Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 29 мар 2024, 10:07

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Как вы относитесь к пеленанию?

1. Положительно
1
33%
2. Отрицательно
0
Голосов нет
3. Считаю, что все индивидуально
1
33%
4. Другое
1
33%
 
Всего голосов : 3
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Пеленание на Руси и сегодня
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 21:31 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
maminsite писал(а):
Дайн Г.Л. "БЕЗ РУК, БЕЗ НОГ, А ЦЕЛО".

Недавно исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем и образном различии близки по способам изготовления своей внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму тулова, которое свертывали так плотно, что получалась будто скульптурка из твердого материала. До сих пор на русском Севере сохраняется кукольная традиция наряжать в костюм деревянную палочку явный отголосок связи куклы с культовой скульптурой из дерева. Отсюда и сделали этнографы вывод, что внутри одетой бытовой куклы-самоделки скрывается ее основа - идол, дух предка, что происходит она «от общего магического пращура».

Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?
Вокруг головного узелка, образующего кукольную шею, наматывали толстое «туло», скручивая прямоугольную ленту ткани в плотную трубочку. Туго-туго «закомкают, укрутят, собьют, сваляют, свертят» старые изношенные рубахи, оборачивая их в белую полотняную тряпицу. Полное впечатление, что фигурку пеленали или будто обряжали в саван покойника... Вероятно, сам этот способ носит сакральный смысл, как и пеленание детей. Вспомним, как повсеместно в России вплоть до середины XX в. пеленали новорожденных. Их так и называли - «пеленашка». Ребенка завертывали в мягкие пеленки, нарванные из ветхих рубах, и обкручивали, обвивали свивальником - широкой длинной лентой из холстины. Делали это, чтобы младенец в люльке «не брыкался, спокойно лежал и спал», «рос не горбатый, не кривой, не косолапый», «чтоб ручки и ножки прямыми были, не кривились». Так объясняют в народе пеленание детей, заботясь об их физическом здоровье. Охранительная роль этой традиции давно забылась, но она присутствовала. Крепко свертывая ребенка в неподвижную пеленашку, его таким образом скрывали, «хоронили» от темных сил, обманывали «нечистого». Скрученный по рукам и ногам, то ли жив, то ли мертв, то ли на этом свете, то ли на том, трудно понять - вот сакральный смысл пеленания.

Кукольное тулово, плотно припеленутое к голове, тоже говорит о связи с нижним миром, где живут предки. Белая свернутая фигурка, хранящая покой, была древним обрядовым знаком незыблемости, небытия, смерти. Вот почему у куклы отсутствуют руки и ноги. Когда же их стали изображать, то привязывали по бокам туловища отдельные палочки или пришивали снизу совсем короткие ножки, а руками служили рукава кукольной одежды или пустотелые лоскутные трубочки. Само туловище сохраняло целостную первичную форму - об этом говорит кукольная традиция даже в XX в. Очень осторожно приближали куклу к подобию человека - и в этом признак ее самостоятельного бытия.
источник


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пеленание на Руси и сегодня
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 21:49 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
Вот интересная статья...

Цитата:
ПЕЛЕНАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ
пеленать или нет?

Часто в советах для молодых родителей можно прочитать, что пеленание ребенка тормозит развитие у него осязания. Причем уверяют, что это мнение педиатров и детских психологов и именно психологи советуют не пеленать ребенка. Нам, как специалистам по уходу очень сомнительно, чтобы грамотный психолог не знал физиологию и возрастную психологию ребенка и мог так заблуждаться. Скорее всего, это неправильно интерпретированные рекомендации психолога. Удивление вызывает и постоянное описание пеленания, как процедуры насилия над личностью, эдакого «связывания» ребенка, который так хочет двигаться! Создается впечатление, что ребенок уже бегает, а его все пеленают и пеленают… Такую нелогичную картину могут себе рисовать только люди, которые совершенно не представляют, как выглядит новорожденный, как он себя ведет и зачем ему пеленка, а также когда и у каких народов она применялась.

Еще на 3 месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи. К четвертому месяцу у него появляются координированные движения, и малыш на ощупь может найти свой рот и начинает сосать свой палец или кулачок. Пока вес ребенка не очень велик, он свободно плавает в околоплодных водах и иногда наталкивается ручками или ножками на стенки матки, стимулируя, таким образом, свою кожную чувствительность и развивая осязание. К 32 неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться, окружающая его матка постоянно соприкасается со многими частями тела, как бы обнимая его. Периодические сокращения стенок матки (так называемые сокращения Брекстона-Хиггса) дают ему опыт более сильных телесных впечатлений, плотных объятий, которые становятся неотъемлемой частью воспоминаний о внутриутробном комфорте. На последних неделях внутриутробного развития, руки ребенка чаще всего перестают сгибаться и разгибаться в плечевом суставе из-за недостатка свободного пространства — они плотно прижаты к телу и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.

После рождения ребенок оказывается в огромном для него свободном простран-стве, которое во много раз больше того, к которому он привык. Пока у него нет другого опыта, он сохраняет свои внутриутробные привычки и руководствуется ими. Спецификой новорожденных являются резкие не скоординированные двигательные акты руками и ногами, которые являются наследием внутриутробной жизни. Эти специфические движения называют «вскидываниями». Во время «вскидываний» ребенок испытывает чувство паники и ужаса, если его руки и ноги, привыкшие упираться в стенки матки, болтаются в воздухе и не находят никакой опоры. Это очень хорошо видно, если понаблюдать за новорожденным. Он очень пугается при всяком движении своих рук и ног и успокаивается, если его прижать к теплому телу взрослого или хотя бы придержать болтающиеся ручки или ножки своей рукой.

После рождения развитие осязания новорожденного происходит за счет накопления и дифференцирования информации, которую он получает извне. Также как и в утробе матери, стимулами для ребенка являются прикосновения ко всей поверхности его тела и, особенно, к его ручкам и ножкам. Стимулами для развития осязания ребенка является абсолютно все, к чему он может прикоснуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т. д. Чем разнообразнее сти-мулы и чем чаще они воздействуют на малыша, тем активнее идет развитие его осязания. Если конечности младенца оставлены свободными и их движения не ограничены тесными объятиями мамы или пеленки, то он будет «вскидываться», переживая испуг. Сильный испуг и последующая паника являются сильной реакцией, которая заглушает все остальные. Поэтому при наличии ничем не ограниченной свободы и частых «вскидываниях» развитие осязания существенно замедляется.

Таким образом, для того чтобы у ребенка успешно развивалось осязание, необходимо, чтобы руки и ноги ребенка постоянно натыкались на разные поверхности, находящиеся близко к его телу, пока он еще не успел «вскинуться» и испугаться.

Что из современных методов содержания и обращения с малышом этому способствует:

НОШЕНИЕ НА РУКАХ

Когда мама носит малыша на руках или спит с ним вместе, она своими объятиями создает знакомые телесные ощущения. Рядом с матерью и у нее на руках ребенок спокойно спит без пеленки, поскольку, обнимая дитя, она препятствует «вскидываниям». Согретый теплом матери, ребенок не нуждается в большом количестве одежды, и может находиться с обнаженными ручками и ножками. Это позволяет, прикасаясь к различным поверхностям, получать максимум информации в комфортной ситуации.

Именно так обращаются с младенцами многие примитивные народы, до сих пор сохранившие различные приспособления для постоянного ношения ребенка на себе (различные держатели, перевязи, и т.д.). Однако следует учесть, что у этих народов обычно вообще нет никаких устройств, куда бы ребенка помещали отдельно от матери (типа колыбелек, гамачков и др.), поэтому ребенок находится на руках 24 часа в сутки, что вряд ли способны проделать современные родители.

СВОБОДНОЕ ПЕЛЕНАНИЕ

Если ребенок вынужден какое-то время находится без мамы, особенно во время сна, то наилучшим способом уберечь его от «вскидываний» и стимулировать развитие осязания является обычная пеленка. Как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же успокаивается. В данном случае речь идет не о тугом, а о свободном пеленании, позволяющем ребенку совершать движения руками и ногами.

