Портал »
Текущее время: 24 авг 2019, 23:23

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Пасха
СообщениеДобавлено: 19 апр 2009, 13:54 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!


О, как чудодейственны эти слова! Когда мы их произносим или слышим, в наших сердцах загораются огни святой радости о Господе Иисусе Христе Воскресшем. И где бы они ни произносились, где бы эти слова ни раздавались, где бы ни слышались, - всюду они вызывают трепетание в каждом сердце и от них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого прославляющего Воскресшего Господа.

«Христос Воскресе!» - мы говорим с чувством духовного восторга; их хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова: «Воистину Воскресе!»

Христос воскрес! - и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса - первая действительная победа жизни над смертью.

Событие Воскресения Христова - величайший христианский праздник. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти - к жизни и от земли - к Небу.

Вот как это было:

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас.

Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она - торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пасха
СообщениеДобавлено: 19 апр 2009, 14:06 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 31614
Откуда: РФ, Краснодар
Знаете, чтобы там не было, но этот день действительно просветленный и радостный!
Это чувствуется даже на подсознании!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пасха
СообщениеДобавлено: 19 апр 2009, 14:07 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Изображение


В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И, в небе синем исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
"Проснись, земля", они вещали, -
Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка - зацветите вновь,
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь - любовь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пасха
СообщениеДобавлено: 19 апр 2009, 14:08 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пасха
СообщениеДобавлено: 19 апр 2009, 14:09 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Благодатный огонь сходит накануне Пасхи. Это пробуждение, воскрешение! Тут глубокий смысл! Весна! Не зря этот праздник весной!


Вот, может кому интересно будет.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Пасха#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F_.D0.B8_.D0.B4.D0.B0.D1.82.D0.B0_.D0.9F.D0.B0.D1.81.D1.85.D0.B8


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пасха
СообщениеДобавлено: 19 апр 2009, 14:17 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
За достоверность сказанного не ручаюсь. Случайно нашла. но интересно.

По славяно-ведическим преданиям Пасху празднуют наши предки уже 111815 лет 6 апреля или на 36 день месяца Дайлет по Славяно Ведическому календарю и древнее название праздника ПАСХЕТ

Жизнь Родов Расы Великой и Потомков Рода Небесного на Мидгард-Земле коренным образом менялась в результате катастроф космического масштаба. В свою очередь катастрофы часто были следствием борьбы Светлых Богов с тёмными силами.
Первый Великий Потоп на Мидгард-Земле произошёл в результате уничтожения её луны Лели, на которой сосредоточились представители тёмных сил из Пекельного мира - Кощеи для вторжения на Мидгард. Светлый Бог - Даждьбог Тарх, Перунов Сын, прибывший с Ингард-Земли, не позволил Кощеям напасть на Мидгард-Землю. Он нанёс удар по Леле и уничтожил силы тьмы, но при этом разрушилась Леля. Так как на Леле было 50 морей и она находилась близко к Мидгарду, то на Мидгард-Землю обрушились солёные воды и осколки уничтоженной луны. Даария скрылась под водами Великого Потопа. А удары осколков Лели сместили ось Мидгард-Земли, которая начала маятникообразные движения. Окончательное затопление материка произошло не сразу. Даария то опускалась в океан, то поднималась из океана, но, в конце концов, Священная Прародина Славяно-Арийских народов ушла под воды Северного ледовитого океана. На поверхности остались некоторые высокогорные части Даарии, например, современные Гренландия, Земля Франца Иосифа и другие острова.
Однако потомки Родов Расы Великой и Рода Небесного не погибли вместе с Даарией. Люди были предупреждены Великим Жрецом по имени Спас о предстоящей Небесной Битве и гибели Даарии. Они заблаговременно начали переселение на Евразийский континент. Было организовано 15 выселок из Даарии. В течение 15 лет наши Предки переселялись по горному перешейку (Уральским горам) между Восточным и Западным морями на Евразийский континент. 111813 лет тому назад (в 109807 г. до н.э.) произошло полное переселение потомков Родов Расы Великой и Рода Небесного из Даарии. Часть Расичей спаслась, поднявшись на Вайтманах на околоземную орбиту. Другие переместились (телепортировались) через Звёздные Врата Междумирья вЧертог Медведя во владения да'Арийцев. Основная же часть наших Предков осталась обживать новую территорию Мидгард-Земли (Урал и Сибирь), где существовал тогда субтропический климат.
В честь спасения от Великого Потопа на 16 Лето был установлен праздник ПАСХЕТЪ, что в переводе с х' Арийской Рунической письменности означает: «Путём АСы Ходяше ЭТим, т.е. Путь, по которому шли Боги». Предки наши славили Род Небесный за спасение от Потопа Великого. Славяно-Арийский обряд ударять крашенные варёные яйца друг о друга в этот Праздник напоминает нам о победе Даждьбога Тарха Перуновича над Кощеями. Разбитое яйцо называют Яйцом Кощеев, которое напоминает о разрушенной луне Леле, а целое яйцо называют Силой Тарха Даждьбога.

