Посмотрите. Статья с сайта этого самого Детства. Вроде все ничего. А на деле? Мы же в России живем.
Международная система действий в интересах Детства: семья и родительство
Автор: Общественная программа "Детство"
01.07.2010
Семья и компетентное родительство являются фундаментальной основой полноценного детства. Им принадлежит решающая роль в определении перспектив молодого поколения и качества человеческого капитала будущего. Эти социальные субъекты исторически обеспечивали защиту, воспитание и развитие детей посредством создания безопасной и стабильной среды развития. В последние десятилетия ими реализует также такие ценности, как атмосфера счастья, любви и взаимного доверия между детьми, родителями и обществом. Недооценка важности концепции семьи и компетентного родительства является одной из главных причин роста детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства во всем мире.
В связи с этим, определены основополагающие инструменты данного направления: модернизация семейного права и повышение родительской компетентности. Данный инструментарий позволяет создать условия для ранней реализации творческого потенциала ребенка, стимулировать равноправные взаимоотношения между детьми и взрослыми, реализовать полноценное развивающее детства, а также создает основу для инновационных прорывов субъектов посредством обеспечения высококачественного человеческого капитала.
1.1 Проблемные аспекты, обуславливающие включение в систему действий сферы «Семья и родительство»
Недостаточнаяматериальнаяобеспеченностьсемьи
Хроническая бедность остается серьезным препятствием на пути удовлетворения потребностей, защиты и поощрения прав и интересов детей. Она не только отражается на демографической ситуации, являясь важнейшим сдерживающим фактором для повышения рождаемости, но и осложняет воспитание детей, ограничивая родительские возможности по созданию насыщенной развивающей среды вокруг ребенка, нередко становится причиной разрушения семьи как таковой.
Недостаточная материальная обеспеченность лишает родителя возможности полноценно выполнять свои функции по раскрытию талантов, образованию и вовлечению ребенка в цивилизациионные процессы посредством высоких технологий и коммуникационных возможностей.
Бедность способствует возникновению в семье эмоционально непереносимой обстановки постоянного стресса, вызванного необходимостью борьбы за выживание, делает ее подверженной социальным болезням, таким как пьянство и наркомания, провоцирует действия, приводящие к лишению родительских прав, уходу ребенка из неблагополучной семьи, усугубляет социальное сиротство.
1.1.2 Стесненные жилищные условия
От наличия или отсутствия у ребенка личного пространства и того, как оно организовано, зависит и детское времяпрепровождение, и возможность самостоятельного творчества. От этого во многом зависят успехи в процессе получения знаний, что отражается на траекториях развития ребенка в будущем.
1.1.3 Недостаточные возможности для осуществления родительской роли
Полноценное и эффективное осуществление родительских функций требует значительного времени, которым не располагают работающие родители. Особенно явно это выражено в неполных семьях и семьях, где работают оба родителя. В первую очередь это касается женщин, перед которыми часто возникает выбор: продолжать ли карьеру и повышать свой профессиональный уровень или рожать ребенка и становиться матерью - ведь детородный возраст совпадает со временем получения профессии и построения карьеры. Такая ситуация обусловлена несовершенством трудового законодательства и почти полным отсутствием стимулирования и развития практики совмещения профессиональной и родительской деятельности в современном обществе.
1.1.4 Низкий уровень родительской компетенции
Роль родителя в современном обществе требует особых знаний, умений и навыков по компетентному сопровождению сложнейших вопросов, связанных со здоровьем, интеллектуальным и физическим развитием ребенка, его образованием. В современных условиях цепочка передачи базовых знаний по уходу за ребенком от поколения к поколению оказалась разомкнутой. Современные родители демонстрируют крайне низкий уровень компетентности в отношениях с детьми. В некоторых вопросах современные дети разбираются гораздо лучше, чем их отцы и матери.
