Terra cota писал(а):
Алексей Лельчук:
Игра
Многие взрослые любят смотреть по телевизору передачи про животных. Вот на экране резвятся молодые львята или волчата, и голос за кадром говорит: «В игре детеныши зверей обучаются всем необходимым умениям». Потом эти взрослые усаживают своих детей-дошкольников за чтение и счет, отправляют их в секции, кружки, студии, а когда дети начинают резвиться и просят дать им еще поиграть, говорят: «Ты уже большой, веди себя хорошо!»
Хотя непонятно, чем детеныши человека хуже детенышей зверей?
В 1914 году основательница искусствотерапии Маргарет Наумбург писала: «Эмоциональное развитие детей, поощрение самостоятельного творческого самовыражения и самостоятельной познавательной активности должно преобладать над традиционным интеллектуальным подходом к обучению по стандартной программе».
В 2004 году мы пишем в программе нашей студии:
«Главным для дошкольников является не интеллектуальное, а эмоциональное развитие. Под словом «развитие» педагоги нашей студии понимают не столько получение ими определенной суммы знаний, сколько формирование гармоничной личности в процессе свободной творческой игры».
Далеко же мы уехали за девяносто лет!
В нашу студию ходят дети от трех до семи лет. Занимаются они тем же, чем во всех таких студиях: развитием речи, лепкой, музыкой, живописью, английским языком, физкультурой. От других студий мы отличаемся тем, что наши родители сами выбирают, на какие занятия будут ходить их дети. И еще тем, что мы понимаем, что дети и родители хотят совершенно разных вещей. Родители хотят, чтоб их дети чему-то научились. А дети хотят просто поиграть.
Глина
Обычно считается, что глина — это материал для декоративно-прикладного творчества и из нее нужно делать поделки, сувениры и украшения.
Но глина — это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в песочнице, строя из нее все необходимое для игры, не боясь сломать или испортить. Когда поделка из глины высохнет, она становится достаточно прочной и может еще некоторое время поработать игрушкой. Чтобы она была прочней и не пачкалась, ее можно покрыть лаком, клеем ПВА или добавить немного клея ПВА в гуашевые краски и раскрасить. Глина легко отстирывается с одежды и счищается с мебели.
Дороги
Самая простая и в то же время впечатляющая вещь, которую можно делать даже с самыми маленькими детьми, — это дороги. Первое, что начинают делать с глиной многие дети, — бить по куску кулаком или ладошкой, пока он не превратится в блин. Можно назвать этот блин тарелкой и играть в обед, можно назвать его стеной и строить дом… Но ничто не сравнится с дорогой.
Все новые и новые куски отрываются, укладываются и плющатся, и вот уже вдоль всего стола идет дорога от Тёмы к Ване, от Вани к Маше, от Маши к Андрюше. Во-первых, дорога — это изучение и покорение пространства, что является одной из главных задач ребенка. Во-вторых, по дороге могут ездить его любимые машинки, с которыми он не хочет расставаться и на занятии. В-третьих, если дорога длинная, то Ване приходится договариваться с Машей, Тёме — с Ваней, а Маше — с Андрюшей. Дети общаются и учатся делить между собой пространство. В-четвертых, дороги ведут откуда-то куда-то. Начав с дорог, можно играть и в город, и в стройку, и в гости, и во все остальное, что только может быть на свете. А уж если начать строить мосты… В-пятых, строительство дорог — занятие не только интересное, но и долгое, и оно может занять ребенка на весьма продолжительное время.
Разумеется, дороги можно мостить не только ладонями. У нас есть скалки, и наши дороги мы раскатываем скалками.
Абстрактная и предметная живопись
Тёма устал лепить, и я даю ему бумагу с красками. Минут двадцать он вдумчиво выводит на листе разного цвета линии, точки и закорючки, иногда сообщая нам о содержании своей работы: «Это дорога. А это мост. Машина едет. Упала с моста. В реку. Надо ее вытащить. Подъехала другая машина. А это солнце. А тут я стою и смотрю».
Результат его творчества выглядит как шедевр из Музея абстрактного искусства. Но для Тёмы это предметное искусство — ведь он сам придумал и сам нарисовал вполне конкретные вещи.
На стенде висит работа того же Тёмы с занятия по живописи — новогодняя елка с украшениями. Учительница по живописи всегда рассказывает детям, какой краской какую линию где провести, чтобы получилось похоже на елку. Потом она велит им понаставить по всей елке яркие точки — игрушки.
Для Тёмы это абстрактная живопись, ведь он не задумывался над тем, почему он так рисует. Хотя результат вполне похож на елку, и сам Тема это осознает.
Задания для родителей
Выходим с детьми гулять. В песочнице ползает трехлетняя девочка. Рядом стоит мамаша, курит и беседует с другими мамашами о шмотках. Периодически она посматривает на свою дочь и злобно орет: «Что ты ползаешь?! Возьми совочек и копай!»
Мне хочется ей сказать: «Ты сама возьми да покопай». Почему ребенок должен заниматься тем, что даже взрослому скучно?
Мне кажется, развивающие пособия написаны неправильно. В них описаны задания для детей, хотя читают пособия взрослые. Нужно в пособиях давать задания для взрослых: «Выкопайте совком ямку», «Раскрасьте красками картинку», «Слепите из глины елочку». Пусть мама или папа сначала сами выполнят все задания, а потом подумают, что из этого будет интересно их ребенку и как это до него донести.