Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 28 мар 2024, 17:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Мария Владимировна Осорина
СообщениеДобавлено: 31 мар 2011, 22:19 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
Предлагаю вам почитать интервью с Марией Владимировной Осориной
М. В. Осорина - кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, автор единственного в мире университетского курса по психологии детской субкультуры, автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», не имеющей аналогов в западной научно-психологической традиции, психолог-консультант.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мария Владимировна Осорина
СообщениеДобавлено: 31 мар 2011, 22:20 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
- Мария Владимировна, на саммите профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом» вы планируете провести мастер-класс «Психологический анализ изобразительного текста для детей на примере книжной иллюстрации». Расскажите, почему вы выбрали именно эту тему?

- Я считаю эту тему очень важной и интересной. Уже несколько лет на факультете психологии СПбГУ я веду занятия, на которых студенты учатся анализировать книжные иллюстрации с психологической точки зрения, а в Институте практической психологии «Иматон» провожу в рамках программы дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология» семинары, посвященные психологическому анализу рисунков детей и взрослых. Умение не просто наблюдать, но анализировать и понимать рисунки бесценно, ведь рисунок – это запечатленное движение мысли человека и психологам чрезвычайно важно научиться разгадывать его смысл, «читать» послание, как осознанно, так и неосознанно оставленное автором. Рисунок хранит это послание многие годы. Даже через столетия после смерти автора мы можем, посмотрев на рисунок, многое узнать о нем. И это имеет огромную ценность.

- Получается, что рисунок - более наглядное свидетельство психических процессов, чем, зачастую, поведение?

- И поведение, и рисунок наглядны в том смысле, что могут являться предметом наблюдения и анализа. Рисунок – это графически запечатленное поведение. Живое поведение разворачивается во времени и изменяется, а рисунок всегда все тот же на листе бумаги, к нему можно многократно возвращаться. Это очень удобно для психологического анализа. Живое поведение более ситуативно, а рисунок – результат работы мысли, чувства и руки автора. При этом рисунок отражает и то, что автор сознательно в него вкладывал, и ту информацию о нем, которую он не осознает и даже более того – не хотел бы показывать. Проективная функция рисунка заключается в том, что как только ты оставляешь следы на бумаге, ты, хочешь - не хочешь, многое рассказываешь о себе.

Дети до 5 лет обычно рисуют для себя, спонтанно, изливая душу на лист бумаги, их рисунки очень искренние и представляют собой просто замечательный материал для анализа. По рисункам можно многое узнать об интеллекте ребенка, его представлениях о мире и переживаниях. Когда дети начинают ходить в детский сад, кружки и школу, мир взрослых активно вмешивается в спонтанный процесс творчества и начинает его направлять. Это происходит, на мой взгляд, не всегда удачно, поскольку взрослые, зачастую, не знают закономерностей использования детьми изобразительного языка и его роли в душевном развитии ребенка. Необходимо осознавать, что детский изобразительный язык заметно отличается от взрослого. Он всегда соответствует эпохе психической жизни, которую проживает ребенок. Навязывание взрослых способов рисования часто блокирует у детей возможность выражать свои мысли и чувства в изобразительной форме.

- Все взрослые когда-то были детьми. Почему же они забывают свой детский опыт и мир детей становится для них «секретным»?

- Великий швейцарский психолог Пиаже одним из первых заговорил о специфичности ума ребенка, о том, что существуют качественные отличия ума ребенка от ума взрослого, обратив внимание, что стадиальность развития интеллекта очень сильно определяет способы сбора и переработки информации. Когда человек переходит на новую ступень в интеллектуальном развитии, происходит существенная перестройка его восприятия, понимания и отображения мира. А все, что было «до», человеком вытесняется. Поэтому взрослые забывают, какими они были в детстве, точно так же и дети часто не ценят тот опыт, который уже приобрели, и стремятся к новому. Так, например, ребенок лет семи, увидев свои рисунки, которые он создавал несколько лет назад, может просить родителей выкинуть их. Хотя для того возраста, в котором он тогда находился, рисунки были замечательными: они обладали большой выразительностью, эмоциональностью. В каждом возрасте есть задачи, которые человек решает, каждый возраст надо ценить и ни в коем случае нельзя сказать, что какой-то из возрастов лучше или хуже. Любая часть жизненного пути человека всегда полноценна. Но смена принципов миропонимания приводит к тому, что дети рисунки сверстников всегда понимают лучше, чем взрослые, которые часто смотрят на рисунки детей любого возраста, можно сказать, как баран на новые ворота. Для того чтобы понимать рисунки ребенка, нужно понимать изобразительный язык, присущий тому возрасту, в котором он находится. Это очень важно. Интересно заметить, что основные принципы функционирования изобразительного языка складываются до 5 лет. Реалистическое рисование, которое обычно ценят взрослые – это уже надстройка над созданным за ранний период развития фундаментом. Как психолог, могу сказать: тот человек, который умеет понимать рисунки детей до пяти лет, смело может подходить к любой картине, ведь он уже знаком с азами чтения изобразительных текстов.

Сами дети начинают учиться чтению рисунков раньше, чем у них появляется склонность к изобразительному рисованию. Обычно в это время (в полтора-два года) они находятся на стали каракульного рисования. В наше время родителям очень трудно найти книжку для ребенка любого возраста, в которой были бы качественные иллюстрации, где реалистично и адекватно возрасту ребенка изображались бы персонажи. Особенно трудно найти книги для самых маленьких детей.

- Почему сейчас мало хорошо иллюстрированных книг для детей?

- Много причин: коммерциализация издательского дела, отсутствие у большинства издателей понимания того, как именно нужно оценивать работу художников, рисующих иллюстрации. А ведь им есть у кого поучиться: в советское время в этой сфере работали классики и профессионалы своего дела - Юрий Васнецов, Евгений Чарушин, Владимир Конашевич, Владимир Сутеев и другие. В России интерес к детской книжной иллюстрации возник в начале 20 века, многое сделал для этого Александр Николаевич Бенуа, а расцвет пришелся на 20-30 годы, ведь при советской власти из-за цензуры очень многие художники могли творить только в мире детской иллюстрации. Советская детская книжная иллюстрация считалась одной из лучших в мире. Сейчас, увы, издатели стремятся сэкономить на художниках. Это привело к появлению чудовищных книг. Многие современные художники разучились рисовать собак, лошадей, попросту забыли, как выглядят эти животные и стали срисовывать их с книг предшественников, причем не всегда точно. Это и смешно, и печально.

Прежние художники - классики советской детской иллюстрации, хорошо знали, что маленьким детям 2-4 лет очень мешает зашумленный фон, на котором нарисован объект. И если ты хочешь, чтобы ребенок правильно опознал героев, желательно нарисовать их на белом фоне. У животного должны быть хорошо прорисованы существенные детали: глаза, ножки, хвостик, ушки и так далее. Иллюстраторы детских книг должны обязательно учитывать особенности того, как дети разных возрастов читают рисунок, пытаясь его понять.

- А если ребенку повезет найти книгу с хорошими иллюстрациями, чему его научит такая книга?

- Опыт показывает, что обучение чтению картинок заметно развивает и улучшает интеллектуальный потенциал человека. Умение быстро и точно считывать информацию с картинок помогает успешно делать то же самое и в жизненных ситуациях. Во-первых, в реальной жизни много информации нам подается через рисованные тексты, во-вторых, видимый мир можно воспринимать тоже как своего рода картинку и навыки чтения картинок помогают формированию навыков зрительного восприятия. Чем старше становится ребенок, тем более трудные и интересные задачи в плане понимания картинок можно перед ним ставить. Ребенок может научиться понимать, что такое изобразительная метафора, что такое символическое изображение, аллегорическая живопись, определять, рассматривая картины, зачем художник нарисовал именно это, какую задачу он решал для себя. Проблема в том, что для этого ребенку нужен хорошо подготовленный взрослый собеседник, который может служить проводником в мир рисованных текстов, поскольку сам умеет их читать и может объяснить, как это делается. По большому счету, с ребенком надо подробно разговаривать о картинках, аккуратно и внимательно их рассматривая. Это дает возможность правильно и осознанно реконструировать заложенный туда смысл. Обычные родительские вопросы - «Кто это? Какой он? Что он делает?" – не исчерпывают того многослойного содержания, которое присутствует в более серьезных изобразительных текстах, адресованных уже не маленьким, а более старшим детям. Это книжная иллюстрация, плакат, репродукция картины в книге или живая картина в музее.

В Институте практической психологии «Иматон» я веду три цикла занятий "Психология изобразительной деятельности ребенка и взрослого", которые помогают научиться навыкам чтения разных изобразительных текстов: детских рисунков, книжных иллюстраций и картин художников. На этих занятиях предлагается шестишаговая программа, помогающая постепенно погружаться в нарисованный мир, послойно собирая информацию о нем. Планируется публикация книги для родителей о том, как научиться вместе с ребенком читать картинки в детских книжках для пользы и взаимного удовольствия.


- Сейчас дети не только читают книги, но и смотрят мультики, фильмы, играют в компьютерные игры. Как это влияет на их умение воспринимать реальный мир?

- Технологический прогресс не всегда является преимуществом для человека. Современные люди, привыкшие смотреть телевизор, где им показывают мир, уже увиденный глазами оператора, плохо умеют смотреть на мир самостоятельно. Сейчас мало развивают у детей культуру непосредственного наблюдения, самостоятельного рассматривания и вживания.

Специалисты, работающие с малышами, говорят, что лицезрение фильмов, где нарушаются законы физического мира, провоцирующее действуют на маленьких детей. Тот, кто насмотрелся таких фильмов, начинает часто искаженно воспринимать окружающую действительность, наблюдение за виртуальными картинками подменяет его собственный опыт взаимодействия с реальным миром. И дети пробуют подражать киногероям: прыгая, перелетать с крыши на крышу, не разбиваться при падении, мгновенно вставать после сокрушительных ударов. К сожалению, попытки буквально повторять увиденное в кино случаются нередко и приводят к печальным результатам. И родителям, и педагогам надо знать об этой особенности детского мышления, обсуждая с детьми фильмы и мультфильмы.

- В своей книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» вы пишете о дворовой культуре, но современные дети очень много времени проводят дома или со взрослыми…

- Да, к сожалению это так. Уличное взаимодействие с себе подобными развивало у детей разнообразный комплекс коммуникативных навыков, особенно навыков взаимодействия. Эти навыки труднее всего создаются и рушатся первыми. Например, современные дети не только не прыгают через скакалку, но и не могут научиться это делать, когда им показывают. Они не в состоянии вдвоем крутить веревку, попадать в такт – внимание отвлекается. Навыки тонкой настройки на партнера не сформированы, эмпатический контакт нарушен.

- К чему это может, если говорить об обществе в целом, привести в будущем?

- К нарастанию у людей чувства одиночества, оторванности от жизни, к ощущению неприкаянности, тоски, невостребованности. Можно сказать: после второй мировой войны потихоньку обозначилась тенденция к изоляции людей друг от друга и сейчас эта тенденция проявляется более явно. На занятиях я показываю студентам знаменитый музыкальный фильм под названием «Бал», снятый режиссером Этторе Скола. В фильме история Франции показана в невербальной форме: действие происходит в одном и том же парижском танцевальном зале на протяжении почти 50 лет. События французской истории с 30-х до 80-х годов, смена мод и привычек показаны исключительно языком музыки, танца, пластики и мимики. Ни одной реплики в фильме нет, но там очень хорошо видно, как год от года усиливается дистанцированность людей друг от друга. Если посмотреть фильмы 20-30 годов, полистать старые фотоальбомы (не только наши, но и западные), можно увидеть: в то время между людьми, которые, например, сидели на одной и той же скамейке в парке, было очень маленькое расстояние. На старых парижских снимках 20 годов заметно, как чужие люди, сидящие рядом, даже соприкасались боками, могли перегибаться через скамейку и читать чужую газету, довольно тесно взаимодействуя друг с другом. Сейчас наоборот - стараются отодвинуться друг от друга как можно дальше. Это тоже проявление некоей общей тенденции людей к изоляции.

- Нужно ли создавать какие-то особые обучающие программы для психологов, которые будут учитывать эти особенности?

- Сейчас к нам в университет пришли учиться дети, которые родились в 90-е годы. С этими детьми мало разговаривали в детстве: их матери в годы перестройки чаще всего находились на работе. Поэтому ребятам не хватало взрослого собеседника, который помог бы присоединиться к окружающему миру и показал бы, как можно его наблюдать и понимать. Ведь именно мать обычно является первым посредником между ребенком и окружающими вещами, событиями, которые привлекают его внимание. Она помогает не бояться и сосредоточиться на том, что интересует ребенка, описывая ему то, что они вместе видят. Словесное описание живого, непосредственного опыта восприятия помогает его осознать, формирует навыки наблюдения и интерпретации воспринятого, повышает общий уровень осознанности.

В университете для студентов-психологов я веду два курса: «Психологический анализ ситуаций» (4-5 курс) и «Процессы понимания текстов» (3 курс, этот – вместе с моей ученицей и коллегой О.В. Щербаковой), где пытаюсь стать для них кем-то вроде сталкера – проводника, помогающего присоединиться, познакомиться и освоить чужие миры, представленные в виде наблюдаемых событий или текстов. Наши задачи похожи на задачи детей, познающих окружающий мир, но только мы делаем это на более высоких уровнях сложности, попутно компенсируя то, что было недополучено в детском возрасте.

На саммите профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом» на примере совместной групповой работы с изобразительным текстом я попытаюсь показать, как можно научиться читать такой текст «психологическими глазами», постепенно проникая в его смысл. На этой модели мы познакомимся с разными приемами дешифровки картинки, которые имеют достаточно универсальный характер и могут быть приложены к другому материалу. Такая работа равно поможет и развитию навыков восприятия, которые в дальнейшем можно будет использовать в разных сферах жизни.

http://psy.su/interview/2297/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мария Владимировна Осорина
СообщениеДобавлено: 31 мар 2011, 22:23 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
«Двое крутят – один скачет…»

Когда-то невозможно было представить погожие майские дни в городе без девочек в носочках, которые после школьных занятий прыгали через скакалки во дворах и скверах. Эти голоногие девчонки были символом прихода тепла, разгара городской весны. Обычно они прыгали через веревочку веселыми группками и оглашали воздух звоном голосов: «Опа, опа, Америка, Европа, Азия, Китай – Даша, вылетай!» Двое крутят веревку, одна – скачет, а несколько других нетерпеливо ждут своей очереди, как только Даша – «вылетит».

Еще в 1970-е годы девчонки умели прыгать разными способами и не запутывались, даже когда веревку крутили «пожаром» - то есть очень быстро. Эти девчоночьи забавы казались такими естественными, с таким постоянством воспроизводились каждым следующим поколением детей, что мелькали десятилетия XX века, а эта дворовая традиция процветала и казалась вечной.

В 1980-е годы вместо двух девочек, крутящих веревку для третьей, все чаще можно было увидеть две неподвижные фигуры на расстоянии метров полутора друг от друга. Между ними, охватывая ноги, была натянута двойная резинка, а третья девочка старательно прыгала посередине, показывая разные варианты перескоков через две параллельные струны этой резинки.

В 1990-е годы в больших городах прыгать перестали. Все меньше детей младшего школьного возраста вообще можно было заметить свободно гуляющими и играющими на улице. Прыганье через скакалку сохранилось на окраинах крупных городов и в небольших провинциальных городах и поселках.

Сначала на это почти никто не обратил внимания. Потом взрослые привыкли, что дети почему-то перестали прыгать – и через скакалку и в «классики». Некоторым даже показалось, что так лучше – спокойнее и тише: девочки не пылят своими веревками, не занимают места там, где люди ходят, не гомонят. Раньше, бывало, взрослые гоняли прыгавших девчонок так же, как игравших в мяч мальчишек – сдвигали ребятню на периферию обжитого пространства, чтоб людям не мешали.

Как психологу, более сорока лет занимающемуся проблемами детской субкультуры, мне было интересно понять, почему так произошло. Чувствовалось, что дворовая игровая жизнь детей постепенно разваливается. В частности, с исчезновением прыганья пропадает еще одна важная форма игровой традиции, которая обучала ребенка тонким способам эмпатической настройки и взаимодействия с партнером.

Опыт моей исследовательской практики показывает, что самым уязвимым звеном детской субкультуры обычно являются те аспекты культурной традиции, которые обеспечивают полноценность взаимодействия со сверстниками. Именно они разрушаются в первую очередь при обстоятельствах, неблагоприятных для существования детской субкультуры. А это бывает, когда дети не имеют возможности свободно играть в групповые игры, не регламентируемые взрослыми, и самостоятельно налаживать межличностные отношения со сверстниками. Процесс упрощения и угасания традиции прыганья через веревку отражает ту же закономерность.

Рассмотрим случай, когда «двое крутят, а третий скачет». Какие психологические задачи заставляет решать эта ситуация, и какие коммуникативные умения детей она развивает?

Двое, держащие веревку, должны чувствовать друг друга и непрерывно подстраиваться к партнеру так, чтобы крутить ее в такт. Гибкая, подвижная веревка, связывающая двух людей, служит материальным воплощением качества их взаимодействия. Стоит одному из них выпасть из контакта, начать действовать в собственном ритме без достаточной оглядки на партнера, и крутящаяся веревка криво зазмеится, а прыгающий запнется. Чем лучше их психологическая настройка друг на друга, тем легче они, не сговариваясь, а внимательно наблюдая за партнером, могут менять ритм кручения веревки, создавая трудности для скачущего: крутят веревку то быстро – «пожаром», то совсем медленно, так, что она провисает, но прыгать через нее еще можно.

Успех прыгающего тоже зависит от качества его психологической настройки – он должен непрерывно чувствовать ритм крутящейся веревки и быть готовым в любой момент приспособиться к его изменениям.

В целом можно сказать, что ситуация «двое крутят – один скачет» замечательно тренирует механизм эмпатической настройки друг на друга в таком триедином партнерстве в совместной деятельности.

Ситуация прыганья через резинку, натянутую между ногами двух девочек, на порядок проще. Они двигательно не взаимодействуют, стоят неподвижно, являясь просто наблюдателями происходящего. С равным успехом можно было натянуть резинку между двумя неодушевленными стульями. Тут только скачущий является по-настоящему действующим лицом – все зависит от его расчетливой ловкости в перебирании ногами между неподвижными струнами натянутой резинки. Ситуация статична, из нее полностью ушла динамика взаимодействий и взаимной психологической подстройки живых партнеров друг к другу.

Недавно мы попробовали провести небольшой эксперимент: около школы в течение двух недель мая после занятий ежедневно обучали всех желающих детей прыгать через веревку. Желающих девочек и мальчиков оказалось достаточно, но результаты были ошеломительны. Во-первых, выяснилось, что современным детям трудно научиться крутить веревку в паре. Проблема была в том, что дети не могли удерживать внимание на партнере и были способны действовать с ним в общем ритме только очень короткое время. Стоило им начать ритмично крутить веревку, как через полминуты альянс распадался из-за того, что оба партнера теряли контакт друг с другом. Один начинал смотреть в небо, другой – на проходящих мимо людей. Распадалась координация зрения и движения руки, веревка начинала выписывать вензеля, потому что каждый из детей крутил ее в своем темпе, не обращая внимания на партнера и не замечая, что происходит в результате.

Во-вторых, когда веревку крутили двое умелых студентов, оказалось, что почти никто из детей не понимает, как надо подстроиться под ритм, чтобы впрыгнуть в пространство движущейся веревки и соединиться с ним, дабы овладеть ситуацией.

На все это приходили наблюдать со стороны школьные учительницы, им было любопытно. Как выяснилось, они были мастерицами прыгать через крутящуюся веревку – ведь во времена их детства такое умела практически каждая девочка. Учительницы были настолько потрясены увиденным, что некоторые, глядя на детей, от ужаса начинали плакать. Было очевидно, что проблема современных детей состояла не в отсутствии двигательных навыков – это дело наживное. Главной сложностью оказалось неумение вступать в контакт и удерживать этот контакт с партнером в процессе игрового взаимодействия. Осознание присутствия такого серьезного провала в развитии детей и вызвало ужас у взрослых учительниц. Они почувствовали насколько глубокой и ранней оказалась эта проблема, как мы знаем, формирующаяся еще в младенчестве. Ее решение обычно обеспечивается умениями эмпатической настройки, когда тельце ребенка учится входить в унисон с ритмом движений матери, действуя заодно с ней и создавая единство двух сотрудничающих людей.

В плане обучения детей прыганью через веревку мы не преуспели, несмотря на хорошие отношения со всеми участниками событий. Однако этот эксперимент был чрезвычайно психодиагностичен. Взрослые наблюдатели воочию убедились в том, что перед ними совершенно новое поколение, для которого затруднительно то, что казалось старшим естественным для детей. Школьных учительниц глубоко поразило то, что в прыганье через скакалку не просто тренируются ноги, как они наивно-материалистически думали прежде, а раскрывается и развивается еще и совершенно другая, гораздо более важная психологическая тема – навыки установления контакта и взаимодействия. Выяснилось, что ситуация «двое крутят – один скачет» является отличной тренинговой моделью, позволяющей в игровой форме проработать целый пласт коммуникативных умений, крайне необходимых практически во всех социальных ситуациях, с которыми будет сталкиваться взрослеющий ребенок.

Мораль этой маленькой истории такова: неверно думать, что массовая раздача скакалок заметно улучшит коммуникативные навыки младших школьников. Но можно предполагать, что чем больше дети вновь будут прыгать через веревку в ситуации «двое крутят – один скачет», тем лучше они станут чувствовать друг друга в различных ситуациях совместной деятельности.


17.12.2007
Мария Осорина


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мария Владимировна Осорина
СообщениеДобавлено: 31 мар 2011, 22:24 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 28641
Откуда: РФ, Краснодар
Видеопрезентация Осориной: http://imaton.org/seminars/video_presen ... vzroslogo/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron