Левитан Исаак Ильич (1861-1900)В начале марта 1900МартКартине «Март» (Гос. Третьяковская галерея) открывает собой новый этап в творчестве Левитана. Он не ищет здесь сложных сюжетов и выражения больших философских и социальных идей, а как бы возвращается к прежней простоте мотива. Сюжет картины «Март» чрезвычайно прост, и изображение несложно. Оттаявшая дорога спереди, справа - угол деревянного дома и запряженная в сани лошадь перед крыльцом, сугробы тающего снега и деревья усадьбы - вот и все, что изображено в этой чудесной, полной поэзии пробуждающейся природы картине. Ее внутренней темой, ее существенным содержанием является это переживание радостного и волнующего пробуждения природы.
Левитан возвращается к поэзии обыденного на новой, более богатой основе. Радостная, овеянная весенней свежестью картина мартовского солнечного дня полна света, воздуха, живого трепета жизни. Ласково греет весеннее солнце, а от тающего снега веет сырой прохладой. Все сверкает на солнце - голубизна неба, желтые стены дома, зелень сосен, голубые тени от деревьев на снегу. Стволы деревьев словно тянутся вверх, а их набухшие верхушки своей прозрачностью усиливают воздушность картины. Кажется, все в ней находится в легком движении: и верхушки деревьев, и лапы старых сосен, и отброшенная вошедшим в дом человеком ставня, и тень на распахнутой двери, благодаря которой дверь выглядит качающейся, и подтаявшая глыба снега на крыше, готовая с шумом упасть, и лошадка, которая вот-вот переступит с ноги на ногу и чуть сдвинет сани. Этот легкий ритм передает пробуждение природы, чуть видимые и слышимые, но так чувствуемые весенние шорохи и движения.
В своей поражающей свежести и жизненности картина «Март» представляется этюдом. Однако в ней все выверено и композиционно точно. Стене дома справа соответсвует слева купа лиственных деревьев на фоне темной массы густой хвои сосен; деревья с их тонкими высокими стволами, изображенные и справа и слева, как бы наклоняются друг к другу. В центре картины на первом плане дорога, а сзади замыкающая глубину стена леса. Лошадь с санями помещена как раз на пересечении дорожек.
Особенно богато и сложно написан снег, то сероватый с загрязненной коркой, то сверкающий, разрыхленный, то освещенный, то в синих тенях. Все это красочное богатство картины представляет собой оттенки, переходы и рефлексы трех основных цветов: желтого, голубого и зеленого с добавлением белого. Желтый цвет, концентрирующийся на стене дома через красновато-рыжие оттенки на швах досок, на тени на двери, виден в верхушках деревьев в центре в глубине и на небе, входя таким образом в зону голубого цвета; далее мы прослеживаем его в хвое елей слева и, наконец, в коричневой шерсти лошадки. Голубой цвет, в основном окрашивающий весеннее небо, переходит в синий в тенях от деревьев слева, и в серовато-голубоватый - в затененных массах снега в глубине, и в зеленовато-серый - в затененной части сильно выступающего карниза дома, в оконницах. Наконец, зеленый цвет наиболее интенсивно и открыто виден в хвое елей, переходящий от светлого к темному и сочетающийся здесь с коричневатым. Все эти три основных цвета как бы соединяются в сложно написанных стволах лиственных деревьев и в особенно сложной по цвету разъезженной дороге.
Красочная гамма «Марта» - чрезвычайно звучная, гораздо более звучная, нежели в каких-либо картинах Левитана до сих пор. Этой интенсивности звучания цвета соответствуют экспрессивная манера письма с густо и смело положенными мазками краски, сильная фактурность и ее разнообразие. Сравним, например, как отлична густая кладка краски полосами в изображении досок дома от взрыхляющих поверхность энергичных мазков кисти, которыми писан снег. И в том и в другом случае фактура дает возможность выявить материальность изображаемого. Особенно хорошо передана весенняя рыхлость снега на крыше крыльца и в сугробах. Разъезженная дорога написана столь же разнообразными мазками, сколь и разными оттенками цвета.
А.А. Фёдоров-ДавыдовИсточникОзеро. Весна1898. Холст, масло. 91 x 59. Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого
Картина написана в подмосковном имении Олениных близ станции Подсолнечная, куда впервые приехал художник весной 1898 года. Мощно, широко, темпераментно кладет художник мазок. Единым движением кисти намечает он бурные кроны берез, студено-синюю, покрытую мелкой рябью гладь озера, деревушку на косогоре и мужскую фигуру на переднем плане.
Несмотря на то, что картина традиционно именуется "Весна" (так она означена в каталоге Всемирной выставки в Париже), более верным является название "Озеро. Осенний этюд", приведенное в книге С. Глаголя и И. Грабаря 1913 года. К такому мнению склоняет и охристо-коричневый колорит полотна и само состояние природы, и тот факт, что - согласно письму - в Подсолнечной Левитан появился в конце апреля, чтобы снять дачу, а жил на ней постоянно с конца июня по конец августа 1898 года, уже вернувшись из Парижа, заезжая туда и позднее.
Левитан продолжил и развил саврасовские принципы русского реалистического пейзажа, его стремление через родную природу поднять веру человека в свои силы.
В.П. Сазонов,
директор Пензенской областной картинной галереи им. К.А. СавицкогоИсточник***
Цветущие яблониСередина 1890-х. Холст, масло. 36 x 48.
Левитан, как это верно выразил Бенуа, «чувствовал в природе то, что живет и хвалит Создателя; слышал своим чутким ухом, как бьется сердце самой природы». Левитан - это целая полоса в русской живописи. Друзья, знатоки и любители искусства поражались его отточенному мастерству, его «виртуозности в обращении с цветом, мазком», уменью насытить картину солнцем, светом. Говорили, что никто, как Левитан, не умеет отбирать нужные краски для передачи самого существенного в пейзаже, а главное, не умеет так по-своему, «по-левитановски» показать «то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, - его душу, его очарование». Потому левитановский пейзаж не без основания приравнивали к Тургеневской природе.
В середине 1890-х годов Левитан обращался к образам «Цветущих яблонь», написав ряд этюдов и небольшую картину с этим названием, нежно и ласково запечатлев бело-розовую кипень и светлую зелень весеннего сада, напоив его изображение «румяным светом» и чувством «цветущего блаженства мая» (Ф. И. Тютчев).
«Плес открыл Левитана...» - так говорили многие. Но и художник «открыл» никому не ведомый до него уголок. «Совершенно новыми приемами и большим мастерством поражали нас всех этюды и картины, что привозил Левитан с Волги», - говорил Нестеров.
Русский художник-пейзажист Исаак Ильич Левитан, работая с 1888 по 1890 год в Плесе, как нельзя лучше понял и испытал на себе всю силу эмоционального воздействия плесских пейзажей. Около 200 работ, выполненные им в Плесе принесли Левитану широкую известность, а Плесу с тех пор была уготована счастливая судьба - он стал подлинной «Меккой» пейзажистов.
Работа Исаака Левитана «Цветущие яблони» является гордостью собрания музея.
Источник*****
СОНЮЛЯ:И. Левитан "Весна в Италии" 1 и 2 "Весна. Большая вода" (1897)Картина «Весна. Большая вода» (Гос. Третьяковская галерея) принадлежит к числу значительнейших произведений Левитана.
Колорит картины образуется уже известным нам образом из тонких оттенков и переходов трех основных цветов - голубого, желтого и зеленого. Господствует голубая гамма в соответствии с главным мотивом картины. С ней сочетается желтизна берега, переходящая в коричневато-розоватый тон прошлогодней листвы и набухающих веток берез, с коричневатыми стволами деревьев и цветами лодки снаружи и внутри.
Зеленый цвет лишь дополняет и оживляет эту голубую с желтым гамму. Мы отмечаем его в концентрированном виде, как цветовое пятно, только в единственной елочке среди лиственных деревьев и затем как зеленоватые оттенки в стволе соседствующего с елочкой дуба, в окраске сараев вдали и на берегу в глубине слева.
Голубой цвет, естественно, наиболее разработан. В особенности богата оттенками вода: вдали, у затопленных сараев, она темно-голубая, затем дается более светлая ее полоса, снова более темная в полосе зыби и опять светлеющая в середине картины, с тем чтобы снова несколько потемнеть спереди. Разнообразно оттенками и светло-голубое небо с легкими облачками, голубоватыми внизу и белыми наверху. Белые облачка сочетаются с цветом стволов берез, где мы находим вместе с этим и все цвета гаммы картины - от коричневых, которыми оконтурены местами стволы и обозначены их темные пятна, и до желто-зеленоватых.
Голубой цвет, занимающий большие плоскости воды и неба, внедряется в зону желтых на берегу слева в виде лиловато-серых теней от скрытых рамой стволов слева, как желтый цвет внедряется в зону голубого в стволах затопленных водой деревьев и особенно их отражений, в коричневых тонах листвы деревьев на фоне неба. Деревья и их отражения в известной мере подчеркивают переднюю плоскость, и вода просвечивает сквозь них. Вместе с тем эти тонкие, как «изгородь» расположенные, стволы деревьев и их отражения, как и светло-голубая гамма, придают картине воздушность.
«Весна. Большая вода » - одна из самых тонких, лирических картин Левитана. Она исполнена поистине весенней светлой и тихой радости, удивительно «песенна» и «музыкальна» во всем своем и внутреннем и внешнем композиционном ритме. Беспечальная, светлая радость, какая-то ее спокойная полнота исходит от картины. Сюжет весеннего воскресения природы, оптимистический, светлый и радостный, является основой, на которой развертывается светлое, лирическое содержание картины.
Владимир ПетровИсточник"Весна. Последний снег", "Первая зелень. Май"Этюд "Первая зелень. Май" (1883, авторское повторение - 1888, Государственная Третьяковская галерея, Москва) - предельно простое по мотиву изображение лужайки перед палисадником у избы - буквально излучает чувство весенней радости, какого-то тихого, застенчивого ликования, позволяя ощутить, с какой нежностью смотрел художник на зелень распустившейся листвы, на залитую солнечным светом жёлтую дорожку с голубыми «небесными» рефлексами.
Владимир Петров