Чем меньше одежды под пеленкой, тем лучше развивается осязание, потому что ребенок наталкивается ручками и ножками не только на пеленку, но и на собственное тело. Кроме этого пеленка обхватывает малыша и стимулирует осязание всей кожи, которая с ней соприкасается. Количество сенсорных стимулов в пеленке ничуть не меньше, чем у мамы на руках, потому что пеленка в разных местах нагревается по-разному, где-то натянута, где-то поддается и т.д. основное ее назначение — создавать иллюзию опоры, но не стеснять естественные движения, ограничивая их только в области плечевых суставов (как это и было в матке). Свободно спеленатый ребенок имеет возможность подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик, как он и делал внутриутробно, сосать палец или кулачок, болтать ногами, и др. Постепенно ребенок привыкает к своим рукам и координирует их движения более уверенно. Это происходит примерно к 10-30 дню, и с этого времени малыши перестают будить себя резкими движениями. Однако часть детей сохраняют «вскидывания» до 3-6-ти месячного возраста и нуждаются в более продолжительном пеленании.

В свое время пеленка была придумана и использована у народов, живущих в зонах с умеренным и более холодным климатом, где температурные условия и обилие одежды не позволяло носить ребенка на себе постоянно во время обычной ежедневной работы. Одновременно с наличием пеленки у таких народов обязательно существовали какие-то специальные места, куда откладывали спеленатого ребенка, (типа зыбки, колыбельки, гамачка и др.), повторяющие форму пеленки, которые, как правило, еще можно было покачивать, для создания полной иллюзии того, что ребенок продолжает находиться на руках у взрослого.

Современные родители, часто не знающие, как правильно пеленать свободно, или считающие свободным пеленание «под ручки», совершенно не видят преимуществ в пеленании, потому что не умеют им пользоваться. Неумело, с трудом запеленав, свое «сопротивляющееся» чадо, мама через минуту видит, что оно вытащило руку из пеленки и сосет палец. Вместо того чтобы оставить все как есть и позволить ребенку наслаждаться преимуществами свободного пеленания, она упорно перепеленывает его, добиваясь, чтобы он не смог вытащить руки. И невдомек ей, бедной, что так и должен делать ребенок, если ему уже больше 7 дней. И конечно, если спеленатого ребенка вместо удобного уютного покачивающегося «гнездышка» кладут на жесткую громадную кровать, он будет протестовать. А родители совершенно справедливый протест ребенка, переносят на свои неудачи в пеленании и воспринимают как протест против пеленки. Так кому же неудобна пеленка, ребенку или его бестолковым родителям?

Что не будет способствовать развитию осязания?

РАСПАШОНКА С ЗАШИТЫМИ РУЧКАМИ.

Из множества осязательных стимулов такая распашонка дает только один — ощущение распашонки — всюду одна и та же тряпка, причем форма ее не меняется, она никуда не девается при усилении и ослаблении движений — то есть никакого разнообразия!

Такие распашонки придуманы якобы ради того, чтобы младенец не расцарапал себе лицо при беспорядочных движениях ручками. Однако если младенец находится у мамы на руках — то он и так ничего себе не расцарапает, даже если будет совсем без распашонки. Если же младенец лежит без мамы, то любое беспорядочное движение ручек будет его пугать, и долго он так не пролежит, движения рук будут будить малыша и его сон будет беспокоен. Следовательно, руки в этом случае лучше запеленать — тогда он точно ничего себе не расцарапает. Когда же малыш перестает бояться своих рук, то он перестает и царапаться… Поэтому необходимость применения таких распашонок сильно преувеличена, и оправдать ее можно только в детской палате медучреждения.

