Портал »

Осенняя встреча
Осенняя семейная творческая встреча 2019

Текущее время: 23 окт 2019, 03:13

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 21 апр 2009, 18:02 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4532
Откуда: Краснодар
История вопроса о влиянии музыки на человека.
Алиса Пушинская

С давних времен до наших дней музыкальное искусство бесспорно признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое средство развития духовного мира человека. Неоспоримым фактом является то, что ни одно искусство не сравнится с музыкой силой эмоционального воздействия. «Мyзыка, ее пеpвый звyк, pодилась одновpеменно с твоpением миpа»,- так yтвеpждали дpевние мyдpецы. Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение.

В дpевности выделяли три напpавления влияния мyзыки на человеческий оpганизм:
1) на дyховнyю сyщность человека;
2) на интеллект;
3) на физическое тело.

В трактате Кассеодора Сенатора «О музыке» читаем: «Музыка - наука о гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Пифагор свидетельствует, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею». Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и накопленный тысячелетиями опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии. Как гласит предание, цаpь Давид своей игpой на аpфе вылечил от депpессии цаpя Саyла, а также спас его от нечистых дyхов. Эскyлап лечил pадикyлит гpомкими звyками тpyбы, однажды он своей мyзыкой возвpатил безyмномy благоpазyмие. К мyзыке, как к спасительнице, обpащались ветхозаветный мyзыкант Имхотеп, египетский жpец Шебyт-м-Мyт. В III в. до н.э. в Паpфянском цаpстве был выстpоен специальный мyзыкально-медицинский центp. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных пеpеживаний.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Наиболее выдающийся вклад в историю музыкальной педагогики внес Платон. Он заложил основы философии музыкального воспитания и образования. Как известно, греческая Paideia была не просто воспитанием и образованием, но введением в культурную жизнь общества. Целью ее греки считали калокагатию, то есть культивирование личности прекрасной и хорошей. Лучшие традиции этой Paideia нашли блестящее воплощение в платоновской Paideia вообще и музыкальной, в частности. Созданная им музыкальная Paideia – замечательный, первый в истории образец целостной философской системы непрерывного музыкального воспитания и образования.

Формирование и эволюция взглядов Платона совпали с одним из переломных периодов в истории древнегреческого государства, связанного с началом распада полиса. Платон, как представитель афинской знати, был глубоко обеспокоен происходящими в обществе негативными процессами и неустанно размышлял о том, каким путем может произойти улучшение нравов и всего государственного устройства. Как известно, результатом поисков философа стали два знаменитых проекта идеального государства – «Государство» и «Законы». Одним из главных условий осуществления идеального государственного устройства философ считал правильное воспитание граждан, основу которого составляло воспитание посредством мусического искусства . Как один из главных компонентов воспитательной программы Платона музыка фигурирует в двух ипостасях. Во-первых, музыка является наряду с поэзией и орхестикой элементом мусического искусства. Во-вторых, она имеет теоретический аспект, предмет ее – выяснение того, «какие числа созвучны, а какие - нет, что чрезвычайно полезно для исследования красоты и блага». Музыка как живое искусство звуков помещена Платоном в мир земного бытия, а во втором случае она приближена к вечному и истинному бытию идей.

Фундаментальным понятием музыкально-педагогической концепции Платона является гармония. По мнению философа, слышимая гармония, заключенная в произведениях мусического искусства, водворяет гармонию в души людей, а, значит, делает их добродетельными. Созерцание гармонии в движении звуков, небесных тел поворачивает душу к познанию добра. Таким образом, гармония, являясь свойством музыки как искусства и музыки как науки, объединяет их, и, следовательно, две ступени платоновской музыкальной Paideia в единую целостную концепцию.

Для античности показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.


В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. Шекспир в трагедии Ромео и Джульетта» говорит устами своего героя: «Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль».

В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций.

Выдающийся психоневролог академик В.М.Бехтерев говорил об огромном значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его жизни, подчеркивая также ее лечебное и гигиеническое значение. В своей работе «Объективная психология» он писал о влиянии музыки на дыхание, деятельность сердца, кровообращение, артериальное давление, обмен веществ, работоспособность и другие функции и разделял это влияние на стеническое и астеническое. Стеническое - положительное влияние тоновых раздражителей, гармонии, мелодии и ритма на функцию органов, астеническое - угнетение дыхания, обмена веществ, спазм сосудов. Музыка, оказывающая стеническое влияние обладает определенными характеристиками - темп на уровне частоты сердцебиений, регулярный ритм, отсутствие слишком высоких звуков, динамика на уровне средней громкости звучания, преимущественно гармонические каденции и др. Также, по его мнению, музыка способна устранять растущую усталость и придавать физическую бодрость.

В 1914 г. В.М. Бехтерев выступал на заседании специальной Комиссии по изучению влияния музыки на живой организм. Его доклад «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» и другие работы убедительно показали, насколько необходимо приобщение ребенка к музыке в самом раннем возрасте для его нормального развития. Прежде всего музыка способна оказать неоценимую помощь в развитии слуха у детей. В.М. Бехтерев утверждал, что слух как воспринимающий орган важнее зрения, ибо лишенный слуха ребенок в связи с глухонемотой резко отстает в своем развитии, что не наблюдается в такой же крайней мере со слепым от рождения [19]. Он отмечал также благотворное влияние колыбельных песен на психику младенцев и указывал, что музыка помогает в борьбе с повышенной нервозностью.

С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений и многое другое.

Цитата:
Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Робберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления.


Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия нашего века. В московском центре «Эйдос» музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают аудиокассеты с записью звуков природы: шума прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя.

Исследования центра под руководством М.Л.Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Установлено, что лирические напевы П.И.Чайковского, мазурки Ф.Шопена, рапсодии Ф.Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость. Занятия по системе «Sonatal» с беременными женщинами (Лазарев 1991) и продолженные музыкальные занятия с детьми первого года жизни и далее по системе «Интоника» согласно наблюдениям их автора не только способствуют формированию музыкального слуха, адекватному восприятию музыки, эстетической потребности и эстетических способностей вообще, но и ускоряют умственное развитие ребенка.

Образовательный процесс М.Л.Лазарев понимает как процесс «образования здоровой личности», в результате которого происходит формирование Homo sapiens - человека здорового. Основа его методологии - формирование физического здоровья на базе личностного (духовного) роста через дыхательно-эмоциональную деятельность с использованием музыки. Процесс эмоционально-дыхательного музыкального тренинга (который является как бы хордой развития личности, названной им «духовной осанкой») осуществляется в основном через вокально-речевую деятельность. За счет данной деятельности возникает эффект стимуляции работы правого полушария мозга, что изменяет межполушарные взаимоотношения и приводит в результате многолетней работы к творческому развитию личности. Этот эффект М.Л.Лазарев назвал креативацией личности (от англ., create - творить), а принцип - принципом креативности.

М.Л.Лазарев, как и многие ученые, убежден, что в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления ребенка. По его мнению, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический, психологический. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая. Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Поскольку музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию, она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма, что особенно важно при весенне-осенних десинхронозах у детей (десинхроз - отсутствие синхронной деятельности различных функциональных систем организма в периоды резких изменений природного фактора). Музыка позволяет ребенку почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем. Кроме того, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.

Разные виды музыки и музыкальной деятельности воздействуют на различные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев - клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях - прослушивание музыки и др. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная функция совершенствуется при этом опосредованно. Например, исполняя музыкальное произведение на духовом инструменте, ребенок должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других нюансов музыки.

Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, пассивная грусть - 9 вдохов в минуту, активная грусть - 20 вдохов в минуту, страх - 60 вдохов в минуту, гнев - 40 вдохов в минуту. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу (пение, игра на духовом инструменте, активное слушание), мы можем моделировать эмоциональное состояние [165, 170, 182, 187]. Этот эффект подобен эффекту, возникающему по методу физических действий К.С.Станиславского. Оживляя эмоциональную сферу, музыка восстанавливает иммунобиологические процессы (имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет). Кроме того, специально подобранная музыка позволяет дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребенка и повышать уровень иммунных процессов в организме, т.е. приводит к снижению его заболеваемости.

Музыка действует на эмоции человека, а любая эмоция, как известно, связана с определенными биологическими реакциями в организме. Поэтому в определенном смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 21 апр 2009, 18:17 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4532
Откуда: Краснодар
maminsite писал(а):
А вы знаете, что депрессию, а также неврологические заболевания лечат музыкой?
Так вот:
1) для уменьшения раздражительности, разочарования- Бах "Кантата №2", Бетховен "Лунная соната", Прокофьв " Соната "Ре"

2)Для уменьшения чувства тревоги- Шопен "Мазурка и прелюдии", Штраус "Вальсы"

3) Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью- Бетховен "Шестая симфония", Брамс "Колыбельная", Шуберт "Аве Мария", Дебюсси " Свет луны"

4) Для уменьшения злобливости и зависти к успехам других людей- Бах "Итальянский концерт", Гайдн "Симфония", Сибелиус Финляндия"

5) Для снятия эмоциональных симптомов гипертонии и напряженности в отношении с другими людьми- Барток "Соната для ф-но", "Квартет №5", Бах "Кантата №21"

6) Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональными переживаниями- Бетховен "Фиделио", Моцарт "Дон Жуан", Хачатурян "Маскарад", Лист "Венгерская рапсодия №1"

7) Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения настроения- Бах "Прелюдия и Фуга минор", Бетховен "Увертюра "Эгмонт", Чайковский "6 симфония, 3 часть", Шопен "Прелюдия, Ор.28, №1", Лист "Венгерская рапсодия №2"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 21 апр 2009, 18:36 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4532
Откуда: Краснодар
"БЫК НА ЛУГУ - ЗДОРОВЫЙ ПАРЕНЬ,

БЫК НА АРЕНЕ - НЕВРАСТЕНИК"
.

(Э. Хеменгуэй).

В последние годы все чаще врачам разных специальностей приходится сталкиваться с проявлениями неврозов, или психосоматических расстройств, поскольку чрезмерность реакций на слабые раздражители при неврозе присуща и внутренним органам, и эмоциональной сфере в равной степени.

В домашних условиях эффективно при неврозах использование музыки и натуральных эфирных масел. Необходимо учитывать, что речь идет о чистых, лечебных эфирных маслах (цена эфирных масел высокой степени очистки не может быть менее 3$ за грамм).

Один из способов применения эфирных масел – маски для лица (2 ст. ложки овсяных хлопьев залить, размешивая, кипятком до консистенции киселя, добавить ложку меда и перемешать с 4-5 каплями специально созданных композиций эфирных масел синергетического действия).

Эффективна и ароматерапия с использованием диффузора. В любом случае, сочетание ароматерапии с музыкой усиливает лечебный эффект. Некоторые рецептуры приведены ниже.


ПРИ БЕСПОКОЙСТВЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОМ НАПРЯЖЕНИИ,

ЧУВСТВЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ


МУЗЫКА:

Бpамс - "Колыбельная",

Шубеpт - "Аве Маpия",

Дебюсси -"Свет луны",

Шопен - Hоктюpны,

Бах - "Сицилиана",

Альбинони - "Адажио",

Жан Мишель Жар - "Калипсо".

ЭФИРНЫЕ МАСЛА - композиции эфирных масел:

QUIESCENCE (масла кожуры апельсина и мандарина, древесины розового дерева и атласского кедра, соцветий шалфея, цветков лаванды), или

HEALTHY (масла кожуры лимона и грейпфрута, листьев дикого розмарина и мяты, верхушек тимьяна и мяты, корня имбиря, смолы энеми, цветков лаванды).

ПРИ РАЗДРАЖИТЕЛЬHОСТИ, ГНЕВЛИВОСТИ


МУЗЫКА:

Бетховен - "Лунная соната",

Бах - "Кантата N 2", Итальянский концерт,

Гайдн: Симфония,

Сибелиус: “Финляндия”,

Скрябин: Прелюдии для фортепиано,

Фpанк - Симфония pе миноp,

Глюк - Танец духов.

ЭФИРНЫЕ МАСЛА - композиция эфирных масел

DEELIGHT (масла цветков иланг-иланга, древесины атласского кедра, кожуры грейпфрута и плодов бергамота, листьев базилика, дикого розмарина и мяты).

ПРИ ТРЕВОЖHОСТИ, ПЕЧАЛИ, СТРАХАХ


МУЗЫКА:

Шопен - мазуpки и пpелюдии,

Штpаус - вальсы,

Рубинштейн - "Мелодия",

Дебюсси - "Соната для скpипки и фоpтепиано",

Брукнер: Месса,

Барток: Концерт N5, Соната для фортепиано,

Бах: Концерт для скрипки (ре минор),

Шопен: Ноктюрн ре минор.

ЭФИРНЫЕ МАСЛА:

мирра

COMPOSURE (масла кожуры мандарина и апельсина, древесины сандалового и розового дерева, цветков лавандина, листьев пачули) или

WEALTHY (масла хвои ели, кипариса и пихты сибирской, кожуры апельсина, семян аниса, цельного растения пижмы обыкновенной, смолы мирры и ладанного дерева, древесины розового и сандалового дерева, листьев пачули).

ПРИ ПЕРЕУТОМЛЕНИИ, ДЕФИЦИТЕ ВНИМАНИЯ,


СИНДРОМЕ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ

МУЗЫКА:

Чайковский - "Шестая симфония (часть 3)",

Бетховен - увеpтюpа к опеpе "Эгмонт",

Шопен - пpелюдии,

Лист - "Венгеpская pапсодия",

Моцаpт - "Маленькая ночная сеpенада".

ЭФИРНЫЕ МАСЛА:

PERCEPTION (масла листьев базилика и дикого розмарина, кожуры лимона, хвои сосны) или

WISE BLEND (композиция из масел смолы ладанного дерева, листьев и побегов лавра и мирта, хвои ели, древесины розового дерева и кедра, корневища колючника, соцветий лаванды, цветков майорана, листьев и верхушек мяты и пижмы обыеновенной).

ПРИ ГОЛОВHОЙ БОЛИ


МУЗЫКА:

Моцаpт - "Дон Жуан",

Хачатуpян – сюита "Маскаpад",

Геpшвин - "Амеpиканец в Паpиже".

ЭФИРНЫЕ МАСЛА:

HEALTHY BLEND,

COMPOSURE (можно в виде компресса на лоб с 5 каплями масла на 100 мл. воды).

ПРИ ВЕГЕТОНЕВРОЗАХ, БОЛЕЗНИ СТАРЕНИЯ

МУЗЫКА:

Баpток - "Соната для скpипки",

Таpтини - "Соната для скpипки",

Равель - "Вальс",

Лист - "Концеpт N 2",

Моцаpт - "Концеpт для скpипки с оpкестpом".

ЭФИРНЫЕ МАСЛА:

ETERNAL NOEL BLEND (масла кожуры апельсина и мандарина,хвои сосны, листьев пачули, почек и листьев гвоздичного дерева, внутренней коры, листьев и веток коричного дерева, семян фенхеля, смолы ладанного дерева, листьев и верхушек мяты).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 22 апр 2009, 15:14 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
МУЗЫКА ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ПСИХИКУ И НА ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА

Музыку использовали как средство гармонизации, как средство развития и формирования личности человека ещё в древности.

Ещё Пифагор и его последователи заметили, что музыка благотворно влияет на интеллект, и проводили занятия математикой под музыку. Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством развития гармонической личности. Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно влиять на формирование характера человека: музыка способна воздействовать на душу.

Влияние музыки на детей в нашей стране первым стал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев. Уже тогда, в начале 20 века, было понятно, что детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

На сегодняшний день наука доказала глубокое воздействие музыки на организм и психику человека.

Однако есть музыка, положительно влияющая на человека (произведения Моцарта и некоторых классиков), а есть влияющая разрушительно (рок-музыка, металл, некоторые классические произведения, рэп, поп).

Здесь приводится информация о воздействии полезной, созидающей музыки; вся нижеследующая информация относится и к музыке Моцарта.



Музыкальная мелодия это сочетание звуковых волн (имеющих электромагнитную природу), заставляющих резонировать каждую клеточку нашего организма. Даже глухие подвержены влиянию музыки, потому что мы воспринимает её не только слухом, но и внутренними органами, кожей, скелетом, мозгом – всеми клетками организма в целом.

Организм (тело и психика) реагирует на музыкальные произведения. Нормализуются дыхание, пульс, давление, температура, снимается мышечное напряжение.

Музыка вызывает выработку гормонов, которые связаны с эмоциональными реакциями, например с ощущением радости, проявлением отваги, мужества.

Гармония музыкальных звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера. Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов.

Не секрет, что у современных детей в связи с применяемыми нами методами обучения большая нагрузка приходится на левое полушарие головного мозга. Такая ситуация часто приводит к нервным срывам, перегрузкам, переутомлению. Музыка же активизирует височную зону правого полушария, поэтому её можно эффективно применять в учебно-воспитательном процессе как средство гармонизации полушарий мозга, как средство активизации работы правого и уменьшения напряжения левого полушарий.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 22 апр 2009, 15:19 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Эффект Моцарта

Самой полезной для здоровья и красоты специалисты считают музыку Моцарта. По мнению врачей, она не очень быстрая, но и не слишком медленная, не громкая, но и не очень тихая, плавная, но не монотонная. С этим, конечно, можно поспорить: достаточно вспомнить хотя бы первые части большинства симфоний и увертюры моцартовских опер. Кроме того, манера исполнения часто зависит от интерпретатора. Однако по результатам воздействия этой музыки контраргументов не найдется.

Произведения Моцарта рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, например после студенческой сессии, ночной смены, экстремальных ситуаций и т.д.

В 1993 году Фран Роше, невролог из университета Висконсина, обнаружил необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Прослушивание «Сонаты для двух фортепиано до мажор» совершенствовало умственные способности студентов – они лучше выполняли тесты.

Другие испытания также показали положительное влияние на работоспособность мозга именно музыки Моцарта, и никакой другой.

Однако до сих пор ученые спорят, является ли это следствием просто хорошего настроения, которое создает классическое музыкальное произведение, или это результат более глубоких физиологичдоровый репертуар
Мы все пользуемся музыкой в «лечебных целях», но, как правило, чисто интуитивно. Просто знаем, что от этого мотива голова трещит, а вот под эту мелодию можно и вздремнуть. Однако ученые уже разработали совершенно конкретные музыкотерапевтические рекомендации.

Хроническая усталость.
Музыка Брамса, например, «страстным стремлением к покою и внутренней гармонии» исцелит от усталости. Вспомним третью часть Третьей симфонии, первую часть Четвертой, Скрипичный концерт и, конечно, «Венгерские танцы» (заряд энергии на неделю, особенно если послушать в понедельник утром).

Музыка для снятия эмоционального стресса.
«Картинки с выставки» Мусоргского умиротворяют. Эта фортепианная сюита напоминает музыкальную галерею разнохарактерных сцен и образов. В каком-нибудь из них как в зеркале наверняка будет отражен и характер того, кто сердится или раздражен. На что похожи эти эмоции? Может быть, на «Гнома», «Бабу-Ягу», «Быдло» или на «Старый замок»? Тема «Прогулки» поможет забыть о гневе, сбросить напряжение.

От раздражительности и неврозов поможет музыка Чайковского.
Подойдет любая – от «Вариаций на тему рококо» до «Славянского марша». Особое внимание стоит уделить балетам, увертюре-фантазии к «Ромео и Джульетте», симфонии «Зимние грезы» и, конечно, его операм.

От мигрени японские врачи обычно предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Американец в Париже» Гершвина. Головную боль снимает прослушивание полонеза Огинского.

Музыка, нормализующая сон.
Это сюита «Пер Гюнт» Грига ( как ни странно). Однако если захочется разнообразить музыкальный репертуар, то перед сном можно послушать «Медитацию» Массне, «Адажио» Родриго, «Баркаролу» Оффенбаха и, кончено, «Песни без слов» Мендельсона.

Музыка для стабилизации давления.
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.
«Свадебный марш» — это часть цикла «Сон в летнюю ночь», написанного для театральной постановки комедии Шекспира. Оба автора вряд ли нуждаются в представлении. Нежная музыка Мендельсона и шекспировское равноправие человеческих и волшебных (царь и царица эльфов) персонажей, классически закрученная интрига, тем более что действие происходит в ночь летнего солнцестояния, когда, по поверьям, должны твориться разные чудеса, – это музыкальное чудо, несомненно, окажет на давление самое благотворное влияние.

Музыка бодрости и спокойного настроения.
Некоторые исследователи утверждают, что музыка периода барокко стимулирует альфа-волны – ритм головного мозга, связанный с бодрствованием и ощущением спокойствия. Самыми знаменитыми композиторами периода барокко считаются Бах, Боккерини, Телеман, Вивальди и Гендель.

Музыка для хорошего настроения. Джаз, блюз, соул, калипсо и немного регги поднимают настроение и избавляют от депрессии.
Главное правило: музыка не должна быть слишком быстрой, громкой и диссонансной, в противном случае в организме происходит выброс адреналина, который далеко не всем полезен.

Рок– музыка и ее дозировка
Голландские ученые провели эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали «озвучивать» рок-музыкой, второе — классической, третье — фольклорной. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть поникла. На втором и третьем полях растения развивались нормально. Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет.
Несколько лет назад в телевизионной программе «Утро» один психотерапевт рассказал о музыкальном эксперименте на птицефабрике. Рядом с курицей установили усилитель и включили тяжелый рок. Курица сначала забеспокоилась, затрясла гребешком, закружилась на месте, будто в танце, стала совершать бессмысленные беспорядочные движения, прятать голову, а потом повалилась на бок, и ее лапы начали судорожно скрючиваться. Страдания несчастной птицы были очевидны.

Установлено, что человеческое ухо может справиться с шумом до 85 дБ (уровень шума на дискотеке – до 120 дБ). Ученые вычислили, что без ущерба для слуха люди могут находиться только 5 минут на дискотеке и 30 секунд в наушниках. Кстати, из наушников, включенных на среднюю громкость, вырывается шум, соответствующий грохоту тяжелого грузовика, — 90 дБ. Так что делайте выводы!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 22 апр 2009, 16:23 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Эффект Моцарта

Музыку Моцарта специалисты считают самой полезной для здоровья психического и физического, для гармонии, красоты и равновесия. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали - "эффект Моцарта".



Музыка Моцарта обладает универсальным действием - и в этом единодушны все специалисты. Она оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. Причем эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и даже на неодушевленные предметы. Например, в прошлом веке в одном из монастырей монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. Самая лучшая рисовая водка-сакэ получается именно из дрожжей, "прослушавших" Моцарта. В Канаде струнные квартеты играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий.



