Увы и ах, но согласные и гласные буквы не хотят друг с другом сливаться. Если взрослый не помнит этого факта из своего собственного детства, то он непременно вспомнит его, взявшись обучить чтению какого-нибудь ребенка. Особо «упрямыми» оказываются короткие (взрывные) согласные:
Б, Г, Д, К, П, Т, Ц, Ч.
К таким согласным у ребенка всегда примешивается голосовая «грязь», и вместо слитного «
ПА-КЕ-ТЫ» у малыша получается что-то вроде «
ПэА-КэЕ-ТэЫ», или в лучшем случае: «
ПъА-КъЕ-ТъЫ». Получается раздельное произнесение, преодолеть которое многим детям никак не удается.
Специалисты-педагоги знают об этом и для начального тренинга предлагают детям сначала не взрывные согласные, а те, которые могут произноситься длинно:
В, Ж, З, Л, М, Н, Р, С, Ф, Х, Ш, Щ. Педагоги учат детей долго-долго тянуть звук
СССССС и затем плавно организовывать губы в нужную гласную позицию. Получается
СССССССУ, или
ССССССА, или
ССССССИ… Казалось бы, задача выполнена, у ребенка произнесся вполне себе слитный слог. Однако тут страдает другая сфера. При таком обучении педагоги подменяют одни звуки другими, потому что сначала произносится именно длинный звук
ССССС – удвоенный, утроенный, удесятеренный. И лишь в один короткий момент, когда губы наконец принимают нужную форму, звучит действительно желаемое
СУ. Ради обучения слиянию взрослые тут однозначно жертвуют речевым слухом ребенка.
С проблемой слияния ужасно повезло жителям Юго-восточной Азии: у них попросту нет слияний, а потому нет и проблемы. В Китае, в Корее и в Японии для обучения детей чтению используется слоговая азбука «хирагана», в которой каждый иероглиф обозначает собою сразу слитный слог. Слово, например,
КУБИКИ, в хирагане запишется не шестью буквами-фонемами, а всего лишь тремя уже слитыми слогами:
くびき . И потому маленькие китайцы, корейцы, японцы обучаются чтению очень легко и быстро.
В России существует игровая методика обучения чтению, которая повторяет слоговый принцип хираганы. Называется она «Ребус-метод». В этой методике на начальном этапе обучения ребенку предлагаются для чтения не буквы из привычного нам алфавита, а слоговые картинки, на которых изображены уже знакомые ребенку предметы. Например, картинки «
кукла», «
бинтик», «
кисточка» и пр. Так для ребенка упрощается момент узнавания графических знаков. При этом звуковым содержанием каждой картинки берется не отдельная буква-фонема, а открытый слог-слияние, то есть уже слитное сочетание согласной и гласной фонем. Например,
КУ, БИ, КИ. Так на первом этапе обучения вообще исключается проблема слияния согласной и гласной букв. У ребенка появляется возможность сразу приступить к соединению нескольких произнесенных слогов в целые осмысленные слова. Уже через несколько минут после знакомства с «Ребус-методом» ребенок вовсю читает разнообразные слова из двух, трех, четырех слогов.
Конечно, это еще не настоящее буквенное чтение, это пока лишь игра со специально подобранными картинками. Но в процессе этой игры у ребенка развиваются внимание, необходимое для настоящего чтения, ребенок учится находить правильное ударение и понимать смысл прочитанных слов, а затем очень легко переходит к чтению буквенному, потому что слоговые картинки могут сами вместо взрослого подсказывать ребенку названия буквенных слогов. Очень эффектная и эффективная методика, ее можно легко найти в интернете через поисковик.
И всё-таки вернемся к нашей теме, то есть к слиянию букв. Ведь даже в «Ребус-методе» ребенок на каком-то этапе переходит к чтению буквенному, и тогда проблема слияния встает во всей своей сложности.
Итак, что же делать, чтобы объяснить ребенку, как правильно соединять буквы в слоги?
Вытяните губы вперед трубочкой и произнесите «
КУ». Обратите внимание, слог получился у вас идеально слитным. Никаких пауз, никаких переходов, никаких изменений тона между «
К» и «
У». Почему так получилось? Потому, что губы вы поставили в гласную позицию еще до того, как щелкнули задним язычком. Сначала вы приготовились произнести гласный звук и лишь затем произнесли согласный.
Попробуйте точно так же произнести звук «
К» в сочетании с каким-нибудь другим гласным звуком. Например, «
КА», или «
КО», или «
КИ». Не забудьте, что сначала нужно подготовить губы к произнесению гласного звука (то есть свободно приоткрыть губы, или округлить их, или растянуть в улыбочке) и лишь затем сказать «
К». Снова звучит идеально ровный слог-слияние.
Получается, что в тот момент, когда ребенок читает написанный слог, ему нужно сначала смотреть на гласную букву, которая находится справа, и только потом смотреть на согласную букву, которая находится слева. То есть внутри слога-слияния чтение должно протекать не слева направо, а наоборот, в обратном направлении.
Строго говоря, при определенном навыке чтения дети должны видеть сразу обе буквы одновременно, гласную и согласную вместе, никакую раньше или позже. И произнесение слитного слога в идеальном варианте происходит тоже одномоментно, то есть все органы речи совершают свои движения синхронно, нераздельно по времени. Это в идеальном варианте, когда навыки чтения доведены уже до автоматизма. Однако на самом первом этапе обучения чтению дети еще с трудом вспоминают названия букв, и поэтому происходит некоторая задержка в назывании звуков, образуется последовательность: один звук сначала, другой потом.
И потому, чтобы быть максимально корректным в описании этого процесса, нужно сказать о нем так: НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ребенок, глядя на слог по типу «согласная + гласная», должен сначала смотреть на гласную букву, которая находится справа, вспоминать и узнавать ее и (молча!) ставить при этом губы в соответствующую позицию и только потом смотреть на согласную букву, которая слева, вспоминать, узнавать и произносить ее вслух.
Этот тренинг на первых шагах рекомендуется проводить с теми согласными, в произнесении которых не участвуют губы:
Г, К, Х, Д, Т, Н, Л, Р, З, С, Ц, Ж, Ш. Те согласные, в произнесении которых губы участвуют –
В, Ф, Б, П, М – их слияние с гласными следует тренировать чуть позже.
Понятное дело, такое направление чтения справа налево относится лишь к чтению отдельных слогов, построенных по типу «согласная + гласная», и повторять это упражнение нужно совсем не долго: лишь до той поры, пока ребенок не поймет принцип слитного прочтения таких буквосочетаний. Очень скоро глаза ребенка станут автоматически фиксировать сразу обе буквы одновременно, и речевой аппарат синхронизирует все свои движения. После этого можно будет приступать к чтению целых слов, состоящих из нескольких слогов-слияний.
Лев Штернберг
Сайт:
http://rebus-metod.net/