Источник http://www.wedjat.ru/forum/index.php?showtopic=659


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пасха
СообщениеДобавлено: 19 апр 2009, 14:49 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 31614
Откуда: РФ, Краснодар
Да, интересно!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пасха
СообщениеДобавлено: 19 апр 2009, 21:28 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 22:42
Сообщения: 4533
Откуда: Краснодар
Ручей писал(а):
В честь спасения от Великого Потопа на 16 Лето был установлен праздник ПАСХЕТЪ, что в переводе с х' Арийской Рунической письменности означает: «Путём АСы Ходяше ЭТим, т.е. Путь, по которому шли Боги». Предки наши славили Род Небесный за спасение от Потопа Великого. Славяно-Арийский обряд ударять крашенные варёные яйца друг о друга в этот Праздник напоминает нам о победе Даждьбога Тарха Перуновича над Кощеями. Разбитое яйцо называют Яйцом Кощеев, которое напоминает о разрушенной луне Леле, а целое яйцо называют Силой Тарха Даждьбога.
Вика, очень интересно и на мой взгляд очень правдоподобно!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пасха
СообщениеДобавлено: 13 апр 2012, 15:13 
Не в сети
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:59
Сообщения: 13541
Откуда: Краснодар
Девочки, кто знает почему Пасха всегда "плавающая"? Я вот все никак понять не могу...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пасха
СообщениеДобавлено: 14 апр 2012, 09:09 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Почему Пасха бывает в разные дни?

В самом деле, если у Рождества Христова есть точные даты - католики празднуют его 25 декабря, а православные 7 января (о том, почему эти даты разнятся, мы еще поговорим), то Пасха ежегодно приходится на разные числа, но всегда на воскресенье. Правда, интервал между ними строго ограничен: Светлое Христово Воскресение - Пасху - празднуют не раньше 4 апреля и не позже 8 мая. Почему же повелось именно так?

Древнерусская икона "Воскресение Господне". У католиков и православных дни самого главного христианского праздника - Пасхи - обычно не совпадают. Подарочные пасхальные яйца (снизу рисунка) нередко представляют собой произведения ювелирного искусства.

Чтобы разобраться, вспомним опять о I Вселенском соборе, на котором юлианский календарь был принят в качестве обязательного для всех христиан. Произошло это не случайно: главной целью Собора было объединить в ту пору еще разрозненные христианские общины, а помочь этому должен был единый календарь. Решался на Соборе и еще один очень запутанный вопрос: когда отмечать главный праздник христиан - Пасху. Дело в том, что сообщения евангелистов о точной дате Христова Воскресения противоречивы и разные христианские общины праздновали Пасху в разные дни. Многие из них объединяли ее с давним и еще незабытым языческим праздником весеннего возрождения природы, который по старинке "привязывался" к лунным фазам. Поэтому Пасха отмечалась не раньше первого весеннего полнолуния, но обязательно в воскресный день. "Солнечное" же начало весны - это весеннее равноденствие 21 марта. И если полнолуние случалось хотя бы на один день раньше равноденствия, то уже не считалось весенним: чтобы отпраздновать Пасху, приходилось дожидаться следующего полнолуния, которое попадало уже на апрель.

Астрономы составляли пасхалии, которые позволяли определять дату Пасхи на многие годы вперед.

После долгих дискуссий Собор предписал праздновать Пасху с соблюдением трех непременных условий: в воскресный день, вскоре после дня весеннего равноденствия и не раньше первого весеннего полнолуния. Но такое решение вызвало немалые сложности, да и само по себе было весьма противоречиво. Ведь принятый на том же Соборе юлианский солнечный календарь никак не учитывал фаз Луны. А время первого весеннего полнолуния приходилось рассчитывать по лунному или лунно-солнечному календарю, причем делать это заблаговременно. А все из-за того, что к Пасхе приурочены и другие христианские праздники, например Троица, а также посты, которые следует соблюдать и до, и после Пасхи.

В конце концов Церкви пришлось с помощью астрономов составлять специальные таблицы, по которым можно заранее определять даты наступления Пасхи, - так называемые пасхалии. В основе их лежал уже известный нам греческий метонов цикл, согласно которому 19 солнечных лет почти точно соответствуют месяцам.

Великий немецкий ученый XIX века Карл Гаусс, заинтересовавшись пасхалиями, разработал их математическую теорию.

Любопытно, что гораздо позже великий математик Карл Фридрих Гаусс (1777-1855) разработал математическую теорию пасхалий, подтверждающую, что Пасха никогда не бывает раньше 4 апреля и позже 8 мая.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пасха
СообщениеДобавлено: 14 апр 2012, 09:11 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Почему Пасха празднуется в разные дни? Что святят на Пасху? Пасхальные приметы, обряды и традиции


Почему празднование христианской Пасхи приходится на разные дни?

Почему каждый год празднование христианской Пасхи приходится на разные дни? Почему в этом году православная и католическая Пасхи совпадают, а в прошлом нет? – такие и подобные вопросы появляются очень часто. Вот что по этому поводу удалось выяснить.

— Время празднования христианской Пасхи изначально тесно связывалось с датой иудейской Пасхи, которая отмечается не по нашему, солнечному, а по еврейскому, лунному, календарю. Причина такой связи очень существенна: иудейская Пасха по своему смыслу является прообразом Пасхи христианской.

Суть иудейской Пасхи в том, что это праздник в честь чудесного освобождения евреев из египетского рабства, произошедшего в середине XIII века до нашей эры и описанного во второй книге Библии — в книге Исход.

Возвещая израильтянам об их предстоящем спасении, Господь предупредил: в ближайшую ночь в каждой египетской семье умрет первенец, ибо только такая кара Божия заставит египтян отпустить евреев из рабства. Чтобы наказание не коснулось евреев, двери их домов должны быть помазаны кровью заколотого накануне ягненка. Кровь агнца (ягненка) спасет еврейских первенцев от смерти и сделает возможным освобождение из рабства. Так и произошло. С тех пор евреи празднуют свою Пасху и ежегодно в память об этом событии закалывают пасхального агнца.

Еврейский пасхальный агнец — прообраз Иисуса Христа, Спасителя мира, Который Своей смертью на кресте, Своим распятием спас человечество от греха, проклятия и смерти. В Евангелии сказано: Христос — Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, Его драгоценная Кровь, пролитая на Голгофе, очищает нас от всякого греха. Поэтому отнюдь не случайно, что и само распятие Иисуса Христа совпало с днем иудейской Пасхи. Произошло это по еврейскому календарю 14 нисана, в пятницу, после весеннего равноденствия, в день полнолуния. Воскрес Иисус Христос, как известно, на третий день после распятия, который мы и называем воскресеньем. По этой причине и дата празднования христианской Пасхи тесно связана с Пасхой иудейской.

В течение первых трех столетий христианской истории существовали две практики празднования Пасхи: часть христиан отмечала ее вместе с иудеями — 14 нисана — как день воспоминания о распятии и смерти Спасителя, часть же (таких оказалось больше) — в первое воскресенье после 14 нисана как событие воскресения Христа из мертвых.

Возникшая проблема обсуждалась на I Вселенском соборе в 325 году. Было принято решение о единой дате празднования Пасхи всеми христианами: «…праздновать Пасху, после Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после оного, но не ранее весеннего равноденствия». (Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, стр. 703.)

Таким образом, все христиане мира праздновали Пасху (а также иные христианские праздники) вместе начиная с 325 года.

В 1054 году в Христианской церкви произошел раскол: римский патриархат отделился от Вселенской Христовой Церкви — появилась Римско–Католическая Церковь. Календарь же церковных праздников оставался единым. Расхождения в датах православных и католических праздников начались с 1582 года, когда папа Римский Григорий XIII ввел новое летоисчисление – григорианский календарь, или так называемый новый стиль. Он более точен астрономически, потому и принят теперь в большинстве стран мира.

Русская же Православная Церковь по-прежнему пользуется старым, Юлианским календарем, называемым в народе Православным потому, что жизнь и деяния Иисуса Христа происходили во времена, когда действовал Юлианский календарь (с 44 - 46 г. до н.э. и до 1582 года н.э.). Кроме этого в основу Юлианского календаря положен так называемый «литургический» год, который вмещает в себя совокупность праздников, постов, дней поминовения святых и Пасхалию, в связи с чем он стал основой Православного богослужения (после Никейского Собора 325 г., когда Юлианский календарь был объединен с Александрийской Пасхалией).

По Православному (Юлианскому) календарю Пасха, обязательно по хронологии, описанной в Евангелии, должна быть после еврейской Пасхи.

А по Григорианскому календарю католическая Пасха может совпадать с еврейской Пасхой или быть даже раньше нее.

Вот почему иногда, как в текущем году, католическая Пасха совпадает с православной, а в некоторые годы получается довольно большое расхождение.