ТУГОЕ ПЕЛЕНАНИЕ

Сейчас даже в семьях, которые соблюдают традиции, среди городских жителей вы вряд ли встретите женщину, умеющую туго пеленать ребенка с использованием свивальника. В деревне тугое свивание ребенка использовалось для выхаживания ослабленных недоношенных детей, травмированных во время родов, то есть как своеобразная лечебная процедура. Правильно использовать тугое свивание в современных городских условиях может только специалист, владеющий этим методом, способный оценить уместность и своевременность такой меры и способный научить этому родителей. Но в процессе забывания значения тугого свивания ребенка сложилось впечатление, что всех детей в деревне варварски туго пеленали. Сейчас чаще всего под «тугим» понимают просто более плотное пеленание с выпрямлением рук и ног ребенка. Именно так пеленали детей в российских роддомах и яслях лет 20-30 назад. Конечно, такое пеленание способствует более спокойному поведению во время «вскидываний», но оно же провоцирует более бурные реакции у просыпающегося ребенка. Безусловно, такое обращение никак не стимулирует развитие осязания. Количество сенсорных стимулов здесь минимально, ответных реакций на них еще меньше и советы «грамотных» бабушек «чтобы ножки были ровными» или «чтобы спал спокойнее» не могут служить оправданием для такого насилия. Более того, бездумное использование тугого пеленания замедляет развитие основных движений руками, ребенок привыкает к своим ручкам только к 6 месяцам и может даже в 7-8 месяцев будить себя резкими движениями.

ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ПЕЛЕНАНИЯ

Если новорожденный ребенок находится без мамы и без пеленки, то количество сенсорных стимулов опять-таки уменьшается. Ребенок беспомощно барахтается в огромном для него пространстве, испытывая панику и ужас, и даже задевая свое тело, не успевает адекватно реагировать, потому что как мы помним, состояние паники это самая мощная реакция, заглушающая все остальные. Раз нет реакций на сенсорные стимулы, не накапливается информация, развитие осязания тормозится! Замечено, что дети, которых содержат совсем без пеленки и оставляют подолгу лежать, размахивая руками и ногами, впоследствии гораздо медленнее приспосабливаются к своим рукам, чем те, кого знакомили с ручками постепенно. Ребенок становится более беспокойным, ему сложнее уснуть, а, заснув, он легко будит себя руками.

Из-за несовершенства терморегуляции малыша, оставляя его лежать без пеленок, родители вынуждены надевать на него различные костюмчики, штанишки, что опять таки обедняет возможности осязания ребенка, потому что свободными остаются только ладошки, а теплого тела — самого знакомого и развивающего стимула они как раз касаться, практически не могут — все спрятано в многочисленных одежках.

Таким образом, для наилучшего развития осязания у новорожденного разумным будет сочетание двух взаимно дополняющих приемов — все время, что ребенок находится на руках у мамы или другого взрослого, он может быть минимально одет, потому что согрет теплом человеческого тела и получает максимум сенсорных стимулов; а когда ребенка откладывают, он должен быть свободно спеленут, и иметь возможность получать те же стимулы под защитой пеленки.

Возраст для прекращения пеленания каждого ребенка различен, одни благополучно прощаются с пеленкой в 3 недели, другие — в 6 месяцев. Критерием продолжительности пеленания может быть наличие или отсутствие «вскидываний». Если ребенок вскидывается — пеленка на время сна ему еще нужна, спит спокойно — необходимости нет.

Ребенок, вовремя расставшийся с пеленкой, обычно имеет уже уверенность и координацию движений, позволяющую по-разному реагировать на различные сенсорные стимулы. Причем кожа ног для него такой же источник информации, что и кожа рук. Главным условием продолжения развития осязания на этом этапе является отсутствие одежды на ногах, другими словами отсутствие штанов и ползунков. Ножки ребенка должны получать информацию об окружающем, также как и руки. Однако для нормального развития важно получать эту информацию всей поверхностью кожи, а не ограничиваться небольшим участком подошвы. Ребенок еще долго сохраняет способность получать информацию всей кожей, поэтому, чем большую поверхность кожи мы закроем, тем больше обедним его возможности воспринимать многочисленные сенсорные стимулы.