1.1.5 Отсутствие легитимности в отношении новых форм семейной жизни
В последние десятилетия на смену нуклеарной форме семьи, доля которой уже сейчас не превышает 40%, стали приходить ее новые формы: гражданский (фактический) брак, временный, гостевой и даже групповой виды брака. В некоторых странах законный статус получили однополые семьи. То есть форма семейной жизни, непосредственно, определяет первоначальные возможности ребенка – как материальные, так и возможности строить свою дальнейшую жизненную траекторию. Подобные формы супружеской жизни далеко не везде являются признанными с правовой точки зрения, демонстрируя экономическую и юридическую незащищенность, как самих супругов, так и рожденных в таких семьях детей. Социальный статус ребенка в таком браке часто бывает сомнительным, что накладывает на него дополнительный моральный груз.
1.1.6 Низкий уровень поддержки неполных семей
В таких семьях возможности родителя полноценно выполнять свои функции ограничиваются необходимостью в одиночку обеспечивать достаток, а при недостаточном материальной поддержке семьи это означает почти полную невозможность эффективно выполнять свою родительскую роль. Только в России в таких семьях воспитывается каждый седьмой ребенок, причем более 94% одиноких родителей — матери.
1.1.7 Насилие в семье
Совершенно неприемлемая в цивилизованном обществе практика телесных наказаний и психологического подавления, унижающих человеческое достоинство ребенка, разрушающая эмоциональную связь в семье, должна быть полностью искоренена. В результате неудовлетворительной работы надзорных органов случаи насилия в семье, в том числе и сексуального характера, остаются без должного преследования и продолжают быть привычным явлением.
1.1.8 Криминализация детства
Неблагоприятные отношения в семье, недостаточная материальная обеспеченность семьи, недостаток личного пространства, отсутствие у родителей свободного времени для организации и проведения досуга с детьми в совокупности являются причинами того, что дети подпадают под влияние улицы. Невозможность реализовать свой потенциал и талант в среде законопослушных граждан и непрочность жизненных ориентиров у подростков толкает их в руки криминальных структур. Многие дети, оказавшиеся без должного контроля со стороны семьи, оказываются втянутыми в преступные сообщества, подвергаются эксплуатации, становятся частью секс-индустрии.
1.1.9 Правовое невежество
Даже в наиболее развитых странах происходит ущемление прав ребенка как на бытовом, так и на государственном уровне. Ребенок воспринимается обществом как лицо несамостоятельное, неспособное к принятию решений ни о собственном будущем, ни о благополучии семьи. Уровень осведомленности детей и родителей даже о тех немногих правах, что у них есть, остается крайне низким. Внутрисемейные вопросы продолжают восприниматься как сугубо частные, неподконтрольные обществу. Права и обязанности между членами семьи по отношению друг к другу и к обществу, а также права и обязанности родителей и детей определены нечетко и нуждаются в доработке и дополнительном доведении до сведения граждан.
1.2 Стратегии в сфере «Семья и родительство»
Создание привлекательной модели жизненного пространства в семье, преодоление распространенного в настоящее время восприятия семьи и родительства как обременительного, усложняющего жизнь и мешающего самореализации и карьере должно стать основополагающим при реализации системы мер и действий, направленных благополучие данного института.
Семья и дети должны стать приоритетными ценностями, стать естественной и желанной целью реализации возможностей индивидуума, стать престижной формой жизни и привлекать не меньше, чем здоровый образ жизни и удачная карьера. Для этого необходимо, чтобы объектом социального развития стала именно семья, а не ребенок или женщина и, тем более, не абстрактные показатели воспроизводства народонаселения. Добиться этого невозможно без изменения статуса родителя.
Роль родителя в современном мире требует особой компетенции, которую можно получить только посредством специализированной подготовки. Сделать ее общедоступной можно только в результате сплоченных усилий государства, общества и бизнеса. Только компетентный родитель сможет отказаться от концепции оградительного детства и превратиться из контролера и надзирателя в друга и наставника, перейдя, таким образом, к концепции полноценного компетентного родительства и детства. Для достижения этих целей необходима реализация следующих стратегий:
1.2.1 Материальная независимость семьи. Перераспределение общественного богатства в пользу детства, смещение акцентов с системы соцобеспечения иждивенческого характера на создание социальных лифтов.
1.2.2. Правовая и социальная защищенность детства вне зависимости от формы семьи. Дети должны иметь равный доступ к современным технологиям, развивающим пособиям, разнообразным образовательным структурам и методикам, социальным лифтам и т.п. вне зависимости от того, в какой форме семьи они проживают и сколько родителей и родственников о них заботятся. Закон должен в равной степени защищать права и материальные интересы детей в разных формах семьи.
1.2.3. Неукоснительное соблюдение прав ребенка. Детство должно обрести полноценный юридический статус, права и обязанности родителей и детей по отношению друг к другу и к обществу должны быть четко разграничены, доведены до сведения участников этого процесса и должны находиться под постоянным мониторингом со стороны специально предназначенных для этого государственных служб и общественных организаций.
1.2.4. Гарантированная возможность эффективного родительства. С помощью специализированных социальных программ, доработки трудового законодательства и развитой инфраструктуры сферы услуг родителям должна быть предоставлена возможность совмещать свою профессиональную деятельность с осуществлением родительских функций. Им должно быть гарантировано достаточно свободного времени, для того чтобы проводить его вместе с детьми и в полной мере обеспечивать полноценное развивающее детство. Родители должны иметь возможность принимать более активное участие в жизни ребенка, в его активностях в сфере образования и творческого саморазвития.
1.2.5. Повышение родительской компетенции. Общество в сотрудничестве с государственными структурами и бизнесом должно обеспечить комфортный доступ родителей к необходимой им информации по воспитанию и образованию детей посредством специализированных образовательных программ и курсов.
1.2.6. Вернуть в семейное поле детей, оказавшихся в неблагоприятных условиях. Усилия общества и государства должны быть направлены на то, чтобы максимальное число детей, находящихся на содержании государства в специализированных учреждениях, возвращались в семейную обстановку посредством программ по усыновлению либо за счет воспитания в домах опеки семейного типа (с использованием современных форм патроната).
1.3. Система действий в сфере «Семья и родительство»
1.3.1. Разработка индикаторов для оценки материального благополучия семьи.Индикаторы потребления семьи с детьми, в зависимости от состава и возрастных показателей, не могут базироваться исключительно на доходах семьи, поскольку этот показатель является относительным и в разных регионах один и тот же уровень доходов может быть как удовлетворительным, так и не удовлетворительным. Индикаторы должны базироваться на социологических и статистических данных и включать в качестве единиц измерения такие дефиниции, как продуктовая потребительская корзина семьи, наличие или отсутствие отдельной помещения для ребенка или выделенного для занятий места, наличие или отсутствие книг в месте проживания семьи, обеспеченность ребенка технологиями, необходимыми для получения знаний (например, компьютером, выходом в интернет и т.п.). Состоятельность семьи должна оцениваться комплексно с учетом всех этих показателей и в зависимости от результатов оценки должно выноситься решение о необходимости и размере материальной поддержке семьи.
1.3.2. Гарантированный доступ ребенка к высоким технологиям и коммуникационным системам. Даже дети в семьях, чей доход не позволяет в полной мере обеспечить наукоемкую образовательную среду в домашних условиях, должны гарантированно иметь доступ к современным технологиям. На это должна быть направлена градостроительная и образовательная политика. В жилых микрорайонах необходимо создать развивающие центры и парки, в которых все современные технологии будут доступны для совместного использования взрослыми и детьми. В ближайшем доступе для ребенка должны работать разнообразные образовательные программы и сообщества, предлагая ребенку избыточный выбор увлечений и творческих развивающих программ. Подобные порталы также могут быть организованы на базе школ, библиотек, детских дошкольных учреждений.
1.3.3. Профессионализация родительства. Оказание семье материальной поддержки со стороны государства и общества должно быть жестко увязано с добросовестным и компетентным выполнением родителями своей роли. При этом материальное стимулирование удовлетворяющих этому требованию семей должно быть достаточным для поддержания достатка, так чтобы уровень жизни семьи не снижался от того, что родителям приходиться сократить время, которое они тратят на зарабатывание денег. Трудовое законодательство должно предусматривать разностороннюю систему льгот для компетентных родителей от предоставления укороченного графика работы и перевода на удаленную работу или ненормированный рабочий график, до предоставления продолжительных отпусков и перевода на неполную ставку. Эта система льгот должна быть многоуровневой и учитывать количество и возраст детей в семье. Подобные условия должны быть предусмотрены и для учащихся вузов.
1.3.4. Создание образовательно-творческих коллективов. В таких коллективах дети должны участвовать совместно с родителями. В рамках образовательного процесса такие коллективы, используя методику проектов, должны производить реальные ценности, демонстрируя значимость творческого созидательного процесса в реальном мире. Такие коллективы могут быть организованы на базе образовательных учреждений или в развивающих центрах. Участие в них будет способствовать большему вовлечению родителей в жизнь детей.
1.3.5. Создание разноуровневых родительских самоуправлений.Государство и общественные организации должны оказать содействие в организации разноуровневых родительских комитетов и самоуправлений для решения бытовых и организационных вопросов в жизни детей микрорайона, района, муниципалитета, города и.д. Примером могут служить муниципальные и/или жилищные самоуправления. В работе этих родительских самоуправлений должны принимать участие местные администрации и представители местных образовательных учреждений и системы здравоохранения.
1.3.6. Разработка образовательных программ по повышению родительской компетенции. Подобные программы уже много лет с успехом применяются в некоторых странах, в других разрабатываются отдельными исследовательскими учреждениями. Данные учебные комплексы должны охватывать весь спектр необходимых родителям знаний, начиная от осознанного решения о рождении ребенка и подготовки к зачатию и родам и до обретения ребенком полной самостоятельности в обществе. Они помогут значительно снизить количество детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, окончательно искоренить телесные наказания. Необходима инициация специализированных курсов повышения родительской компетенции с учетом национальных и региональных особенностей для обеспечения родителей специальными знаниями для воспитания межнациональной терпимости и адекватного сосуществования с представителями иных культур.
1.3.7. Разработка просветительских программ и виртуальных ресурсов повышению родительской компетенции.Необходима организация пропаганды компетентного родительства и полноценного развивающего детства. Обеспечение подготовки преподавательского состава для специализированных курсов по повышению родительской компетенции. Подготовка таких специалистов может быть организована на базе уже существующих в разных городах родительских клубов и самоуправлений с последующей государственной сертификацией. Организация горячих телефонных линий психологической помощи родителям, оказавшимся в затруднительном положении. Организация и проведение тендеров на разработку индивидуальных курсов и пособий по повышению родительской компетенции. Такие курсы и пособия могут распространяться как в печатном виде (брошюры, буклеты, книги, методологические издания) так и на цифровых носителях (CD, DVD, BD).
1.3.8. Выделение помещений для мероприятий по повышению родительской компетенции. Помещения должны выделяться в максимальной близости к образовательным и детским зонам, обеспечивая таким образом образом образовательные мероприятия в шаговой доступности, что позволит родителям совмещать занятия с общением с детьми.
1.3.9. Введение института защиты прав семьи. Подобно существующим уже институтам по защите прав человека и защите прав детей необходимо ввести омбудсмена или организацию, защищающую права семьи. Этот институт необходим для комплексного подхода в разрешении сложных и конфликтных ситуаций таким образом, чтобы безоговорочный приоритет всегда отводился сохранению семьи как наилучшей среды для воспитания ребенка, предпринимались бы все надлежащие меры по разрешению материальных и социальных проблем семьи.
1.3.10. Адресная материальная помощь семьям с детьми-инвалидами. Решение о размере дополнительной материальной помощи должны приниматься в индивидуальном порядке муниципальными родительскими самоуправлениями. В рамках специализированных программ по повышению родительской компетенции необходимо внедрять современные технологий по оказанию консультативной помощи в реабилитации, воспитании детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации.
Команда разработчиков Общественной программы "Детство"
http://www.detstvo2030.ru/blog/?id=63