«Терапия Моцартом» применяется в США, Китае, Японии, Германии, России, Канаде, Великобритании и во многих других странах

в больницах (для снятия болей у пациентов, для сокращения периодов реабилитации после перенесённых операций и травм, для ускорения выздоровления),

в парках (для уменьшения количества преступлений),

на предприятиях (для снятия утомления, для повышения работоспособности).

Широко применяется музыка Моцарта в школах, колледжах и гимназиях как за рубежом, так и в странах бывшего СССР.

Шедевры гениального композитора Вольфганга Амадея Моцарта оказывают такой эффект на психическое и физическое оздоровление и развитие детей:

Музыка Моцарта является веселой, искрящейся, сообщая такое настроение и детям и взрослым

Она действует как противоядие от отрицательных и депрессивных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и ненависти

Музыка Моцарта бодрит, радует, улучшает настроение

Научно доказано, что музыка Моцарта помогает усвоению нового учебного материала, более быстрому овладению новыми знаниями, умениями и навыками, в частности, помогает в быстром овладении иностранными языками

Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей

Устраняет страхи, уменьшает тревожность

Является средством профилактики депрессий, уныния, грусти и других безрадостных состояний

Снимает стресс, повышает устойчивость к стрессам

Обладает общеукрепляющим действием

Музыка Моцарта в комплексе с другими педагогическими и психологическими средствами помогает избавиться от заикания

Творения Моцарта формируют у ребёнка оптимистическое мироощущение

Музыка Моцарта восстанавливает физические силы, снимает умственное напряжение, переутомление

Получены данные о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов – участников эксперимента на 8–9 единиц. Музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – у тех, кто ее любит, и у тех, кому она не нравится.

Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал

Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям

Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух

Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление путём влияния на активность определенных генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание.

Сильным положительным влиянием на работоспособность мозга, по данным исследований, обладает именно музыки Моцарта, и никакая другая

Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и экстремальных ситуаций и т.д.

Звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе

Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50%

Принятие пищи «с Моцартом» способствует пищеварению


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 22 апр 2009, 16:24 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬМУЗЫКОТЕРАПИЮ В ШКОЛЕ

1) В школах рекомендуют очень тихо включать музыку во время уроков, это помогает лучше усвоить материал

2) Рекомендуется проигрывание музыки Моцарта во время перемен. Важно помнить, что музыка оказывает своё воздействие не сразу, а постепенно, через некоторое время

3) Музыкальную терапию можно применять во время сна. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Именно такое использование музыки особенно рекомендуется для детей

4) Желательно, чтобы музыка звучала ненавязчиво; необходимо обращать внимание на реакции детей, выбирая громкость музыки. Даже тихая, «фоновая» музыка уже оказывает воздействие на ребёнка. Поэтому нет необходимости включать её громко. Главное, чтобы она просто играла, не отвлекая на себя много внимания ребёнка

5) Диск или кассету с произведениями Моцарта можно приобрести в музыкальных магазинах города


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 22 апр 2009, 16:29 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Музыка и красота объединяются еще до нашего рождения

Как считают психологи, реагировать на музыку ребенок начинает еще в утробе матери. Некоторые полагают даже, что классические произведения способны оказать благотворное влияние не только на здоровье и умственные способности, но и на внешние данные ребенка.

Гармония звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера. Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное «обучение», обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартных темпов физического и речевого развития.

В ходе экспериментов было обнаружено, что плод успокаивается при звуках музыки Вивальди и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться.еских процессов, как-то связанных с особенностями данной музыки.
Роше тем не менее продолжает сообщать науке о результатах новых исследований «эффекта Моцарта». На этот раз музыку давали слушать крысам, которые должны были выполнять разнообразные задания на память и сообразительность. Как и в случае с людьми, Моцарт существенно улучшал способность животных выполнять тестовые задания. Ученый обнаружил, что музыка повлияла на активность определенных генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание.

Европейские специалисты отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, на котором ее исполняют. Например, звучание кларнета положительно влияет на систему кровообращения, струнные инструменты действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, а флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи слушателей.

Итак, какой инструмент за что "отвечает"? Считается, что:

- скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;

- органприводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии "космос - земля - космос";

- пианино очищает щитовидную железу;

- барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;

- флейта очищает и расширяет легкие;

- арфа гармонизирует работу сердца;

- виолончель благотворно действует на почки;

- цимбалы "уравновешивают" печень;

- баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;

- саксофон, самый "сексуальный" инструмент, активизирует сексуальную энергию.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 22 апр 2009, 16:29 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ МОЦАРТА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

В Калифорнийском университете был проведен необычный эксперимент. Студенты в течение 10 минут слушали фортепианное сочинение Моцарта. Проведенное вслед за этим тестирование их интеллектуальных способностей дало показатели на восемь-девять пунктов выше, чем у студентов, которые слушали пленки с записью звуков, вызывающих в воображении прекрасный сад, или просто спокойно отдыхали в тишине. Моцарт был выбран исследователями потому, что его музыка отличается сложной высокогармоничной структурой. "Эта музыка может возбуждать в мозгу нервные связи, играющие большую роль в процессе познания", - утверждает один из авторов эксперимента, доктор Рауш.

Не задаваясь целью повторить исследования калифорнийских ученых в полном объеме, мы решили провести эксперимент с российскими школьниками. При этом нас интересовал не нейрофизиологический аспект проблемы, а то, действительно ли сложная классическая музыка, а именно - музыка Моцарта, является фактором, позволяющим повышать интеллектуальную деятельность школьников.

Эксперимент проводился с учениками 8-х и 5-х классов.

В качестве стимульного материала были использованы задачи Г. Дж. Айзенка. Из них было сформировано два комплекта заданий по 20 задач. 18 задач первого задания имели прямые аналоги (по типу и степени сложности) во втором задании.

Фактором воздействия была выбрана соната Моцарта № 17 ре-мажор для фортепиано. В ходе эксперимента обеим группам одновременно предъявлялся первый комплект задач и зачитывалась инструкция. На решение отводилось 15 минут. Далее дети из экспериментальной группы слушали сонату Моцарта. В это время дети контрольной группы просто находились в классе, где ассистент вел с ними спокойную беседу. Затем обеим группам предъявлялся второй комплект задач. На решение также отводилось 15 минут.

Работы участников эксперимента были проверены с помощью ключа к тестам Айзенка.

Для дальнейшей обработки и анализа результатов были введены следующие параметры: интеллектуальная активность (а) - общее число задач, принятых испытуемым к решению в заданный интервал времени; интеллектуальная результативность (r) - число правильно решенных задач в заданный интервал времени; интеллектуальная продуктивностьили КПД - соотношение между показателями результативности и активности (F) вычислялась по формуле F = a/r.

Все параметры вычислялись отдельно по первому и второму заданию для каждой группы. Для каждого параметра вычислялось его среднее значение и среднеквадратическое отклонение. По средним значениям вычислялось изменение параметров в ходе эксперимента, т. е. разность (приращение) соответствующих значений параметров в первом и втором заданиях. Для самих параметров и их приращений вычислялась разность показателей экспериментальной и контрольной групп, т. е. показатель "действия исследуемого фактора".

Анализ результатов эксперимента в восьмом классе показал, что приращения средних величин в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, по всем измеренным параметрам: по активности и результативности они имеют разный знак (У+Ф у экспериментальной и У-Ф у контрольной), а приращение продуктивности в обеих группах отрицательно, но у экспериментальной оно снижается в 7 раз меньше, что говорит о положительном влиянии музыки на выбранные параметры интеллектуальной деятельности у испытуемых школьников.

В пятом классе прирост активности в 1,3 раза выше в контрольной группе, однако приращения результативности и продуктивности (КПД) в экспериментальной группе положительны, а в контрольной - отрицательны. Таким образом, эксперимент с 5-ми классами лишь частично (по двум из трех выбранных параметров) указывает на положительное влияние музыки Моцарта на интеллектуальную деятельность испытуемых школьников.

При более тщательном анализе данных наше внимание привлекло изменение в успешности решения задач-аналогов первого и второго заданий, которое мы назвали "вектором успешности" и определили следующим образом: вектор успешности - это тенденция к изменению (повышению или понижению) успешности интеллектуальной деятельности, которая появляется как результат эксперимента.

На уровне параметра тенденция определялась только по задачам, имеющим точные аналоги по типу и степени сложности в обоих заданиях.

Данный анализ результатов эксперимента с 5-ми классами показывает, что в контрольной группе суммы положительных и отрицательных тенденций имеют почти равные значения, и, стало быть, результирующая тенденция близка к нулю. В экспериментальной же группе явно преобладают положительные тенденции.

При сравнении результатов по 5-м и 8-м классам были обнаружены следующие закономерности. У экспериментальных групп прослеживается рост (относительно контрольных) тенденции "интеллект +" и "интерес -", но если по первой этот рост почти одинаков (в 2 раза), то вторая значительно ярче выражена у пятиклассников (рост в 2,5 раза). В то же время восьмиклассники демонстрируют рост тенденции "интерес +", чего совершенно нет в 5-х классах. Обе тенденции, в сущности, означают увеличение активности, только у восьмиклассников она более "результативна", "реализуема", что можно объяснить их сравнительно большим объемом знаний, а, возможно, и более критичной оценкой своих возможностей (не берутся за задачи, которые им заведомо не по силам.) Увеличение положительных тенденций означает, по существу, повышение результативности, и, как следствие, КПД (продуктивности) интеллектуальной деятельности, что подтверждает выводы, сделанные в первой части анализа.

Таким образом, можно говорить о положительном влиянии музыки Моцарта (а, возможно, и другой сложной классической музыки) на интеллектуальную деятельность школьников и учитывать выявленные нами закономерности этого влияния при составлении методик и учебных программ.

Интересный эксперимент проводят в одной из больниц в восточной Словакии доктора - они пытаются классической музыкой помочь новорожденным детям быстрее справиться с родовыми травмами и последствиями стресса, который испытывают дети при родах.

Через наушники транслируют младенцам музыку Моцарта и классические произведения других композиторов. Врачи считают, что музыка является прекрасным способом держать малышей в приятном расположении духа и помочь им забыть напугавший их процесс родов.

Врачи доказали, что музыка Моцарта влияет на работу сердца, эмоциональное состояние и моторику новорожденных, в частности, недоношенных детей, сообщает NEWSru.com
Группа ученых, состоящая из психологов и нейробиологов, провела странный эксперимент. Они предложили группе студентов пройти тест, определяющий степень развития пространственного мышления. За 10 минут до начала испытания одна часть студентов прослушала сонату Моцарта, другая – опусы Филиппа Гласса. Результат был поразителен: те, кто слушал Моцарта, испытали настоящий прилив творческих сил, их успехи были выше на 62%.

Кроме того, как отмечают сурдологи (специалисты, занимающиеся дефектами слуха) и логопеды (специалисты по коррекции проблем речи и произношения), классическая музыка обладает выраженным целебным действием. В частности, лечебный эффект музыки Моцарта обусловлен наличием в ней большого количества звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3000 до 8000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга. А это улучшает память человека и стимулирует мышление.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 11 май 2010, 21:42 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4532
Откуда: Краснодар
Вика, сколько нового и интересного добавила!!! :!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 11 май 2010, 22:18 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 31622
Откуда: РФ, Краснодар
Вы знаете, все это здорово, и полезно знать всем!
Но так тяжело ломать закостенелость в умах, убеждение "я в музыке не разбираюсь, поэтому ее исключаю как непонятное явление".
И все дело в том, что словами музыку нельзя объяснить, ее только можно почувствовать.
Так же сложно конкурировать с телевидением, эстрадой. Направленность на зашибание денег уничтожает нашу культуру. Обидно и печально.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 16 май 2010, 19:56 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4532
Откуда: Краснодар
Рита, знаешь, как то разговаривали со знакомой и она была печальна по поводу того, что в городе ходят все угрюмые и хмурые... Я спросила, а что стоит нам с тобой начать всем улыбаться просто так? В ответ люди будут тоже улыбаться! Кто не верит - может проверить на собственном опыте. Так же думаю и с музыкой, достаточно, что ты сама будешь любить, чувствать музыку и при случае предлагать погрузиться в нее другим - это обязательно сработает! Я начала сейчас вводить музыкотерапию на своих занятиях с беременными, мы медитируем или дышим пранаямы под классическую музыку :D Детки в животике реагируют по-разному на разную музыку, стараюсь вводить пока только спокойную или веселую музыку.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 16 май 2010, 22:12 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 31622
Откуда: РФ, Краснодар
Галина Зосименко писал(а):
Детки в животике реагируют по-разному на разную музыку, стараюсь вводить пока только спокойную или веселую музыку.

Надо еще знать какую спокойную или какую веселую.
Ведь разная музыка по разному воздействует на организм.
Почитай Казиника, он много советов давал. В частности музыку, какую малышам надо ставить.
Помню, что это был Моцарт.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 17 май 2010, 23:20 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4532
Откуда: Краснодар
maminsite писал(а):
Почитай Казиника, он много советов давал. В частности музыку, какую малышам надо ставить. Помню, что это был Моцарт.

На этот счет литературы масса и у психологов арт-терапевтов, изучающих эффект музыкотерапии много лет, а об эффекте Моцарта всем известно. {}
Я немного с другой точки подхожу, с позиции йоги, где все измеряется внутренними ощущениями, а не громкими именами и методиками :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СообщениеДобавлено: 17 май 2010, 23:38 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 31622
Откуда: РФ, Краснодар
Не в громких именах дело. А в том, что человек живет музыкой и знает о музыке все!
Моцарт не весь, а конкретные произведения предлагались.
Согласно возрасту.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron



.