Подходящая одежда для малыша такого возраста — кофточка, рубашечка и больше ничего. Для тех мам, которые по-другому не умеют, берегут свою мебель или ковровое покрытие, необходим еще и памперс. Для детей, которых мамы много носят на себе, такая одежда проста и естественна, потому что так ребенок не перегревается и его легко переодевать. Дети оказываются предоставлены сами себе на очень небольшие промежутки времени, за которые не успевают замерзнуть даже зимой и после этого легко восстанавливают свое тепло, прижавшись к телу взрослого. А вот мамы, привыкшие регулярно и надолго откладывать бодрству-ющих детей, практически приходят к необходимости надевать на них штаны — так, мол, теплее и эстетичнее, да еще и носочки на каждую ножку, а то они мерзнут!

Если родители слишком рано отказываются от пеленания, они быстрее начинают злоупотреблять ползунками и носочками, потому что ребенок еще слишком мал, чтобы все время находится совсем без одежды, он мерзнет. Впоследствии, родители уже настолько привыкают следить «чтобы ножки были теплыми», что ребенок, которого не пеленали, как правило, в возрасте 3 месяцев, оказывается во время бодрствования одет дома гораздо теплее, чем его ранее пеленавшийся сверстник. Сокращая число внешних стимулов, мешая формированию соответст-вующих реакций, препятствуя накоплению полезной и нужной для его развития информации, родители часто искренне уверены, что подчиняются желаниям ребенка и ничем не насилуют его свободу!

Складывается парадоксальная картина. Прекрасная идея — давайте воспитывать ребенка без насилия и дадим ему максимум стимулов для развития. Однако, реализуя эту идею, взрослые прямолинейно переносят собственные чувства и переживания на внутренний мир ребенка, не учитывая ни его физиологических особенностей, ни его психологических потребностей. Считают пеленку насилием, а штаны, носки, памперсы и одиноко лежащего на огромной кровати маленького беспомощного человечка — проявлением свободы личности. Только за чью свободу здесь бьются? Родители, прикрываясь заботой о ребенке, стремятся побыстрей освободиться от неэстетичных пеленок, поскорее напяливают на него модные штанишки и костюмчики. Может, не будем так быстро сбрасывать со счетов ни народный опыт, ни современные исследования и позаботимся о реальных потребностях ребенка.

Автор - Майорская М.Б.

Источник


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пеленание на Руси и сегодня
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 22:47 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
Нина Васильевна Осипова писал(а):
"Туго пеленали, потому что слабый позвоночник, легко искривление заработать. Сейчас от пеленания стали отказываться - результат много больных детей. В школе у всех сколиоз, в той или иной стадии. Почему хорошо пеленать? Позвоночник ровный и хорошее наполнение энергией всего организма, а без пеленания скрюченный. Раньше пеленали до 6 мес,а потом только на ночь. Пока не спал, гулял, играл с куклой. Пеленали только когда спал. Пеленание имеет еще и обрядовый ритуал защиты. Крестики защитные из свивальника.
Свивальник часто делали в лоскутной технике из лоскутков рода. От одежды каждого предка обязательно лоскуток был вшит. Делался крепким, простроченным, тугая лента(пояс). Ребенок вырос его(свивальник -А.) никуда не девали, ждали, когда второй ребенок вырастет. Все в одном свивальнике и росли. Ширина его 5-7 см, длина 3 м. Часто на рождение первого ребенка свивальник дарили, обрядовый подарок был. А сейчас чем компенсировать слабость позвоночника при отмене пеленания?
А еще во время родов голову поворачивают и подворачивают позвоночник, на место может поставить правильно запеленутый ребенок, жесткие условия помогают восстановиться. А так головные боли, вегето-сосудистая дистония и т.д. Больной, кривой позвоночник это больной ребенок. Обидно то, что бабки были, они говорили правильные вещи, но их не слушали, ведь врач говорит о современной науке. Так это Европа, у них солнце другое, а папуасы вообще не пеленают, там другие позвоночники. Почему кукла запеленатая? Еще раз маме напомнить, ребенок таким же должен быть."

