского лада), церковных, традиционных восточных (макама, раги и других старинных традиций).

Мажоро-минорная система окончательно сформировалась в европейской музыке к началу XVIII века. Тогда церковные лады стали делить на Modus major и Modus minor (cantus durus и cantus mollis).
При определении нашего восприятия мажора или минора употребляются такие прилагательные: мажор - ясный, светлый,твердый, минор - темный, мягкий.
Если мы объясняем эту тему детям в школе, то говорим просто - мажор веселый, минор грустный.
Это связано с теми интервалами и аккордами, на которых основан музыкальный лад.
Так в мажоре это большие интервалы (терция, секста) и основанные на них мажорные трезвучия (тоника, субдоминанты), в миноре - напротив малые и минорные.
Для нашего восприятия малые интервалы и основанные на них минорные трезвучия всегда звучат "темнее", "грустнее" и т.д. чем большие и мажорные.

Мажорный лад (в дословном переводе – больший лад) – это лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное (большое) трезвучие, то есть созвучие, которое состоит из трех звуков.

Звуки мажорного трезвучия располагаются по терциям: между нижним и средним звуками находится большая, а между средним и верхним – малая. Между верхним и нижним же образуется чистая квинта.

Мажорное трезвучие, которое строится на тонике (то есть на первой ступени лада) – это тоническое трезвучие.
Изображение


В таком ладу неустойчивые звуки находятся между устойчивыми. Мажорный лад состоит из семи ступеней, а последовательный звукоряд лада – это и будет гамма, о которой мы говорили выше.

В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Минорный лад (меньший лад) – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорное трезвучие состоит из малой терции между нижней и средней ступенью, и большой между средней и верхней.

Изображение

В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

На слух минорный и мажорный лады довольно легко отличить друг от друга. Если мелодия звучит весело и энергично – то это мажорный лад, ну а если вы слышите грустную и плавную мелодию – то это минорный лад.

Лучшая иллюстрация минорного лада - это "Болезнь куклы" из Детского альбома Чайковского, в мультиках найти минорные мелодии сложно, все-таки для детей пишут радостную музыку.

ОДНАКО! Это не является аксиомой, существует множество мажорных тем (П.И. Чайковский, финал первой части 6-й симфонии - си мажор, Дж. Верди, финальный дует из оперы "Травиата" - ля-бемоль мажор) от которых хочется плакать, равно как и минорных произведений, прослушивание которых, напротив, внушает светлую надежду (прелюдия вариация и фуга си минор Сезара Франка и т.д.). Все зависит от контекста, как говорится.

Автор:  maminsite [ 10 сен 2020, 19:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Почему мажор - веселый лад, а минор - грустный?

Различие между мажором и минором, происходящее от латинких большого и маленького, численное. Музыку и акустику знать не надо, математику — чуть-чуть.

Высота тона определяется числом звуковых колебаний в секунду (ед изм. герц, Гц, Hz). Чем колебаний больше, тем выше тон. Для музыкального восприятия двух тонов важна не абсолютная высота тона, и не разность между частотами, но их отношение. Когда один тон выше другого ровно вдвое, они формируют самый консонантный интервал: октаву.

В европейской музыке октава делится на 12 полутонов. Когда каждый из этих полутонов в равное число раз выше предыдущего, это называется равномерно-темпрерированная шкала; Первая нота называется основным тоном. В х раз выше — полутон. Еще в х раз выше — второй полутон, значит, основного тона он выше в x² раз. Тем же рассуждением, получим, что нота через 12 поутонов выше основного тона в x¹² раз. Но это как раз октава, вдвое выше, так что x¹²=2, а x=¹²√2̅, число иррациональное, то есть дробью не записываемое.

