Мама в сети  

Мама в сети, главная, новости

 

Наши странички

 

Растем и развиваемся

 

поделки своими руками

 

Маленький гурман

 

Семейные праздники

 

Отдых с детьми

 

Детская комната

 

Школа креативных мам

 

Красивая мама

 

Клуб "Мама в сети"

 

Наши друзья

 

 Форум Мамин град - территория вдохновения

Главная::Растем и развиваемся::Развивающие игры

Игры для малышей по методам Марии Монтессори, которые легко проводить дома

Мария Монтессори - известный итальянский педагог, в честь которой было названо целое педагогическое направление – Монтессори-педагогика.
Мария Монтессори родилась в семье А.Монтессори, 31 августа в 1870 году, в маленьком провинциальном городке Чиаpавалле. Свою первую школу она открыла в 1907 году. В этой школе педагогами проводились занятия с умственно отсталыми детьми. С помощью ряда своеобразных заданий, упражнений и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, эти дети так успешно обучались, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей. Тогда это так поразило М.Монтессори, что она писала: "... что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?" М. Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу.

Что главное в педагогике М.Монтессори?

В этом направлении ребенок рассматривается как личность с самого рождения. Каждый ребенок, как и каждый человек, уникален. В этом и заложено ее главное отличие от других систем. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, развиваться; и все это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые же организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам.

Основной принцип метода Монтессори

Метод Монтессори основан на принципе наблюдения за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Но самое главное в методе – это понимание того, что мир детей и мир взрослых — это совершенно разные миры.

Девиз метода Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".

М. Монтессори открыла одно из важнейших отличий детского мира от взрослого — наличие так называемых сенситивных (то есть наиболее восприимчивых) периодов восприятия мира. Этих периодов несколько, и во взрослом состоянии они уже никогда не повторяются.

Сенситивные периоды развития ребенка – это те периоды, когда развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком. Например, даже современные психологи подтвердили, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам:
от 0 до 6 лет проходит развитие речи;
до 5,5 сенсорное развитие;
с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки, когда дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни;
от 0 до 3 лет – это период восприятия порядка, период активного взаимодействия со взрослыми.

Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.

Ребенок учится самостоятельно с помощью специальных Монтессори – материалов, в которых заложена возможность самоконтроля, когда малыш сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Метод Монтессори состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, учитель.

Конечно, полный комплект пособий Монтессори стоит достаточно дорого и места занимает немало. Полноценную развивающую обстановку можно создать только в специальном Монтессори-центре. Однако и дома, пользуясь тем, что у вас уже есть, можно создать среду, наиболее благоприятную для развития ребенка и его самостоятельных занятий, для которых не нужны дорогостоящие пособия.

Подобрать крышечки к бутылочкам. Размер, цвет.

Возьмите несколько разноцветных бутылочек с крышечками, например, из-под Агуши, Растишки (те, у кого детки до 3х лет, выпейте Растишку сами, а бутылочку оставьте), может из-под питьевых йогуртов - ну что найдете под рукой.

Дайте ребенку и попросите подобрать крышечки к бутылочкам. Ребенок может подбирать крышечки в соответствии с размером отверстия, могут подбирать по цвету.

Веселые прищепки.

Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.

Сюжетно-ролевые игры для развития речи
Купите несколько фигурок животных из резины или пластмассы:

1) Передвигайте их одновременно с тем, как имитируете их звуки. Например, берите поросенка, передвигайте его по столу, и говорите, "Хрю-хрю". Есть целая категория детей которые не связывают звук с обьектом без кинетического компонента.
2) Отличная игра - собрать все имеющиеся в доме машинки (вагончики) и всех мелких зверей, и играть в вокзал:
усаживать вместе с ребенком зверя в транспорт и отправлять: "ту-тууууу"! или "би-биииии"! "покаааа!" И так раз десять подряд.
А потом Вы только сажаете зверя и толкаете - ребенок непременно в какой-то момент практически рефлекторно скажет то самое "ту-туууу".
Помогает развитию речи.
3) Насыпьте в миску зерен фасоли, горошка, гречки, риса. Спрячьте там фигурки зверей,и попросите ребенка найти, кто спрятался в крупе?:-)
Полезно для развития мелкой моторики.


"Цветные цилиндры"

Один из вариантов этой игры представляет собой цилиндры, сделанные из дерева и окрашенные в разные цвета - по 5 цилиндров каждого цвета. Цилиндры, окрашенные в один цвет, различаются по высоте. Цель этой игры научить ребенка сопоставлять величины, выстраивать ряды - серии одинаковых по определенному признаку цилиндров. На этом материале ребенок научиться распознавать не только "большой" и "маленький" цилиндры, но и "самый большой", "поменьше", "средний", "маленький", "самый маленький". Ребенок научится различать предметы, ненамного отличающиеся друг от друга по величине. К тому же это прекрасный счетный материал. Можно также добавить ряд упражнений, развивающих логику: построить "заборчики" разной степени сложности: Выстроить заборчик из цилиндров одной высоты ( их может быть только 5).
-Выстроить заборчик одного цвета.
- Разделив цилиндры на две группы: 5 цилиндров одного цвета - малышу, 5 цилиндров - тому, кто с ним играет, построить совместно двухцветный "заборчик". Пример: "Я ставлю красный, ты синий, я красный, ты синий, я - красный, ты - ?" Так вы привьете ребенку ощущение закономерности, обусловленное вами.
- Продолжите занятия по тому же принципу, усложняя задачу – используйте три цвета, четыре, пять. Больше инициативы отдавайте ребенку. Построение "заборчика" может быть связано с величиной, например: большой - маленький, большой - средний - маленький. Можно вводить и другие понятия: высокий - низкий, длинный - короткий.
Для этих игр покупаем в магазине 5 наборов деревянных цилиндров (по 5 штук в каждом), окрашиваем их в разные цвета, например самые большие – красные, чуть поменьше – оранжевые и т.д. желтые, зеленые, синие. Все покрываем бесцветным лаком (можно паркетным).


Еще несколько занятий в форме игры по системе Монтессори

“Разложим по порядку”
Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

“Волшебное сито”
Скажите: “В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

“Выловим из воды”
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

“Не просыпь и не пролей”
Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него треднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

“Лепим колобки, колбаски и блинчики”
Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать “колобки” (скатывать шарики), “колбаски” и “блинчики”. Потом из этих “заготовок” можно “собрать” фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию – победите соблазн лепить вместо него.

“Открой и закрой”
Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

“Была лужа – и нет ее”
Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

“Смети, но не просыпь!”
Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно – тогда на пол ничего не просыпется.

“Ну-ка, вылови”
Поставьте на поднос две тарелки: слева – глубокую, а справа – мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду – собрать губкой.

“Пересыпаем ложкой”
Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

“Готовим лекарства”
Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

“Посыпаем дорожки”
Предложите ребенку посыпать “песком” (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их “щепоткой”), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать “сахаром” песочный “торт” и т.п.

«Смешивание акварели»
Материал. Несколько пробирок в стойке (можно заменить прозрачными стаканчиками). Три баночки с основными цветами акварели: красным, синим, желтым. Пипетка. Все это на подносе. Тряпочка пли губка. Работа с материалом. Ребенок ставит поднос с материалом перед собой. Он берет пипетку, набирает одну из данных красок и капает несколько капель в первую пробирку. Затем он таким же образом добавляет туда несколько капель другой краски. Встряхивает пробирку и видит, что краска изменила свой цвет. Ребенок продолжает работу.

«Перекладывание шариков»
Материал. На подносе стоят две маленькие миски (одна из них с водой), лежит ситечко с ручкой. В воде плавают 3-4 пластмассовых теннисных шарика. Маленькая губка.
Работа с материалом. Ребенок приносит с полки материал, ставит его перед собой. Миска с водой и шариками стоит слева. Ребенок берет в правую руку ситечко и с его помощью перекладывает плавающие шарики в пустую миску. Он замечает, что вода проливается в дырки ситечка и что пластмассовые шарики не тонут в воде. Ребенок работает правой рукой, тренируя мелкую моторику. Если на подносе после работы остались капли воды, ребенок вытирает их губочкой. осуществляй тем самым самоконтроль над ошибками.

Поделись с друзьями:




Игры с ребенком:

Раннее развитие:

Пособия:

Творческая мастерская

Присылайте нам свои работы на info@maminsite.ru

Яндекс.Метрика
Главная::Наши координаты::Форум::Реклама на сайте