Источник


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пеленание на Руси и сегодня
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 22:49 
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 3736
Откуда: Краснодар
Иллюстрированная энциклопедии "Русские дети: Основы народной педагогики". Искусство-СПб, 2006г. писал(а):
ПЕЛЕНАНИЕ.
Оборачивание в пеленки, одна из процедур по уходу за младенцем. П. считалось необходимым для полноценного развития и роста ребенка. Важность этого объясняли стремлением распрямить скрюченное тельце, зафиксировать его в прямом положении и защитить младенца от возможных уродств и последствий родовых травм. Считалось, что П. делает ребенка спокойнее и обеспечивает ему хороший сон: младенец не вздрагивает во сне, не пугается, не будит себя, бессознательно царапая щечки. Туго спеленутый ребенок не мог выпасть из колыбели, перевернуться во сне и ненароком удушить себя; его было удобнее и безопаснее носить.

Первому П., завершавшему ряд практических и обрядовых действий, непосредственно примыкавших к родам, приписывалась возможность не только соматического, но и магического формирования тела — человеческих характеристик новорожденного. С его помощью младенцу — представлявшемуся мягким, аморфным — старались придать крепость, свойственную взрослому. Да и сам момент «обретение одежды» наделялся смыслом «доделывания» младенца. Ребенок, завернутый в пеленки из старых, ношеных вещей (обладавших семантикой «своего», освоенного), символически приобщался к культурной среде. Старые вещи воплощали идею преемственности, передачи благополучия от одного поколения к другому, способствовали успешной интеграции ребенка в семью, установлению теплых родственных отношении. Так, в Череповецком у. Новгородской губ. повитуха принимала новорожденного на старое нестираное полотенце, которым пользовались и члены семьи и посторонние, для того чтобы все любили ребенка.

Таким образом, использование в качестве пеленок одежды родителей имело формирующее значение. Вместе с тем в случае П. только родившегося и еще не выкупанного младенца одежда должна быть не только поношенной, но и не стираной, поскольку вещь, не сохранившая следов контакта с человеком (не несущая на себе следов пота), воспринималась как нейтральная и непригодная в ритуале. Часто наиболее предпочтительной для детей обоего пола считалась мужская (отцовская) рубаха. Чтобы отец любил и жалел новорожденного, сразу после рождения его хотя бы на минуту заворачивали в грязную отцовскую рубаху. Вещи отца выполняли и апотропейную функцию. Считалось, что благодаря соприкосновению с вещами отца ребенок получит защиту от потустороннего мира, будет здоровым и более жизнеспособным. В Пошехонском у. Ярославской губ., а также в Тульской губ., если предшествующие дети рано умирали, повитуха принимала новорожденного в штаны отца, чтобы ребенок жил долго. Положительная семантика мужского начала проявилась в поверье, связанном с тем, что запеленутый в отцовскую рубаху ребенок будет расти спокойным («отец спокойнее матери, выдержанней»), не будет плакать и кричать по ночам. В глазах крестьян спокойствие и терпение свидетельствовали о правильном развитии новорожденного, кроме того, эти качества способствовали его «вочеловечиванию». В Архангельской губ. в мужскую рубаху заворачивали со словами: «Терпи стужу, терпи нужу, терпи всяку непогоду, всякую невзгоду. Будь ты человеком».

Там, где традиция предписывала использовать в качестве первой пеленки одежду родителя того пола, что и новорожденный, П. должно было обеспечить правильное наследование семейных ценностей и половых ролей. Крестьяне верили, что П. мальчика в рубаху матери, а девочки в рубаху отца приведет к искажению ролевого поведения. Отклонение от мужского стереотипа могло проявиться в физической слабости, неумелости, а от женского — в бесплодии. Идентичность новорожденного фиксировал и приговор, с которым повитуха совершала первое П. В Вологодской губ. бабка крестила младенца и приговаривала: «Одну душу Бог простил, другую народил. Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Часто в сопутствующих П. словах закладывались параметры роста и физического облика: «Расти, сынок Ванюша, ровнее березки, белее снежинки, клони головку ниже былинки» (Саранский у. Пензенской губ.).