Можно использовать хоть все 12 полутонов — получится атональная музыка. Если взять 5, то будет пентатоника, как у китайцев или ирландцев. В европейской традиции, от др. греков, используется шкала с 7 нотами. От этого и происходят названия 12 полутоновых интервалов от семи числовых обозначений (нумерую размер интервала от 0 до 11):

0. Унисон, две ноты одной высоты тона;
1. Малая секунда
2. Большая секунда (просто секунда)
3. Малая (минорная) терция
4. Большая (мажорная) терция
5. Кварта
6. Увел. кварта, уменьш. квинта
7. Квинта
8. Малая секста
9. Секста
10. Малая септима
11. Большая септима
12. Октава
.
В равномерной шкале, идущей от иррационального коэффициента, все эти интервалы не дробные. Однако, многие из них весьма близки, с точностью до одной-двух сотых долей, к рациональным дробям. Чем меньше числа дроби, тем созвучнее интервал. (Бах настаивал как раз на дробно-рациональной настройке инструмента; греки вообще иррациональных чисел не знали.) После октавы, 2:1, следующий по созвучности интервал есть квинта (3:2), далее следуют кварта (4:3), за нею большая терция (5:4), далее малая терция (7:5). Таким образом, совершенно определенно, что большая терция уху более созвучна, нежели малая.

Для мажорного лада выбирают ступени 0, 2, 4, 5, 7, 9, 11, для «гармонического» минорного — 0, 2, 3, 5, 7, 9, 11. Эти два лада отличаются только третьей ступенью — терцией, которая и дает название всему ладу. Лад до-ре-ми-фа-соль-ля-си — мажорный, а ля-си-до-ре-ми-фа-соль — гармонический минорный.

Трезвучия, которые являются основой европейской музыки, строятся из семи основных нот лада; берется нота корня трезвучия, нота через одну, и третья еще через одну; лад замыкается в круг по необходимости. Например, в мажоре до-ре-ми-фа-соль-ля-си семь трезвучий будут: до-ми-соль, ре-фа-ля, и так далее, до си-ре-фа. Две крайние ноты во всех этих трезвучиях отстоят на квинту (за одним не интересным сейчас исключением), а вот средняя нота отстоит или на малую, или на большую терцию: между до и ми — большая терция, между ре и фа — малая, и так далее. Так выходит, что в одной шкале некоторые трезучия мажорные, то есть содержат мажорную, большую терцию, другие же минорные, построенные с малой терцией.

Что мажорная музыка веселая, а минорная грустная — есть штука заученная. Когда мы учим неотягощенных этим знанием детей, мы предлагаем им послушать интервалы и аккорды, и сказать, какие из них звучат «веселее», а какие «грустнее» — они даже не могут понять, чего от них хотят. Они не звучали для детей «весело» или «грустно». Разумеется, мы распознаем на слух минорную и мажорную терции, но вот ярлыки «весело» и «грустно» на них навешиваются совершенно условно.

Более того, некоторые весьма грустные произведения гармонизируются мажорными ладами и мажорными аккордами. Например, изрядно грустная песня «Степь да степь кругом…» гармонизируется тремя мажорными трезвучиями мажорного же лада! Она ведь не кажется Вам веселой и радостной? Даже ее мелодия грустна, хотя гармония исключительно мажорная. Подобных примеров в музыке можно найти множество.

Автор:  maminsite [ 10 сен 2020, 19:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Почему мажор - веселый лад, а минор - грустный?

Звукоряды
Лидийский, миксолидийский, фригийский, дорийский, эолийский ионийский — это исторические звукоряды. Дорийский, эолийский, фригийский — минорные, остальные — мажорные.

Их можно также по сей день услышать в народных песнях славянских стран.

Эти лады и названия пришли к славянам из Древней Греции (ведь известно, что, например, в греческом городе Солении — Фессалониках — была целая славянская колония).

Поскольку взгляды и вкусы любого композитора частично совпадают с народной музыкой, эти народные лады зачастую и сегодня встречаются в музыке народных жанров.

Немало симфоний и концертов Чайковского имеют заимствования и прямые цитаты ладов народной музыки.
Изображение



Интересные факты о ладах
В Спарте считалось полезным для воинов слушать минорные лады — дорийский, эолийский и фригийский. Спартанцы, уделявшие большое внимание суровому воспитанию, отметили, что именно минор воспитывает в мужчине воинственность и мужество.

В миноре был написан ряд патриотических песен и маршей, имеющий благодаря минору определенную сосредоточенность. Поэтому нельзя сказать, что минор создает лишь настроение унылой грусти.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/