Самостоятельно вычислить дату празднования Пасхи с 1-го по 3600 год возможно, прочитав с 700 по 713 страницу упомянутой нами «Настольной книги священно-церковно-служителя» и овладев методикой применения приведенных там таблиц № 3 «Вечная таблица пасхальных полнолуний» и № 4 «Вечная зрячая пасхалия».

P.S. Григорианский календарь, безусловно, точнее. Только вот нисхождение благодатного огня в Вифлееме, на протяжении сотен лет, происходит в день Пасхи только по Православному (Юлианскому) календарю, а не по какому-либо другому…

Благодарим за помощь, оказанную в подготовке данного материала, священнослужителей Свято-Покровской церкви протоиерея Петра Латушко и иерея Николая Богдановича (Беларусь)



Пасхальные приметы, обряды и традиции:


В церкви, украшенной праздничными рушниками, коврами, заполненной поясами, писанками, - идет праздничная служба. Недалеко от церкви, начиная с Страстного четверга, жгли костер и поддерживали его до Пасхальной ночи. Или (это входило в обязанности ребят) зажигали огонь в Пасхальную ночь.

Этой ночью горят в домах в красном углу лампадки или свечи. Зажигают свечи и на могилках усопших родных. Огонь, свечи, костры - непременные атрибуты


Bсе остатки пасхи собирают и закапывают в таком месте, где никто не ходит - чтобы не топтались по святой; бросают на воду (в реку), чтобы ушло за водой.

В чудодейственную силу скорлупы свяченых яиц также свято верят:
скорлупу от яиц или писанок держат на палках на огороде, чтобы не заводились в земле черви;
когда сажают чеснок, то скорлупы прикрепляют на двух воткнутый в землю палках, надеясь, что чеснок будет круглый, как яйцо;

Кости с свяченого поросенка закапывают, чтобы не шел град.

Кости из рыбы перетирают в порошок и пьют от колик.


Соль используют как лекарство от бельма у скота (вдувают в глаза); дают корове, чтобы лучше ела.


Хрен - лекарство от зубов.


Пшено сыпали цыплятам, чтобы не хватала их сорока или ворона.


Маком обсеивали коровники, чтобы ведьма коров не доила (ибо ей сначала нужно собрать этот мак); осыпали двор там, где был покойник, - чтобы не приступал к дому.


Мелом писали кресты на дверях, чтобы нечистая сила не вошла в дом; хранили как лекарство «от изжоги»; обводили могилы - чтобы ведьмы не раскапывали.


Свяченым ножом разрезали пасху и все священное. Затем его прятали, а летом, когда гром с градом, бросали на двор накрест лопату и кочергу, а между ними втыкали нож.
В этом ноже такая сила, что сразу можно заколоть им кабана.


Особым было отношение к полотенцу, в котором святили пасху. Его вытаскивали, когда у женщины начинались роды, чтобы легче было.

========
Первый день Пасхи

Наступал первый день пасхальных праздников. Как солнце всходит, старики выходят на двор и смотрят, как солнце «играет». Говорят, оно радуется, что «Христос воскрес», и делается то синим, то зеленым, то красным.
На Пасху должна быть такая же погода, как на Благовещение.
Когда на Пасху ясно светит солнце, то через три дня пойдет дождь.
Как облачно и накрапывает дождик, то будет хороший урожай.
В Пасхальные праздники все люди братаются между собой, приветствуют трижды: «Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!", - Полны веры, что Господь действительно воскрес.

Три дня в церкви правится праздничная служба.
Если кто хочет научиться какому ремеслу, должен на первый день Пасхи идти в церковь, и когда священник впервые скажет: "Христос воскресе!", То тихо ответить: что хочет научиться шить - «иголка в руках»; мастерить - «топор в руках »; т.д.
Строго запрещается любая домашняя работа (конечно, кроме кормления скота и птицы). Ходят в гости друг к другу, гуляют, поют. Женщины (а впоследствии - дети) идут к бабе, что у них повитухой была «бабувала». Несут ей гостинец - калач или пасху, яйца или писанки, платок.

Народные игры и развлечения на пасху

В этот день ребята обливают девушек водой, девушки же дарят им писанки, часто держа их за пазухой. Бывает, что девушка дарит парню писанку, выражая таким способом свою симпатию к нему.

А какие же Пасхальные праздники без развлечений, игр молодежи?
Играли в «навбитки», «чей отец сильнее»: двое, держа в руках яйцо, говоря: «Христос воскрес», ударяют одновременно друг о друга. Тот, чье яйцо больше, забирает разбитое себе.
А наиболее хитроумные делали «запел» («запусканку»): выкачивали из яйца через маленькую дырочку его «нутро», внутрь заливали воск (или напускали расплавленную сапожную смолу), ставили носком в горячий пепел - воск или смола оседали и, остыв, прочно скрепили скорлупу. После того и гуляли. Попробуй, чтобы настоящая яйцо осталось цела!

Любили и игру «в котючки»: с наклонной плоскости (на пригорке) в ряд пускают несколько яиц. Чье сходит в сторону, т.е. сбивается другим яйцом, достается тому, кто сбил это яйцо.

На праздник устраивали качели. На открытом месте закапывали на расстоянии две сохи, делали перекладку вверху, перебрасывали веревку и ладили внизу сиденья с дощечки. Во время качания девушек было много смеха и шуток.

На Гуцульщине все три дня после обеда девушки выводят хороводы «гагилки» возле церкви: круг образуют дети-девочки, за ними девушки, а затем молодые женщины. Распевая, все три круга движутся в противоположном направлении.
Пасхальные поверья

Светлый праздник Пасхи Христовой. Весенний праздник воскресения, оживание природы: все кругом радуется, сияет, торжествует.
Говорят, как кто умрет на Пасху, то душа его попадает прямо в рай: «этим днем Бог водит всех мертвецов в рай». До трех дней врата рая открыты (открытые и царские врата в иконостасе), и душа сразу полетит на небо, в рай.

В гроб умершему кладут красные пасхальные яйца: умерших на Пасху встречает сам Христос, христосуеться с их душами.
В народе есть вера, что в дни больших праздников становятся более активными демонологические существа, особенно живущие среди людей.
В ночь перед праздником ведьмы, до того как запоют «креста», обегают по хлевах и доят коров; в это время они свозят свою добычу - сыр и масло - чертям.
Именно в этот праздник попадалась редкая возможность увидеть, а если повезет - и обуздать ведьму:
как сторож откроет церковь, все ведьмы лезут целовать замок, чтобы они везде им самые открывалась;
пытаются ведьмы дернуть батюшку за ризы или вытереться ними: если не удастся, то она на целый год теряет свои чары.

http://www.nasha.lv/rus/blog/blogs/pranky/48012.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пасха
СообщениеДобавлено: 15 апр 2012, 09:22 
Не в сети
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428
Пасха история праздника в России

Содержание:
Славяно-арийский Пасхет
Древние ритуалы и Пасхальные символы
Языческие боги и православные святые
Пасхальные и языческие праздники
Пасха после реформ Никона
Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до н. э, избежав египетского рабства. Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами после воскресения Иисуса. К V в. православная церковь разработала свои правила и сроки празднования Воскресения Христова. Православные славяне приурочили к празднованию Пасхи множество обычаев, ритуалов, традиций, сохранившихся с языческих времен.

Славяно-арийский Пасхет

В большинстве мифов древних народов существовали умирающие и воскрешающиеся Боги. Так, ранней весной египтяне приветствовали друг друга словами: «Осирис воскрес!»

Славяне не придумали себе воскресающих богов, но зато у них имелся праздник, удивительно напоминающий своим названием Пасху.
Древнейший источник по истории славян «Веды» сообщает, что в первые века нашей эры Славянске племена отмечали особый праздник под названием «Пасхет», что приблизительно означало «Путь избавления».
Какое избавление имелось в виду. Пасхет был посвящен завершению 15-летнего хода славяно-арийских народов из Даарии - земли считающейся прародиной наших предков. Легенда гласила, что на земле поселились злобные существа - кощеи, убивающие людей. Но один из главных божеств славян Даждьбог не позволил победить «тёмным Силам из Пекельного Мира», которых собрали Кощеи на ближайшей Луне-Леле (в те времена у земли было 3 Луны: Леля, Фата и Месяц). Он уничтожил магическими силами Луну, начался огненный дождь, а вслед за ним и Всемирный потоп.
Даария погрузилась в океан, погибли тысячи людей, но многие сумели спастись. Легенда удивительно напоминает Библейский Всемирный потоп и исход Моисея из Египта, не правда ли?
Кстати - в память об этом событии появился всем нам известный обряд. Славяне в канун Пасхета, а праздновался он ранней весной, красили яйца охрой и били их друг об друга. Разбитые яйца считались символом ада, или кощеев, а неразбитые - победившего силы зла Даждьбога. Яйца красили в яркий цвет, чтобы напомнить об огненном дожде с неба после уничтожения кощеев. В праздновании Пасхета легко можно увидеть корни празднования более поздней христианской Пасхи.
Древние ритуалы и Пасхальные символы
16 апреля древние славяне торжественно отмечали окончание великой свадьбы неба и земли, готовность земли к плодородию, к посеву. Женщины пекли бабки цилиндрической формы как символ мужского начала, красили яйца как символ мужской силы, делали круглые по форме творожные блюда как символ женского начала.
У славян задолго до принятия христианства был распространен миф о том, как яйцо утки стало зародышем всего мира. «Вначале, когда в мирте не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-земля сырая, а из верхней встал высокий свод небесный». Вспомним, что в яйце была заключена смерть Кощея, от которой пошло все зло во Вселенной.
С яйцом связаны и другие обычаи. Так, наши предки писали на птичьих яйцах магические заклинания и молитвы, приносили их на языческие капища, клали к ногам идолов. Восточные славяне посвящали расписанные яйца самому грозному божеству Перуну.
В первых славянских городах (в деревнях этот обычай мало известен) влюбленные дарили весной друг другу крашеные яйца в знак симпатии.
Древние славяне были язычниками, как и подавляющее большинство народов в мире. Давно канувшие в Лету религии имели в своей основе веру в силы, недоступные пониманию людей. Собственно, и христианство основано на таком же мировоззрении.


Христианская вера, как и языческие верования, опирается на древнейшие представления человечества о загробном мире, о жизни после смерти. Древние славяне задолго до прихода христианства рассматривали мир как борьбу двух начал - плохого и хорошего; христианство, со своей стороны, переняло эти взгляды и укрепило их.

Основные пасхальные символы - ручьи, огонь, куличи, яйца и зайцы - имеют корни в далеком прошлом.
Ключевая вода ручья в традициях многих народов мира была необходима для очищения после болезней и всевозможных несчастий. Чистый четверг как бы воплотил в себе древние верования народов.
Пасхальный огонь является воплощением особо почитаемого огня очага. Древние люди почитали огонь как родного отца, он давал им тепло и вкусную пищу, защиту от хищных зверей. На древний праздник Пасхет всюду разводились костры, ярко полыхали дрова в очагах. Огонь имел магическое воздействие на людей, обладал очистительной силой. Европейские племена в начале весны разжигали многочисленные костры, чтобы прогнать зиму и достойно встретить весну.
Церковь сделала огонь символом Воскресения. Уже в самом начале распространения христианства в IV в. зародился обычай ставить свечу у алтаря во время ночной пасхальной службы - священное пламя символизировало Воскресение Спасителя. Верующие на протяжении всего средневековья придерживались обычая уносить домой из церкви горящие свечи, чтобы зажечь от них лампады или огонь в очаге.

Куличи, крашеные яйца, зайцы и кролики тоже не являются христианским открытием. Уже говорилось, что прообразы куличей - бабки - славянские женщины пекли весной с незапамятных времен, а зайцы всегда считались символом плодородия у многих народов. Прообразы крашенных яиц тоже заимствованы у древних племен как символ новой жизни, как маленькое чудо рождения.
Языческие боги и православные святые
Князь Владимир I в середине X в. провел своеобразную реформу языческих богов, чтобы упрочить свою власть. Рядом со своим теремом, на холме, он приказал поставить деревянных идолов, изображающих Перуна, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокошь.
В то же время на Руси уже было известно о христианстве (первые сведения поступили на Русь во второй половине IX в.). Желая расширить свою власть и на Византию, Владимир решил крестить Русь. В 988 г. князь сначала крестился сам, затем крестил своих бояр и под страхом наказания заставил принять новую веру всех киевлян и жителей других русских городов и деревень.
Так началась история христианства на Руси. Русичи постепенно перестали сжигать умерших на погребальных кострах, с каждым годом все меньше приносили в жертву деревянным идолам Перуна баранов, полностью перестали приносить идолам кровавые человеческие жертвы. Но в то же время они продолжали отмечать свои традиционные праздники, пекли блины на Масленицу, жгли костры на день Ивана Купала, почитали священные камни. Начался долгий процесс слияния христианства с язычеством, до конца не завершенный и в наше время.


Христианская церковь не смогла отвратить людей от привычных им праздников и обрядов. Сохранились документы, в которых приводятся сетования священников на то, что люди предпочитают языческие забавы и сборища посещениям церкви. Церковная процессия могла столкнуться на улицах города с толпой «русалок» и «упырей» в масках. Рядом с соборами устраивались скачки, турниры, игры. Тогда священники поступили по-другому: они постарались заменить старые языческие праздники новыми, христианскими. Древнейший славянский зимний праздник был приурочен церковью к Рождеству Христову, и мало кто знает, что колокольный звон тоже заимствован у язычников. Много веков назад славяне в самые холодные дни старались сильно шуметь, били в металлические предметы, чтобы возродить животворные солнечные лучи. Позднее на все большие христианские праздники в церквях стал раздаваться колокольный звон, но уже с другой целью - как приветствие Христу. На празднование христианского Рождества старые традиции наложили свой отпечаток: пение колядок и языческих песен, маскарады, святочные гадания стали традиционными.

Православная Богородица внешне напоминала языческую богиню земли и плодородия Ладу - мать Богов, старшую Рожаницу, позже Берегиню, тем самым объединяла старый и новый религиозные культы.
Древние славяне среди множества богов особенно почитали Волоса, или Пелеса, который «отвечал» согласно мифологии за загробное царство, за плодородие домашнего скота и благополучие лесных обитателей. Его спутником был кот. После принятия христианства церковь долго старалась запретить почитание и Пелеса, и его кота, но каждый год в конце мая во многих деревнях устраивались празднества, посвященные этому древнему Богу. Церкви пришлось найти «замену» — 22 мая было объявлено днем святого Николы.
Как и все земледельческие народы, славяне постоянно были озабочены будущим урожаем старались сделать все, чтобы год выдался удачным. В первых числах мая, с появлением всходов яровых, отмечался еще один весенний праздник - день бога Ярилы. Праздновался день солнца, позже переросший в христианский праздник Троицы. Славяне в этот день украшали лентами деревья, а ветками деревьев - дома. Летний солнцеворот венчал еще один языческий праздник - Иван Купала, теперь отмечаемый как рождество Иоанна Крестителя.
Яркий свет в церквях во время праздников и служб - тоже старинный обычай, существовавший на Руси задолго до принятия христианства. На всех языческих праздниках, и зимних, и летних, славяне жгли костры, зажигали лучины, совершали факельные шествия к капищам. Огонь изгонял злые силы, зимний холод, а летом - всевозможную нечисть. В христианской церкви значение огня изменилось; он считается дополнительным символом значимости Иисуса как Света Мира.

Пасхальные праздники и язычество
Во время языческих праздников многие древние племена зимой наряжали деревья. Христианство в лице монаха святого Бонифация сделало ель своим священным символом. Пытаясь переманить друидов в христианскую веру, Бонифаций утверждал в своих проповедях, что священный для друидов дуб сумел, падая, уничтожить все деревья, кроме ели. Поэтому христианство объявляло не дуб, а ель священным деревом.

После языческих святок (превращенных христианством в Рождество) и весеннего праздника Масленицы наступал новый знаменательный для славян период. Жители деревни собирались на молитву обращенную к Берегине.
Женщины становились в хоровод, одна из участниц - в одной руке держала хлеб, а в другой - красное яйцо, которое символизировало жизненную энергию, которую давало людям и всему живому солнце. Яйца в далекие времена красили только в красный цвет - это был цвет почитаемого у всех племен огня. Кроме того, у русских красный цвет был олицетворением красоты, христианские священники приурочили к этому времени праздник Великой Пасхи.

В это же время справлялся и праздник Красная горка. Славяне собирались на холмах и горках и приветствовали весну. У многих древних народов были свои священные горы, горки и крутицы, на которых разжигали костры, проводили священные обряды и моления. Один из древних заветов, обращенных к молодоженам, звучал так: «Вью, вьюница, отдай наши яйца!» В ответ молодые одаривали присутствующих крашеными яйцами, куличами, поили пивом и вином. На Красную горку на могилах родных катали красные яйца, позднее раздавая их нищим. Красная горка считалась на Руси самым подходящим временем для свадеб (второй такой период наступал после сбора урожая).


Ранней весной, когда земля освобождалась от снега и поля были готовь к принятию семян, древний человек совершал обряды, посвященные своим предкам, тоже лежавшим в земле. Крестьяне семьями ходили на кладбища, приносили «дедам» ритуальные поминальные блюда: кутью из пшенной каши с медом, куриные яйца. Задабривая умерших предков, люди как бы просили их помочь будущему урожаю.
Эти дни назывались у славян Радуницей (от слова «радоваться»). Люди, поминая умерших, считали, что они радуются весне и солнцу вместе с ними. Окрашенные в красный цвет яйца являлись символом связи мертвых с живыми, некоторые люди даже закапывали яйца в небольшие ямки рядом с могилой. Этот обычай встречался у греков и римлян в дохристианский период, когда на могилках родственников оставляли крашеные яйца как особый дар умершим. Женихи и невесты тоже оставляли на могилках родственников крашеные яйца, выспрашивая таким образом у них благословения на брак. Поминая родных, пили много вина и пива, отсюда даже родилась поговорка; «Выпили пиво об Маслянице, и с похмелья ломало после Радуницы».

В северных русских губерниях на Радуницу народ гулял, распевая, под окнами соседей песни которые напоминающие рождественские колядки, в каждой губернии звучали по-своему, но везде одинаково в ответ на них поющих одаривали крашеными яйцами, пряниками, вином и оладьями.
20 июля древние славяне особо почитали бога грозы Перуна, христианская же религия объявила этот день Ильиным днем. Это был один из самых мрачных дней во всем году - не пели песен, даже громко не разговаривали. Перун требовал кровавых жертв и считался грозным божеством, как позже и его христианский преемник. И хотя в народе 20 июли стали называть Ильиным днем, языческие традиции долго сохранялись: крестьяне собирали «громовые стрелы», не попавшие в черта и оставшиеся на земле, не пускали в этот день в дом ни кошек, ни собак, поскольку существовало опасение, что бог может воплотиться в этих животных. И священникам пришлось объявить согласно древнейшим традициям народа, что на Ильин день нельзя работать в поле.

Пасха после реформ Никона
До реформ патриарха Никона Пасха более походила на большое языческое празднество, чем на торжество победы Христа над смертью.
На Страстной неделе понедельник считался мужским днем, парни обливали девушек водой, при этом считалось, что, если девушка останется сухой, она недостаточно красива и хороша для женихов. Во вторник девушки мстили парням, обливая их в отместку, - день был женский. В среду и четверг вся семья тщательно убиралась в доме и в хозяйственных постройках, наводила порядок, выбрасывала старый хлам.
Великий четверг называли еще чистым, ведь в этот день по древним языческим традициям следовало еще на рассвете искупаться в реке, озере или в бане. Христианские традиции переняли эти ритуалы, и в каждый «чистый» четверг все верующие не только мылись в банях и водоемах, но и вычищали все жилые и дворовые помещения. В северных районах Руси собирали ветки можжевельника или пихты, сжигали их, дымом окуривали жилище, амбар, хлев. Считалось, что можжевеловый дым является оберегом от нечистой силы и болезней.

В пятницу нельзя было ничего делать, кроме самых необходимых дел. В этот день красили яйца и ставили тесто на куличи, а замужние женщины разносили по бедным домам продукты для пасхального стола. В субботу весь день продолжались службы, в храмах освящались куличи, крашеные яйца и пасха. Простой народ, кроме костров, зажигал смоляные бочки, мальчики расставляли повсюду факелы и плошки с горящим маслом. Самые смелые ставили фонари на купол церкви. Оставшиеся от костров угли потом хранили под стрехой крыши, чтобы не было пожара.

На Святой неделе, следующей за Пасхой, верующие пели песни, ходили толпой по домам. Называли эту толпу волочебником, а ее руководителя - починальником. Первая песня была обращена к хозяину и хозяйке, в ней прославлялись строительство дома, богатство, благочестие. Также упоминалось, что Святой Георгий оберегает коров, святой Николай - коней, святой Илья хранит поля, Пречистая Мать засевает, а Покров собирает урожай. После каждой строки непременно исполнялся припев: «Христос Воскресе». Эти песни имели глубокие языческие корни, они исполнялись еще в те времена, когда о христианстве никто не знал. Земледельцы в песнях выказывали озабоченность будущим урожаем, беспокоились о сохранности скота. В польских землях славяне во время шествия носили с собой живого петуха, которого рассматривали как символ воскресения.

Всю неделю на возвышенных местах горели костры как символ победы весны над зимой.
По дворам ходили священники с иконами в сопровождении так называемых богоносцев (как правило, благочестивых старух и стариков). Богоносцы носили с собой свечи для продажи и кружки для сбора пожертвований на устройство церквей. Свита священника непременно одевалась в праздничные одежды и подпоясывалась белыми рушниками, а пожилые женщины повязывали головы белыми платками. Сначала все собирались у церкви, священник благословлял куличи с горящими свечами и совершал крестный ход вокруг храма. После этого начиналось пасхальное шествие по домам и дворам. О начале хода сообщал колокольный звон. Хозяева ждали гостей - зажигали свечи у икон, застилали стол новой белой скатертью и ставили на него круглую ковригу и два хлеба, а под один из углов скатерти прятали «четверговую» соль. Хозяин без головного убора встречал дорогих гостей и, пока шел молебен, стоял перед священником и его свитой. В это же время женщина держала в руках икону Божьей Матери. Мужчины считали тихонько вслух, сколько раз священник произнесет слова: «Иисусе, сын Божий». Пели это было сделано менее двенадцати раз, они хором просили повторить молебен,
Во дворах отдельно служили молебен о скоте. Накрывали столы, на них ставили «скотскую пасху» - куличи. После молебна куличи делили на кусочки и скармливали скоту, чтобы он весь год был здоров и плодовит. Священник по особой просьбе мог освятить воду в колодце. В некоторых селениях во время этого обряда мужчины снимали с себя нагельные крестики и освящали в воде, а кормящие женщины омывали грудь святой водой, больных ребятишек окропляли, чтобы они выздоравливали.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



.