Ту же способность влиять на процессы роста (равную первому П.) приписывали и П. младенца до и после крещения. Поэтому в Курской губ. мальчика несли крестить обязательно в рубахе отца, а девочку — в рубахе матери. Соединение положительной семантики мужского и женского начала проявилось в обычае, существовавшем в начале XX в. в Рязанской губ.: младенца заворачивали в венчальную рубаху деда со стороны матери, что, по мнению исследователей, символизировало приобщение младенца к жизненным силам материнского рода.

С помощью П. тело младенца формировали на протяжении 6—18 месяцев. Его прекращали обычно, когда ребенок сам «стряхивал» с себя пеленки, то есть начинал капризничать и отбиваться во время П. Высвобождение из пеленок, знаменовавшее приобретение необходимой крепости, часто совпадало с обрядами, приуроченными к годовалому возрасту, их назначением было развязать тело, моторные и интеллектуальные способности ребенка.
Происходило П. обычно следующим образом. Повитуха (мать или нянька) садилась на лавку или на пол, вытянув ноги, и на подушке или прямо на коленях пеленала ребенка. Обычай пеленать на столе вошел в употребление только в XX в. В зависимости от возраста младенца и состоятельности родителей для П. использовали три, реже две пеленки: одну для головки («изголовник»), другую для бедер («подгузник») и третью — собственно пеленку («простынку») — для обертывания тельца и конечностей. Сначала расстилали свивальник и «простынку», затем укладывали младенца. На головку туго надевался сложенный косынкой «изголовник» или платок, концы которого перекрещивались на груди, подводились под мышки для предохранения от опрелостей и сводились на спине. «Изголовник» использовали обычно до шести недель и, как только ребенок начинал хорошо держать голову, заменяли чепцом или шапочкой. Иногда вместо «изголовника» использовался оборачиваемый вокруг головы край «простынки», на которую ребенка укладывали во весь рост. Под попку младенца подкладывался «подгузник» — пеленка, сложенная косынкой, боковые концы которой перекрещивались, обводились вокруг ножек и укладывались в паховые складки, а середина подворачивалась из-под ягодиц к пупку. Использование «подгузника» позволяло реже менять большую пеленку. Далее правую ручку ребенка распрямляли вдоль своего бока и заводили правый край простынки под левую руку, а затем за спину. Уложив прямо левую ручку, оставшийся край простынки заводили за спину с правой стороны и от половины лопаток до таза делали несколько оборотов свивальником. После чего выпрямляли ножки, перекладывали их «простынкой», плотно прижимали одну к другой и заканчивали П. свивальником на уровне голеностопного сустава. Широкие и длинные свивальники укладывали сверху вниз последовательными рядами, один поверх другого, и завязывали при помощи пришитых к краям тесемочек. Концы узких и коротких свивальников, использовавшихся в бедных семьях, накладывались одновременно с двух сторон крест-накрест, составляя три-четыре широкие клетки по всей длине ребенка. В некоторых местах формируемый свивальником крест наделялся обережными свойствами, поэтому старались, чтобы первое перекрестье приходилось обязательно на грудь. Чтобы придать необходимую жесткость спеленатому телу, короткими свивальниками пеленали очень туго («едва перст подходит под него»), а ручки ребенка крестообразно складывали на груди. Младенца редко выносили из дома, но если в этом была необходимость, поверх пеленок его укутывали в сшитое из лоскутков стеганое (на вате или кудели) одеяльце, заворачивали в шубу или помещали за пазуху, прикрыв полой полушубка (с одной стороны его поддерживал пояс, с другой — рука матери).

Перепеленывание младенца осуществлялось каждый раз, как только возникала необходимость в перемене намоченных и грязных пеленок. После купания, происходившего в течение первых недель дважды в день, ребенок переодевался во все чистое. Белье в колыбели менялось раз в неделю."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron